Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет микроэкономики



2015-11-07 1709 Обсуждений (0)
Предмет микроэкономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Eumi 002196/ 12.10.2010

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению курса «Микроэкономика»

для студентов заочной формы обучения ФМ, ФМЭО,ФЭУТ, ВШТ, ВШУБ.

МИНСК 2010

Под редакцией профессора, д.э.н. А.В. Бондаря и доцента, к.э.н. В.В.Рымкевича

Авторы: Доценты, к.э.н.- Корнеевец И.В., Коломыс Э.В., Кунявская С.М., Рымкевич В.В,, Ходас А.К.

Ассистенты- Авдеенко Н.М.,Жигунов Д.И, , Яхницкая Н.А.,Шарова К.И.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение в микроэкономику………….………………………………………………………..4

Теория поведения потребителя………………………………………..……………………………………16

Рыночное поведение конкурентных фирм …..……………………………………………….25

Чистая монополия …………………. ………………………………………………………………..30

Монополистическая конкуренция……….……………………………………………………35

Олигополия ……………………… …………………………………………………………….42

Рынок труда………………………………………………………..……………………………60

Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль..………..66

Рынок земли……………………………………..………………………………………………………….80

Общее равновесие и общественное благосостояние…………………………………………86

Теория внешних эффектов……………………………………………………………………………100

Информация, неопределенность и риск в экономике …………….…………………………….118

Теория общественного выбора………………………………………………………………125

Доцент, к.э.н.,Корнеевец И.В.

Тема 1: Введение в микроэкономику

  1. Предмет микроэкономики
  2. Концепция экономического рационализма
  3. Применение и границы микроэкономической теории
  4. Микроэкономическая теория и практика
  5. Методы микроэкономического анализа

Предмет микроэкономики

Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Непосредственным предметом микроэкономики является эффективное использование ограниченных ресурсов, принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Многовариантность применения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования – еще и относительной редкостью. Редкость ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного количества различных целей, которые ставят перед собой люди для удовлетворения своих многообразных потребностей и желаний. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они определили перед собой.

Возвращаясь к определению предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Экономика изучает экономическое поведение людей,т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Таким образом, в микроэкономической теории особое значение имеет изучение: во-первых, экономического поведения людей, во-вторых, принятие экономическими субъектами решений и осуществление ими экономических действий в условиях выбора одного из альтернативных вариантов, исходя из редкости благ и их ограниченности. Микроэкономику отличает особый подход к затратам и результатам, а понятие альтернативные издержки является одним из исходных.

Главная задача субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить (как удовлетворить общественные потребности)? – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить (как использовать ресурсы)? – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить (кто получит произведенный продукт)? – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

 

1.2. Концепция экономического рационализма

Микроэкономика опирается на ряд фундаментальных предпосылок:

экономический атомизм, означающий, что микроэкономика делает акцент на поведении экономических субъектов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;

экономический рационализм, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат; сравнение их в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического субъекта, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Если предметом изучения является экономическое поведение хозяйствующих субъектов на микроуровне, то какое именно экономическое поведение имеет смысл изучать? Такое поведение, которое приносит наилучшие результаты при наименьших затратах, т. е. рациональное экономическое поведение.Решения, которые в заданных условиях приносят наилучшие результаты, называются эффективными. Из набора (или алгоритма) эффективных решений в сфере хозяйственной деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления складывается рациональное экономическое поведение как потребителей, так и производителей разных видов продукции. Заметим, что в экономической теории понятия «рациональность» и «эффективность» очень близки: рациональное поведение или решение приводит к наиболее эффективному результату. Смысл рациональности – стремление к оптимизации, к достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоде при минимальных затратах.

Поведение действующих в единой хозяйственной системе субъектов экономики взаимообусловлено. И хотя взаимообусловленность их поведения носит многофакторный характер, определяющее место занимает цена. От цен на блага зависит спрос на них, а цены на ресурсы определяют факторные доходы. Определяя уровень доходов и затрат участников рынка, цены выступают побудительными сигналами изменения поведения и становятся регулятором рыночной системы в целом. Поэтому выяснение вопроса, как формируются и почему изменяются рыночные цены – исходная проблема микроэкономического анализа. Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности и цены, формирования объемов выпуска и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия. Решающую роль в функционировании рынка играют цены. Наиболее видный представитель неоконсерватизма Милтон Фридмен назвал механизм цен «нервной» системой рыночной экономики и выделил три функции цен: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности (впервые эту функцию отметил в 1945 г. Ф. Хайек). Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты, применяя наиболее экономичные способы производства. Наконец, третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все эти функции тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказывается и на других.

Рациональная деятельность человека преобразует окружающую среду в соответствии с его потребностями, обеспечивает соединение факторов производства, причем наилучшим образом, наиболее эффективно. В результате увеличиваются возможности людей в использовании ресурсов, а, следовательно, удовлетворяются их растущие потребности в различных благах. Такая функция человека – рациональное, преобразующее, созидательное поведение – лежит в основе модели «человека экономического»(или «homo economicus»).

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде оказываются перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ.

Таким образом, мы видим, что концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце концов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

Полная рациональность, как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности. Гипотеза о полной рациональности основана на достаточно сильных допущениях абстрактного характера. Поэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие гипотезы.

Ограниченная рациональность(концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека.

Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными и познавательными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции, а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения. Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика. Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь речь идет об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что дешевые товары повседневного спроса отличаются и низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими, или как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок определенного товара и не будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.

В случае органической рациональности (сторонники концепции – американские экономисты А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями – выбрасывать окурки из автомобиля при остановке на светофоре в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Ф. Хайек подчеркивал, что «... моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.

На этом уровне рациональности учитывается группа факторов, связанных не только со стремлением человека к получению материальных благ, но и другие мотивы экономического поведения – нематериальные стимулы (духовные потребности, удовлетворенность самим трудом, потребность в самореализации, в ощущении своей значимости). Учитывается и такой психологический стимул поведения человека, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других).

Важной частью любой модели являются условия, или допущения, при которых модель верна и работает. Перечислим основные условия, без которых невозможно рациональное экономическое поведение: обладание полной (всей) информацией о рынке; способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные вычисления, прогнозы); свобода выбора, свобода принятия решений; свободный доступ к ресурсам, свободное их перемещение т. д. Такие идеальные условия создают возможность для принятия самого лучшего, наиболее эффективного решения, т.е. обеспечивают полную рациональность.Поэтому и сама модель рационального экономического поведения считается идеальной. Она работает в лабораторных условиях «чистого эксперимента» по сравнению со множеством «помех» далеко не идеальных условий реальной жизни, искажающих рациональное поведение.

 



2015-11-07 1709 Обсуждений (0)
Предмет микроэкономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет микроэкономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)