Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена–потребление». Построение кривой индивидуального спроса
Кривые безразличия и бюджетные линии можно использовать для анализа влияния изменения цен на поведение потребителя и построение кривой индивидуального спроса. При понижении цены на товар Х бюджетная линия изменяет свой наклон (см. рис. 2.4), потребитель теперь может приобрести большее количество товара Х, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более высокие кривые безразличия. Равновесие потребителя смещается из точки А в точку В. Если соединить все точки равновесия потребителя с постоянным доходом но разными ценами товара Х, получим кривую PC, которая называется кривой «цена-потребление». Кривая цена-потребление (PC – price-consumption) представляет – это множество всех оптимальных комбинаций товаров X и Y при изменении цены товара X и неизменном доходе потребителя. Если потребитель покупает Q1 товара X при цене Р1 и Q2 при цене Р2, то на основании этой (и подобной) информации можно построить линию D, характеризующую объем спроса на товар X как функцию его цены (cм рис. 2.4 б). При изменении дохода потребителя бюджетная линия сдвигается параллельно. Если соединить все точки равновесия потребителя для разных уровней дохода, то получим кривую доход-потребление (см. рис. 2.5)
Кривая доход-потребление (IC – income-consumption) – это множество оптимальных комбинаций товаров Х и У при изменении дохода потребителя и неизменных ценах товаров Х и У. Для нормальных товаров кривая доход-потребление имеет положительный наклон, т.к. с ростом доходов потребитель увеличивают покупки данных товаров. Например, с ростом доходов потребитель увеличивает расходы на покупку таких товаров как одежда, обувь, бытовые услуги и др. (см. рис. 2.5.а) Для низших товаров кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон, поскольку с ростом доходов потребитель сокращает расходы на покупку данных товаров. Например, потребитель может рассматривать растворимый кофе как дешевый заменитель натурального, при низком уровне доходов он покупает растворимый кофе, но с ростом доходов он сокращает расходы на покупку растворимого кофе и заменяет его натуральным. Другими примерами низших товаров может служить колбаса и сосиски низких сортов, плодово-ягодные вина, маргарин и т.п. Если на горизонтальную ось нанести величину доходов потребителя, а на вертикальную – расходы, то на основе кривых доход-потребление можно построить кривые Энгеля. Кривая Энгеля – это кривая доход-расходы, которая показывает как изменяются расходы на определенный вид товаров при изменении доходов потребителя.
На рисунке 2.6 показаны кривые доход-расходы для отдельных видов товаров. Для нормальных товаров, например, таких как продукты питания и одежда, кривые Энгеля имеют положительный наклон. Расходы на продукты питания растут, а затем стабилизируются, так как потребность в продуктах питания насыщается. Кривая Энгеля для одежды имеет возрастающий наклон, так как почти весь прирост дохода потребитель расходует на покупку одежды. Для низших товаров наклон кривой Энгеля отрицательный, при низких уровнях дохода потребитель увеличивает покупки низших товаров, по достижению какого-то уровня дохода I1, потребитель сокращает покупки низших товаров и переключается на более качественные (рис. 2.6 в).
Кривые расходов на все потребляемые товары могут быть представлены на одном графике, см. рис. 2.7. Первоначально, при низких уровнях дохода потребитель все свои средства расходует на покупку продуктов питания и одежду. С ростом доходов потребность в продуктах питания насыщается, расходы на них стабилизируются. Все больше средств расходуется на другие товары, появляются сбережения.
Кривые безразличия и бюджетные линии можно использовать для анализа влияния цены на выбор потребителя и доказательство закона спроса. При снижении цены действуют два эффекта: эффект дохода и эффект замещения. Эффект замещения – это изменение объема спроса на товар связанное с изменением относительной цены товара. Эффект замещения состоит в том, что при понижении цены товара, его относительная цена понижается (т.е. он становится дешевле относительно других товаров) и потребитель замещает данным товаром другие товары. Эффект дохода – это изменение объема спроса на товар связанное с изменением реального дохода потребителя. Эффект дохода состоит в том, что при понижении цены покупательная способность имеющихся у потребителя денег повышается и он может приобрести больше как данного товара так и других товаров. Действие эффекта дохода для разных типов товаров различно. Для нормальных товаров, при повышении реального дохода потребитель увеличивает покупки данного товара, а для низших с ростом реального дохода потребитель сокращает потребление данного товара. Эффект цены – это сумма эффектов дохода и замещения. Эффект цены всегда отрицательный, т.е. при понижении цены товара, объем спроса на товар возрастает, при прочих равных условиях. Это отражает действие закона спроса. Для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода отрицательные и общий эффект цены также отрицательный. Для низших товаров эффект дохода положительный (при понижении цены и росте реального дохода, потребитель сокращает покупки низшего товара), но он перекрывается эффектом замещения, так что общий эффект цены остается отрицательным. Исключением из закона спроса являются товары Гиффена, для которых действие эффект дохода перекрывает действие эффекта замещения. Примером таких товаров могут быть товары первой необходимости для очень малообеспеченных слоев населения (картофель у ирландских бедняков в середине XIX в.). При повышении цены такого товара потребители отказываются от других товаров в пользу данного, поскольку он является самым дешевым и составляет основу потребления. Покажем действие эффектов дохода и замещения для нормальных товаров (рис. 2.8). Первоначально потребитель располагает доходом I1 который позволяет ему достичь кривой безразличия U1 в точке равновесия Е1. При понижении цены на товар Х бюджетная линия поворачивается наружу, поскольку потребитель теперь может купить большее количество товара Х, это позволяет потребителю достичь более высокой кривой безразличия U2, точка равновесия перемещается в E2. Увеличение покупок товара Х с Х1 до Х2 отражает действие эффекта цены. Для того что бы выделить эффект замещения необходимо построить вспомогательную бюджетную линию I’, наклон которой будет совпадать с кривой I2 и отражать изменение относительных цен товаров. В точке касания вспомогательной бюджетной линии I’ получим промежуточную точку равновесия потребителя Е’. Переход потребителя из точки равновесия Е1 в точку Е’ по первоначальной кривой безразличия связан с изменением относительной цены товара Х, т.е. товар Х стал дешевле относительно Y, поэтому потребитель увеличил его покупки. Следовательно увеличение покупок с Х1 до Х’ – отражает эффект замещения. Переход потребителя из точки Е’ в точку E2 вызван ростом реального дохода, т.к. бюджетная линия I2 проходит параллельно выше бюджетной линии I’, т.е. доход потребителя вырос и он увеличил покупки товара Х.Следовательно увеличение покупок с Х’ до Х2 – отражает эффект дохода.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |