Часть 1. Чистая монополия
1. Чем отличается конкуренция от чистой монополии?
2. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть: а) эффект масштаба; б) финансовые барьеры; в) лицензии; г) связи с исполнительной или законодательной властью; д) необходимость дачи взятки; е) рекламная кампания; ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм. Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в Украине и в стране с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?
3. Что такое "естественная монополия" и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?
4. В чем причины высокой монополизации экономики Украины?
5. Почему нельзя полностью отождествлять монополизм западного образца с монополизмом в Украине?
6. Каковы причины возникновения монополии?
7. "Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными". Как Вы оцениваете это утверждение?
8. Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие - незначительной? Что бы Вы включили в понятие "монополистическая власть"? При каких обстоятельствах фирма будет обладать монопольной властью?
9. Какие факторы оказывают влияние на монопольную власть? Как влияет концентрация производства на монопольную власть? В каком из двух вариантов монопольная власть выше: а) на рынке присутствует пять фирм, каждая из которых имеет равную долю в совокупном объеме продаж; б) доли продаж фирм распределены следующим образом: 1 фирма - 25 %, 2 - 10 %, 3 - 50 %; 4 - 7%; 5 - 8 %? .
10. Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции? 11. Как кривая спроса, с которой сталкивается действующий в условиях чистой монополии продавец, отличается от кривой, противостоящей чисто конкурентной фирме? Почему она отличается? Какое значение имеет различие? Почему кривая спроса чистого монополиста не является совершенно эластичной?
12. Почему в условиях "чистой" монополии линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции?
13. Может ли монополист снижать цену каждой последующей (дополнительной) единицы продукции, не снижая при этом цену предшествующих единиц?
14. Чем определяется цена и объем производства в условиях монополии?
15. "Чистый" монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он - единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар - абсолютно неэластичная. Вы согласны с этим утверждением?
16. В чем заключается различие между снижением цен с целью привлечь клиентов и снижением цен с целью установить монополию?
17. "Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он, если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?!" Каков Ваш ответ на этот вопрос?
18. Представьте, что Вы - "чистый" монополист. Динамика средних издержек, валовой прибыли и прибыли на одну единицу продукции складывается у Вас следующим образом: при продаже 6 единиц продукции прибыль на единицу продукции снижается, зато максимальна валовая прибыль. Но если Вы будете продавать только 5 единиц продукции, то прибыль на единицу продукции будет максимальной. На каком варианте Вы остановитесь: продавать 5 или 6 единиц продукции?
19. Представьте себе, что монопольный производитель стали, назначает цену на нее в 1000 ден.ед. за тонну. При этой цене предельные затраты также равны 1000 ден.ед. Максимизирует ли этот монополист прибыль?
20. Примем, что монополистический издатель согласится платить автору 15% валового дохода от продаж текста. Захотят ли автор и издатель назначить одинаковую цену за рукопись? Объясните.
21. Предположим, что кривая спроса фирмы лежит ниже кривой ее средних валовых издержек на всех уровнях производства. Можете ли Вы представить себе какое-нибудь условие, при котором производство могло бы быть прибыльным?
22. С точки зрения устойчивости экономической прибыли, разница между краткосрочным и долгосрочным периодом времени - для кого она важнее: для совершенного конкурента ("ценополучателя") или несовершенного конкурента ("ценоискателя")?
23. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?
24. Если ценовая эластичность спроса на продукцию монополиста равна - 1 при текущем уровне выпуска продукции, то может ли монополист увеличить свой доход, продавая больше или меньше товара?
25. На графике (рис. 7.1.) изображена линия спроса и три варианта кривых предельного дохода: MR1, MR2, MR3. Какой из этих вариантов MR правильный? Почему?
Рисунок 7.1.
26. Что является объектом выбора монополиста: уровень цены, соответствующий предельным издержкам, или уровень предельных издержек, соответствующий рыночной цене? (Подсказка: не забывайте о том, что при монополии MR<P).
27. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?
28. Надежно ли разделен рынок, когда: а) врачи назначают разную цену за свои услуги богатым и бедным пациентам? б) разная входная плата в выставочную галерею для детей и взрослых? в) разный уровень гонорара за свои услуги для богатых и бедных, который устанавливает консультант по составлению таможенных деклараций? г) отпуск электроэнергии по разным тарифам населению и промышленным предприятиям?
29. Для каждого из следующих утверждений, относящихся к чистой монополии, укажите, считаете ли Вы данное утверждением истинным или ложным и кратко обоснуйте свою позицию: а) выпуск, который предпочитает естественная монополия, находится на таком уровне, который минимизирует долгосрочные средние издержки; б) долгосрочной кривой предложения чистого монополиста не существует; в) в ответ на смещение кривой его предельных издержек вверх чистый монополист увеличивает цену и сокращает выпуск; г) цена долгосрочного равновесия будет выше, а долгосрочный равновесный выпуск отрасли будет ниже, если монопольной, а не совершенно конкурентной.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2563)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |