Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 19.Теория правового гос-ва: История и современность



2016-01-26 451 Обсуждений (0)
Вопрос 19.Теория правового гос-ва: История и современность 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма правления

 
 

 


Монархия Республика нетипичные формы правления

           
     


абсолютная ограниченная парламентар президент смешан монархич-ая республиканская

ная ская ная республика монархия

 

конституц. сословно-представит.

парламентарная дуалистич-ая

Монархия – форма правления, в которой глава гос-ва получает свою власть по наследству, без какого-то ни было участия со стороны населения/других органов гос-ва, при этом срок его правления неограничен, и он не несет какой-либо ответ-ти перед населением. Монархия делится в зависимости от наличия/отсутствия иных высших органов власти помимо монарха, а также наличием/отсутствием разделения полномочий между монархом и иными органами власти: абсолютная монархия (монарх является единственным высшим органом власти и обладает всей полнотой гос. власти, н-р, в современном мире: Саудовская Аравия, Ватикан…); ограниченная монархия (гос-во, в котором власть монарха ограничена наличием другого высшего органа власти, при этом гос-но-властные полномочия разграничены между монархом и иными высшими органами власти). Ограниченная монархия делится в зависимости от того, по какому критерию формируются иные высшие органы власти и на основании чего (спец-го акта/традиции) ограничивается власть монарха): сословно-представительская монархия–монархия, в которой власть монарха ограничивается на основании традиции органов формируемых по критерию принадлежности к определенному сословию (сословно-представительным органом). Как правило, сословно-представит. орган имеет совещательный хар-р. В современном мире сословно-представит. монархии нет. Это историч-ая форма гос-ва, которая представляла собой пережитки родоплеменного строя до абсолютной монархии, н-р, Боярская дума. Конституц-ая монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании особого юридич. док-та (К-ции) выборных представительных коллегиальных органов власти. Конституц-ая монархия делится в зависимости от объема полномочий монарха: дуалистическая монархия – гос-во, в котором монарх обладает всей полнотой исполнит. власти, при этом его полномочия шире, чем полномочия исполнит-но-распорядительные. Он обладает влиянием на законодат. власть, правом абсолют. вето, а также правом роспуска представит-го органа. В современном мире дуалистич. монархий нет, н-р, Россия между 1905г. и 1917г.; парламентарная монархия – гос-во, в котором монарх не обладает никакой реальной властью, он является лишь данью традиции. В таком гос-ве фактически власть строится по принципу разделения властей, н-р, Великобритания, Монако, Япония, Испания. Республика – гос-ая власть организуется на основе принципа разделения властей, при этом по меньшей мере один высший орган власти имеет выборный хар-р и несет ответ-ть перед населением. Признаки республики: 1. глава гос-ва формируется, как правило, путем выборов/назначение, не наследственным путем; 2. власть организуется на основе принципа разделения властей, т.е. сущ-ет более одного высшего органа власти, при этом полномочия гос. власти разграничены между ними; 3. высшие органы власти несут ответ-ть перед населением, прежде всего, выборные органы власти имеют ограничения по сроку полномочия, т.е. ответ-ть может быть выражена в том, что после окончания срока полномочий они не продляются. Сущ-ет возможность досрочного прекращения полномочий (импичмент, отзыв). В зависимости от того, кто (Президент/Парламент) формирует Правит-во и перед кем Правит-во несет ответ-ть, все республики классически делят на 2 вида: президентские и парламентарные (парламентские). В последнее время активно стала проявляться тенденция смешения черт президентской и парламентской республик, поэтому также стали выделять смешанную республику. Одни ученые относят смешанную республику к видам республик, другие к нетипичным формам правления. Парламентарная республикаво многом схожа с парламентарной монархией. Главой гос-ва является Президент, при этом он может избираться как путем прямых, так и путем косвенных выборов, при этом его статус схож со статусом монарха в парламентарной монархии, т.е. реальными властными полномочиями он практически не обладает. Президент осущ-ет представительские ф-ции, а также может вмешиваться в случае конфликта между законодат. и исполнит. властью. В разделении властей приоритетное место занимает парламент, поскольку Правит-во формируется Парламентом и несет ответ-ть перед ним. При выборах в парламент, партия получившая наибольшее кол-во мест становится правящей и назначает своего Премьер-министра. Правит-во же формируется Премьер-министром (может по принципу парламент-го большинства, а может без учета парламент-го большинства). Правит-во полностью подотчетно Парламенту, как правило, конфликтов между законодат. и исполнит. властью в таком гос-ве не бывает. Возможно существование коалиционного правит-ва, в случае когда ни одна из партий не набрала большинства в Парламенте. В случае, если меняется парламентское большинство, в результате выборов в Парламент, происходит немедленная смена Премьер-министра, при этом всё Правит-во уходит в отставку. В противном случае Премьер-министр может находиться у власти неограниченный период времени, н-р, Германия. Президентская республика характеризуется наиболее четким разделением властей. Главой гос-ва является Президент, при этом он является главой исполнит. власти. Каких-либо полномочий в отношении Парламента (за исключ. сдержек и противовесов) у Президента нет. Правит-во формируется только Президентом и подотчетно только Президенту. Парламент (за исключ. сдержек и противовесов) в отношении Правит-ва никаких полномочий не имеет. В таких гос-вах, как правило, отсутствует должность Премьер-министра, поскольку Правит-во возглавляется непосредственно Президентом, но присутствует должность вице-Президента, на случай досрочного прекращения полномочий Президента, н-р, США. Смешанная республика характеризуется смешением черт парламентской и президентской республики, т.е. Правит-во формируется Президентом и Парламентом совместно и ответ-ть несет как перед Президентом, так и перед Парламентом. Президент в таком гос-ве является главой гос-ва и может иметь различный статус, возглавляет Правит-во Премьер-министр (является главой исполнит. власти). В зависимости от того, признаки какой республики обладают парламентской/президентской статус Президента может трактоваться по-разному: от очень небольшого объема полномочий до очень широкого круга полномочий, включающим влияние на все ветви власти. Для РФ характерна смешанная республика – полупрезидентская – статус Президента очень велик, он стоит над всеми ветвями власти и может влиять на все ветви власти, при этом исполнит. власть непосредственно подчинена Президенту (такая республика схожа с дуалистич. монархией). Нетипичные формы правления – характерно смешение черт монархии и республики. Монархическая республика – формально сущ-ет республиканская форма правления, но реально народ не может повлиять на формирование высших органов власти, в частности глава гос-ва не имеет ограничений по сроку полномочий, также возможна передача власти по наследству (хотя формально это может быть оформлено как выборы). Н-р, Сев.Корея, Туркменистан. Республиканская монархия – характеризуется тем, что главой гос-ва является монарх, но он получает свою должность не путем наследования, а путем выборов, при этом имеет ограниченный срок полномочий. Дело в том, что такая форма правления характерна для федераций, субъекты которой являются наследственными монархиями, т.е. каждый субъект возглавляется монархом, глава же гос-ва в целом выбирается из числа наследственных монархов. Н-р, Малайзия, ОАЭ.

Вопрос 13 ФГУ: понятие и виды.В теории для характеристики орг-ции власти по тер-рии гос-ва используются 3 термина: -форма гос. устройства; -форма политико-тер-риального устройства и -форма админ-но-тер-риального устройства. Как правило, все они понимаются как синонимы, но 2 последних термина несут разную смысловую нагрузку: политико-тер-риальное устройство применяется, как правило, для характеристики сложной формы гос. устройства, т.е.там, где составные части гос-ва обладают ограниченной политич-ой самост-тью; форма админ-но-тер-риального устройства характеризует простую форму гос. устройства (унитарное гос-во), т.е. там где составные части гос-ва не обладают никаким политич-им статусом являясь лишь админ-ми частями. Форма гос. Устройства характеризует орг-цию гос-ой власти по тер-рии гос-ва; соотношение гос-ва как целого с его составными частями. Можно выделить 2 стороны формы гос. устройства: 1. тер-риальная, т.е. харак-ка тер-риальных частей гос-ва в их соотношении с гос-вом в целом; 2. административная, т.е. орг-ция органов гос. власти на тер-рии их соподчиненности с центральными органами власти. Форма гос. устройства делится в зависимости от наличия/отсутствия самост-ти у тер-риальных частей гос-ва. Форма гос. устройства

 
 


 

Простая (унитарная) Межгос-ые объединения сложная (федерация)

 

конфедерация нетипичные формы

содружество (союз)

Статус конфедерации вызывает в науке споры: -одни ученые относят её к сложной форме гос. устройства; -другие считают международным объединением. Унитарная форма гос. устройства – гос-во, в котором составные части гос-ва не имеют никакой самост-ти, являясь лишь админ-но-тер-риальными единицами. Признаки унитарного гос-ва: 1. составные тер-риальные части не имеют суверенитета; 2. органы гос. власти строятся в виде единой иерархической системы, при этом высшие органы сущ-ют только на уровне гос-ва в целом, а органы на местах подчинены центральным; 3. в таком гос-ве система законодат-ва также является единой, как правило, законы принимаются только на уровне гос-ва в целом, а все акты, принимаемые на местах не могут противоречить общегос-ым. 4.отсутствует разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти гос-ва и органами власти тер-риальных частей. Вся полнота гос. власти принадлежит общегос-ым органам власти; 5.как правило, сущ-ет лишь один гос-ый язык;6.как правило, гос. символика присутствует лишь у гос-ва в целом. В унитарном гос-ве возможно существование тер-риальных автономий, т.е. тер-риальная часть унитарного гос-ва, обладающая относительной самост-тью в решении отдельных вопросов гос. жизни. Тер-риальная автономия не обладает каким-либо суверенитетом, она наделена правом решать лишь отдельные вопросы гос. жизни, при этом ни по одному из таких вопросов автономия не обладает исключит. компетенцией, т.е. гос-во в целом вправе решать эти вопросы, не соглашаясь с политикой автономии. Автономия может наделяться правом создавать собственные высшие органы власти, в том числе выборные. Однако они так/иначе подчинены общегос-ым органам. Автономия может наделяться правом принимать собственные законы, но эти законы не могут быть по юридич. силе выше, чем законы гос-ва в целом. В зависимости от критерия образования автономии все автономии делят: национальные автономии (образуются в месте компактного проживанияc какой-либо народности (национальности)); административные (тер-риальные) автономии (все остальные (экономич., историч., географич. и иные особенности тер-рии)) н-р, Греция (Олимп). В зависимости от наличия/отсутствия автономии в унитарном гос-ве: гос-во с автономиями и гос-во без автономий. В зависимости от степени централизованности унитарного гос-ва: относительно централизованное (тер-риям не предоставляется никакой самост-ти); относительно децентрализованное (тер-риям по ряду вопросов может быть предоставлено право самост-но осущ-лять гос. власть). В этой связи выделяют регионолистическое гос-во (переходная форма от унитарного к федеративному) – гос-во, в котором сохраняется унитарная форма, в том числе без образования автономии, предоставляется относительная самост-ть в решении отдельных вопросов гос. жизни. Федерация(от лат. federatio-союз) –сложное союзное гос-во, тер-риальные части которого обладают ограниченным суверенитетом. Признаки (основные): 1. тер-риальные части имеют статус гос-ых образований, т.е. обладают ограниченным суверенитетом (возможна ситуация, когда федерация-часть тер-рии имеет статус субъекта, а другая часть обладает статусом админ-но-тер-риальной единицы), н-р, Индия. 2. система гос. органов строится по принципу деления уровней власти, т.е. самост-ая система органов федерации и самост-ая система субъектов органов федерации. Между собой уровни власти не соподчинены. Каждый уровень власти имеет собственные высшие органы власти, в том числе выборные. Высшие органы гос. власти субъекта федерации не подчинены федеральным властям; 3. система законодат-ва также разделена на 2 уровня. Сущ-ют законы как на уровне гос-ва в целом, так и на уровне субъектов федерации, при этом по отдельным вопросам (исключит. ведение субъектов) законы субъектов обладают приоритетом над ФЗ-ми; 4. полномочия гос. власти разграничены между уровнями, т.е. сущ-ет сфера компетенции федерации и сфера компетенции субъектов; (дополнит. признаки) 5.возможно сущест-ние гражд-ва как на уровне гос-ва в целом, так и на уровне отдельного субъекта; 6.возможно сущест-ние гос. языка как на уровне Федерации, так и на уровне отдельного субъекта; 7. гос. символика присутствует как на уровне Федерации, так и на уровне субъекта. В зависимости от критерия, по которому образован субъект Федерации: тер-риальные (админ-ые) (федерации, в которых все субъекты образованы по критериям географич., историч., экономич-им и т.п., н-р, США);национальные(все субъекты образованы по нац-но-лингвистическому критерию, н-р, Индия);смешанные (нац-но-тер-риальные)(часть субъектов образована по нац-му критерию, а часть по тер-риальному, н-р, Россия). В зависимости от того, на основе чего образовалась данная Федерация: конституц-ая (образуется, как правило, в результате децентрализации унитарного гос-ва, в связи с чем федеративная форма устанавливается К-цией); договорная (союзная) (образуется в результате объединения независимых друг от друга тер-рий, в силу чего федеративная форма устанавливается, как правило, договором); смешанная(гос-во, в котором процессы централизации и децентрализации шли, как правило, одновременно, в результате чего присутствует как К-ция, так и договор, н-р, РФ). В зависимости от объема полномочий субъектов Федерации: симметричные (все субъекты обладают равным объемом полномочий, н-р, США); ассиметричные (разные тер-рии гос-ва обладают разным статусом и разным объемом полномочий, н-р, Индия. В зависимости от степени централицованности: централизованные (Федерации, в которых субъекты Федерации обладают относительно небольшой сферой самост-ти, все наиболее важные вопросы решаются на уровне гос-ва в целом, н-р, РФ); децентрализованные(гос-ва, в которых субъекты Федерации обладают значительной сферой исключит-го ведения, н-р, США). Межгос-ые объединения не являются формой гос. устройства – это форма международной орг-ции. Выделяют наиболее распространенные формы гос-ых объединений: Конфедерация – временный союз независимых гос-в, направленный на достижение какой-либо определенной, как правило, политич. цели. Признаки (основные): 1.составные тер-риальные части конфедерации обладают полным гос-ым суверенитетом, который ограничивается лишь в части и интересах достижения определенной цели; 2. каждый штат имеет собственную систему органов гос. власти. На уровне конфедерации создаются лишь координирующие органы власти (как правило, только высшие). Орг-ция органов власти у субъектов может существенно различаться, в том чесле в принципиальных основах; 3. система законодат-ва также присутствует, прежде всего, на уровне гос-в-членов. На уровне конфедерации могут приниматься законы и иные общеконфедеральные акты, но, как правило, они нуждаются в утверждении каждым отдельным гос-вом; 4. как таковые предметы ведения и полномочия не разграничены, определяется лишь сфера конфедерации, всё остальное принадлежит гос-вам-членам; (дополнит.): 5.конфедерация характеризуется неустойчивостью. Сущ-ет недолгий период времени, после чего либо распадается, либо переходит в форму федерации; 6. конфедерация создается для достижения какой-либо конкретной цели, после достижения которой её существование становится нецелесообразным. Содружество (союз) – эта форма стала выделяться лишь в к. XX в., в результате появления таких образований как Евросоюз и СНГ. Содружество (союз)– это объединение независимых гос-в для взаимовыгодного сотрудничества, т.е. для достижения длящейся неопределенной цели. Варианты с орг-цией гос. власти и системой законодат-ва могут быть различные. В целом по этим признакам союз схож с конфедерацией. Но содружество отличается от конфедерации, прежде всего тем, что это устойчивое образование, поскольку его цель длящаяся и достигнуть её невозможно, содружество имеет постоянный, а не временный хар-р. К нетипичным формам гос. устройства относятся: протекторат (покровительственные отношения) над той/иной тер-рией предполагал изначально договорные отношения между сильным и слабым гос-вами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права. Протекторат относят к числу разновидностей гос. устройства лишь по традиции, ибо после заключения м/ународ-го договора о покровительстве нового (третьего) гос-ва не появляется, а =>, не возникает вопроса и о его тер-риальной орг-ции. Тем не менее, если допустить, что на гос-во, над которым осущ-ется покровит-во, нападает другое гос-во, то это означает объявление войны и гос-ву, взявшему на себе покровительство. Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524г.), а с 1643г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахией, после русско-турецкой войны 1828-1829гг. и др. Под унией понимается союз, соединение, объединение гос-в. Объединения монархических гос-в сущ-ют в форме личной персональной/реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов 2-х/нескольких гос-в в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких гос-вах для различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837г. Реальная уния возникает в результате соглашения гос-в, в силу которого у них появляется общий монарх. Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815г.), Австро-Венгрия. Империя – сложное гос-во, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого гос-но-правового статуса. Круг империй достаточно широк. Они существ-ли во все историч-ие эпохи (Римское гос-во, Великобритания, Россия и др.). Фузия(слияние государств) и инкорпорация(внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому). Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г. Кондоминиум– совместное впадение (от лат. con(cun) – вместе и dominium – впадение), совместное управление одной и той же территорией 2-мя или несколькими гос-вами. Так, в период 1899-1951гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана.

 

Вопрос 14. Государственно-политический режим: понятие и видыВ науке ТГП используется 2 основных термина: -политич-ий режим; -гос-ый режим. Зачастую они понимаются как синонимы, но это не совсем верно. Политич. режим характеризует состояние всей политич. системы общ-ва, т.е. осущ-ние не только гос. власти, но и иных видов политич. власти. Гос-ый режимхарактеризует именно гос-во, в этом смысле формой гос-ва является гос. режим, а политич. режим-понятие более широкое. Более правильно для характеристики формы гос-ва использовать термин гос-но-политич-ий режим. Гос-но-политич-ий режим – это характеристика методов осущ-ния гос. власти. Сама категория политич. режима появилась относительно недавно, она начала разрабатываться в Западной политологии в 20-х гг. XX в., но широкое распространение получила только во 2-ой половине XX в., поскольку в этот период времени появилось много гос-в, схожих по форме правления и форме гос. устройства, принципиально различных по методам осущ-ния власти (н-р, США, СССР). В этом смысле политич. режим позволяет определить несколько внешнюю форму гос-ва, сколько его внутреннее сущностное содержание. Поэтому отнесение политич-го режима к форме гос-ва весьма условно. Политич. режим можно делить по различным критериям, но наиболее устойчивая, общепризнанная является категория режимов по критерию степени участия населения в управлении делами гос-ва: демократический→ üлиберально-демократич-ий;üсоциально-демократич-ий;üвоенно-демократич-ий и др. (1. гос-во действует только законными методами; 2. население реально участвует в управлении делами гос-ва (непосредственная демократия, представительная демократия…); 3.права и свободы человека признаются высшей ценностью, защищаются и гарантируются гос-вом; 4. провозглашается и реально сущ-ет идеологич. И политич. многообразие. Прежде всего, признается многоконфессиональность, а также многообразие политич. партий, в том числе, оппозиционных правящих); недемократический (антидемократич-ий)→üтоталитарный:фашистский,коммунистический;üавторитарный; üтирания; üдиспотия (1. гос-во не связано рамками закона, может действовать жесткими вплоть до репрессивных методами; 2.демократич. методы могут провозглашаться, но реально население в управлении делами гос-ва не участвует; 3. права и свбоды человека могут провозглашаться, но реально не гарантируются и не защищаются. Гос-во может ущемлять права человека по своему желанию; 4. политич. и идеологич. плюрализм может провозглашаться, но реально сущ-ет единая гос.-ая идеология, оппозиция по которой не допускается). Выделяют 2 наиболее признанных недемократич-их режима: авторитарный (более мягкий недемократич-ий режим, который многие характеризуют как промежуточную форму между тоталитарным и демократич-им. Такой режим, как правило, внешне маскируется под демократич., т.е. формально провозглашаются права и свободы человека, принципы народовластия, демократич. методы осущ-ния власти и т.п., но реально население в управлении делами гос-ва не участвует. В частности в авторитарном режиме возможно существование нескольких идеологий, но не допускается оппозиционность, при этом гос-во не действует карательными методами, но и жестко рамками закона не связано. Кроме того, у власти, как правило, находится не один человек, а определенная группа (элита)); тоталитарный (является наиболее жестким из недемократич. режимов. Характеризуется как всеобщее огосударствление, т.е. гос-во стремится контролировать все сферы жизнедеят-ти общ-ва и вмешивается во все сферы и в том числе в частную жизнь человека. Этот режим действует наиболее жесткими методами, в том числе для него характерен постоянный поиск внешнего/внутреннего врага. Для такого гос-ва, как правило, характерно полное единовластие, т.е. сосредоточение всей полноты гос. власти в руках одного человека, правление которого, как правило, сопровождается культом личности. Особой формой тоталитарного режима является фашистский режим – это тоталитарный режим, построенный на основе националистической/расовой идеологии.

 

Вопрос 15. Функции гос-ва: понятие и формы осуществления.Тема Ф гос-ва получила основную разработку в советский период. В современной науке этой теме внимания практически не уделяется. Категория «Ф» не является специально юридич-ой, она заимствована из др. наук, но наделена спец-ым юридич-им содержанием. Ф гос-ва – это основные направления его деят-ти, отражающие сущность и назначение гос-ва и осуществляемые особыми присущими ему методами. Признаки ф-ций гос-ва: 1. основной (комплексный) хар-р: ф-ция не единичное направление деят-ти, а основное, включающее в себя комплекс взаимосвязанных направлений деят-ти гос-ва; 2.ф-ции обладают объективным характером: ф-ции обусловлены объективными общественными потребностями, гос-во должно их осуществлять. Если гос-во не выполняет свои ф-ции оно перестает существовать; 3. динамичный хар-р ф-ций: Ф находятся в постоянном развитии; 4. ф-ции отражают сущность и назначение гос-ва: в зависимости от того, чьи интересы выражает гос-во, Ф гос-ва будут существенно различаться. Ф-ции гос-ва следует отличать от целей, задач и деят-ти гос-ва. Цель – предполагаемый результат деят-ти. Задача– цель опред-го этапа на достижение общей цели – промежуточная цель. Деят-ть – сами властные действия и решения гос-ва в лице его органов власти. В западной науке, как правило, ф-ции не выделяются. Деят-ть гос-ва описывается через цели и задачи. Формы (методы) осущ-ния ф-ций гос-ва – совокупность специфичных, присущих гос-ву методов (способов) осущ-ния ф-ций.

Формы

 
 


Правовые неправовые

(осущ-ние ф-ции гос-ва посредством правового регулирования) (организационные)

(деят-ть гос-ва, не связанная с правовыми нормами)правотворческие правоохранительные правоприменительные

(осущ-ние ф-ций гос-ва (деят-ть гос-ва по (правоисполнит-ые) организационно- идеологические экономические

посредством принятия предупреждению, (реализация предписаний исполнительные(н-р, призывы к (н-р, антимоно-

общеобязат-ых правил пресечению и правовых норм) (н-р, бух учёт, населению, польная деят-

поведения) наказанию статистич. учёт, пропаганда, агитация) ть гос-ва)

правонарушителей) делопроиз-во)

 

В современной ТГП сущ-ет иное мнение о неправовых формах. Чиркин в качестве таких форм выделяет противозаконные действия гос-ва (спорная т.з.). Некоторые ученые в качестве методов осущ-ния ф-ций гос-ва выделяют убеждениеи принуждение.

 

Вопрос 16. Виды функций гос-ва.Сущ-ет множество классификаций ф-ций гос-ва, вот основные. I. по направленности: внутренние(направление деят-ти гос-ва в пределах его тер-рии); внешние (направление деят-ти гос-ва за пределами его тер-рии). Внутренние: 1.охрана общественного правопорядка 2.охрана прав и свобод человека и гражданина 3.экономическая 4.политич-ая 5.социальная 6.идеологическая 7.экологическая… Внешние: 1.оборона гос-ва 2.поддержание дипломатич. отношений с др. гос-вами (внешнеполитич.) 3.охрана гражданина гос-ва за пределами его тер-рии 4.внешнеэкономич-ая 5.внешнеэкологич-ая. В советской науке это деление ф-ций считалось основным, но современные ученые его оспаривают: многие ф-ции имеют общую направленность, но при этом делятся на внутреннюю и внешнюю (н-р, экологическая, н-р, политич-ая…). Некоторые ученые высказываются о неправильности такого деления. Тем неменее, такое деление до сих пор является основным, т.к. внутренние и внешние ф-ции различаются методами их осущ-ния. II. В зависимости от значения на определенном историч. этапе развития: основные (обладают наибольшей важностью, занимают приоритетное место в политике гос-ва); дополнительные (неосновные) (обладают меньшей важностью на соответствующем этапе историч-го развития). III. В зависимости от постоянства осущ-ния: постоянные (осущ-ются гос-вом на всех этапах историч-го развития); временные (осущ-ются на определенном этапе историч-го развития с учетом конкретных историч-их особенностей. Когда необходимость в ф-ции отпадает, гос-во перестает её осущ-ть). Некоторые ученые добавляют к этим ф-циям чрезвычайные ф-ции –осуществляются с конкретной необходимостью, н-р устранение последствий чрезвычайных ситуаций.

IV. в зависимости от сущности гос-ва: классовые (реализуют интересы правящей элиты); общесоциальные (отражают интересы населения в целом). В современной ТГП предлагаются иные подходы к делению ф-ций: üподход заимствованный из Западной науки к делению ф-ций (по сферам общественной жизни): 1.политические (проявляется в сфере политики. Выполняя эти ф-ции, гос-во соответствующим образом воздействует на политич-ие отношения в стране и за её пределами) 2.экономические (выражаются в определенной деят-ти гос-ва в сфере экономики. Эта деят-ть может быть самой минимальной, когда гос-во почти не вмешивается в экономическую жизнь страны и, наоборот, чрезмерной, когда происходит огосударствление экономики) 3.социальные (осущ-ние соц. ф-ций связано с решением социальных проблем, прежде всего внутри страны (оказание различных соц. услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев населения и т.д.)). 4.идеологические (это разнообразная деят-ть гос-ва в духовной (идеологической) сфере (развитие культуры, воспитательная деят-ть, развитие образования и т.д.); üв зависимости от принципа разделения властей: 1.законодательные 2.исполнительные 3.судебные. Такая классификация представляется спорной, поскольку ф-ции гос-ва отождествляются с ф-циями гос. органов.

 

Вопрос 17. Механизм гос-ва: понятие и структура. Механизм гос-ва и го-ый аппарат. Механизм гос-ва понимается как материальное воплощение гос-ва в реальной действит-ти (то чем гос-во действует). Механизм гос-ва понимается двояко: механизм гос-ва в у.с. – совокупность властноуполномоченных орг-ций, действующих от имени гос-ва (совокупность всех гос. органов); механизм гос-ва в ш.с. – совокупность всех орг-ций, создаваемых гос-вом, действующих от его имени либо по его поручению (совокупность гос. органов, предприятий и учреждений). Механизм гос-ва в ш.с. можно отождествлять с пониманием гос-ва в у.с. Для характеристики гос. орг-ций в общ-ве также применяется термин аппарат гос-ва.Аппарат гос-ва тоже понимается в 2-х смыслах:аппарат гос-ва в ш.с.– совокупность всех властных гос-ых орг-ций, т.е. совокупность гос-ых органов. В этом смысле аппарат гос-ва понимается как синоним механизма; аппарат гос-ва в у.с. – только орг-ции исполнит. власти (аппарат управления). Такое понимание используется в науке административ. права. Понимая механизм гос-ва в ш.с., можно выделить 3 основных элемента: 1-гос. органы 2-гос. учреждения 3-гос. Предприятия. Но помимо этих элементов в советской ТГП к этим трём элементам принято было добавлять материальные придатки. Материальные придатки – силовые структуры гос-ва: -армия; -ОМОН; -контрразведка. В современной науке не все ученые соглашаются с выделением материальных придатков. Кто-то выделяет их в качестве самост-го элемента механизма гос-ва, а кто-то включает в структуру гос. органов. Общие черты элементов механизма гос-ва: 1.создаются гос-вом; 2.создаются для осущ-ния ф-ций гос-ва/деят-ти для осущ-ния ф-ций гос-ва; 3.полностью/частично финансируются из гос. бюджета. Отличительные черты гос. учреждений: 1.осущ-ют саму социально-значимую деят-ть по поручению гос-ва; 2.не имеет властных полномочий; 3.финансируются из гос. бюджета лишь частично имеет право получать доходы из иных источников. Гос. учреждение не является коммерческой орг-цией, его целью не является извлечение прибыли. Допускается получение средств из бюджетных источников, но только по основному направлению деят-ти; 4.всегда является орг-цией, т.е. состоит из коллектива работников. Отличительные черты гос. предприятий: 1.не осущ-ет ф-ции гос-ва, но оно осущ-ет деят-ть (материальное производ-во/оказание услуг), без которой осущ-ние ф-ций гос-ва было бы невозможно. Исходя из тезисов рыночной экономики, гос. предприятия создаются только для осущ-ния деят-ти, без которой осущ-ние властных полномочий гос-ва было бы невозможно. А основная сфера экономики отдается частным предприятиям. В основном гос. предприятие осущ-ет деят-ть в той сфере, которая не может быть отдана в интересах безопасности частному предпринимательству: н-р, оборонно-промышленный комплекс; производ-во лекарств с наркотич. средствами; производ-во оружия и т.д. 2.не обладают властными полномочиями; 3.финансируются из гос. бюджета лишь частично; право получать доходы из внебюджетных средств; 4.всегда является организационной – состоит из коллектива. Гос. орган – это орг-ция/одно должностное лицо, осущ-ющее властно-распорядительную деят-ть от имени и по поручению гос-ва, финансируется только из средств гос. бюджета, состоит исключительно из гос. служащих. 1.состоит из коллектива лиц/одного должностного лица; 2.осущ-ет властные полномочия: указания гос. органа являются обязательными для исполнения в силу подкреплённости мерами гос. принуждения. У любого органа гос-ва объем властных полномочий ограничен (за исключением абсолютного монарха). В компетенцию гос. органа входит лишь определенная ограниченная сфера общественных отношений, и осущ-лять свою деят-ть они могут лишь в определенных законом формах; 3.единственным и основным предназначением гос. органа является осущ-ние ф-ций гос-ва; 4.гос. орган действует только на основании и в соответствии с нормами права; 5.гос. орган финансируется из средств гос. бюджета; 6.

2016-01-26 451 Обсуждений (0)
Вопрос 19.Теория правового гос-ва: История и современность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 19.Теория правового гос-ва: История и современность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)