Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос72 Правоприменительный акт: понятие, структура и виды



2016-01-26 1041 Обсуждений (0)
Вопрос72 Правоприменительный акт: понятие, структура и виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Правоприменительный акт –акт, принимаемый компетентным гос-ым органом, по конкретной жизненной ситуации на основе и в соответствии с нормами правоприменения и обязателен для выполнения теми, кому он адресован, в силу водкреплённости мерами гос-го принуждения.

Чтобы охарактеризовать правоприменительные акты полнее, необходимо, прежде всего, рассмотреть его признаки. Признаки

1.Принимается только компетентным субъектом – преимущественно, компетентным правоприменительным госуд-ым органом, должностным лицом, но не исключаются и другие субъекты (госуд-ые и негод-ые учреждения и предприятия, ОМСУ, общественные организации). 2.имеет правовой характер –обязателен для исполнения теми, кому он адресован в силу подкрепления мерами госуд-го принуждения. 3.Определённые официальные документы, которые имеют установленную законом форму.Как правилоправоприменительный акт является письменным документомв форме указов, постановлений, распоряжений, приказов, решений, приговоров и т.д.,но также м.б. выражен вустной форме (устный приказ), также в виде конклюдентных действий, например жесты регулировщика (спорная т.з.). Кроме того, под правоприменительными актами понимают сами действия правоприменительного органа. 4.Акты, которыевыносятся в процессе применения правав установленном законом порядке и при соблюдении всех процессуальных требований. 5.Обладают юридической силой.Выступают в качестве юридических фактов и порождают определённые правовые последствия: вызывают, изменяют и прекращают конкретные правоотношения.6.Имеет индивидуальный характер(отличие от акта толкования и н.а.): а)адресован поимённо или индивидуально-определённому кругу лиц; б)обязателен для выполнения только тем лицам, которым адресован, в)имеет однократное действие т.е. его существование исчерпывается его исполнением; г)существует заранее известный, ограниченный период времени.7.Имеют определённую форму и структуру.

Структура. Выделяется 4 элемента (части): вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная

1.Во вводной части указываются: наименование правоприменительного акта (приговор, постановление, решение и т.д.); орган или должностное лицо, принявшее этот акт; время и место принятия акта; дело по которому принят акт; стороны правоприменительного процесса.

2.В описательной части излагается фабула дела, т.е. приводится информация об установленных по делу фактических обстоятельствах.

3.В мотивировочной части даётся анализ доказательств, подтверждающих установленные по делу фактические обстоятельства, а также правовая квалификация этих обстоятельств и основания по которым орган применяет ту или иную норму.

4.В резолютивной части излагается суть решения т.е. мера гос-го воздействия, применяемая в данном случае.

При усечённой структуре, которая характерна для актов оперативно-исполнительной деят-сти и некоторых правоохранительных актов, в правоприменительном акте м. отсутствовать либо описательная и мотивировочная, либо мотивировочная части (резолюции типа «оплатить», «имполнить», «утвердить» и т.п., которые налагаются должностными лицами на документы).

Виды .Правоприменительные акты очень разнообразны, их м. классифицировать по различным основаниям:

I.По субъектам: 1)акты гос-ых организаций –в свою очередь делятся на а)акты главы гос-ваб)акты представительных органовв)акты исполнительных органовг)акты судебных органовд)акты контрольно-надзорных органове)акты следственных органовж)акты гос-х учреждений и предприятий; 2)акты негос-ых организаций –м. выделить а)акты ОМСУб)акты общественных организацийв)акты негос-х учреждений и предприятий.

II.В зав-сти от выполняемых функций(характеру правового воздействия): 1)регулятивные– выносятся тогда, когда применяются регулятивные нормы права. Поэтому такие акты выполняют функцию позитивного правового регулирования, например, указ о награждении, приказ о зачислении в ВУЗ, решение о назначении пенсии. 2)охранительные – выносятся при применении охранительных норм и подобно охранительным нормам выполняют охранительную функцию, например, приговор суда по уголовному делу, решение суда о возмещении вреда, приказ об увольнении за нарушение трудовой дисциплины и др.

III. По характеруподразделяются на: 1)материальные– относятся акты, применяющие нормы материального права, например приговор по уголовному делу.2)процессуальные– нормы процессуального права, например постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого.

IV. По значению (юридической природе): 1)основные– акты, содержащие окончательное решение юридического дела, например, приговор суда, решение суда по гражданскому делу.2)вспомогательные– акты, содержащие какое-либо промежуточное решение, например, постановление следователя о возбуждении уголовного дела.

V.По времени действия: 1)акты однократного действия, например, приказ об увольнении2)акты длящегося действия, например, регистрация брака.

Правоприменительные акты, к какому виду они бы не относились, д. отвечать определённым требованиям – законность, обоснованность, целесообразностьисправедливость. Законность –каждый акт д. выноситься только тем органом, который правомочен его выносить, например приговор по уг-го делу выносить суд и только суд. Также при вынесении акта д. б. соблюдены процессуальные нормы. И конечно, при вынесении акта д.б. применена именно та норма, под которую подпадают установленные правоприменителем фактические обстоятельства дела. Обоснованность –решение юридического дела д. основываться на достоверных фактах. Достоверными считаются факты, которые установлены привоприменителем непосредственно, либо при помощи юрид-х доказ-в. При этом достоверно д.б. установлены все относящиеся к делу факты, а все недоказанные и сомнительные факты д.б. отвергнуты. Целесообразность –характеризуется принятием наиболее оптимального по юридическому делу решения. Целесообразность кА требование, предъявляемое к правоприменительным актам, состоит не в том, что целесообразен применяемый закон, а в том, что правоприменитель с учётом всех конкретных обстоятельств дела д. выбрать в рамках применяемой нормы права наиболее оптимальный вариант решения. Но это возможно только тогда, когда диспозиция или санкция применяемой нормы права предоставляет правоприменительному органу определённую свободу выбора (усмотрения). Так, если норма права имеет относительно определённую или альтернативную санкцию, то при применении она даёт возможность учесть все конкретные обстоятельства дела и избрать наиболее оптимальный вариант решения. Справедливость –состоит в принятии решения, соответствующего хар-ру установленных по делу фактических обстоятельств. Как и целесообразность, оно предполагает учёт всех конкретных обстоятельств дела, чтобы принять справедливое решение в связи с применяемой нормой права. Наиболее ярко справедливость проявляется при вынесении охранительных актов, т.е. когда применяются санкции правовых норм. Справедливость таких актов выражается в соразмерности наказания совершённому правонарушению. Поскольку требования целесообразности и справедливости обусловлены применяемыми нормами права, которые предусматривают для правоприменителя возможность усмотрения, то они срабатывают лишь тогда, когда у правоприменителя есть возможность усмотрения. Если же такой возможности нет, то данные требования не действуют. Отсюда м. сделать вывод, что целесообразность и справедливость относятся к дополнительным требованиям, в то время как законность и обоснованность являются основными. Они не зависят от применяемых правовых норм и действуют при вынесении любого правоприменительного акта.

 

 

Вопрос73. Понятие и назначение толкования.

Толкование –это широкое философское понятие, в котором охватывается любой процесс восприятия человеческим сознанием содержание какого-либо текста или речи. Толкование права отличается от всех остальных процессов интерпретации тем, что его объектом служат нормы права, т.е. содержание нормативных документов.

Содержание толкования включает в себя 2элемента: уяснение праваи разъяснение права. Уяснение права- это восприятие содержания нормативного акта самим толкующим субъектом (толкование права «для себя»). Уяснить правовую норму - значит самому понять тот смысл, который в ней заложен законодателем. В этой связи уяс­нение права не имеет какого-либо внешнего выражения. Разъяс­нение права— это деятельность, связанная с объяснением под­линного смысла правовых норм, подлинного их содержания. Разъяснение права — это уже толкование правовых норм «для других». Разъяснить правовую норму — значит объяснить всем другим лицам тот смысл, который в ней заложен. Разъяснение права в отличие от его уяснения всегда, так или иначе, объекти­вировано, т. е. выражено вовне. Оно выражено вовне либо в форме устного совета (рекомендации), либо в форме письменно­го документа, например, официального акта толкования права.

Если толкование права рассматривать как деятельность, со­стоящую из уяснения и разъяснения права, то необходимо отме­тить, что толкование права всегда начинается с уяснения право­вых норм и предшествует их разъяснению. Поэтому любой субъ­ект, толкующий право, т. е. интерпретатор, прежде чем разъяснить кому-либо ту или иную норму права должен вначале уяснить ее смысл для себя. Исходя из этого, уяснение и разъяс­нение права нередко рассматривают в качестве стадий процесса толкования права. Вместе с тем надо иметь в виду, что за уясне­нием права не всегда следует его разъяснение, и толкование пра­ва в этом случае ограничивается только его уяснением. Например, в процессе применения права правоприменители всегда толкуют нормы права, но чаще всего это толкование ограничи­вается лишь уяснением смысла правовых норм.

Выделяют широкое и узкое понимание толкования: В у.с. толкование –присутствует только тогда, когда есть уяснение и разъяснение.В ш.с. толкование –будет любой процесс уяснения содержания нормы права, даже если он не сопровождается разъяснением.

Необходимость в толковании права обусловлена целым ря­дом причин как объективного, так и субъективного свойства. Тем не менее, истории известны случаи прямого запрета на тол­кование права или категорического возражения против него. Так, например, император Юстиниан в VT в. запретил толкование созданных им Дигест, поскольку все неясности, по его мнению, были устранены, и не осталось оснований для каких-либо со­мнений. В XVIII в. в Пруссии, Австрии и некоторых других странах принимались специальные акты, запрещавшие какое бы то ни было толкование законов. Наполеон I, узнав о появлении первого комментария на его кодекс, горестно воскликнул: «Про­пал мой кодекс!». Противниками толкования законов судами были такие видные мыслители, как Монтескье, Беккариа, Марат, считая, что суды должны точно следовать букве закона. Несмот­ря, однако, на все это, потребность в толковании правовых норм постепенно пробила себе дорогу и в настоящее время никем не оспаривается. Причины необходимости толкования права: Во-первых, толкование права необходимо для правильного и единообразного применения правовых норм. С этой целью це­лый ряд компетентных органов (например, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) дают разъяснение действующего законодательства для судов и других правоприменительных органов. Во-вторых, необходимость в толковании права возникает также в связи с тем, что адресаты правовых норм не всегда могут самостоятельно и правильно уяснить смысл правовых норм. Особенно это касается простых граждан. Вследствие этого им приходится обращаться к профессиональным юристам за компе­тентным разъяснением действующих правовых норм. В-третьих, содержание правовых норм находит свое внеш­нее выражение в определенном тексте: в словах, предложениях, формулировках. Поэтому субъекты, которым адресуются нормы права (адресаты правовых норм), воспринимают не само содер­жание правовых норм, а их текст, через который они и устанав­ливают содержание норм права, их подлинный смысл. Чтобы этот смысл уяснить, нужна мыслительная деятельность, нужно толкование права. В-четвертых, текст правовой нормы по тем или иным при­чинам не всегда адекватно может выражать ее подлинный смысл. Возникает ситуация, когда смысл, вытекающий непо­средственно из текста правовой нормы, не совпадает с тем смыс­лом, который вложил в правовую норму законодатель. И это то­же вызывает необходимость толкования права. В-пятых, нормы права - это абстрактные предписания об­щего характера, распространяющие свое действие на неопреде­ленный круг лиц и общественных отношений. Применяются же они к конкретным лицам и конкретным отношениям. Выяснить, подпадают эти конкретные лица и конкретные отношения под действие соответствующих норм права, можно лишь с помощью толкования права. В-шестых, государственная воля, выраженная в нормах пра­ва, оформляется в соответствии с правилами правотворческой техники, с использованием соответствующих средств (специаль­ной терминологии, оценочных понятий, юридических конструк­ций) и приемов (например, ссылочного, бланкетного). Все это тоже обусловливает необходимость толкования права в процессе его реализации. В-седьмых, нормы права регулируют общественные отно­шения, находясь в определенной взаимосвязи друг с другом. По­этому нередко, для того чтобы понять смысл одной правовой нормы, необходимо обратиться к другим, связанным с ней нор­мам права и истолковать их. В литературе называются и некоторые другие причины, вы­зывающие необходимость в толковании права. Прежде всего, толкование преследует две основные цели: обеспе­чение надлежащей реализации правовых норм и обеспечение их совершенствования. Эти цели определяют практическое назна­чение толкования права. В первую очередь толкование права призвано обеспечить надлежащую реализацию правовых норм, особенно их применение. Нормы права создаются для регулиро­вания общественных отношений и в конечном счете для их прак­тической реализации. Однако для того чтобы нормы права были надлежащим образом реализованы и чтобы заложенные в них цели достигли требуемого результата, необходимо правильное их понимание. А этому как раз и способствует толкование права. Помимо обеспечения надлежащей реализации правовых норм, толкование права способствует также их совершенствова­нию в процессе правотворчества. Толкование правовых норм позволяет выявить пробелы в законодательстве, неточность со­держащихся в нормах права формулировок, расплывчатость тех или иных закрепленных в них терминов, неадекватность текста правовых норм заложенному в них смыслу и некоторые другие недостатки. В этой связи толкование права дает правотворче­ским органам необходимый материал для последующего совер­шенствования законодательства и внесения в действующие нор­мы права соответствующих изменений. Кроме названных, у толкования права имеются и некоторые другие цели. В частности, толкование права играет немаловаж­ную роль при систематизации законодательства, в научных ис­следованиях, в процессе преподавания права, при правовой про­паганде. И хотя это уже второстепенные цели, они тоже высве­чивают определенные стороны назначения толкования права. О назначении толкования права говорят и те функции, ко­торые выполняет толкование права. К их числу относятся: 1) правообеспечительная функция,которая проявляется в обеспечении реализации и особенно применения права; 2)сигнализационная функция,которая говорит о том, что толкование права нередко сигнализирует правотворческим орга­нам о недостатках и упущениях действующего законодательства и необходимости его совершенствования; 3)регламентационная функция,суть которой состоит в том, что акты толкования права дополнительно к нормативным правовым актам регламентируют поведение субъектов права; 4)конкретшационная функция,которая состоит в том, что при толковании правовых норм происходит их конкретиза­ция применительно к единичному случаю с учетом его особен­ностей; 5)познавательная функция,которая способствует более глубокому пониманию как содержания правовых норм, так и тех целей, для достижения которых они были созданы.



2016-01-26 1041 Обсуждений (0)
Вопрос72 Правоприменительный акт: понятие, структура и виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос72 Правоприменительный акт: понятие, структура и виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1041)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)