Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тюменское (Сибирское) ханство



2016-01-26 1012 Обсуждений (0)
Тюменское (Сибирское) ханство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Строго говоря, о границах Сибирского ханства, точнее, княжества, можно говорить лишь с начала правления там Тайбугидов, т. е. с конца ХУ в. или даже после 1505 - 1506 П. НО на само.м деле, как Тюменское ханство, так и Сибирское княжество, скорее всего, повторяли границы вилайята Чимги- Тура - менялись лишь столичные центры. В период Тюменского ханства (до конца ХУ - начала ХУI вв.) его территория на западе доходила до Сылвенско - Иренского междуречья (Томилов 1981: 17-60), на юге-западе гранича с ногайскими владениями, о которых речь шла выше. Но не исключено, что в зоне максимального сближения граней Ногайской Орды и Тюменского ханства - в районе среднего течения р. Тобола, существовало вассальное последнему княжество с ногайским населением, что вытекает из московской грамоты 1597 r. хану Кучуму, где сказано: « ... которые ногайские улусы, Тайбугин юрт, которые кочевали с тобою» (Исхаков 2000). Южные границы государства точно


не известны, но присутствие в легендарных войсках хана Кучума из четырех «отрядов» группы «Бараба» как самостоятельного «отряда», говорит о вхождении тюркского населения Барабинской степи на юго-востоке в состав ханства. По соседству с ними в бассейне р. Оми в Тюменское ханство, скорее всего, входили и чаты (Томилов 1981: 203-217; Султанов 1982: 16). На юго-востоке, такйм образом, граница государства доходила почти до левобережья р. Оби. Далее на востоке она проходила по соседству с так называемой Пегой Ордой русских источников (этнополитическое объединение Нарымских селькупов). На севере в период Сибирского ханства его территория простиралась по р. Иртышу далеко за устье Тобола, доходя до низовьев Оби (Файзрахманов 2002: 148). Сибирское ханство являлось полиэтничным государством - наряду с политически доминировавшим татарским населением в него входили ханты (остяки), манси (воryлы) и селькупы. Правда, в некоторых случаях под этнонимом «остяк» русских источников могли скрываться и тюркские группы - «иштеки» (в районе Сылвенско- Иренского междуречья), давшие начало татарско-башкирскому населенmo Пермского Приуралья (Исхаков 1998: 114-140).

Общее число населения в государстве известно лишь приблизительно. В частности, в 1555 г. У сибирского князя Едигера Тайбугида насчитывалось 30,7 тыс. «черных людей», т. е. ясачников. В грамоте Ивана IV об обложении данью этого ясачного населения,' приводится цифра в 40 тыс. чел. (Томилов 1981: 42). Таким образом, в ханстве насчитывалось от 30 до 40 тыс. «черных людеЙ». Сложнее определить численность собственно татар. С одной стороны, часть их платила ясак и входила в состав «черных людеЙ». С другой стороны, феодальная верхушка, составлявшая собственно «татарский» слой общества, не относилась к ясачному сословmo. Последний слой был явно не слишком многочисленным. Так, у правителя Тюменского ханства Ибрагима в 1481 г. собственных войск из «казаков» насчитывалось лишь около 1 тыс. чел. А в конце ХУI - первой трети ХУН вв. в центральных районах бывшего Сибирского ханства имелось чуть больше 2 тыс. чел. служилых татар (Томилов 1981: 42). Если учесть, что С. Герберштейн для первой четверти ХУI в. численность «тюменских татар» определял в 1 О тыс. чел., то общую численность сибирских татар в середине - второй половине ХУI в. можно считать равной 10-12 тыс. чел. (из них около 2-3 тыс. являлись верхушкой общества) (Валеев, ТОМШlOв 1996: 17). Соотношение феодальной верхушки и ясачной части сибирских татар в ХУI в. могло быть 1 :5. Это говорит о том, что «черное» население из татар сыграло важную роль в

 


этническом развитии этнополитической общности сибирских татар. Оно происходило от более раннего населения, которое могло именоваться «иштеками» и «сыпырами» (возможно от «савиров» ). Собственно татарская часть общества, называвшаяся потом служилыми татарами, имело шибанИДско-татарское происхождение. Показательно, что в некоторых источниках население Сибирского ханства, вт. ч. И татарское, делится на тех, кто жил по «волостям» (оседлые группы), и на тех, кто был сосредоточен в «улусах» (Сибирские летописи). Последние яв.но были татарами, ведшими кочевой или полукочевой образ жизни. Возможно, окончательной консолидации сибирско-татарского этноса помешала именно специфика хозяйственной жизни последних.

Но, несмотря на разноэтничное происхождение ясачного и феодального сословия сибирских татар, этнополитическая общность, образ 0вавшаяся в рамках Тюменского и Сибирского ханств, обладала определенной консолидированностью. Об этом свидетельствуют ei:! устойчивые названия, известные по русским источникам в ХУI в. Это такие наименования, как «страна Сибирская», «Сибирская земля» или «вся земля Сибирская» (<<Сибирские земли»), «Сибирское царство», «царство бесерменъское в Сибири». Причем «Сибирские летописи» подчеркивают, что «вся страна» была прозвана «по граду Сибирь» (т.е. по г. Искеру) на р. Иртыше. Так как на татарском языке это «царство» (или «земля») называлось «Искер юрты», а г. Искер и есть тот же самый город, что и «Сибирь», получается, что «царство» или «земля» свое наименование действительно получило пр столице. Точно такое же положение мы ВИДИЛИ в других синхронных татарских ханствах.

В большинстве случаев государствообразующее, Т.е. политически доминировавшее, в данном ханстве этническое формирование, именуется в источниках русского происхождения «татарами» (татаровя) иногда - «Тюменскими татарами» (в ХУ в.). Оно определяется и как «босурманы», «окаянные басурманы», «поганые» или «нечестивые татары», что характеризует это сообщество в целом как исламское (несмотря на ещё неполное усвоение некоторыми группами ислама в ханский период). Даже такая редкая форма, как выражение «Сибирские люди», являющееся политонимом, обозначало на самом деле татарскую общность.

Таким образом, единообразность использовавшегося по отношению к сибирским татарам этнонима, признание этой общности в целом мусульманским формированием, указывает на то, что в ХУI в. сибирско-татарская общность уже существовала. Что касается её особеннос-


тей, то они сводятся к двум моментам. Во-первых, как уже указывал ось, часть сибирских татар могла вести кочевой или полукочевой обра3 жизни, во-вторых, клановые деления, имевшиеся в Сибирском ханстве, надо рассматривать CK~pee как территориальные кланы, или даже феодальные «дома», правда включавшие в рамках отдельных «улусов» или «юртою> - княжеств и рядовых сородичей, представителей правящих клацов. Как видим, этническая общность сибирских татар ханского времени по своей социальной структуре фактически не отличалась от других сиихронных татарских общностей, формировавшихся в рамках своих государственных образований. Поэтому, можно говорить о существовании в ХУI в. относительно немногочисленной сибирско-татарской народности феодального типа.

 


Г л а в а III



2016-01-26 1012 Обсуждений (0)
Тюменское (Сибирское) ханство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тюменское (Сибирское) ханство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1012)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)