Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государство Шибанидов, Тюменское (Сибирское) ханство и Ногайская Орда



2016-01-26 862 Обсуждений (0)
Государство Шибанидов, Тюменское (Сибирское) ханство и Ногайская Орда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Узбекском ханстве (Государстве Шибанидов) экономика зиждилась не только на кочевом скотоводстве, но и на оседлом земледелии, особенно после завоевания ханом Абулхаиром района Сыр-Дарьи с городами Ясы, Отрар, Сыгнак, Сауран, Аргун, Узгенд, Ак-Курган и др. Да и в других частях ханства имелись городские центры и сельское население (в вилайяте Чимги- Тура, в долинах рек Каратал, Чу, Талас, Сары-Су). Значение земледелия в государстве в районах оседлости видно на примере рассказа Фазлаллаха б. Рузбихана о крепости Аркук начала ХУI В.: « ... решено было, [что] город Аркук С помощью других незначительных селений, находящихся на западном берегу Сейхуна, полностью обеспечит войска хлебом и продуктами» (Исфахани Фазлаллах ибн Рузбuxан 1976: 75). Про округу г.Сыгнака там же сказано: «Вся эта область весьма благоустроена и возделаню) (Исфахани Фазлаллах ибн Рузбuxан 1976: 116). У кочевников основным богатством являлись овцыI (Султанов 1982: 53), но они разводили и лошадей, верблюдов (Исфахан Фазлаллах ибн Рузбuxан 1976: 94), в меньшей степени - коров и коз. Су-


ществовала охота, определенное значение имело и рыболовство. Скажем, о жителях г. Сыгнака и его округи, в «Михман - наме-ЙИ ... » говорится: « ... Все люди ... в незимние дни много охотятся и заготавливают на зиму запасы продовольствия» (Исфахани Фазлщтахи ибн Рузбuxан 1976: 116). Речь 1)'т идет об охоте на сайгаков, куланов, степныx баранов и др. животных. О значении торговли для экономики Государства Шибанидов свидетельствует следующий кусок из того же источника: « ... купцы владений и местностей Дешт-и Кыпчак до пределов реки Адил ... сделали город Сыгнак местом складов своих [и] привозят сюда торговые товары. Купцы областей Турке стана, Мавераннахра и с Востока до пределов Кашгара, Хотана привозят в Сыгнак товары этих стран и совершают с людьми Дешта торговые сделки и обмен ... это владение (СыгнакДИ, ИИ) постоянно является местом пребывания купцов из [разных] стран, и добра и товаров всех стран там в изобилию> (Исфахани Фазлаллахи ибн Рузбuxан 1976: 117). В Сыгнаке, являвшемся в свое время столицей ханства, «ежедневно на рынках жарили пятьсот верблюдов и к вечеру на базарах не оставалось ни куска», там имелись городские власти, мечеть, могилы и гробницы «всех ханов узбеков и шибановцев» (Исфахани Фазлаллахи uбн Рузбuxан 1976: 116-117). В городских центрах ханства существовали ремесла: обработка кожи, металла, в т.Ч. и ювелирное дело, гончарное производство, изготовление оружия (сабель, луков, наконечников копий), стремян, седел, подвод, телег и т.д. В домашних условиях изготавливались верхняя одежда из овчины, домашняя утварь из кожи, обувь, седла, уздечки, кошма, войлок, мешки и др. Отраслью экономики были и военные походы, регулярно делавшиеся вглубь владений Тимуридов, против казахов и в др. районы. Скажем, во время набега ШибаНИДов в округу Ташкента в 1501-1502 П., бьти уведены 200 тыс. овец, 5 тыс. лошадей, 3 тыс. рабов и 1,5 тыс. военнопленных (Ахмедов 1965: 85). В период похода Мухаммета-Шайбани хана против казахов зимой 1508-1509 rr., по словам Фазлаллаха б. Рузбихана, «невозможно описать, сколько они награбили ... всякого добра» (Исфаханu Фазлаллахu uбн Рузбuxан 1976: 94). Далее он конкретизирует, что речь идет об одежде, утвари, товарах, шатрах, вьючных животных, в Т.Ч. верблюдах, коровах, овцах и указывает, что обратно ехали очень медленно из-за «обилия добычи, награбленного добра, кибиток, бесчисленных, несметных овец» (Исфаханu Фазлаллахи ибн Рузбuxан 1976: 128-129, 138). Во время походов военнопленные превращались в живой товар, поэтому существовала работорговля. Фискальная система ханства в точности не известна. Однако, жители государства платили ясак, что доказывается и


следующим сообщением: согласно «Тарих-и гузидэ, Нусрат-наме» (ок. 1505 r.) «жители Жанги- Туры (Чимги- Туры - Д.И., И.И.) и Булгара платили ханской (речь идет об Абулхаире -д И, ИИ) казне ясак» (Ахмедов 1965: 19-20, 94). С кочевой части населения брался кубж:урясагы (от монг. кубчур ) - 1/100 часть с поголовья скота (позже взимался и с оседлого населения), с оседлой части - десятЩI)' (ушр). Существовали различныe налоги (продовольственный - ашлыг, сбор для снабжения войска - тагар, с кочевников - савум зекят скотом в размере 1/40) и повинности (согум - выплаты ханам и бекам, шибагу - сбор продовольствия во время летних перекочевок, савари - приношения, подарки хану и другим знатным лицам при проезде, пuшкали - от персид. «подношение», Т.е. подарки скотом, птицей, одеждой, деньгами и т.д.) (Ахмедов 1965: 94-98).

Политический строй Государства Шибанидов был такой же, что и у прочих позднезолотоордынских государств. Во главе его стоял хан из Чингизидов из рода Шибана. Несомненно, его на трон сажали предводители ведущих кланов (Ахмедов 1965: 46). Иллюстрация к политической системе Узбекского ханства содержится в «Таварих-и гузида-йи Нусратнаме» (начало ХУI в.), где сказано: «Беки - карачи, объединившись, посоветовались и решили, что старший внук хана будет хорошим человеком, и поручили [его] Карачин-бахадуру ... » (Материалы по истории 1969: 19). Про последнего источник уточняет: Дарвиш Хусайн, сын кукульташа Абулхаира хана Даулат Ходжа бек из омака кушчи, по прозвищу Карачин (Материалы по истории 1969: 19). Совет из предводителей крупнейших племен (диван) возглавлялся карачибеком (Ахмедов1965: 101) (очевидно, беклярибеком). Известен наиб - заместитель везиря. Административный аппарат состоял из аталыка (атаке) из эмиров (беков) или кукельташа, которые правили уделами султанов до их совершеннолетия, карачи-беков, казиев (известен и верховный казий, являвшейся сеидом)* . Более мелкие должностные лица - это да руги. Про последних можно привести высказывание такого источника, как «Шейбани-наме»: « ... это общество [эмиров] Шейбани хан [для благополучия] государства возвеличил исполняющим должность даруг ви~ лайята Жанги- Тура» (Ибрагимов 1959: 198). Кроме того, известны: ички или ишек-ага баши, ишек ихтиари, Т.е. внутренняя охрана хана (про Кун-

 

____________

* Например, при хане Абулхаире с самого его провоглашения ханом находились Кул-Мухаммет сеид и Кара сеид (Ахмедов 1965:46,99). Кул-Мухаммет являлся верховным казием в государстве. При хане Мухамете Шейбани около 1470-х годов находиллея Шамryн сеид, сын Кара сеида (См.: Шейбаниада 1849).


гур бия из племены кушчи из людей хана Абулхаира в «Тарих-и Абул Хайр хани», сказано: « один из самых приближенных и ичкиев» (Материалы по истории 1969:148), ясавулы (служащие дворцового ведомства, занимавшиеся сбором налогов, подсчетами военной добычи), амир-и шuкар (миршикар) - начальник охоты, мuxман-худай (обеспечивал явку на ханские собрания - маджлис-и хулайун), мубашuры (ханские вестники), джарчи (глашатаи), таваджи (занимались сбором войска), амакчии,сынчыl' (лошадники). Терминами инаки и нукеры обозначали близких к хану людей из знати (первые являлись эмирами крупнейших племен). Очевидно, ханство делилось на владения отдельных кланов (бейлики); но сама эта система остается не раскрытой. В связи с тем, что войско в Государстве ШибанИДов состояло из делений на 10, 100, 1000 воинов и туменов (10000) (Ахмедов 1965: 106; Исфахани Фазлаллаха ибн Рузбuxан 1976:63, 77, 113), должны были существовать и соответствовавшие им должностные лица и улусные деления. Имелась и разветвленная группа духовенства (сеиды, один из них - верховный казий, он же - шейх-у л-ислам, казии, муфтии, улемы, дервиши) . (Ахмедов 1965: 99; Исфахани ФазлШUlах uбн Рузбuxан 1976: 56,58,98, 154).

Ногайская Орда. Как и Большая Орда, Мангытскийюрт относится к государствам, чья экономическая жизнь основывалась на кочевом скотоводстве. Но в государстве существовали и другие хозяйственные отрасли и уклады (Трепавлов 2001: 507-544). Господство у ногайцев скотоводства объяснялось, прежде всего, осо~енностями природно-географической среды их обитания, в основном это была,степная зона. Разводили овец, коней, верблюдов, коров, ослов. Существовали устойчивые маршруты кочевания не только Ногайской Орды в целом (основных бьто два: арало-уральская - зимовка в низовьях Сыр-Дарьи, летовка- наЯике; поволжская - зимовка в волжских низовьях, летовка - на Самаре и вплоть да Камы), но и для отдельных илей (впрочем, последние могли меняться из-за ежегодных перераспределений илей, улусов и пастбищ между ногайской знатью). Однако, надо иметь в виду, что традиционная система кочевий была нарушена в ходе выхода части Ногайской Орды на правый берег Волги, в результате которого возникли новые маршруты передвижений. Довольно значительную роль играла охота (на сайгаков, белок, тиц и т.д.) и рыболовство. Из ремесел некоторые важные отрасли отсутствовали (например, плавильное и кузнечное дело), однако, многие необходимые для хозяйства изделия ногайцы изготавливали сами: телеги, кибитки, меховую одежду, кожаную утварь и др. Земледелие также существовало (ц районе г. Сарайчука, позже и на Северном Кавказе - по


берегу р. Кумы), но не имело больших размеров. Сеяли в основном просо. В местностях, близких к г. Астрахани, допустимо наличие у ногайцев, очевидно, уже во второй половине XVI-ХVlI вв., небольшого размера бахчеводства (выращивание дыни, ТbIKBbI). Ногайцы занимались и добычей соли (в местности Тоз-тубэ на р. Илеке). Особая роль принадлежала торговле - не только потому, что Ногайская Орда нуждалась в продуктах земледелня и ремесла, но и потому, что через территорию государства проходили старые караванные маршруты. В Ногайской Орде существовали две группьi торговцев - обычные купцыI, в основном ездившие продавать коней, овец и ордабазарцыI (<<базарские люди») - купцы, обслуживавшие ногайскую знать (бия, мирз). Торговля осуществлялась только по ярлыку правителя Ногайской Орды и с купцов брали пошлины (приезжие платили 1/3 из 9 частей бию, 1 частькарачам; ногайские купцы, гнавшие отары овец в Бухару, платили 500 овец, а приезжие бухарские купцыI - 1 тыс. «азямских кафтанов»). Столица государства - г. Сарайчук, стоял на старом торговом маршруте (из Азака, Маджара и Сарая через Хаджи-Тархан к Сарайчуку). Далее дорога шла к Ургенчу. Имелись и торговые маршруты в Казанское ханство, к русским княжествам. ногайцыI в основном торговали лошадьми, овцами и коровами. Кроме того, на продажу шли войлок, кожа, топленое сливочное масло, шкуры и меха, тулупы, Iпyбы, луки и стрелы. До падения Казанского ханства оттуда в Мангытский юрт поставлялся, видимо, хлеб. Но с ХУI в. основным торговым партнером ногайцев становится Московская Русь (металл, сбруя, обувь, ткани, бумага, седла, стремена, стекло, краски, хлеб, хозяйственные предметыI и т.д.). Существовала и торговля людьми (пленные, в ГOДbI кризисов - даже дети и родственники). Полоняников продавали главным образом в Крым, Османскую империю, ханства Шибанидов в Средней Азии. В «Бухары», «Юргенч», «Туркмен» отправляли не только скот, но и меха, луки, стрелы, другие товары, получая оттуда ткани, железо.

В государстве имелась своя система налогов и финансов. Население Ногайской ордыI платило ясак в размере 1/10 части скота, продукции скотоводства, закят и делало приношения (название неизвестно) держателям улусов - мирзам. Скорее всего, обложение было подворным (с «дыма» или «избы») и кроме прочего состояло из пушнины (лисицы, бобровые, куньи шкурки), особенно там, где проживало зависимое от ногайцев население, например, «иштяки» Приуралья. О взимании с них ясака известно из послания правителя Ногайской ордыI князя Уруса московскому царю Федору Ивановичу (1586 г.). Князь сообщает: «Да писал


(Федор Иванович-ДИ, ИИ) ... , чтобы мне (т.е. князю-ДИ, ИИ) с башкурдов и остяков дани никакие не имати, ... [если] пошлю ... данщика ... [взимать дань] с башкурдов и остяков ... , тех данщиков велишь побити» (Пекарский 1872: 8). В данном случае дань - это ясак, причем видна конфронтация двух государств по поводу сбора ясака со спорных территорий. В башкирском фольклоре речь идет о выплате ясака ногайцам куницами, выдрами и медом (Трепавлов 1997: 13-14). Существовали специальные пошлины (<<взимок»), взимаемые на переправах (через Волгу, Белую) - очевидно таможенные сборы. Достаточно представительная часть ногайских финансов могла состоять из дани, поступающей от соседних государств по старой традиции. В источниках сохранились сведения о выплате из Казанского ханства в пользу Ногайской Орды «годового» в размере 40 тыс. алтын при хане Сафа-Гирее (Исхаков 1998: 17). Причем из послания ногайского правителя князя Шейдяка (caидАхмада) за 1535 г. прямо вытекает, что для получения этих выплат в Казань посылался специальныIй «пошлиннию> (фактически - дарага) во главе отряда из 300 человек (ПДРВ ч. vII, 1791: 235). АналогичныIe выплаты осуществлялись и из Астраханского ханства, также в размере 40 тыс. алтын (ПДРВ vII, 1791:241; ч. Iх, 1793: 234), происхождение их возводится к временам Нуреддина и хана Тимур-Кутлуга или к периоду мангытского беклярибека Большой Орды Тимура (ПДРВ ч. vII, 1791: 241; Ч.lX, 1793: 234) . Возможно, что и «ПОМИНКЮ>, которые Московская Русь выплачивала ногайским князьям (они постепенно превратились в орудие влияния Москвы), генетически восходят к такой же дани* . Существовал специальныIй орган и чиновники при нем, коитролировавшие финансы князя и Ногайской Орды в целом (Кочекаев 1988: 41-42).

Политическая система Мангытского юрта, по известным причинам, несколько отличалась от других позднезолотоордынских государств его глава - бий (бек), по представлениям того времени, не мог быть самостоятельныIM сюзереном (Трепавлов 2001: 555). Тем не менее, по мере обособления Ногайской Орды произошло фОРМИРОIЗание ее государственных институтов (Кочекаев 1988: 38-46; Трепавлов 2001: 545558). Во-первых, кочевое население было разделено на два крыла (онсол), во главе которых встали наместники из клана ногайского князя с чисто ногайскими титулами «нурадин» и «кековат». Эти крылья подраз-

_______________________________

* См., например, случай, когда в 1535 г. ногайский князь Шейдяк предлагал московскому великому князю платить ему «поминки» в такой форме - что шло к крымскому хану Мухаммет-Гирею - ему, а что шло к князьям этого хана - своим «карачеям» (ПДРВ ч. УН, 1791 :241).

 


делялись на племенные эли (улусы). Глава Ногайской Орды - бий, избирался предводителями племен и родов при решающей роли членов рода бия. Один из них-Саид-Ахмад (153О-1540-е гг.), в период максимального усиления Ногайской Орды попытался даже объявить себя ханом - но безусдешно, ибо правители соседних государств не признали за не Чингизидом права иметь такОй титул. После с~ерти бия на его место вступал старший из членов рода (родной брат прежнего бия или его старший сын). Сыновья бия и другие члены бийского рода назывались мирзами, между ними распределялись эли (улусы) Ногайской Орды. При этом родовая зн~ть элей сохранялась - из них состояли карачеи (карача-беки), имевшиеся как вокруг самого князя, так и в других структурных подразделениях государства. Во второй половине XVI в. появляется еще одна административная должность - «таЙбуги». Под его началом кроме «братьев, детей, племянников» имелись и «улусные люди» (Кочекаев 1988: 40-41). Очевидно, это образование было частью Сибирского ханства, особым юртам - княжеством, оказавшемся под сюзеренитетом Ногайской Орды. Как бии, так и мирзы имели своих служилых людей - имильдяшей (прИДверники) или карачеев (карача-беков). При бие их было 12, при остальной ногайской знати - в меньшем числе. Служилые карачеи выступали послами, руководили войсками. Предводитель войск имел титул «батыра». Известны военные деления на десятки, сотни, тумени (I 0000 воинов). Постоянным органом управления при ногайском князе был кара-дуВан, находившийся в столице государства - г. СараЙЧуке. Чиновники этого органа - дуваны, выполняли управленческие функции (возглавляли посольства, получали «поминки», глава органа кара-дуван заведовал придворным хозяйством бия, руководил его канцелярией великий токадуван; собирал транзитную пошлину - теке-дуван). Финансовое ведомство возглавлял казначей карадувана. В столице - г. Сарайчуке, имелся даруга - наместник столичного округа. При этом органе имелись и чиновники более низкого ранга: афызы, бакшеи, даруги. Существовало разветвленное духовное сословие во главе с сеидом (Резиденция сеида находилась в г. СараЙЧуке). В составе духовенства отмечены: шейхи, муллы, хаджии, хафизы, суфии и возможно - дервиши (Исхаков 1998: 68-71). Духовенство занималось и государственными делами - муллы являлись бакшеями, шейхи, хаджии, суфии выполняли роль послов. Хафизы отмечаются во время военных походов. для решения важных государственных вопросов собирался совет (корныш) знати - бий, его родичи, служилые князья - имельдяши, карачеи. для решения текущих вопросов созывался малый совет (по русским источникам -


«круг») из приближенных бию карачеев и имильдяшеЙ. Низовыми звеньями управления «улусных людей» бьти «головы», «табунные головы», избираемые из зажиточной верхушки улусного населения (Кочекаев 1988: 45). Возможно, они имели отношение к делению на десятки и сотни (у юртовских татар «табун» - это пятерки).

Тюменское и Сибирское ханства. О хозяйственной жизни nOMeHcкого ханства сведений практически не сохранилось. Можно лишь предположить, что она бьта близка к экономике Сибирского ханства. Сибирские татары вели комплексное хозяйство, основанное на земледелии, кочевом и полуоседлом скотоводстве с большой долей рыболовства, охоты и собирательства. Что касается земледелия, то его наличие подтверждается не только обнаружением во время раскопок городищ Сибирского юрта железных серпов - горбуш, сошников, каменных ручных жерновов (Левашова 1950: 341-350), но и существованием у сибирских татар собственной земледельческой лексики, указывающей на раннее сложение данной отрасли, на сохранение самобытных черт в агрокультуре (скажем, употребление термина «ашлыю) не только для обозначения ячменя, но и вообще хлеба) (ХШlUков 2002: 84). Ремезовская летопись, описывая поход Ермака, довольно часто упоминает о хлебных запасах сибирских татар (Файзрахманов 2002: 155). Сеяли видимо полбу, ячмень, овес (Копылов 1989: 75). Скотоводы разводили лошадей, овец, коров, коз. Обнаружение железных крючков, грузил рыболовных сетей во время археологических раскопов, наряду с костями щук, карася, сибирского осетра, говорит о роли рыболовства (Бояршинова 1960: 100). Охотились на пушных зверей (соболя, лисиц, белок, зайцев), в т. ч. И потому, что ясак уплачивался пушниной, на лосей, кабанов, антилоп, туров, гусей, уток, тетерева (Левашева 1950: 374). Существовало и довольно развитое ремесло: гончарное производство, выплавка железа (археологически известны тиrnи, литейные формы) и изготовление железных изделий (топоров, тесел, молотков, стамесок, игл, удил, наконечников стрел и копий и т.д.), производство ювелирных изделий (найдены бусы из стекла, камня, пасты; серьги, перстни, браслеты из меди и серебра, подвески), возможно и утвари (обнаружены обломки чугуНных котлов, медной посуды). Обнаружены и ряд предметов, говорящих о ткачестве (напрясла, костяные моталки для пряжи, иглы), производстве кирпича, обработке шкур (лопатки, скребки для обработки шкур), плетении (костяные кочедыки для плетения) (Левашева, Худяков 1990: 252267). В столице Сибирского ханства - г. Искере, несомненно, производили кирпич, так как в городе имелись кирпичные сооружения (в основе


ном дома строились, видимо, из плетня, обмазанного rnиной и из дерева).

Первые сведения о торговых связях Сибирского юрта с соседями относятся ещё к xv В. - в частности, в 1475 г. в некоторых русских летописях сообщается о том, что «Татарове Казаньстии побили устюжан на Каме40человек,идучикъТюмениторrnм» (ПСРЛт. JI-12, 1965: 158). Через несколько лет (в 1481 г.) устюжане, воевавшие под г. Чердынем, «на Каму шедши, да встретили гостей и Тюменских татар», которых они «пограбили» и «посекли» (ПСРЛ т. 11-12, 1965: 95; Документы по истории коми 1958: 263) . .очевидно, в обоих случаях речь идет о торговых связях Тюменского ханства с Поволжьем, в первую очередь - с Казанским ханством, на одном из важнейших торговых путей из Поволжья в Западную Сибирь (по р. Каме до Перми - Чердыни, далее по рекам Сылве и Чусовой через Уральские горы) (Бахрушин 1955: 72-136). О важности торговли с Поволжьем говорит иуведение ханом Ибрагимом ШибанИДом в 1481 г. из Большой Орды «ордобазара» этого государства в свое владение «не грабя», Т.е. в целостности. Другим'значимым для Сибирского ханства направлением торговли была Средняя Азия - Бу~ харское ханство и др. городские центры региона. Туда из Сибирского ханства имелись несколько торговых путей (от Искера к горе Улытау по р. Сары-Су и через горы Каратау к г. Саурану и далее к Туркестану и Бухаре; вдоль Иртыша до р. Омь И далее; от г. Чимги- Тура и Явлу- Тура к Шубер-кале, далее - на Туркестанскую дорогу) (Абдuров 1996: 55). Из Средней Азии поступали ткани, одежда, обувь, украшения,'ковры, гончаРН;lЯ•ПОСУДа, лекарства, предметы реэкспорта - фарфоровая посуда (из Кашгара, Китая) (АбдUрОfJ 1996: 55; Левашева 1950). Сибирское ханство вывозило, прежде всего, пушнину (соболей, лисиц), возможно - охотничьих п•цщ {сохранилась информация о том, что хана Кучума ПРавитель Бухарскогоханства хан Абдулла просил прислать таких птиц) (Абдиров 1996:55). Отраслью экономики являлась и война. Так, после успешного разгрома ставки хана Большой Орды в 1481 г. тюменский хан Ибрагим; кроме «ордобазара», увел с собой «скота и полону литовского бесчисленно» (ПСРЛ т. 37, 1982:95). В ХУI в. походы сибирских татар в соседние районы не прекращались, что давала возможность захвата пленных и иных богатств* .

Вне всякого сомнения, в Сибирском ханстве существовала сложившаяся система налогов и финансов. Основнымналогом была «дань» -

________________________________

* См., например: в 1505 (или 1506) г. «пришедши из Тюмени на Великую Пермь ратью Сибирский царь Салтан ... приступиша. Чердыню не взял, а зем-


ясак Наиболее ранняя информация о таком платеже содержится в сообщении отдельных русских летописей об обращении правителя Сибирского юрта князя Едигера к Ивану IV с предложением стать вассалом Московской Руси на условии выплаты «дани» по соболю с человека, да ещё по сибирской белке «дороге» московского царя (как «дорожскую пошлину»). Летопись уточняет, что речь идет именно о «черных людях», которых насчитывалось 30,7 тыс. чел. (ПСРЛ т. 29, 1965: 233). Конечно, это был не полный объем ясака, уплачиваемого ясачниками ханства (Московскому царю в 1557 r: была прислана дань в 700 соболей - она была меньше, чем ожидалось; в 1558 r: поступила «дань Сибирские земли» в размере 1000 соболей и «дорожской пошлины» 160 соболей) (ПСРЛ т. 29,1965:251,258). К 1569 г. относится сообщение о том, что хан Кучум собирал дань (Копылов 1989: 80). Да и в «Сибирских летописях» (Есиповская летопись, Ремезовская летопись) речь идет о том, ЧТО он «дани и оброки ... имаше», «дани ... взяша». Видимо, между «данью» (ясаком) и «оброками» была разница, но трудно сказать, какая. Все же в документах в основном говорится о «дани». Ещё одна косвенная информация об уплате хану Кучуму населением ханства ясака относится к 1586 г., когда в связи с решением московских властей построить на р. Белой r: Уфу, отмечается: « ... город поставити, что беглый из Сибири Кучюм царь, пришед в государеву вотчину ... в башкирцы, учал кочевати и ясак с государственных людей с башкирцев, почал ... имати» (П екарский 1872: 20). На самом деле, скорее всего хан Кучум собирал ясак со своих подданных (они были сосредото,!"ены на так называемой «Сибирской дороге» более позднего У фимского уезда). О сборе ясака (<<дан») с «черни» (карштр) легеНдарным правителем Сибирского юрта Ансам «ханом» говорится и в эпическом произведении (дастане) сибирских татар «Илдан белен Гелдаю) (Илдан белан Гвлдан 2002:17-32).

Таким образом, сбор ясака в Сибирском ханстве, безусловно, осуществлялся. Однако, о других платежах и повинностях населения ханства мы ничего не знаем. Чеканка монет в Сибирском юрте была произведена лишь тюменским ханом Сайид-Ибрагимом и была явно связана с захватом им в 1481 г. финансового центра Большой Орды - «Ордубаза-

лю нижнюю воевал всю». В 1573 г. на Пермь Великую напал сын Кучума султан Маметкул, воины которого «данных остяков Чагира с товарищи побили, а иных в полон взяли». В 1581 г. хан Кучум опять пришел с войною«на Пермь Великую на городки на Сылвенские Чусовские, вотчины Строганова пограбил» (Исхаков 1998: 130).


рт) (Нестеров 2001). В целом денежное обращение в Сибирском (Тюменском) ханстве, CKop~e всего имевшееся, остается не выясненным.

Политический строй Тюменского ханства, основанный на золотоордынских традициях, уже был прослежен нами ранее. Хотя приходится признать, что для подробного анализа этого вопроса исторических источников не хваТает. Что касается собс:rвенно Сибирского ханства, то применительно к нему следует рассмотреть проблему особого статуса этого этнополитического образования между началом XVI в. (уход Шибанидов из Чимги- Туры - Тюмени и перемещение центра политической власти в г. Искер или Кашлык) и приглашением на престол Шибанидов около 1563 r:

Прежде всего, в этот период Сибирский юрт был княжеством, а не ханством и его точным названием было бы «Искерское княжество Тайбугидов»* . Во главе этого княжества стоял «Сибирский князы) - его титул впервые упоминается в Патриаршей (Никоновской) летописи под январем 1555 г.: « ... пришли послы ко царю и великому княЗю изъ Сибири отъ Сибирского князя Едигера ото всей земли Сибирской) (ПСРЛ т.JЗ, 1965:248; т.29, 1965: 333). Титул «Сибирский князы) был не номинальным: в результате послания князя Едигера, просившего правителя Московского государства от имени «всей земли», чтобы он «всю землю Сибирскую взялъ в свое имю), в тексте грамоты Ивана IV, отправленного в г. Вильно 22 июля 1555 г., был вставлен новый элемент его титулатуры - «всея Сибирские земли повелитель» (Сборник РИО 1887: 470). Из приведенных данных вроде бы вытекает вывод, ЧТО.СибирскиЙ князь бьш суверенным правителем. В таком случае Сибирское княжество (Искерское княжество Тайбугидов) чем-то напоминало бы Мангытский юрт, где также правил князь (биЙ).

Однако, как уже говорилось, имеются сомнения относительно полной независимости Сибирского княжества и источники на этот счет сейчас необходимо проанализировать. Согласно преданиям сибирских татар, до Кучума в Искерском юрте ханом был его старший брат АхметГирей (Исхаков 1998: 54-57). Действительно, посольство из Сибири от царевича Ахмет-Гирея в Москву прибыло около 1563 г.(ПДРВ ч. х; 1795:322). В том же году в Сибирском юрте был убит царевичем Кучумом Сибирский князь Едигер (Копылов 1989:214). Ситуация осложняется ещё больше, если учесть, что в «Описи»архива Посольского прика-

_________________

* А.г. Нестеров вначале использовал формулу «Тайбугидское Сибирское ханство», затем перешел к более точной формулировке «Искерское княжество ТайбугИДов» (См.: Нестеров 1993,2002).


за (1614 г.) есть запись: «Столпик Сибирской 7072 году (1563 -64 гг.), привозу к Москве сибирсково Муртазы царя татарина Ташкина» (Копылов 1989:74). Эта информация заслуживает внимания по двум причинам: во-первых, в 1563 г. как Ахмет-Гирей, так и Кучум в русских источниках названы лишь «царевичами}) (султанами), во-вторых, упомянутый выше Ташкин как «сибирский посол» известен и по другим документам за 1563-1564 ГГ., имеющим совершенно самостоятельное происхождение (пдрвч.х 1795:303;ч.Х!, 1801: 103, 123). Нолюбопытно,чтосогласно Г.Ф. Миллеру, опиравшемуся на исторические предания сибирских татар, в момент убийства Сибирского князя Едигеря Муртаза был «ханом Большой Бухары» (Миллер 1937: 196). Правда, П. Небольсин утверждал, что упомянутый выше Ташкин (Тагикин) прибыл от имени царевича Ахмет-Гирея в составе группы послов, среди которых были послы Сибирского князя Едигеря Чибичень и Сибирского царевича Муртазы по имени Маминших (Небольсин 1848: 259). Последние двое послов известны и по ногайским делам (ПДРВ ч. х; 1795: 303, 305; чХ!, 1801:103, 123). Поэтому, остается неясным, был ли Муртаза ханом, а если был, то на каком престоле - Искерского юрта или Бухарском (Исхаков 1998:60). В данном случае для нас важно то, что как Ахмет-Гирей, так и Кучум, не говоря уже об их отце - Муртазе, все время связыаютсяя с Бухарой и тамошними Шибанидами (Исхаков 1989: 54-60).Лоэтому, Сибирский князь не может рассматриваться в отрыве от среднеазиатских Шибанидов и Бухарского ханства. Тем более, что по Г.Ф. Миллеру вдова убитого Сибирского князя Едигеря тоже беЖaJ1а в «Большую Бухару» (Миллер 1937: 196). Кроме того, как видно из преданий сибирских татар, инициатива приглашения на престол Сибирского юрта Шибанида, исходила от «знатных татар», которые после смерти князя Едигеря «не хотели ждать, когда княжна (вдова князя, бывшая беременной - дИ, ИИ) разрешится от бремени, так как между ними не было согласия относительно того, кому править в Сибири. Они отправили посольство к хану Большой Бухары Муртазе, npося его прислать в князья (курсив наш - Д.И., И.И.) одного из своих сыновей. Муртаза отпустил ... Кучума ... По прибытии он был признан ханом» (Миллер 1937: 196). То, что приглашение Шибанида Кучума было осуществлено по желанию местной знати, видно и из некоторых русских летописей: « сибирские люди ... изменили (московскому царю - ДИ, ИИ), дани давати не учали и взяли (курсив наш - ДИ, ИИ) к себе на Сибирь царевича» (ПСРЛ т. 29, 1965:232; Fraпk 1994: 15).

Таким образом, приход на трон Сибирского юрта Шибанида Кучу-


ма (возможно и других его родственников) принципиально политический строй владения не изменил - возможно, поменялся лишь клан беклярибека - вместо Тайбугидов это место могли занять представители KaKoГQ-To другого клана или из того же клана бьт поставлен иной князь. Хотя нам неизвестно, кто бьт в Искерском юрте «князем князей» после Тайбугидов Едигера и Бекбулата, отделчные намеки на этот счет содержатся в «Сибирских летописях». В частности, в «Ремезовской летописи» в рассказе о продвижении Ермака вверх по р. Иртышу, говорится: « ... и погребли вверхъ по Иртышу ... и до болшего князя Бегиша Княжева городка и ту учиниша великой бой со зборными Татары и с Карачинцы» (Сибирские летописи 1907: 341). Термин «большой князь», наряду с упоминанием группы «карачинцев», не оставляет сомнения, что мы в лице князя Бегиша имеем дело с беклярибеком хана Кучума. Видимо, от владельца этого городка князя Бегиша идет известный род служилых татар Келмаметевых (Бахрушин 1955: 164). Да и присутствие в грамоте хана Кучума в Москву (1571 г.) после его «печати» выражения « лутчие люди сибирские руки свои приложилю> (Собрание государственных 1819: 64), говорит, скорее всего, именно о карача-беках. Возможно, в Сибирском юрте существовало и собрание высшей знати, так называемый «диваю>, ибо в «сибирских летописях» один из карачабеков (не исключено, беклярибек) именуется «думным» хана Кучума.

В целом, не только в Тюменском ханстве, но в Сибирском юрте власть принадлежала Чингизидам поколения Шибанидов - если в первом прямо, то во втором - до прихода к власти в 1563 г. Шибанидов (Кучума или его родственников) - косвенно, через вассальные отношения с Бухарским ханством во главе в с теми же самыми Шибанидами. Причем хан Кучум себя явно считал сувереннным правителем, во всяком случае, по отношению к царю Московского государства - его грамота царю Ивану IV (1570 г.) начинается со слов «Волной человек Кочюм царь» (Собраниегосударственных 1819:52). Кроме хана, султанов и князей (в Т.ч. и карачабеков) с мурзами, в правящую в ханстве группу входили аталыки, есаулы, «служилые людю> (видимо казаки) (Бояршинова 1960: 113; Абдиров 1996: 44; Акты исторические т. Il 1841: 3). Мусульманское духовенство, также входившее в правящее сословие, состояло из сеида, шейхов, мулл, ходжей (<<азеев», включая и «бабуазею», абызов, возможно, муфтиев и мударисов. Более гипотетично присутствие в ханстве ахунов (Исхаков 1998: 60-64; Собрание государственных 1819: 129; Акты исторические т. Il 1841: 3). Из государственных чиновников известны послы, в том числе из шейхов, rOНЦbI (17ДРВ ч. х; 1795: 303; ч. Х!, 1801:


103; ПСРЛ т. 29, 1958: 233,251, 275, 232; т.IЗ, 1965: 248, 276, 285, 3]3,370), .

Несмотря на существование в ханстве отдельных княжеств - юртов, их локализация из-за состояния источников невозможна. Надо полагать, что эти княжества состояли из отдельных улусов или волостей во главе с князьями и мурзами. В одном из русских документов за 1598 r. перечисляются существовавшие при хане Кучуме татарские волости: Курпицкая (Кирпицкая), Турашская, Любарская, Чойская, Куромская (Курома), Барабинская (Бороба большая), Ялынская, Каурдатцкая и, возможно, «Чатская» (Чаты) и «Колмакекая» (Колмаки) (см.: Акты исторические т. II, 1841:2-4).

 


 

Г л а в а IV



2016-01-26 862 Обсуждений (0)
Государство Шибанидов, Тюменское (Сибирское) ханство и Ногайская Орда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государство Шибанидов, Тюменское (Сибирское) ханство и Ногайская Орда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)