Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ



2016-01-26 606 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономическая основа тюрко-татарских государств ХУ - XVI вв. довольно сильно различалась, что было связано как с особенностями географической среды, так и с культурными традициями, а также влиянием соседей. Политическая система имела большую однородность, хотя и тут у каждого государства имелась своя специфика, объясняемая действием различных факторов (соотношение оседлости и кочевничества, степень суверенности, крепость клановых связей, этнический состав населения и т.д.). Краткий обзор экономической жизни и политического строя татарских политических объединений интересующего нас времени покажет это более конкретно.

 

Казанское ханство

 

Образование этого государства на территории Булгарского вилайята, чья экономика основывалась на пашенном земледелии и развитом ремесле (Смирнов 1951; Фахрутдинов 1984; 1988; 1996), с самого начала формирования позволяет видеть в Казанском ханстве наследника этих традиций. С. Герберштейн, например, о казанских татарах писал: «Они возделывают поля и живут в домах, и занимаются разнообразною торговлею» (История Татарии в дОкуМе/:lmах 1937: 99). А.М. Кур6ский, своими глазами увидевший в середине XVI в. многие районы Казанского ханства, отметил: «В земле той (Казанской - Д И, ИИ) поля великие, и зело преизобильные и гобзующе (плодородны - ДИ, ии.) на всякие плоды ... , села часты; хлебов же всяких там множество ... ; также и скотов различных стад безчисленные множества ... » (История Татарии в документах 1937:99). Автор «Казанского летописца», долгие годы живший в столице ханства, указывал, что то «место» (Казанская земля) «красно велми, и скотопажно, и пчелисто, и всяцеми семены родимо, и овощами преизо6ильно, и зверисто и рыбно, и всякого много угодья» (ПСРЛ т. 19,2000. 10). В центральных районах государства существавала паровая система земледелия, в лесных зонах - подсека и перелог. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, про со и другие культуры. Земля обрабатывалась тяжелым плугом - сабаном с металлическим лемехом, сохой (сука). Скотоводство было подсобным И носило стойловый характер (Алишев 1990: 38). Хотя в степных юго-восточных ареалах, где жили
ногайские группы, могло существовать и кочевое скотоводство. Разводили лошадей, коров, овец, коз, разного род птиц (гусей, уток, кур). Существовало огородничество, хотя и не слишком развитое. Наличие садоводства доказывается упоминанием в числе чиновников категории «бакчачы» (садовод) (Худяков 1990: 208). Занимались бортничеством, рыболовством и охотой (последними промыслами - в ОСНОВНОМ:, возможно, не татары). Особо следует выделить роль торговли - г. Казань находилась на важнейших торговых путях, а недмеко от него ежегодно происходила крупная ярмарка, куда приезжали купцы из многих стран (Московской Руси, Бухарского ханства, Сибирского ханства, Ногайской Орды, Персии, Оттоманского государства и т.д.). Скажем, во время осады Казани в 1552 г. в городе «затворились» 5 тыс. купцов-иностранцев (Худяков 1990: 217). в Казанское ханство ввозились соль, лен, западно-европейские шерстяные ткани (из Московской Руси), шелковые и хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия, книги, предметы быта (из Бухарского ханства, Персии), фрукты, вина, сталь (из стран Закавказья). Оттуда вывозились меха, бухарские ткани, кожевенные изделия, в Т.ч. и сафьян (<<булгари»), рыба. Существовала и торговля рабами, в основном из числа военнопленных (Худяков 1990: 222).

Исследователи отмечают существование в государстве многих видов ремесел: кузнечного, ювелирного, гончарного, металлургического, кожевенного, текстильного, кирпичного, каменотесного, деревообрабатывающего, мехового и др. (Алишев 1990: 46; Худяков 1990: 223224). В столице ханства - r. Казани, имелись объединения ремесленников, обслуживавшие ханский двор и феодальную знать (Алишев 1990: 47). В других городских центрах, например, центрах княжств «(даруг»), таких как Арск (Арча), Алат, Чаллы, Зюри (Щери), также могло существовать местное ремесленное производство, тем более, что некоторые из этих укрепленных пунктов были весьма значительными. Так, в г. Арске во время его осады русскими войсками в 1552 г. находились от 5 до 15 тыс. чел. (Исхаков 1998: 38). Эти сведения, скорее всего, достоверны, ибо в русских летописях сохранились данные о том, что в 1496 г. войска севшего на казанский престол Шибанида хана Мамука, оказавшиеся под «Арским городком», не смогли его взять (ПСРЛ т. 11-12, 1965: 243). Косвенным подтверждением развитости в Казанском ханстве отдельных видов ремесленных производств, являются высказывания автора «КазанскогО летописца» об установлении на Арском поле во время праздника в 1508 r. до 1 тыс. шатров (они далее названы «царевыми шатрами и каторгами вельмож» хана), скорее всего тканых, а также вложение им


в уста больного хана Мухам мета - Амина слов о «драгих царских узорочьях», «царских венцах златых», «и одежде многоценной и постели». Наконец, при рассказе о штурме и взятии Казани русскими в 1552 г., он говорит, что воины «взяша ... бесчисленная множества злата, и серебра, и жемчюгу, и каменя драгаго, и светлых портищъ златых, и красных поволок драгихъ, и сосудов сребряных и златых и всяцехъ, им же несть числа» (ПСРЛт. 19,2000: 27,30,162).

В Казанском ханстве существовала сложная система налогообложения и повинностей, которых можно объединить в 4 группы: 1) поземельные и подоходные сборы (ясак; харадж; гошур); 2) различные сборы, поставки натурой; 3) приношение и подношение феодалам; 4) сборы, поголовные и подымные (салыг, тутун саны) (Алuшев 1990: 44-45). Обложение было неодинаковым для различных категорий населения (некоторые касались только мусульман). Основным видом налога был ясак, возможно, бывший десятиной (Худяков 1990: 210). Однако, многие виды налогов, фигурирующие в сохранившихея ханских ярлыках, не поддаются расшифровке (Перечень см.: Худяков 1990: 210).

Как это ни странно, в ханстве не существовало соственного монетного производства и монетной системы (Худяков 1990: 222). Хотя иногда утверждается, что до середины ХУ в. оно имелось (Мухамадиев 1983: 118-134), этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.

Государственное устройство Казанского ханства базировалось на золотоордынских политических традициях (Подробнее см.: Исхаков, Измайлов 2005: 54-79). Верховным правцтелем в государстве был хан из рода Чингизидов.- в Казани до её падения правили ханы из нескольких династий: Улу-Мухаммета (до 1518 г. с перерывом в 1496 г., когда на престол сел Шибанид Мамук из рода тюменских ханов); большеордынских ханов из ветви, правившей в Касимовском ханстве; крымских Гиреев; последний казанский хан Яды гер - Мухаммет происходил их рода большеордынских ханов, правивших в Астраханском ханстве. Очевидно, в интронизации ханов в государстве ключевая роль принадлежала карача-бекам во главе с Ширинами (беклярибеками). Во всяком случае, в переговорах, которые велись от имени «всей земли Казанской» для приглашения ханов на престол, неизменно фигурируют карача-беки с такой формулой: « ... от сеита, и от уланов, и от князей, и от карачей и от всеа Казанскиаземли» (ПСРЛт. 11-12, 1965: 31-32,56-57,68,81,167). Но сведений о самой церемонии посаженая на престол хана в Казанском ханстве, не сохранилось. Возможно, она была аналогичной тому, что происходило в Касимовском ханстве (см. далее). Нет данных и о суще-


ствовании официального наследника престола с особым титулом как в некоторых других позднезолотоордынских государствах. Престол передавался от отца к сьшу, хотя с конца ХУ в., да и раньше, наблюдались и случаи его перехода от брата к брату. При хане действовал нечто вроде совета (диван) из высшей знати (сеид, карачи, уланы) (Худяков 1990: 190; Алuшев 1990: 51). Высказанное ранее мнение о существовании в государстве института так называемого «курултая» - собрания съезда всех феодалов (Худяков 1990: 208), определяемого в русских источниках как «вся земля Казанская», нуждается ещё в дополнительном изучении (Алишев 1990: 51). Государственный аппарат состоял из многих категорий чиновников - в ярлыке хана Сахиб-Гирея кроме эмиров и сеида, отмечены: xaKUМ; кази; мауали заавель-ux;тирам; вокШlЬ; мака• аман; W/ьчu; бакчачu; кштu-баанан; гузар-баанан; тутнагул; тамгачu (Худяков 1990: 208). Кроме того, известны: «хранитель Казанский царев», Т.е. главный казначей; дворецкий хана; конюший; оружничий; аталык; бахши (писцы-секретари) (Алuшев 1990: 51-52). Целый ряд из этих категорий известен ещё с периода Золотой Орды. Духовные лица также участвовали в государственных делах, особенно в дипломатических миссиях (Исхаков 1998: 40-41). А вообще мусульманское духовенствоханства, во главе которого стоял верховный сеид, было весьма разветвленным и, очевидно, имело свою иерархию (кроме сеидов в ханстве известны: шейхи, шейхзаде, муллыI, муллазаде, казни, мавали или данишменды, хаджии, хафизы и дервиши-Исхаков 1998:39).

В административном отношении ханство делилось на 5 «даруг» - княжеств: Арскую (княжество Кыпчаков) - на северо-востоке; Зюрейскую (возможно, княжество Ширинов ) на юго-востоке; Ногайскую (княжество Мангытов) - на юге, Алатскую (на севере), Галицкую (княжество Аргынов) - на северо-западе (Исхаков 1998: 14-60). По-видимому, даруги делились на улусы (волости), возможно, соответствовавшие сотням. Так как известны сотские и десятские князья, очевидно, они и управляли улусами и его более мелкими делениями (Алuшев 1990: 52). Следует заметить, что фактически на территории каждой «даруги» имелось нетатарское население, очевидно, имевшее более низкий статус и платившее ясак. Но надо принять во внимание, что существовало и собственно татарское ясачное население из потомков тюрок-мусульман, булгар.

Господствовавшая феодальная верхушка состояла из хана, членов его семьи и ещё из четырех ответвлений: мусульманского духовенства (см. выше), уланов, князей и мурз, казаков (ички, дворные и задворные). Не исключено, однако, что «ички» имели более высокий статус и были


ближе к князьям (Исхаков 1998: 61-80). Вопреки мнению отдельных исследователей (Худяков 1990: 201-203), в ханстве помещиками, получавшими земли за службу, были скорее всего, не представители высший знати - они владели вотчинами - а низшей, Т.е. казаки (рядовые, десятские и сотские). Возможно, им принадлежало до 1/4 земельных угодий государства (Худяков 1990: 201-203). Этот вывод вытекает из того факта, что в первые десятилетия после русского завоевания так называемые «служилые татары» были переписаньi как группы, рассеянные по многим деревням в качестве помещиков (Пuсцовая 1978).

 

Касимовское ханство

 

Экономическая жизнь этого своеобразного этнополитического организма в начальный период - в ХУ в., практически остается неизвестной из-за отсутствия документов, позволяющих её раскрыть. Поэтому, исследователи обычно исходят из предположения, что данныIe XVI - начала ХУН вв. позволяют реконструировать эту сторону истории ханства более раннего времени (Рахu.мзянов 2001: 60-83), что не совсем верно. Тем не менее, из отрывочных сведений, относящихся к ХУ В., можно сделать определенны~e выводы об экономической основе Касимовского ханства. Первоначально речь надо вести о том, что татарам в Касимовском ханстве Московским государством было предоставлено право взимания податей, прежде всего, ясака, с местного ясачного населениямордвы и мещеры (мачяр), а также «бесермен» (скорее всего, исповедавшаЯ 'ислам часть мещеры). Например, московский великий князь Василий Васильевич был обвинен в 1446 г. своими противниками за это: «Чему еtи татар привел на Русскую землю, и городы дал им еси, и волости подавал еси в кормление» (Рахимзянов 2001: 1 06). Это население в договорной грамоте 1483 г. прямо названо «ясачныIи,, черными людьми», платившими «оброкю) (ясак) и «пошлины» касимовскому правителю и его князьям (Бахрушuн 1909: 127). Но так как BepxoBНbIM собственником'земли в Мещерском юрте было Русское государство, даже вотчинные владения татарской знати (в Т.ч. и В форме так называемых «мордовскиХ беляков») скорее бьти кормлениями, Т.е. правом взимания с «сидевшего» на определенной территории населения, ясака и других ВЫПJIат, причем часть их шла в казну Московского rocYl;(apcTBa (возможно, с середины XVI в. или даже раньше) (Рахu.мзянов 2001: 60). Похоже, что существовали рента продуктами, отработочная рента и де-


нежные оброки. Исследователи осторожно высказываются о том, что основные подати в Мещерском юрте дублировали существовавшие к Казанском ханстве (Рахu.мЗЯ1l0в 2001: 65; Исхаков 1998; 190-191). Надо обратить внимание и на то, что Касимов всю первую половину XVI в. неизменно фигурирует в числе татарских «юртою), получавших «выход» (дань) с русских земель (Рахu.мЗЯ1l0в 2001: JJ 1). Заметим, что в начале XVII в. султан Арслан-Али в г. Касимове имел право на «таможенную пошлину», на кабацкие деньги, на выплаты «за перевоз», за «рыбные ловлю) и т.д. (Рахu.мзянов 2001: 68). Скорее всего, когда в 1563 г. речь идет о «пошлине» с проезжающих торговых людей «на Городке ... на большого князя на Ширинского» (ПДРВ ч. х; 1795: 320), подразумевается эта же таможенная плата. С течением времени татарская знать смогла закрепостить определенное число крестьян, включая и русских; имелись у них и рабы (чура) (Рахu.мзянов 2001: 60). В середине XVI в. в г. Касимове существовала и работорговля (Рахu.мзянов 2001: 80). Но эта трансформация была, видимо, связана с постепенным превращением части кормлений (вотчин) в поместья, особенно со второй половины XVI в. До того помещиками, скорее всего, являлись рядовые татары казаки, не платившие ясак, но находившиеся под юрисдикцией татарской знати (последние обладали правом «судить и ведать» рядовых татар) (Рахu.мЗЯ1l0в 2001: 66;Исхаков 1998: 194).

В хозяйственной жизни Мещерского юрта существенную роль играли бортничество, охота на пушных зверей, лосей, диких гусей, рыболовство. Касимов являлся достаточно важным транзитным и торговым пунктом - тут проходили ярмарки (торговля хлебом, медом, воском, мехами, кожевенными изделиями, включая юфть, сукном, мылом). В ханстве производилось «вино», добывали соль и, возможно, золото (Рахимзянов 2001: 81-82). Есть прямые и косвенные сведения о развитости в ханстве ремесел: богатая царская одежда и украшения XVI в. из Касимова до сих пор хранятся в Оружейной палате (г. Москва); не подлежит сомнению существование ханских мастеровых, каменщиков (в Касимове были построены каменные мечети, дворцовые здания, мавзолеи, делались надгробия); традиционной была обработка мехов и кожи (Рахu.мзянов 2001: 83-84).

В целом можно сказать, что в Касимовском ханстве никаких следов кочевого скотоводства не зафиксировано - оно было только стойловым. Господствовали пашенное земледелие и другие отрасли хозяйства, связанные с ним. Да и природно-географические условия этой зоны не способствовали кочевому скотоводству. Хотя на южных окраинах госу-

 

 


дарства какие - то кочевые группы временно могли существовать (особенно из оказавшихся в ханстве ногайцев).

Политический строй государства, как уже говорилось, копировал другие позднезолотоордынские юрты, но имел и свою специфику - изза того, что Мещерский юрт бьm не суверенным, в нем правители могли иметь титул хана только в том случае, если до прихода в ханство где-то уже сидели на престоле. Правда, примерно с 1570г. Иван IV правителям г. Касимова - султанам; начал присваивать титул «царя» (хана) (Исхаков 1998: 198). Причем церемония провозглашения в 1600 г . .султана УразМухам мета ханом при участии 4-х князей - из кланов Аргын, Кыпчак, Джалаир и Мангыт в г. Касимове бьmа описана одним из карача-бековКадыр-Алием и сохранилась в его «Сборнике летописей», где есть даже такое примечание: «раньше по правую руку от хана находились кыпчаки и аргыны, а по левую - выходцы из племени ширин и барын» (Исхаков 1998: 193, 195). На церемонии кроме «Керманских беков и мирз» присутствовали и 200 человек из «черного народа», похоже - рядовых казаков. В тексте о церемонии сказано: « ... внесли и разостлали золотую кошму ... Буляк-сеид начал провозглашать хотбу. За тем четыре человека (карача-беки -ДИ, ИИ), взявшись за четыре конца золотой кошмы, подняли на ней хана ... все мусульмане ... огласили мечеть радостными кликами. Потом карачии, аталыки и имильдаши осыпали хана деньгами, и все присутствовавшие принесли ему поздравления» (Б~резин 1851: 543-554; Велья.минов-Зернов ч. 2. 1864: 402-405). Правители Мещерского юрта были из Чингизидов: до 1486 г. ...., из династии Улу-Мухаммета, затем -- крымских Гиреев (до 1512 r.). Затем в ханстве правили потомки астраханских ханов и представители династии ШибанИДов. Устойчивой системы передачи престола не отмечено, тем более, что этот в~прос решался в Москве. Кроме хана и его ближайших родственников, господствовавший слой состоял из сеида (сейидов), других духовныIx лиц, князей (карачи-беки), мурз и казаков. Из чиновников и дворцовых служащихизвестны: сокольничий, конюший, атШlЫКИ, UМWlьдяши. Во главе мусульманского духовенства также стоял сеид, кроме которого известны ещё следующие категории духовенства: муллы, хафизы, данишменды (Исхаков 1998; 1998: 20). Интересно, что в Касимовском ханстве сеид возглавлял особое воинское подразделение, известное как «Сеитов полю> ( Исхаков 1998: 17-18).

К сожалению, внутреннюю административную структуру Мещерского юрта до сих пор реконструировать не удалось (Исхаков 1998: 194196). Надо полагать, что существовавшие там княжества также делились


на «волости» (улусы) - в составе Мещерского юрта (Мещеры) они в ХУ -XVIBB. упоминаются постоянно (в 1401-1402,1474,1504, 1572-1578п.).

 

З. Крымское ханство

 

Экономические основы Крымского юрта с самого начала не были однородными - ко времени возникновения ханства тут существовали хозяйственные традиции земледельческой культуры и кочевничества (Сыроечковский 1940: 8-9). Земледельческое хозяйство преобладало на юге Крыма и в районе Керчи (Сыроечковскиu 1940: 10-11), в других частях полуострова и за его пределами длительное время сохранял ось кочевое скотоводство, на что указывал М. Литвин (1550 г.): « до сей поры живут татары, следуя за стадами и бродя с ними по степям землю они не возделывают, ... довольствуясь ... травой для пастьбы скота» (Литвин 1994: 68). Разумеется, тут есть некоторое преувеличение - с конца ХУ в. у крымских татар постоянно упоминаются посевы «жита», находившиеся, скорее всего, в районах традиционных зимников (Сыроечковскuй 1940: 12). Известно, что около серединыI ХУI в. крымский хан Сахиб-Гирей принудил кочевников перейти к оседлому образу жизни (согласно преданиям, он приказал поломать арбы, отвел земли строить дома и деревни) (Сыроечковский 1940). Во второй половине ХУI в. в Крыму уже преобладали «сидячие люди», о чем сообщает М. Броневский (1570-е гг.): «Та часть полуострова, в которой живет хан со своими татарами, от Пере копа к озеру до Крыма, обработана, ровная, плодородная». Сеяли пшеницу, ячмень, полбу, лён, но кочевые группы ещё продолжали сохраняться, особенно за пределами Перекопа (Сыроечковский 1940: 13-14), даже усилившись после присоединения к Крымскому ханству ногайских и большеордынских групп. Имелось развитое садоводство (виноградарство и т.д.). Существовала также охота. Земля теоретически была государственной собственностью, но реально принадлежала клановым вождям (за исключением собственных владений ханов). Налоги налагались в целом на деревенские оБщиныI (на первом месте бьmа десятина, затем шла сауга - оброк с дыма, платилась 1/20 от скота и имелись ряд др. платежей, натуральных повинностей, которые известны по документам, но смысл их не ясен) (Fisher 1987: 24; Сыроечковскuй 1940: 15). В ханских ярлыках середины ХУI в. знати (беям) передается право собирать с крестьян поборы с пашен, садов, мельниц, колодцев, ясак с арыков, сборы с заводей, соляных озер, амбарные пошлиныI. Работа во владениях беев и мирз была не больше 8-9 дней в году,


крестьяне не были лично зависимыми (Сыроечковский 1940: 15). Правящим Гиреям принадлежала соляная монополия (Fisher 1987: 19). Важным источником финансов ханского двора, да и знати, были выплаты (<<дань», «казна», «выход»), получаемые Крымским ханством из Московской Руси, Польши, придунайских княжеств (Хорошкевич 1999:96-79). В государстве существовала работорговля, фактически являвшаяся составной частью экономики (Fisher 1987: 27; СыроечковСКИЙ 1940: 15-16). Источником живого товара были военнопленные, захватываемые во время многочисленных походов крымских отрядов на русские, украинские, польские земли и на Кавказ. В этой связи надо иметь в виду, что такие походы основывались на традиционных представлениях татар о своем праве на господство и трибутарные отношения к указанным землям (Fisher 1987: 27). Остающиеся в Крыму рабы через 6 лет освобождались, но не могли покинуть страну (Герберштейн 198Ю•

Сведений о ремесле в ханстве недостаточно, но известно о существовании ковроткачества, обработке кожи, камня. Существовавшие городские центры (Гозлеу, Карасу-Базар, Акмечеть, Бахчисарай и др.) были и торговыми поселениями: в г. Карасу-Базар имелся Караван-Сарай, функционировал базар «Таш-Хан», в г. Бахчи-Сарае производилась торговля кожевенными изделиями, зерном (Сыроечковскuй 1940: 17-18; Fisher 1987: 29). Торговали мехами, сафьяном, медью, красками, мукой, досками. Пока была жива традиция кочевой жизни, базары находились при Орде, кочевых улусах. Собирались таможенные сборы (в Перекопе, Очакове, Ислам - Кермени, Т.е. по граничных и окраинных пунктах). Эти пошлины брались на хана и на князя клана Ширин. Некоторые пошлины шли частично в ханскую казну, частично - турецкому султану. В ханстве весь период его существования имелась собственная денежная система.

Политическая система ханства была весьма развитой и основывалась в основном на собственных традициях, но имелись и элементы, проникшие из Оттоманского государства. На ханский престол как Чингизиды имели право только Гиреи, которые непрерывно правили в Крыму весь период существования ханства. Хотя устойчивой системы передачи власти хана не имелось (наблюдалось даже столкновение татарской традиции старшинства с оттоманской системой передачи власти от оща к сыну), источники показывают наличие двух официальных наследнйков престола - калги (первый наследник) и нуреддина; эти должности занимали только Гиреи. Но указанные титулы присваивались самим

 


ханом после его восхождения на трон. Не исключено, что эти институты сформировались под воздействием традиций клана Мангыт (особенно, институт иуреддина) или Большой Орды. Хотя можно допустить, что она восходит к периоду Золотой Орды. Крымский хан имел, во всяком случае, со времен победы над Большой Ордой, тйтул «Великий хан Великой Орды и Крымского престола и степей Кыпчака (Дашти Кыпчака)>>. Хан не бьш автократическим правителем, так как его фактически из числи Гиреев выдвигали ведущие кланы карача-беев, а затем ещё утверждал турецкий султан (результат установления оттоманского протектората в 1475-1484 гг.). Эти кланы в лице их предводителей - карача-беев, имели право свергнуть неугодного хана - как указывает турецкий историк Х.Инальчик, «хан оказывался совершенно бессильным, когда карача-беки коллективно покидали его в знак np0Teста, приводя свои войска (племенные подразделения - ДИ, ИИ) в священное место по названию Кайялар-Ала, где на скале были оттиснуты тамги или печати крымских кланов» (Инальчик1995: 76). Двор хана находился в столице - вначале в г. Крыме (Солхате), затем в ХУI в. переместившись в г. Бахчисарай, построенный ханом Сахиб-Гиреем. Резиденции калги и иуреддина, также имевших собственные дворы, находились в г. Акмечети (но возможно, что у нуреддина - вблизи этого города в поселении Качи). Род Гиреев обладал особой тамгой ( «тарак» тамга), фактически выступавшей в роли родового герба. Согласно преданиям семьи Гиреев, его происхождение возводилось к временам Чингиз-хана (Смирнов 1887: 332).

В целом правящая элита в лице Гиреев и карача-беев образовывала замкнутую корпорацию, своеобразную аристократическую демократию: с одной стороны, карачи-беи возводили хана на трон (сохранилось сообщение о том, что в 1608 г. карачи - Ширины, Барыны, Сиджеуты (Салджтгуты) и Мансуры, посадили Тохтамыш-Гирея на войлочный ковер и взявшись за четыре его угла, вознесли на тронный помост) (Смирнов 1887: 467), в случае необходимости свергая его; с другой стороны, хан утверждал старшего в роду карача-беев в княжеском достоинстве (Сыроечковский 1940: 35). Кроме того, Ширины имели право жениться на дочерях хана (и турецкого султана), являясь фактИЧ'ески членами семьи Гиреев. В случае необходимости, при решении важнейших вопросов, созывался съезд знати, приуроченный к поминкам по хану (<<година») или к «празднику курман» (Сыроечковский 1940: 40). Эта «земская дума» состояла из хана, султанов, уланов, представителей духовенства, князей и мурз.

 


Для управления государством и ханским двором имелась разветвленная администрация. Вот как описывается эта группа чиновников в ханском ярлыке 1608 г.: «Я, отец победы, воитель Селямет-Герай хан, говорю Великого Улуса правого крыла и левого крыла всем сборщикам податей, начиная Ахмед-паша беком, сборщикам податей в верхней крепости Кырк-Ер, сеитам, муфтиям и наставникам, должностным судьям, шейхам и суфиям, палатским письмоводителям» (Фuрковuч 1890: 57). При дворе хана известны дворецкие, мамичи, тети, имильдяши, сокольничие, конюшие, сытники, есаулы (дворцовая стража), дуваны (ханские казначеи). Общегосударственные функции выполняли таможенники, послы, афызы (дьяки), бакшеи (переводчики), печатники, дефтерники. Дворцовые слуги имелись как у наследников престола, так и у князей (карача-беев). Ширины даже обладали правом иметь калгу и нуреддина (Смирнов 1887: 323). У них был и свой дворец (<<Катырша-Сарай») около г. Карасу-Базар, имелись свои знамена и войска. Некоторые институты управления подверглись влиянию оттоманов. Скажем, Крымское ханство было поделено на судейские дистрикты (<<кадылыки») во главе с кадиями, общим начальником которых считался находившийся в г. Кафе кадиаскер, подчинявшийся теоретически оттоманскому султану (Смирнов 1887: 450).

Феодальная верхушка Крымского ханства состояла из хана, его сыновей, других султанов, огланов (члены правяшей династии), беков (главы четырех, затем больше, главных кланов), мирз (сыновья беков), нукеров (ички-князья и рядовые казаки), т. е. служащих хану при дворе или ещё где-либо (Инальчuк 1995: 75). После середины ХУI в. в результате введения в Крымском ханстве системы тшwар (поместий), слой служилых дворян (капукулу) стал усиливаться. К правяшей элите относилось и духовенство во главе с сеидами (с конца ХУI - начала ХУН вв. именовались «муфтиями»). В его состав входили: шейхи во главе с «начальным шейхом», шейхзаде, казии (кадии), муллы, хафизы (афизы), хаджи, суфии, мударрисы, мухтасибы (Исхаков 1998: 51). Некоторые религиозные деятели в ханстве занимали государственные посты (тетя, посла, бахшея). Крымские сеиды роднились не только с представителями кланов карача-беев, но и с Гиреями (Исхаков 1998: 52-53), что говорит о вхождении сеидов в высший слой крымско-татарского общества. Вся эта группа противостояла «черному населению», сохранявшему личную свободу, но разделенному по клановому принципу по бейликам - княжествам. Однако, их вхождение в структуры конкретных кланов на основе родоплеменных связей до сих пор не установлено. Возможно, крым-


ские кланы были территориальными племенами или даже феодальными домами, включавшими в свой состав разнородное население. Но этот вопрос ещё нуждается в дальнейшем исследовании. Деление Крымского ханства на отдельные княжества (бейлики) как административнотерриториальные структуры, тоже изучено весьма поверхностно. Тем не менее, известно, что княжеству Ширинов принадлежали восточная часть Крымского полуострова (кроме владений оттоманов), район к северу и востоку от г. Кафы, земли вдоль побережья Азовского моря (Fisher 1987: 22), т. е. вполне конкретной ареал. Существование других княжеств (бейликов) уже было показано выше.

 



2016-01-26 606 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)