Мир вступает в эру имперского гегемонизма
В ТОМ кризисе, который переживает Россия, как мне представляется, все еще не привлек к себе серьезного внимания один из его ключевых аспектов – международный. Мы так глубоко погрязли в процессе внутренних преобразований, протекающих с переменным неуспехом, – провал следует за провалом, рознясь лишь в масштабах и объемах разрушительных последствий, – что все окружающее нас отошло как бы на задний план, оказалось на периферии наших политических интересов. В этом смысле те, кто утверждает, что у нынешнего демократического режима нет не только стратегической, но и вразумительной тактической концепции российской внешней пол- тики, абсолютно правы. Потому что такая концепция должна включать в себя прежде всего осознание того, каким, собственно, государством собирается стать Россия, по какому руслу события в России втекают в развитие мировых процессов, какую роль она хотела бы в них играть, какое место намеревается занять в существующем или формирующемся миропорядке, какие цели перед собой ставит и как именно собирается защищать свои национально-государственные интересы. Или уж хотя бы четко определиться, в чем эти интересы состоят. Слышали мы что-нибудь об этом от Б. Ельцина, Р. Хасбулатова, В. Черномырдина или А. Козырева? Ничего, кроме набивших уже оскомину еще со времен М. Горбачева сентенций, что « Россия должна вернуться в цивилизованный мир «, что она «готова жить дружно с ближними и дальними соседями», «взаимовыгодно сотрудничать с ними», что у нас есть по «пять – восемь – десять» и т.д. (чуть ли не по штуке на каждого из видных представителей нынешних властей) решений одной и той же проблемы. Вплоть до взаимоисключающих, как в случае с Курильскими островами, на которые претендует Япония. Ничего действительно конструктивного не предлагает и доморощенная российская оппозиция, кроме общих деклараций, да еще абсолютно идиотских заявлений, что нынешнее правительство проводит «оккупационную политику», отвечающую интересам так называемого Запада. Кабы так, то это было бы еще полбеды, а может, и того меньше. Вся беда состоит в том, что мы проводим политику абсолютно вредоносную. Она ни кому не приносит пользы, ни Западу, ни Востоку, ни Югу, ни Северу. А уж о самой России и говорить нечего. Ее как внутренняя, так и внешняя политика напоминает огромный корабль, выведенный в дальнее плавание с прохудившимся днищем, без руля и без ветрил, без компаса, а главное – без четких ориентиров, к какому берегу мы намерены пристать. Чтобы обрести хоть какое-то представление о координатах собственного исторического времени и местонахождения, нам необходимо, на мой взгляд, осознать следующее. Первое. В результате краха советского коммунистического тоталитарного режима, развала «социалистического лагеря» разрешился продолжавшийся более полутораста лет системномировой лжеальтернативный кризис, в котором противоречия заменялись враждой, принципиальность – непримиримостью, интересы – амбициями. Мир никогда не был раем на земле и никогда им не будет. В нем всегда будут жить одни лучше, другие хуже, третьи совсем плохо. Но горше всего, когда среди смертных появляются богоподобные мироустроители, убежденные, что благородные устремления политической воли могут возобладать над несправедливостью, а иногда и жестокостью объективных законов развития жизни. Облагодетельствовать человечество нельзя. Общество вселенской гармонии – утопия. И как мы теперь знаем, весьма реакционная. Философы говорят, что идея погибает только тогда, когда не выдерживает испытания критериями, которые сама же предложила для собственной проверки. Именно такого исторического «теста» и не выдержала марксистско-ленинская доктрина революционного преобразования мира. Она утверждала, что жестокому эксплуататорскому капитализму, антигуманному и бесчеловечному, идет на смену строй социальной справедливости, подлинной демократии и свободы, более высокой экономической продуктивности, способной обеспечить человеку достойные условия существования. Идея сама по себе привлекательная, но только нужно было еще доказать, что она имеет под собой реальное основание. Бисмарк, кажется, сказал: «Идея хороша. Не мешало бы попробовать. На примере страны, которую меньше всего жалко». Вот мы в России и попробовали. Попробовали не случайно (но это отдельный разговор) и доказали себе и всему миру на практике, на собственных синяках и шишках, да и другим этих украшений навешав, что пошли сами и пытались увлечь других в противоположную от магистрального пути развития человечества сторону. Теперь стремимся вернуться в отвергнутый нами же цивилизованный мир, не избавившись от предрассудков и стереотипов, характерных для прекраснодушного политического волюнтаризма, оборачивающегося на поверку бесцеремонным насилием над здравым смыслом и объективной логикой исторического творчества. Второе. Настала пора, пожалуй, даже уже прошла, когда нам следовало бы изменить точку зрения не процесс формирования современного миропроядка. Надо наконец признать, что в основе его развития изначально лежала имперская парадигма, выражавшаяся формулой: интересы, сила, власть. Во второй половине XX века к этой триаде, чем дальше, тем больше тесня власть, стало прирастать право. Рыночные принципы в экономике, имперские в политике, дополняя, обуславливая друг друга, и создали как раз столь любезный нашему нынешнему демократическому сердцу цивилизованный мир. Теперь для того чтобы проводить имперскую политику, вовсе не обязательно завоевывать территории и держать их под своей «имперской пятой». Ведь власть и территориальные захваты – не самоцель. Они – средства обеспечения интересов государства. Для сильной и богатой державы в наше время за удовлетворение своих имперских интересов гораздо проще, а главное, во всех отношениях выгоднее, заплатить, чем проливать свою и чужую кровь на поле брани. Правда, по причине присущей имперской политике жесткости ее во все времена кто-нибудь обязательно не любил или не одобрял. Как будто может быть политика, которая везде и всюду нравится всем. Но особенно резкий характер ее критика обрела в начале века, когда из великодержавно-географической она стала превращаться в великодержавно-капиталистическую. В перспективе это неизбежно должно было привести к вытеснению силы власти властью богатства. Но на заре века это еще мало кто понимал. Именно в ту пору и появилась на свет знаменитая ленинская концепция о том, что капитализм в империалистической стадии утрачивает свою первоначальную прогрессивность, ставит мир на грань империалистических войн и социальных революций. Основания для таких суждений вроде бы были, но вот с выводом, что «империализм есть высшая, последняя, загнивающая стадия капитализма», основатель большевистской партии и советского государства явно оконфузился, принимая спазмы детских болезней роста за предсмертные судороги дряхлеющего общественного организма. Капитализм, вопреки ленинским пророчествам, выиграл соревнование по всем параметрам, которые ему навязывались. Преобразователи мира говорили, что «мирное сосуществование – особая форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом». Он разрешил его в свою пользу. Потом стали говорить, что «существовавшее прежде противоречие трансформировалось в противоречие между империализмом и демократией». Империализм, «обреченный на погибель», сумел доказать, что и это противопоставление ложно. Империализм не враг демократии (все крупные империалистические государства мы сами сегодня признаем образцами демократии), а противник политических благоглупостей и социальной демагогии, от которых народ России за семьдесят с лишним лет достаточно натерпелся. И, наконец, вместо источника войн, которым империализм действительно был, – а какие еще из существовавших до него обществ такими источниками не были? – он становится фактором стабильности, если не единственным, то во всяком случае в ней, этой стабильности, наиболее заинтересованным. В силу объективного процесса интернационализации капитала, транснационализации производства, космополитизации идеологии. Кто поставляет контингент в подразделения международных миротворческих сил и несет наиболее крупные затраты, предназначенные для урегулирования возникающих конфликтов? Кто действует наиболее решительно, когда возникает потребность, если не погасить, то хотя бы локализовать пылающие или тлеющие очаги вооруженных конфликтов? К кому мы сами обращаемся, как это сделал недавно Б. Ельцин, за содействием и поддержкой, убедившись в собственной беспомощности при попытках обеспечить мир и порядок в зонах наших непосредственных национально-государственных интересов? Да все к ним же, к империалистам. И они бы нам помогли, как помогали в свое время Соединенные Штаты по «плану Маршалла» другим странам, даже тем из них, которые могли через каких-нибудь пятнадцать – двадцать лет превратиться из облагодетельствованных в конкурентов, причем достаточно серьезных. Вроде поверженных во второй мировой войне Германии и Японии. Но США этого не испугались. То же самое американцы были готовы предложить своему союзнику по антигитлеровской коалиции – СССР, но его тогдашние вожди, так и не научившиеся отличать имперские интересы государства от идеологических тоталитарных амбиций собственного мировоззрения, выставили навстречу протянутой руке кулак, да к тому же еще сложенный в небезызвестную комбинацию из трех пальцев. Как будто у нас просили, а не нам предлагали. С ней, с этой комбинацией, мы, по существу, и остались один на один. Единственное, на что нынешним демократам хватило ума, – это сунуть ее в карман. Чтобы при случае всегда была наготове. Вот эти крестьянско-провинциальные уловки Запад как раз и настораживают, а не возможные имперские притязания России. Язык имперской политики Западу понятен. Он сам на нем изъясняется не один десяток лет. Великие державы готовы с нами на нем договориться о разделении сфер влияния, об обеспечении наших национально-государственных интересов, о содействии и даже помощи в разрешении других наших проблем. Но прежде самой России надо без политического кокетства четко определиться, чего же она все-таки хочет, к чему стремится. Третье. Решая, какое место мы хотим занять в мировой табели о рангах, необходимо давать себе полный отчет в том, что Россия намерена вернуться в чужой, нами уже однажды по-хамски покинутый «монастырь». И крайне глупо лезть в него со своим уставом, навроде небезызвестной концепции «нового мышления». В котором, как и следовало ожидать, не было ни одной свежей и здравой мысли, до этого неведомой международному сообществу. Кроме нас, конечно. Мы же, наконец, прозрев, почему-то решили, что весь остальной мир слепой, и «самоотверженно» предложили ему себя в качестве поводыря. Мир, щедро оценив наши ученические успехи Нобелевской премией, от предложенных услуг деликатно уклонился, намекнув, что не плохо бы для начала разобраться в своих собственных проблемах, не посягая на «общечеловеческие интересы». Вот тут-то и выяснилось, что в реальных делах мы ориентируемся гораздо хуже, чем в маршрутах политических фантазий. Иначе давно бы поняли, что выбор у нас не так уж велик. Либо мы действительно совершим попытку вернуться в цивилизованный мир, согласившись с действующим в нем уставом, либо окажемся на задворках истории и лопухами в политике, продолжающими по привычке гордиться «возвышенными» идеалами, которые у нас что ни день, то новые. Вчера коммунистические, сегодня демократические. А нужны стабильные, соответствующие потенциалу и роли России – великодержавные. И еще важно понять, что не только мы, но все государства после краха Советского Союза, после распада «мировой социалистической системы», после того как потеряло свой политический смысл деление на Запад и Восток, на «первый», «второй» и «третий» миры, находятся на рубеже перехода из эпохи господства англо-американо-франко-германо-японского империализма и классовой борьбы между капитализмом и социализмом в эру планетарного имперского гегемонизма, когда великие державы будут определять облик планеты, стиль ее жизни, ни с кем не соперничая, а взаимодействуя, координируя предпринимаемые политические шаги между собой. В активизации, наращивании политики имперского гегемонизма, если судить по большому счету, и состоит общечеловеческий интерес, точнее, к этому толкает планету природный инстинкт самосохранения. Выжить сегодня человечество может только за счет мобилизации ресурсов богатейших, наиболее мощных государств. Из всех возможных делений мира на составные части, имеющих реальный социально-политический смысл, остается ныне только одно – на страны «бедные» и «богатые». Самое разумное в возникшей ситуации было бы подцепить к уходящему в новое тысячелетие имперскому поезду российский вагон, пока не нашелся среди нас какой-нибудь «сорви-голова», который подцепит его в погоне за социальной справедливостью к бронепоезду, все еще стоящему на запасном пути.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |