Мы будем жить в удельных княжествах
Россия уже сегодня полноценным федеративным государством не является. Прежде всего потому, что у нее отсутствует государственная идеология. Не политическая, а именно государственная, определяющая стратегию и тактику государственного строительства. Центр не знает, каким государством руководит, какой страной, собственно, управляет. Куда ее ведет. Перифериям неведомо, что им дозволено, что нет. Какой вопрос где решать. Когда Центру выгодно, он говорит, что он – Центр. Когда невыгодно, тут же от своих приоритетов, а главное, от ответственности, отрекается. Последние политические склоки, поразившие федеральную власть, способны привести к еще большему размежеванию между Центром и регионами. Центр как источник раздоров не нужен никому. Майский президентский импичмент и отставка Евгения Примакова – это точно такой же удар по Российской Федерации, какой нанес август 1991 года по Советскому Союзу. Короче, с федерацией у нас на сегодняшний день неладно. И, похоже, будет еще хуже. Судя по тому, как идет подготовка к предстоящим парламентским и президентским выборам. Не следует питать иллюзий, что это не коснется проблем государственного строительства, проблем российского федерализма. Есть очень много предпосылок к тому, что выборы не только усилят и без того достаточно мощные центробежные тенденции, а довершат распад России как федеративного государства. Назову лишь три такие предпосылки. Хотя на самом деле их гораздо больше. ПЕРВОЕ.Прежде всего мы стоим перед лицом полного разлада взаимоотношений между гражданами и государством, между властью и обществом. Главным достижением демократии, главным условием развития рыночной экономики в России было объявлено то обстоятельство, что отныне каждый человек может и должен заботиться о себе сам. Сам добывать себе работу, пропитание. Сам заботиться о себе, своей семье, будущем детей. Сам защищать себя от жуликов, бандитов, грабителей. Короче, государство не собес, власть не нянька – получил свободу, пользуйся ею на все сто. Только налоги не забывай платить. И чтобы без претензий. Ничего не скажешь, постановка вопроса радикальная. В итоге российское государство отреклось от своих граждан. Следовательно, лишилось и своих прав. Центр – в лице президента, правительства, парламента, столицы – перестал быть притягательной силой. Советский Союз распался именно потому, что от роли центра Союза отказалась Россия. Теперь сама Россия попала в аналогичную ситуацию. Ее центр – Москва – перестал быть центром притяжения. Выборы в Государственную Думу и выборы президента в этих условиях только усилят тенденцию распада Федерации. Основной политический акцент выборов будет перенесен на регионы. Каждый периферийный анклав – национальный, территориальный, экономический – будет укреплять собственные позиции перед лицом ослабевшего Центра. В результате процесс формирования удельных княжеств пойдет полным ходом. ВТОРОЕ. В ходе выборов и особенно после них проявит себя во всей красе главный деструктивный порок нынешнего российского государства – всевластие, самостийность губернаторов. Превращая в конституционную норму принцип выборности глав исполнительной власти, мы допустили роковую ошибку. Он только внешне выглядит демократично. На самом же деле стимулирует сепаратизм, региональное самодурство. По ныне действующей Конституции, губернаторы обладают, по сути дела, гораздо большими полномочиями, чем глава государства. Власть и полномочия президента на губернаторов фактически не распространяются. Пытался Борис Ельцин одного-двоих за нерадивость и разгильдяйство с постов снять – не вышло. Конституционный суд не позволил. Там, где начинаются границы областей, краев, республик, там власть федерального Центра и президента прекращается. Теперь президент наиболее норовистых и строптивых губернаторов, вместо того чтобы наказывать, начинает орденами награждать. Авось смилостивятся... На Россию пока еще распространяется только власть федеральных законов. Но и этому вскоре будет положен конец. Аккурат в результате предстоящих парламентских выборов. Многие уже обратили внимание на практику, что в моменты выборов в представительные органы власти в обиход запускаются так называемые губернаторские списки. В них попадают кандидаты в депутаты, которых иногда явно, а иногда тайно, но в обоих случаях весьма активно поддерживает местная исполнительная власть и непосредственно губернаторы. Так было в Москве, Санкт-Петербурге, недавно – в Удмуртии, в Кемерове. По такому же сценарию будут развиваться события и на выборах в Государственную Думу. На местах, в одномандатных, или, как их еще называют, мажоритарных, округах будут поголовно побеждать губернаторские ставленники. В результате позиции регионов, точнее, персонально губернаторов, в представительных органах власти, и прежде всего в федеральном парламенте, усилятся. И ни один закон, как бы он хорош ни был с точки зрения потребностей и нужд государства, Федерации, через Думу не пройдет. Вот вам и конец федеральному законодательству. ТРЕТЬЕ.При наличии двух отчетливо проявивших себя тенденций дефедерализации региональные лидеры будут добиваться дальнейшего ослабления федерального Центра. Именно эту цель и преследует интенсивно начавшееся формирование регионально-губернаторских избирательных блоков. С точки зрения хрестоматийно-традиционных представлений о демократии и просто с позиций здравого смысла, не говоря о правовых нормах, это абсолютный нонсенс. Исполнительная власть формирует себе собственную команду будущих законодателей, волю которых им же самим впоследствии предстоит исполнять. Налицо очевидный пример политической шизофрении. Или... злонамеренной интриги. Я лично склоняюсь ко второму варианту... В формировании регионально-губернаторских блоков просматривается вполне определенная политическая стратегия, рассчитанная на два этапа. Первый – парламентские выборы. Второй – президентские. Но если кому-нибудь кажется, что здесь присутствуют заботы об упрочении государства, Федерации, то такие люди глубоко заблуждаются. На первом этапе губернаторские блоки постараются проникнуть, а то и возглавить, пусть не формально, но по существу, в наиболее сильные и перспективные политические партии, общественные движения и избирательные объединения. Цель – внедрить в федеральные избирательные списки как можно больше своих людей. Ведь одномандатники – это только полпарламента, а другая его половина формируется за счет федеральных списков. Здесь тоже должно быть все схвачено. На этом этапе региональные лидеры охотно пойдут на контакты и союзы с кем угодно. Но в первую очередь – с наиболее сильными и перспективными. В нынешних условиях, когда губернаторы больше всего заботятся об упрочении собственных позиций, Юрий Лужков – явный и самый сильный противовес федеральному Центру. Постоянные наскоки московского мэра на кремлевскую администрацию и президента, хочет того сам Лужков или нет, работают на центробежную идею. Лужков не делает различий между авторитетом Кремля и авторитетом власти. Критикуя Бориса Ельцина, Юрий Лужков вольно или невольно оказывается в оппозиции к федеральной власти. И в этом смысле Лужков губернаторам союзник. Чем резче он будет критиковать президента, тем выгоднее это губернаторам. Но вся эта дружба тут же улетучится, как только в силу вступит объективная логика второго этапа. Губернаторам не нужен сильный президент. В главном кресле Кремля им нужен человек податливый, покладистый, своим избранием на высший государственный пост губернаторам обязанный. Юрий Лужков для такой роли не годится. Он кандидат в сильные президенты. А это чревато попытками усиления Центра и ограничения всевластия губернаторов. За что, скорее всего, Лужков и взялся бы, если бы в президенты прорвался. Но после парламентских выборов губернаторы Лужкова наверняка «кинут», как любит выражаться сам Юрий Михайлович. Не случайно в одном из интервью Лидер блока «Вся Россия» Минтимир Шаймиев подчеркнул, что «говоря о сотрудничестве с «Отечеством» мы ведем речь исключительно о парламентских выборах». Так что можно не сомневаться – торжеством федерализма предстоящие выборы не станут. Жить нам, скорее всего, предстоит каждому в отдельном удельном княжестве. А на долю федерального Центра выпадает роль совмещенного санузла. Да он уже и сейчас с ней вполне освоился...
«Независимая газета», 28.05.1999.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |