Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мы будем жить в удельных княжествах



2016-01-26 376 Обсуждений (0)
Мы будем жить в удельных княжествах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Россия уже сегодня полноценным федеративным государством не является. Прежде всего потому, что у нее отсутствует государствен­ная идеология. Не политическая, а именно государственная, опреде­ляющая стратегию и тактику государственного строительства. Центр не знает, каким государством руководит, какой страной, собственно, управляет. Куда ее ведет. Перифериям неведомо, что им дозволено, что нет. Какой вопрос где решать. Когда Центру выгодно, он гово­рит, что он – Центр. Когда невыгодно, тут же от своих приоритетов, а главное, от ответственности, отрекается. Последние политические склоки, поразившие федеральную власть, способны привести к еще большему размежеванию между Центром и регионами. Центр как ис­точник раздоров не нужен никому. Майский президентский импич­мент и отставка Евгения Примакова – это точно такой же удар по Российской Федерации, какой нанес август 1991 года по Советскому Союзу.

Короче, с федерацией у нас на сегодняшний день неладно. И, по­хоже, будет еще хуже. Судя по тому, как идет подготовка к предсто­ящим парламентским и президентским выборам. Не следует питать иллюзий, что это не коснется проблем государственного строитель­ства, проблем российского федерализма. Есть очень много предпо­сылок к тому, что выборы не только усилят и без того достаточно мощные центробежные тенденции, а довершат распад России как федеративного государства. Назову лишь три такие предпосылки. Хотя на самом деле их гораздо больше.

ПЕРВОЕ.Прежде всего мы стоим перед лицом полного разлада взаимоотношений между гражданами и государством, между властью и обществом. Главным достижением демократии, главным условием развития рыночной экономики в России было объявлено то обстоя­тельство, что отныне каждый человек может и должен заботиться о себе сам. Сам добывать себе работу, пропитание. Сам заботиться о себе, своей семье, будущем детей. Сам защищать себя от жуликов, бандитов, грабителей. Короче, государство не собес, власть не нянь­ка – получил свободу, пользуйся ею на все сто. Только налоги не забывай платить. И чтобы без претензий. Ничего не скажешь, поста­новка вопроса радикальная.

В итоге российское государство отреклось от своих граждан. Сле­довательно, лишилось и своих прав. Центр – в лице президента, пра­вительства, парламента, столицы – перестал быть притягательной си­лой. Советский Союз распался именно потому, что от роли центра Союза отказалась Россия. Теперь сама Россия попала в аналогичную ситуацию. Ее центр – Москва – перестал быть центром притяжения. Выборы в Государственную Думу и выборы президента в этих усло­виях только усилят тенденцию распада Федерации. Основной поли­тический акцент выборов будет перенесен на регионы. Каждый пе­риферийный анклав – национальный, территориальный, экономиче­ский – будет укреплять собственные позиции перед лицом ослабев­шего Центра. В результате процесс формирования удельных кня­жеств пойдет полным ходом.

ВТОРОЕ. В ходе выборов и особенно после них проявит себя во всей красе главный деструктивный порок нынешнего российского государства – всевластие, самостийность губернаторов. Превращая в конституционную норму принцип выборности глав исполнительной власти, мы допустили роковую ошибку. Он только внешне выглядит демократично. На самом же деле стимулирует сепаратизм, регио­нальное самодурство.

По ныне действующей Конституции, губернаторы обладают, по сути дела, гораздо большими полномочиями, чем глава государства. Власть и полномочия президента на губернаторов фактически не распространяются. Пытался Борис Ельцин одного-двоих за неради­вость и разгильдяйство с постов снять – не вышло. Конституцион­ный суд не позволил. Там, где начинаются границы областей, краев, республик, там власть федерального Центра и президента прекраща­ется. Теперь президент наиболее норовистых и строптивых губерна­торов, вместо того чтобы наказывать, начинает орденами награж­дать. Авось смилостивятся...

На Россию пока еще распространяется только власть федеральных законов. Но и этому вскоре будет положен конец. Аккурат в резуль­тате предстоящих парламентских выборов. Многие уже обратили внимание на практику, что в моменты выборов в представительные органы власти в обиход запускаются так называемые губернаторские списки. В них попадают кандидаты в депутаты, которых иногда яв­но, а иногда тайно, но в обоих случаях весьма активно поддержива­ет местная исполнительная власть и непосредственно губернаторы. Так было в Москве, Санкт-Петербурге, недавно – в Удмуртии, в Ке­мерове.

По такому же сценарию будут развиваться события и на выборах в Государственную Думу. На местах, в одномандатных, или, как их еще называют, мажоритарных, округах будут поголовно побеждать губернаторские ставленники. В результате позиции регионов, точнее, персонально губернаторов, в представительных органах власти, и прежде всего в федеральном парламенте, усилятся. И ни один закон, как бы он хорош ни был с точки зрения потребностей и нужд госу­дарства, Федерации, через Думу не пройдет. Вот вам и конец феде­ральному законодательству.

ТРЕТЬЕ.При наличии двух отчетливо проявивших себя тенден­ций дефедерализации региональные лидеры будут добиваться даль­нейшего ослабления федерального Центра. Именно эту цель и пре­следует интенсивно начавшееся формирование регионально-губерна­торских избирательных блоков. С точки зрения хрестоматийно-тра­диционных представлений о демократии и просто с позиций здра­вого смысла, не говоря о правовых нормах, это абсолютный нонсенс. Исполнительная власть формирует себе собственную команду буду­щих законодателей, волю которых им же самим впоследствии пред­стоит исполнять. Налицо очевидный пример политической шизо­френии. Или... злонамеренной интриги. Я лично склоняюсь ко вто­рому варианту...

В формировании регионально-губернаторских блоков просматри­вается вполне определенная политическая стратегия, рассчитанная на два этапа. Первый – парламентские выборы. Второй – президентские. Но если кому-нибудь кажется, что здесь присутствуют заботы об упрочении госу­дарства, Федерации, то такие люди глубоко заблуждаются.

На первом этапе губернаторские блоки постараются проникнуть, а то и возглавить, пусть не формально, но по существу, в наиболее сильные и перспективные политические партии, общественные дви­жения и избирательные объединения. Цель – внедрить в федеральные избирательные списки как можно больше своих людей. Ведь одномандатники – это только полпарламента, а другая его половина фор­мируется за счет федеральных списков. Здесь тоже должно быть все схвачено. На этом этапе региональные лидеры охотно пойдут на кон­такты и союзы с кем угодно. Но в первую очередь – с наиболее силь­ными и перспективными.

В нынешних условиях, когда губернаторы больше всего заботятся об упрочении собственных позиций, Юрий Лужков – явный и самый сильный противовес федеральному Центру. Постоянные наскоки московского мэра на кремлевскую администрацию и президента, хо­чет того сам Лужков или нет, работают на центробежную идею. Луж­ков не делает различий между авторитетом Кремля и авторитетом власти. Критикуя Бориса Ельцина, Юрий Лужков вольно или не­вольно оказывается в оппозиции к федеральной власти. И в этом смысле Лужков губернаторам союзник. Чем резче он будет критико­вать президента, тем выгоднее это губернаторам.

Но вся эта дружба тут же улетучится, как только в силу вступит объективная логика второго этапа. Губернаторам не нужен сильный президент. В главном кресле Кремля им нужен человек податливый, покладистый, своим избранием на высший государственный пост гу­бернаторам обязанный. Юрий Лужков для такой роли не годится. Он кандидат в сильные президенты. А это чревато попытками усиления Центра и ограничения всевластия губернаторов. За что, скорее все­го, Лужков и взялся бы, если бы в президенты прорвался. Но после парламентских выборов губернаторы Лужкова наверняка «кинут», как любит выражаться сам Юрий Михайлович. Не случайно в одном из интервью Лидер блока «Вся Россия» Минтимир Шаймиев подчерк­нул, что «говоря о сотрудничестве с «Отечеством» мы ведем речь ис­ключительно о парламентских выборах».

Так что можно не сомневаться – торжеством федерализма пред­стоящие выборы не станут. Жить нам, скорее всего, предстоит каж­дому в отдельном удельном княжестве. А на долю федерального Цен­тра выпадает роль совмещенного санузла. Да он уже и сейчас с ней вполне освоился...

 

«Независимая газета»,

28.05.1999.




2016-01-26 376 Обсуждений (0)
Мы будем жить в удельных княжествах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мы будем жить в удельных княжествах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)