В. Путин начал восхождение на политическую Голгофу
Вероятно, Владимира Путина и его сподвижников, не лишенных чувства реальности, победа на парламентских и президентских выборах (пришедшихся, кстати, как раз на середину Великого поста) больше тревожит и настораживает, чем вдохновляет. Во всяком случае, с лица президента давно не сходит маска «озабоченности за Россию», а Борис Грызлов и Сергей Шойгу появляются на людях с выражением лица разочаровавшегося в жизни Кощея Бессмертного. С чего бы? Ведь победили как-никак. Даже сокрушительно. Не будучи новичками в политике, они прекрасно понимают, что внушительные количественные показатели одержанной победы – 37,7% голосов на выборах в Государственную думу и 71,2% на президентских – это лишь политическая арифметика. Высшей математикой в данном случае является определение качественных показателей: какие избиратели и почему проголосовали за Путина и «Единую Россию». Полной аналогии между голосованием за президента и «единороссов», конечно, нет. В России отношение к партиям и политическим деятелям, олицетворяющим высшую государственную власть, испокон веков было разным. Верховных правителей – царей, генсеков, президентов – уважали гораздо больше. Тем не менее в нынешней ситуации никто не станет возражать, что именно избиратели «Единой России» на президентских выборах были «ядерным» компонентом одержанной победы. Что это за люди? Избиратели самодостаточные, привыкшие полагаться не столько на власть, сколько на самих себя, обладающие высокими адаптационными качествами, обычно голосовали за СПС и «Яблоко». На этот раз своих представителей в Государственную думу они не провели. Не имеют своих депутатов в парламенте и те, кто голосовал «против всех». Их костяк – люди, независимо мыслящие и самостоятельно действующие. Получается, что депутатский корпус «Единой России», вокруг которого в нынешней Думе сложилось так называемое «парламентское большинство», представляет интересы людей, ждущих от властей благодеяний и даже чуда. Это обездоленные люди, утратившие надежду самостоятельно справиться с выпавшими на их долю проблемами. Судите сами. В стране насчитывается 38,8 млн пенсионеров, уровень жизни которых колеблется на грани вымирания. А ведь, по статистике, это самая активная часть избирателей. Примерно 8о% из них регулярно участвуют в выборах. Еще один электоральный резерв «единороссов», особо подверженный воздействию «административного ресурса», – работники бюджетной сферы: 30 млн врачей, учителей, работников учреждений культуры, науки, социального обслуживания. Их средняя заработная плата не превышает 2500 рублей, то есть едва дотягивает до статистического прожиточного минимума. 40% населения России живет в сельской местности, которую иначе, как зоной бедствия, давно уже никто не называет. Из 89 субъектов Федерации только десять являются «донорами», то есть в экономическом и финансовом отношении считаются вполне полнокровными. Остальные 79 практически состоят на иждивении государства, более 50 из них не в состоянии обеспечить себя даже наполовину. Эта масса обездоленных людей, которых в России насчитывается не меньше 70 млн, составляет социальную базу нынешней российской представительной власти и прежде всего «Единой России» . Легко понять, что. опираясь на такую электоральную базу, строить серьезные планы на собственное политическое благополучие нельзя. Это все равно что возводить здание на зыбучих песках. Такая почва уйдет из-под ног, как только станет ясно, что взятые на себя политиками обязательства не подтверждаются конкретными делами. Правда, многие мои коллеги с такой оценкой не согласны. Они считают, что голосование за «Единую Россию» и за Путина прошло не под знаком минус (обездоленность и безысходность), а под знаком плюс (стабильность и даже подъем). Согласившись с ними, мы оказываемся перед необходимостью ответить, каково качество такой стабильности и такого подъема. Полагаю, не надо объяснять, в чем разница между подъемом к вершине горы и попытками выкарабкаться из пропасти. Мы не можем сбрасывать со счетов тот факт, что реформы, независимо от того, каковы были их конечные результаты, отбросили страну лет на двадцать назад по всем социально-экономическим показателям. Сегодня мы лишь наверстываем утраченное, хвастаться и тем более гордиться здесь нечем. Да и будущее у нынешнего президента и партии парламентского большинства отнюдь не безоблачно. Страна стоит на пороге серьезных проблем в экономике, внешней торговле, финансовой и социальной сферах, морально-политическом состоянии общества. Каждая из них таит серьезные угрозы, предотвращение которых потребует максимального напряжения сил, а может быть, и жертв. Если принять это во внимание, победные результаты парламентских и президентских выборов не только настораживают, но просто удручают. Хотя бы потому, что победа «Единой России» на парламентских выборах и победа Путина на нынешних президентских вовсе не являются общим триумфом. Это скорее предвестник разлада президента со своими парламентскими порученцами. Действительно, что за резон Путину сейчас, когда его политический статус по сравнению с первым президентским сроком изменился (теперь он не опекун «семьи» Ельцина, а полновластный хозяин Кремля и страны), разделять ответственность с партией, которая, во-первых, хотя и победила на парламентских выборах, но ничуть не облегчила лежащую на его плечах ношу. Во-вторых, не только в ходе избирательной кампании, но и после победы «единороссы» не сумели продемонстрировать никаких других качеств, кроме холуйства и угодничества, а этого недостаточно, чтобы стать президенту опорой в сложных ситуациях. В-третьих, и это, быть может, главное, – в «Единой России» при всей ее депутатской многочисленности не оказалось ни одной убедительной политической фигуры, которую можно было бы рассматривать не просто как напарника, а как стратегического преемника президентского курса. Путину и до нынешней победы приходилось больше ломать голову не над тем, как победить в марте 2004 г., а над тем, к кому перейдет власть в 2008-м. Я абсолютно доверяю его заявлению, что на третий президентский срок он не пойдет. Такое решение придется рассматривать не только применительно к России, а в контексте мирового общественного мнения. По той же причине у нас после Путина вряд ли появится еще один президент-силовик. Еще важнее другое обстоятельство: очевидно, что через четыре года у президента уже не будет той «всенародной» поддержки, как сейчас. По сути дела, он окажется в ситуации, похожей на ту, что сложилась к концу второго президентского срока Бориса Ельцина. Путину тоже, по сложившейся в России традиции, придется искать не столько политический, сколько технологический способ передачи власти своему антипреемнику. Как человек дальновидный, он, если верить его же словам, начал подготовку такой передачи не сейчас, а едва заступив на президентский пост в 2000 г. Анализируя политические процессы задним числом, как правило, можно установить, что развиваются они не столько по воле политических лидеров – от них исходят только начальные импульсы, – а под действием объективной логики событий. Рассматривая переживаемый нашей страной перестроечно-реформаторский период, можно убедиться, что складывается он из трех семилетних циклов. В ходе первого – с 1985 по 1991 г. – энергичному разрушению были подвергнуты идейно-политические основы общества, которое мы называли «развитым или зрелым социализмом». В ту пору были востребованы люди пылкие, романтичные, с неиссякаемой публицистической энергией. Во время второго – с 1991 по 1998 г. – объектом интенсивной атаки стали социально-экономические основы плановой, командно-административной системы. Для решения этих задач на первые роли выдвигались люди уже совершенно иного плана. Прагматичные, жесткие, даже жестокие, не слишком озабоченные ценой, которую приходилось платить за осуществляемые меры. Наконец, третий семилетний цикл – с 1998 по 2005 г. – оказался объективно связан с необходимостью смены политических элит, проведением своего рода «зачистки» политического пространства, без которой невозможно перейти к решению задач общественно-политического и социально-экономического строительства. Соответственно задачам этого периода формировались требования к личным и политическим качествам людей, на долю которых выпала роль «чистильщиков». Прежние романтики и недавние прагматики на эту роль совершенно не годились. Тем более что они обладали общим серьезным «изъяном»: и те, и другие мыслили себя членами команды, искали опору в союзниках и единомышленниках. В нынешних условиях, в контексте запросов времени, эти качества оказались лишними. Взаимные обязательства, идейные и дружеские узы могут лишь осложнить решение насущных политических задач, связанных с радикальным обновлением политических элит. То, что Владимир Путин активно вовлекает в политику силовиков, никого не должно вводить в заблуждение: он делает это не из дружеских чувств и не в расчете на взаимную преданность. Просто в ведомстве, в котором ему пришлось в свое время служить, лучше, чем где бы то ни было, понимают, что бывают ситуации, когда ближайшее окружение должно состоять не из союзников и сподвижников, а из «козлов отпущения», выращивание которых становится смыслом и содержанием целенаправленной кадровой работы. Рискну высказать мысль, что Путин по отношению к «Единой России» и новому составу правительства действует именно с таким прицелом. Но вот беда, время стремительно уходит, а стратегическая задача текущего политического момента не только не решена, но толком и не обозначена. Проведена лишь некоторая подготовительная работа – весной при оглашении президентского послания Федеральному собранию прозвучало заявление Путина о намерении сформировать новое, гораздо более амбициозное правительство. Осенью, накануне выборов в Государственную думу, он вновь вернулся к этой теме на предвыборном съезде «Единой России». Поблагодарив «единороссов» за совместную работу, президент выразил уверенность, что это продуктивное взаимодействие будет продолжаться. Большинство моих коллег расценили намерения президента как политический аванс, выданный им своим политическим сподвижникам. Внешне это действительно выглядело так, но скрытый смысл аванса состоял не в том, чтобы демонстративно поддержать «единороссов». Как раз наоборот, Путину уже весной и тем более осенью было ясно, что с новым правительством и новым, на все согласным парламентским большинством каши не сваришь. Нужно было готовить акции по тотальной политической зачистке. Визит президента на предвыборный съезд «Единой России» заведомо не сулил партийцам благоприятных перспектив. Со стороны Путина это были типичные действия по формуле: «Благословил, чтобы отречься». Следующий шаг (второй элемент этой домашней политической заготовки) не заставил себя ждать. Как только настала пора выдвижения кандидатов в президенты, когда все, и в первую очередь сама «Единая Россия», ожидали, что Путин пойдет на выборы под ее знаменами, «случилось страшное»: он стал самовыдвиженцем, не обременяя себя наперед никакими обязательствами перед, казалось бы, естественным союзником. Действия президента поставили «Единую Россию» в глупейшее положение – победившая на парламентских выборах партия осталась не только формально, но и по существу за скобками важнейшего на ближайшие четыре года политического события. Даже позиция Партии жизни оказалась более выигрышной. Сергей Миронов хоть и был в мартовской выборной кампании пешкой, но все-таки в свите короля. А фигур от «Единой России» на политической шахматной доске вообще не оказалось. Нетрудно предположить, что дальнейшие действия президента будут развиваться именно в этом ключе – «единороссам» ничего хорошего ожидать не приходится. Вопрос о полной смене политических элит давно уже стоял на повестке дня, но первый президентский срок у Путина ушел на подготовительные маневры. Решительным действиям мешали обязательства, которыми ельцинский режим повязал его по рукам и ногам. Победив на выборах 14 марта, президент оказался перед необходимостью действовать стремительно, решая грандиозную политическую задачу – прежних, доставшихся в наследство от двух предыдущих разрушительных этапов деятелей оттеснить с политической сцены, а перед новыми, которые никаких деловых качеств, кроме личной преданности, предъявить не могут, поставить непреодолимый заслон. В этом контексте Путин напомнит о выданных политических авансах и тем, и другим, как только пробьет час. «Видит бог, – услышат от него и министры, и депутаты, – я делал все, чтобы вас поддержать. Более того, рисковал ради вас своим политическим авторитетом. А где результаты? Единственно, на что вас хватило, так это на имитацию бурной деятельности под видом осуществления административной реформы и единодушного голосования по вопросам, в решении которых вы не принимаете никакого участия». Спрашиваете, когда этот роковой час пробьет? Теперь об этом уже можно говорить достаточно определенно. Необходимые контрольные цифры и ориентиры совершенно четко обозначены. 18 марта, в день расширенного заседания коллегий двух ключевых министерств – экономики и финансов, – В. Путин поставил новое правительство «на счетчик». Ему поручено в кратчайшие сроки низвести уровень российской бедности до международных стандартов, принятых для развитых в экономическом отношении стран, то есть до ю–12%. Вот только хотелось бы получить внятный ответ на все тот же вопрос: а что будет весить процент нашей бедности по сравнению, скажем, с бедностью американской? В США к беднейшим слоям относят семьи, в которых ежемесячные доходы в пересчете на каждого члена семьи колеблются где-то на уровне тысячи долларов в месяц, согласно статистике, в нашей стране таких «бедняков» насчитывается никак не более 1,5%. Сумеет правительство превратить беднейших в богатейших – честь ему и хвала. Не сумеет... В. Путин ему судья. Первые кандидатуры для посадки на кол персональной ответственности, если поставленная задача не будет решена, уже названы – это Г. Греф, А. Кудрин и М. Зурабов. Ну и само собой председатель кабинета министров Михаил Фрадков. Для перенесения стандартов благополучного тридевятого царства, тридесятого государства на российскую почву отведено максимум три года... Ответчики за прошлые грехи (корни правительственного кабинета, несмотря на некоторые новые лица, уходят в недра предшествующих разрушительных этапов) и виновные в новых, нажитых уже после Ельцина, будут найдены и поплатятся за содеянное. Уверен, народу такой поворот событий понравится. Толпе всегда нравится, когда в жертву приносят не каких-то клерков, а собственных сподвижников и друзей, когда «вдруг» обнаруживается, что они не справляются с делом. Да и «сподвижники» будут в значительной степени умиротворены. Перед президентской карой все будут равны, никому не окажут снисхождения. Затем последуют болезненные политические пертурбации, с которыми надо поторопиться. Кредит доверия, полученный на президентских выборах, начнет таять, распорядиться им нужно максимально быстро. Не исключено, что президент обратится к народу за поддержкой идеи о перевыборах Государственной думы с целью повышения эффективности власти. Предлог для этого будет найден вполне приличный, некризисный. Даже конструктивный. Скажем, такой. «Неэффективность административной реформы, – заявит президент, – объясняется тем, что реформированию были подвергнуты только структуры исполнительной власти, а структуры представительной оказались нетронутыми, хотя действуют они в духе принципов и методов, обслуживающих единомыслие, а не политический плюрализм. Стране нужно отряхнуть этот прах со своих ног». Понятно, что суть дела не в том, насколько такие шаги оправданны и целесообразны. Важно впечатление, которое они произведут. Россия, как никогда, нуждается в символе полного политического обновления, своего рода крещении. Миссия Путина в том, чтобы продемонстрировать разрыв цепи преемственности. Без этого совершить переход от реформаторской эпохи к созидательной никогда, нигде и никому не удавалось. Беда тех, кто будет отставлен от политических дел, не в том, что они плохи, просто их никто не пожалеет. Особый эффект этой акции могло бы придать заявление Путина, что на алтарь насущных перемен он приносит не только соратников и сподвижников, но и собственную политическую судьбу. Мавр сделал свое дело и по истечении отведенного ему Конституцией срока не только может, но и должен удалиться...
«Политический журнал», №11, 29.03.2004. ЗАЧИСТКА ВЛАСТИ.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |