О скрытых механизмах российско-белорусского Союзного государства
Л. Айдинова (ВЕК): – Виктор Викторович, до недавнего времени вы возглавляли департамент информации Союзного государства России и Белоруссии. Справедливости ради замечу, что в журналистской среде нечасто обсуждаются отставки пресс-начальников. Вокруг вашей было много слухов. Что привело вас на работу в Постоянный комитет и почему вы оставили столь перспективную должность? В. Гущин: –Я пришел в Постоянный комитет по доброй воле и с искренним намерением внести посильный вклад в благое дело становления нового Союза. Я всегда считал и до сих пор считаю, что с распадом СССР сама по себе союзная идея не умерла. Она лишь утратила советско-коммунистический компонент. Но эта потеря, убежден, союзной идее не повредила. Скорее наоборот, увеличила ее энергетический потенциал и запас прочности, Ведь в объединительном процессе современной Европы лежит не что иное, как союзная идея. К сожалению, применительно к Союзному государству, возникшему по инициативе России и Республики Беларусь, точнее Б. Ельцина и А. Лукашенко, этого сказать нельзя, Это решение было связано не со стратегическим идейно-политическим замыслом, не с глубоким пониманием всей сложности процесса союзного строительства, а с тактическим карьерно-конъюнктурным умыслом. В ту пору (а первый договор о российско-белорусском Союзе был заключен в апреле 1996 года) оба государственных лидера хотя и по разным причинам, но одинаково остро нуждались в повышении собственных политических рейтингов. А. Лукашенко и Б. Ельцин были гораздо больше озабочены собственной политической судьбой, чем реализацией союзной идеи. Она их привлекала лишь в той мере, в какой открывала возможность набрать очки в глазах общественного мнения. Необходимость привыкать к новым реалиям и понятиям – граница, таможня, визы и вообще к сложностям, связанным с распадом прежде единой страны, – порождала тоску по прошлым временам. На эксплуатацию этих настроений и был расчет. Первородный грех союзных договоренностей, связанный с тем, что они были продиктованы сиюминутными политическими интересами, без учета реальных возможностей и предпосылок их реализации, неизгладимой печатью лег на весь процесс союзного строительства, придав ему сугубо виртуальный, имитационный характер. Во многом именно по этой причине решение о создании российско-белорусского Союза было встречено настороженно и даже с подозрением – как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Но гораздо хуже, что в России и Белоруссии, взятых как порознь, так и вкупе, процесс союзного строительства не сдвинулся с мертвой точки. Во всяком случае не произошло ничего такого, что можно было бы считать принципиально важным, качественно самостоятельным, чего бы не удалось достичь вне рамок Союза, в контексте иных, несоюзных отношений и договоренностей. Все сводится к имитации бурной деятельности, к слышимости и видимости, к надуванию щек на высшем уровне и чиновно-бюрократической суете на рабочем. Как только я это понял, то принял решение покинуть Постоянный комитет. Кстати, в заявлении на имя государственного секретаря Союзного государства П. Бородина я изложил именно эту причину своего ухода: «Категорическое нежелание участвовать в бессмысленной и изнурительной борьбе за решение вопросов, не имеющих никакого отношения к строительству Союзного государства». Л.А.: –Заявления весьма серьезные. Хотелось бы услышать аргументы и конкретные доказательства того, что деятельность по созданию Союзного государства действительно имеет имитационный характер. Руководящие органы Союза – Высший государственный совет, союзный Совет министров, Постоянный комитет Союзного государства - работают активно и постоянно. В последнее время активизировался процесс создания проекта Конституционного акта и подготовка к выборам в Союзный парламент, реализуются союзные целевые программы, на пороге введение единой денежной единицы... В.Г.: –Начнем с руководящих органов. О Высшем государственном совете и Совете министров можно сказать только одно: это парадные структуры, собирающиеся по мере необходимости, для. того чтобы освятить своим участием наработки, представляемые главной исполнительной структурой – Постоянным комитетом, который, по сути дела, никакими полномочиями не обладает и представляет собой что-то вроде административного аппендикса при республиканских правительствах – российском и белорусском. Никакие решения, если они предварительно не согласованы с заинтересованными республиканскими министерствами, из недр Постоянного комитета не выходят. То же самое вполне можно было бы делать за счет прямых контактов на межправительственном уровне, без дополнительной, точнее посреднической, чиновно-бюрократической структуры. Кстати, до Постоянного комитета его функции были в руках так называемого комитета Исполнительного, который два года назад был совершенно безболезненно упразднен. Четыре года оказались практически вычеркнуты из деловой биографии Союза. Постоянный комитет работает не лучше и не хуже своего предшественника, поскольку предназначение у них одинаковое – создавать видимость работы, а в момент, когда наступает пора предъявлять результаты, превращаться в «козла отпущения». Под тем предлогом, что они со своим предназначением не справляются. Неудивительно, что в высших российско-белорусских сферах уже сейчас активно ведутся разговоры о необходимости новых преобразований Постоянного комитета и замены его руководства. Не исключаю, что понятие «бородинский союз» – по имени нынешнего госсекретаря об Союзного государства – вполне может войти в оборот наряду со знаменитыми «потемкинскими деревнями». И там, и здесь – показуха. Разве что масштаб покруче – не деревенский, а союзный. Возьмем другую важнейшую «союзную реальность» – бюджет. Когда он впервые был сформирован, он составил 520 млн. рублей. 65 процентов этого объема обеспечивает Россия, а 35 – Республика Беларусь. На что он был предназначен, из каких параметров исходил? Совершенно ясно, что на начальной стадии в бюджет закладывались только организационные расходы, связанные сформированием и последующим функционированием союзных руководящих органов и управленческих структур. Что бы вы сказали, если бы сейчас, по прошествии шести лет существования Союзного государства, его бюджет оставался прежним? Ответ может быть только один: значит, и по сей день он обслуживает только нужды чиновно-бюрократического аппарата, работает на его самовоспроизводство, то есть имеет сугубо имитационный характер. Формально бюджет Союзного государства вырос до 2 млрд. 400 млн, рублей, но фактически даже сократился, поскольку инфляция за последние годы – один 1998 год чего стоит! – перевалила за 400 процентов, что заведомо сводит на нет размеры увеличения бюджета. Следовательно, каким он был прежде, таким он и остался в 2001-м, и предназначение осталось прежним, сугубо имитационным. Он по сути дела заморожен на всё времена. Ведь основной принцип его формирования – уровень минувшего года плюс инфляционный прогноз. По такому принципу невозможно финансировать даже Музей восковых фигур: хочешь не хочешь, приходится пополнять экспозицию новыми фигурантами. А ведь Союз, если, конечно, его воспринимать как живой общественно-политический и социально-экономический организм, должен иметь потенциал развития и соответствующий ресурс для обеспечения этого роста, Но эти параметры в бюджет заведомо не закладываются. То же самое происходит с исполнением союзных целевых программ, введением единой денежной единицы, унификацией таможенных тарифов. В целевых программах и унификации таможенных тарифов вообще ничего специфически союзного нет. Вплоть до того, что в принятии этих решений вообще не было никакой необходимости. Любые вопросы кооперации, совместного производства и реализации продукции прекрасно решаются на основе межправительственных соглашений. А в рамках целевых программ они лишь обрастают препонами и преградами, по сравнению с которыми советская командно-административная система выглядит либеральнейшим механизмом управления. В подтверждение лишь один обескураживающий факт: в 2001 году бюджетное финансирование бюджетных союзных программ вообще не проводилось вплоть до июня, а с июля по октябрь велась изнурительная финансово-бухгалтерская войназа реальный доступ к формально выделенным средствам. И, естественно, с переменным неуспехом. Насколько можно судить, унификация таможенные тарифов к видимым позитивным результатам тоже не привела. Коридор Россия–Белоруссия в таможенном отношении как был, так и остается самым неблагополучным. С единой денежной единицей вообще никакой ясности нет. В принципе она должна как бы венчать единство экономических отношений. Так, как это, к примеру, произошло в объединенной Европе. Там евро стал эквивалентом унифицированных экономических отношений между членами Евросоюза. Эквивалентом чего и чему может служить союзная денежная единица? Ведь до сих пор модели экономического развитии России и Беларуси даже идущими навстречу не назовешь, не говоря уже о том, что близкими. Теперь о Конституционном акте и выборах в Парламентское собрание Союзного государства. Политика – особенно благоприятная среда для различного рода имитаций. Бумага все стерпит. Специалист считают, что сталинская Конституция 1936 года былапревосходным нормативно-правовым документом, но не имеющим никакого отношения к жизни. В Великобритании, на родине парламентаризма, наоборот, писаной конституции не существует до сих пор. И ничего – живут, даже благоденствуют, вполне удовлетворяясь бифштексом с кровью. Нам же приспичило, не создав Союзного государства, творить Конституцию, забыв про севрюжину с хреном. Разве что с демонстративной целью. Впрочем, как и проводить выборы в союзный парламент. У нас что, с появлением Союза уже сложилась новая историческая общность людей – союзный народ, которому без собственных избранников никак не обойтись? Все, что сегодня жизненно необходимо гражданам Союзного государства, – это унификация правовых и нормативных актов, регулирующих их гражданский и социальный статус. Но для этого вовсе не обязательно создавать новый союзный парламент, который никому, кроме остающихся не у дел амбициозных политиков, абсолютно не нужен. Словом, решения, которые принимаются без учета объективной потребности и целесообразности, для показухи, обречены. Жаль, что эта судьба может постичь и идею Союзного государства. Л.А: – Что вы имеете в виду? Отказ от Союзного государства? В.Г.: –Объясню. Имитация, хоть она и является деятельностью впустую, тоже обладает собственной инерцией, неотвратимой объективной логикой, возникающей в силу принятия обязательств, не подкрепленных условиями v. предпосылками их реализации. А таких обязательств напринимали ох как много. Нужно найти способ остановиться. Быть может, даже вернуться назад, подвергнуть строгой ревизии принятые ранее документы, пересмотреть цели и задачи союзного строительства. А главное – избавить идею Союза от того наследия, которое досталось на нашу долю от эпохи раннего А. Лукашенко и позднего Б. Ельцина. Уж слишком силен в нем налет личной политической корысти. Так уж сложилось, что решение этой задачи под силу только В. Путину. И только в том случае, если он сменит на посту председателя Высшего государственного совета А. Лукашенко, который, как представляется, связал свою судьбу с рейтинговой составляющей союзной идеи. Возможность такой ротации предусмотрена учредительными документами Союза. Понятно, что с приходом В. Путина на этот пост должен быть положен конец любым имитациям – идейно-политическим, социально-экономическим, управленческим, финансовым, кадровым. Иначе Союзное государство действительно не спасти... Надеюсь, В. Путин понимает критический характер существующей ситуации и в зависимости от этого понимания сам решит: дать Союзному государству бесславно умереть или попытаться спасти ценой неимоверных усилий и огромного политического риска. Для принятия такого решения потребуется не только большая политическая мудрость, но и большое человеческое мужество.
Еженедельник «ВЕК», №50, декабрь 2001г.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |