Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О скрытых механизмах российско-белорусского Союзного государства



2016-01-26 382 Обсуждений (0)
О скрытых механизмах российско-белорусского Союзного государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Л. Айдинова (ВЕК): – Виктор Викторович, до недавнего времени вы возглавляли департамент информации Союзного государства Рос­сии и Белоруссии. Справедливости ради замечу, что в журналистской среде не­часто обсуждаются отставки пресс-на­чальников. Вокруг вашей было много слухов. Что привело вас на работу в Пос­тоянный комитет и почему вы оставили столь перспективную должность?

В. Гущин: –Я пришел в Постоянный комитет по до­брой воле и с искренним намерением вне­сти посильный вклад в благое дело станов­ления нового Союза. Я всегда считал и до сих пор считаю, что с распадом СССР сама по себе союзная идея не умерла. Она лишь утратила советско-коммунистический ком­понент. Но эта потеря, убежден, союзной идее не повредила. Скорее наоборот, уве­личила ее энергетический потенциал и за­пас прочности, Ведь в объединительном процессе современной Европы лежит не что иное, как союзная идея.

К сожалению, применительно к Союзному государству, возникшему по инициативе России и Республики Беларусь, точнее Б. Ельцина и А. Лукашенко, этого сказать нель­зя, Это решение было связано не со страте­гическим идейно-политическим замыслом, не с глубоким пониманием всей сложности процесса союзного строительства, а с так­тическим карьерно-конъюнктурным умыс­лом. В ту пору (а первый договор о россий­ско-белорусском Союзе был заключен в ап­реле 1996 года) оба государственных лиде­ра хотя и по разным причинам, но одинако­во остро нуждались в повышении собствен­ных политических рейтингов. А. Лукашенко и Б. Ельцин были гораздо больше озабоче­ны собственной политической судьбой, чем реализацией союзной идеи. Она их привле­кала лишь в той мере, в какой открывала возможность набрать очки в глазах общест­венного мнения. Необходимость привыкать к новым реалиям и понятиям – граница, та­можня, визы и вообще к сложностям, свя­занным с распадом прежде единой страны, – порождала тоску по прошлым временам. На эксплуатацию этих настроений и был расчет.

Первородный грех союзных договоренно­стей, связанный с тем, что они были проди­ктованы сиюминутными политическими ин­тересами, без учета реальных возможно­стей и предпосылок их реализации, неиз­гладимой печатью лег на весь процесс со­юзного строительства, придав ему сугубо виртуальный, имитационный характер.

Во многом именно по этой причине реше­ние о создании российско-белорусского Союза было встречено настороженно и да­же с подозрением – как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Но гораздо хуже, что в России и Белоруссии, взятых как порознь, так и вкупе, процесс союзного строительст­ва не сдвинулся с мертвой точки. Во всяком случае не произошло ничего такого, что можно было бы считать принципиально важ­ным, качественно самостоятельным, чего бы не удалось достичь вне рамок Союза, в контексте иных, несоюзных отношений и до­говоренностей. Все сводится к имитации бурной деятельности, к слышимости и ви­димости, к надуванию щек на высшем уров­не и чиновно-бюрократической суете на ра­бочем.

Как только я это понял, то принял реше­ние покинуть Постоянный комитет. Кстати, в заявлении на имя государственного секре­таря Союзного государства П. Бородина я изложил именно эту причину своего ухода: «Категорическое нежелание участвовать в бессмысленной и изнурительной борьбе за решение вопросов, не имеющих никакого отношения к строительству Союзного госу­дарства».

Л.А.: Заявления весьма серьезные. Хоте­лось бы услышать аргументы и конкрет­ные доказательства того, что деятель­ность по созданию Союзного государст­ва действительно имеет имитационный характер. Руководящие органы Союза – Высший государственный совет, союз­ный Совет министров, Постоянный коми­тет Союзного государства - работают активно и постоянно. В последнее время активизировался процесс создания про­екта Конституционного акта и подготов­ка к выборам в Союзный парламент, ре­ализуются союзные целевые програм­мы, на пороге введение единой денеж­ной единицы...

В.Г.: –Начнем с руководящих органов. О Выс­шем государственном совете и Совете ми­нистров можно сказать только одно: это па­радные структуры, собирающиеся по мере необходимости, для. того чтобы освятить своим участием наработки, представляе­мые главной исполнительной структурой – Постоянным комитетом, который, по сути дела, никакими полномочиями не обладает и представляет собой что-то вроде админи­стративного аппендикса при республикан­ских правительствах – российском и бело­русском. Никакие решения, если они пред­варительно не согласованы с заинтересо­ванными республиканскими министерства­ми, из недр Постоянного комитета не выхо­дят. То же самое вполне можно было бы де­лать за счет прямых контактов на межправи­тельственном уровне, без дополнительной, точнее посреднической, чиновно-бюрокра­тической структуры.

Кстати, до Постоянного комитета его функции были в руках так называемого ко­митета Исполнительного, который два года назад был совершенно безболезненно уп­разднен. Четыре года оказались практиче­ски вычеркнуты из деловой биографии Сою­за. Постоянный комитет работает не лучше и не хуже своего предшественника, поскольку предназначение у них одинаковое – созда­вать видимость работы, а в момент, когда наступает пора предъявлять результаты, превращаться в «козла отпущения». Под тем предлогом, что они со своим предназначе­нием не справляются. Неудивительно, что в высших российско-белорусских сферах уже сейчас активно ведутся разговоры о необходимости новых преобразований Постоянного комитета и замены его руководства. Не исключаю, что понятие «бородинский союз» – по имени нынешнего госсекретаря об Союзного государства – вполне может войти в оборот наряду со знаменитыми «потемкинскими деревнями». И там, и здесь – показуха. Разве что масштаб покруче – не деревенский, а союзный. Возьмем другую важнейшую «союзную реальность» – бюджет. Когда он впервые был сформирован, он составил 520 млн. рублей. 65 процентов этого объема обеспечивает Россия, а 35 – Республика Беларусь. На что он был предназначен, из каких параметров исходил? Совершенно ясно, что на начальной стадии в бюджет закладывались только организационные расходы, связанные сформированием и последующим функционированием союзных руководящих органов и управленческих структур. Что бы вы сказали, если бы сейчас, по прошествии шести лет существования Союзного государства, его бюджет оставался прежним? Ответ может быть только один: значит, и по сей день он обслуживает толь­ко нужды чиновно-бюрократического аппа­рата, работает на его самовоспроизводст­во, то есть имеет сугубо имитационный ха­рактер.

Формально бюджет Союзного государст­ва вырос до 2 млрд. 400 млн, рублей, но фа­ктически даже сократился, поскольку ин­фляция за последние годы – один 1998 год чего стоит! – перевалила за 400 процентов, что заведомо сводит на нет размеры увели­чения бюджета. Следовательно, каким он был прежде, таким он и остался в 2001-м, и предназначение осталось прежним, сугубо имитационным. Он по сути дела заморожен на всё времена. Ведь основной принцип его формирования – уровень минувшего года плюс инфляционный прогноз. По такому принципу невозможно финансировать даже Музей восковых фигур: хочешь не хочешь, приходится пополнять экспозицию новыми фигурантами. А ведь Союз, если, конечно, его воспринимать как живой общественно-политический и социально-экономический организм, должен иметь потенциал разви­тия и соответствующий ресурс для обеспе­чения этого роста, Но эти параметры в бюд­жет заведомо не закладываются.

То же самое происходит с исполнением союзных целевых программ, введением единой денежной единицы, унификацией таможенных тарифов. В целевых програм­мах и унификации таможенных тарифов во­обще ничего специфически союзного нет. Вплоть до того, что в принятии этих реше­ний вообще не было никакой необходимо­сти. Любые вопросы кооперации, совместного производства и реализации продукции прекрасно решаются на основе межправительственных соглашений. А в рамках целе­вых программ они лишь обрастают препо­нами и преградами, по сравнению с которы­ми советская командно-административная система выглядит либеральнейшим меха­низмом управления.

В подтверждение лишь один обескураживающий факт: в 2001 году бюджетное финансирование бюджетных союзных программ вообще не проводилось вплоть до июня, а с июля по октябрь велась изнурительная финансово-бухгалтерская войназа реальный доступ к формально выделенным средствам. И, естественно, с переменным неуспехом.

Насколько можно судить, унификация та­моженные тарифов к видимым позитивным результатам тоже не привела. Коридор Рос­сия–Белоруссия в таможенном отношении как был, так и остается самым неблагопо­лучным. С единой денежной единицей вообще никакой ясности нет. В принципе она должна как бы венчать единство экономических отношений. Так, как это, к примеру, произошло в объединенной Европе. Там ев­ро стал эквивалентом унифицированных экономических отношений между членами Евросоюза. Эквивалентом чего и чему мо­жет служить союзная денежная единица? Ведь до сих пор модели экономического развитии России и Беларуси даже идущими навстречу не назовешь, не говоря уже о том, что близкими.

Теперь о Конституционном акте и выборах в Парламентское собрание Союзного госу­дарства. Политика – особенно благоприят­ная среда для различного рода имитаций. Бумага все стерпит. Специалист считают, что сталинская Конституция 1936 года былапревосходным нормативно-правовым доку­ментом, но не имеющим никакого отноше­ния к жизни. В Великобритании, на родине парламентаризма, наоборот, писаной кон­ституции не существует до сих пор. И ниче­го – живут, даже благоденствуют, вполне удовлетворяясь бифштексом с кровью. Нам же приспичило, не создав Союзного госу­дарства, творить Конституцию, забыв про севрюжину с хреном. Разве что с демонст­ративной целью. Впрочем, как и проводить выборы в союзный парламент. У нас что, с появлением Союза уже сложилась новая ис­торическая общность людей – союзный на­род, которому без собственных избранни­ков никак не обойтись?

Все, что сегодня жизненно необходимо гражданам Союзного государства, – это унификация правовых и нормативных актов, регулирующих их гражданский и социаль­ный статус. Но для этого вовсе не обяза­тельно создавать новый союзный парла­мент, который никому, кроме остающихся не у дел амбициозных политиков, абсолют­но не нужен.

Словом, решения, которые принимаются без учета объективной потребности и целе­сообразности, для показухи, обречены. Жаль, что эта судьба может постичь и идею Союзного государства.

Л.А: – Что вы имеете в виду? Отказ от Со­юзного государства?

В.Г.: –Объясню. Имитация, хоть она и являет­ся деятельностью впустую, тоже обладает собственной инерцией, неотвратимой объ­ективной логикой, возникающей в силу при­нятия обязательств, не подкрепленных ус­ловиями v. предпосылками их реализации. А таких обязательств напринимали ох как много. Нужно найти способ остановиться. Быть может, даже вернуться назад, под­вергнуть строгой ревизии принятые ранее документы, пересмотреть цели и задачи со­юзного строительства. А главное – изба­вить идею Союза от того наследия, которое досталось на нашу долю от эпохи раннего А. Лукашенко и позднего Б. Ельцина. Уж слиш­ком силен в нем налет личной политической корысти.

Так уж сложилось, что решение этой зада­чи под силу только В. Путину. И только в том случае, если он сменит на посту председа­теля Высшего государственного совета А. Лукашенко, который, как представляется, связал свою судьбу с рейтинговой состав­ляющей союзной идеи. Возможность такой ротации предусмотрена учредительными документами Союза. Понятно, что с прихо­дом В. Путина на этот пост должен быть по­ложен конец любым имитациям – идейно-политическим, социально-экономическим, управленческим, финансовым, кадровым. Иначе Союзное государство действительно не спасти...

Надеюсь, В. Путин понимает критический характер существующей ситуации и в зави­симости от этого понимания сам решит: дать Союзному государству бесславно уме­реть или попытаться спасти ценой неимоверных усилий и огромного политического риска. Для принятия такого решения потре­буется не только большая политическая мудрость, но и большое человеческое му­жество.

 

Еженедельник «ВЕК»,

№50, декабрь 2001г.




2016-01-26 382 Обсуждений (0)
О скрытых механизмах российско-белорусского Союзного государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О скрытых механизмах российско-белорусского Союзного государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)