ПРОГНОЗ БЕЗЫМЯННЫМ НЕ БЫВАЕТ
Выдержки из прогностического сборника «Пророков нет…» Москва, 1994г.
Я ОТДАЛ журналистике тридцать лет профессиональной и почти сорок лет личной жизни, прежде чем, в пятьдесят решил с ней расстаться. Произошло это по одной из двух причин, хотя по какой именно с полной уверенностью сказать не могу: то ли журналистика мне отдала все, что могла, то ли я ей все, что имел. Во всяком случае в какой-то момент я решил, что нам лучше существовать порознь. Журналистика сама по себе, я сам по себе. Но не теряя уважения друг к другу. Все-таки значительный кусок жизни и кое-какие плоды взаимной привязанности у нас остались общими... А началось все, помнится, в марте 1953 года, в те самые дни когда мы по наивности думали, что Сталин умер. И страшно по этому поводу горевали, поскольку не понимали еще, что Сталин вовсе не человек, а особая российская историческая и массово-политическая форма мышления, наш способ существования, с которыми будет не так-то просто расстаться. Жил я в ту пору на том самом месте, где ныне стоит закопченный, дважды за последние два года атакованный танками Белый дом, сначала ставший символом мужества и стойкости российской нарождающейся демократии, а затем – олицетворением неистребимого российского предательства, подлости и примитивного коварства. Вообще значение символов в истории очень велико, хотя мы этого недооцениваем. Они своего рода знаки и сигналы, которые подает нам объективная логика жизни. Жаль только, мы не всегда умеем эти сигналы во время принять и правильно понять. Если бы людям не нужны были символы, то вовсе не зачем было бы разрушать Трою и возводить Вавилонскую башню, сносить с лица земли Бастилию и строить Тауэр, палить из корабельных пушек «Авроры» по Зимнему, штурмовать дворец Ла Монеда, или защищать Белый дом. Не говоря уже об установке и низвержении памятников... Первую заметку, отправленную в газету «Пионерская правда» и в редакцию ее одноименной «радио-зорьки», я написал в упомянутом уже марте 1953-го. В ней говорилось, что в траурные дни, когда наши папы и мамы, дедушки и бабушки скорбят о безвременной кончине нашего дорогого вождя, мы, дети, советские пионеры, должны поскорее повзрослеть, дабы довершить то, о чем мечтал Сталин, чтобы защитить все, что он для нас создал и завоевал. Я искренне сетовал, что мне, стоявшему в фойе школы в траурном почетном карауле возле бюста вождя, не дали в руки учебную образца 1893 года «трехлинейку» как у коллеги-старшеклассника, а только опоясали черной ленточкой узелок пионерского галстука. Будь у меня винтовка, тогда бы все увидели, что и мы, малыши-пионеры, ростом этой винтовке всего до затвора, готовы жизнью и кровью защищать «свой отчий дом», «вечно живое дело Ленина-Сталина». В августе 1991-го мне-таки действительно пришлось защищать свой «отчий дом», рискуя «жизнью и кровью» от приверженцев «вечно живого дела»... Завершалась заметка выражением твердой уверенности, что наследие Сталина еще долго будет вместе с нами, что мы его передадим своим детям и внукам. Правда я тогда, конечно, не догадывался в каком именно виде. Согласитесь, что эта первая заметка хоть и была образцово пионерской, все-таки содержала в себе определенный «прогностический уклон». Поэтому у меня есть все основания считать: профессиональное пристрастие – пытаться заглянуть за шторку времени и частокол событий – посетило меня очень давно. Много было совершено попыток, больших и малых, угадать, что день грядущий нам готовит. Куда бы, и чтобы ни писал, заметку ли в школьную стенную газету, или проблемные статьи в солидные отечественные и даже международные журналы, где приходилось работать, всегда самонадеянно искал возможность порассуждать о том, что временем сокрыто. До недавних пор, признаюсь, безуспешно. Во-первых, никакие прогнозы и предвидения абсолютно нигде не требовались, поскольку все, чему надлежало случиться в жизни вообще, и с нами, в частности, с неопровержимой «научной достоверностью» предписывалось небезызвестными «директивами» и « основными направлениями». Зачем гадать-фантазировать, когда доподлинно, чуть ли ни день-в-день, минута-в-минуту, тютелька-в-тютельку известно, чем начинается и где заканчивается первая фаза строительства социализма, на каком этапе он перерастает в «зрелый, или развитой», откуда до коммунизма уже рукой подать. Во-вторых, для успешного прогнозирования, насколько я теперь понимаю, нужно было еще дозреть, доработаться, дожить. Ведь помимо утилитарных знаний для реалистического предвидения необходимо еще наличие достаточно богатого жизненного опыта, умение эти знания применять на практике, конструировать на их основе футурологические проекты. Наконец, не обойтись было без навыков весьма специфического стиля мышления, нужно было овладеть методикой скрупулезной и трудоемкой работы, которую никому нельзя перепоручить. Будь ты хоть президентом, хоть премьер-министром, хоть «Гайдаром», хоть «Явлинским», хоть «Бурбулисом», хоть «Жириновским». Любую информацию, любые сведения, чтобы надежно I ориентироваться в сути происходящего, нужно добывать самому. Лучше из первоисточника, ни на чьи «авторитетные» и «компетентные», но вторичные, суждения не полагаясь. В самом же прогнозе никаких целей, кроме тех, что продиктованы объективной логикой анализа, не преследовать, ни под какие ориентиры прогнозы не приспосабливать. В принципе прогноз может считаться идеально «чистым», если он не обременен политической конъюнктурой и заинтересованным воздействием, если он является плодом индивидуального, во всяком случае в смысле идей и общей концепции, а не коллективного труда. Если он находится не внутри, а вне политики, и даже, если хотите, вне науки в ее традиционном понимании. Настоящий прогноз, если речь идет об общественно-политических процессах, равен открытию в естественных и точных науках, где не случайно считается правилом увековечивать имя первооткрывателя в названии законов, теорий, концепций: скажем, законы Ньютона, Бойля-Мариотта, теория Эйнштейна, таблица Менделеева. В цивилизованных странах, на которые мы сегодня с завистью косимся, так поступают и в отношении исследований идейно-политических и социально-экономических. Там существуют аналитические школы Киссинджера, Бжезинского, Арона, Тофлера, Шпенглера, Пайпса и многих других. Мы же почему-то привыкли считать общественно-политические идеи безродными. В крайнем случае, выходцами из казенных домов и подопечных кому-то учреждений, раньше из так называемых академических НИИ, теперь из всевозможных «фондов»... К тому же у нас до сих пор нет ясности, что же собственно считать прогнозом. Как поступать, например, с рассуждениями типа: «может быть так-то и так-то, если...», «скорее всего события будут развиваться в направлении...», «вероятно мы столкнемся...», «нельзя исключить возможности...». Ну, и так далее. На мой взгляд, все это не прогнозы, а лишь гипотезы, некие предположения, никого ни к чему не обязывающие, ни на кого никакой ответственности не накладывающие. Действительный прогноз – это предвидение, перешагнувшее за рамки гипотезы. В нем воплощается и доказательство и убеждение, что события будут развиваться именно так, а не иначе. Причем не вообще в виде тенденции, а в пределах строгой системы исторических и геополитических координат, да к тому же еще оплодотворённой уверенностью в своей правоте. Политический прогноз высшей пробы обретает характер безусловного императива. Однако, к делу. Я хочу предложить читателям познакомиться с некоей цепью связанных друг с другом прогнозов, касающихся событий последних лет. Собирать эту «коллекцию» я начал лет пять назад, когда в ходе бурных преобразований, вроде бы охвативших страну, стало возникать впечатление, стремительно перераставшее в убеждение, что мы всякий раз получаем результаты прямо противоположные тем, на которые рассчитываем. Наталкиваемся на преграды и препятствия, которые вполне можно было бы преодолеть или обойти. О чем и говорилось в многочисленных газетных и журнальных публикациях. Понятно, что цена таким предостережениям и прогнозам в момент их появления на свет заявочная, вроде стоимости ваучера. Все зависит от того, во что они воплотятся. Если прогноз сбывается, а предостережения оправдываются, тогда в нормальном цивилизованном обществе, обладающем развитой политической культурой, они обретают очень высокую цену. Не случайно говорят: сбывшийся прогноз – высший сертификат научности. После проверки жизнью таких прогнозов остается, конечно, немного. Я их складываю в отдельную папку, которую всегда держу под рукой, обращаясь к ней всякий раз, как только возникает ощущение, что мы опять можем угодить в очередную западню, поддаться на очередную провокацию, не разобраться в очередной коварной интриге, оказаться на пороге очередной кровавой трагедии, стать невольными участниками событий, способных в очередной раз, поставить нас самих и страну на грань губительной катастрофы. Выдержав испытание временем и событиями они перестают быть прогнозами, а обретают статус своего рода моделей исторического развития, помогающих собрать воедино разрозненные факты, разглядеть их внутреннюю связь, обнаружить объективную логику происходящих событий. Перечитывая материалы своего прогностического досье, размышляя над ними, огорчаюсь: ведь был же шанс, можно было предотвратить непоправимое. Почему не воспользовались имевшейся возможностью?! Но одновременно появляется и надежда: значит безвыходных положений не бывает! Предотвратить любую трагедию в силах человеческого разума и доброй воли. Нужно только не полагаться на то, что политики, стоящие во главе государства умнее нас, простых людей, не заблуждаться на тот счет, что они, принимая роковые решения, озабочены нашим с вами благополучием, что их деятельность непременно воплощает в себе идею народовластия. К великому сожалению, они давно уже принесли в жертву своим властным междоусобицам наши коренные интересы, и нашу кровь, и наши жизни. Я, например, глубоко убежден, если политики, возложившие на себя обязанности управления страной, оказались неспособны разрешить возникший кризис власти политическими средствами, не смогли без крови выяснить отношения с людьми, которые еще два года назад были их соратниками и единомышленниками, значит они профессионально непригодны. Значит они не обладают главным качеством, без которого заниматься политикой, как и вообще, любым другим делом, категорически противопоказано – они не умеют предвидеть неизбежные последствия принимаемых решений и предпринимаемых действий. А расплачиваться за их служебное несоответствие, за их профессиональную бездарность приходится людям.
***
ПОСЛЕ IV СЪЕЗДА народных депутатов СССР, на котором Г. Янаев был избран вице-президентом и сформирован кабинет министров во главе с В. Павловым, процесс конфронтации, до этого уже набравший высокие обороты, стал обретать черты устойчивого, я бы даже сказал, необратимого кризиса власти с перспективой распада союзного государства. Развитие событий шло по двум линиям: первая – стремительно нарастающее противоборство между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, в котором не всегда можно было отделить политические разногласия от личных предубеждений и неприязни; вторая – усиливающаяся тенденция к суверенизации союзных республик, особенно подхлестываемая позицией России, взявшей курс на принятие декларации о независимости и республиканском суверенитете. Попытки М.С. Горбачева предотвратить распад Советского Союза с помощью референдума, намеченного на март 1991 года, успехом не увенчались. Скорее наоборот, подготовка к референдуму стала катализатором сепаратизма, усиления конфронтации между союзным центром и республиканско-региональными политическими элитами. Особенно жесткую позицию, вплоть до призывов бойкотировать референдум, заняло движение «Демократическая Россия», лидером которого был Б.Н. Ельцин. Тот факт, что население Советского Союза в марте 1991 года подавляющим большинством голосов высказалось за сохранение унитарного государства, в смысле политической перспективы уже не имел никакого значения. Объективная логика развития событий диктовала жесткие условия. Бикфордов шнур, ведущий к политической мине, которая должна была разнести «единый, могучий Советский Союз» в республиканско-региональные клочья, уже был подпален. Референдум только ускорил бег огонька, да к тому же стал еще и дополнительным стимулятором усиления политической конфронтации, поскольку превращал одну из противоборствующих сторон, а именно демократов, в руках которых оказалась политическая инициатива, в силу, поправшую волю народа. Все это наводит на мысль, что референдумы, как впрочем и любые иные электоральные акции, в условиях, когда одна из сторон заведомо не намерена считаться с полученными в ходе голосования результатами, а другая – не в состоянии обеспечить реализацию принятого большинством избирателей решения, вообще дело опасное. Ничего кроме затяжной массово-политической склоки, приобретающей особенно острый характер на уровне противоборствующих политических элит, из подобных мероприятий получиться не может.
***
В САМОМ НАЧАЛЕ я уже высказал мысль, которая по всей видимости, вызвала у многих читателей возражения, даже категорическое несогласие, – политический прогноз дело сугубо индивидуальное. Заниматься прогнозированием коллективно, скажем, в составе каких-либо исследовательских центров или аналитических «команд», конечно, можно. Существование таких «концентрационных лагерей» мысли даже полезно в качестве селекционных инкубаторов, для создания оранжерейно-благоприятной среды выращивания футурологов. Людей, склонных к аналитической работе надо, само собой, отбирать, воспитывать, учить, создавать условия для продуктивной работы. Эту стадию формирования проходят по сути дела высококвалифицированные специалисты любых профессий и всех научных отраслей. Но переход от стадий накопления знаний и анализа, требующих максимальной коллегиальности, к стадии прогнозирования в диалектическом смысле как раз и означает превращение количества в качество. Как это, к примеру, происходит в случаях, когда мы проводим грань между мастерством и творчеством. Мы же признаем, что творчество воплощает в себе не только глубокие и обширные знания, не только высокий уровень культуры, не только высочайшее мастерство, но и предполагает наличие у человека совершенно особых качеств, которые чаще всего, не умея объяснить, мы называем «божьим даром», «вдохновением», «особым состоянием души», «озарением». Не берусь судить откуда появляются такие качества у композиторов, поэтов, художников, завоевывающих наше признание, которых мы превозносим как талантливых, а то и гениальных представителей творческих натур. Однако в отношении людей, обладающих задатками общественно-политического прогнозирования, рискнул бы несколько соображений высказать. Самое общее из таких соображений, назовем его базовым, состоит в том, что прогнозирование это процесс творческий, подчиняющийся особому режиму индивидуального самопрограммирования, поэтому, еще раз повторяю, ожидать вразумительных прогнозов от так называемого «коллективного творчества» дело бесперспективное. Хотя бы потому, что будучи неизбежным плодом компромисса мнений, идей, концепций, позиций и амбиций, они безнадежно запаздывают, поскольку к коллективному согласию в отношении перспектив развития в силу сугубо психо-методологических факторов можно прийти только на рубеже, когда возможное превращается в неотвратимое. То есть, коллективные прогнозы и перспективные экспертизы появляются на свет тоща, когда по сути дела по причинам объективного свойства они, переставая быть рациональным предвидением, переходят в разряд так называемых «пророчеств Кассандры». Такие «прогнозы» уже ничего не могут изменить, никак не могут повлиять на результаты и последствия предпринимаемых действий. Спрашивается, кому нужен «прогноз», которым в практическом смысле совершенно нельзя воспользоваться, который безнадежно отстает от темпов общественно- политических и социально-экономических перемен?.. Недавно мне в руки попало весьма солидное исследование, из которого, не скрою, я почерпнул массу полезной информации, немало интересных суждений, даже идей, но главное, признание именно того факта, о котором говорится выше: большинство «прогнозов» за жизнью не поспевают, оставаясь как бы «констатирующими резолюциями», не становясь побудительными программами конкретных политических действий. «Анализ краткосрочных и среднесрочных прогнозов российской ситуации, – говорится в этом документе, – выполненных в течение последних трех лет отечественными и иностранными экспертами, показывает, что являясь верными по существу, они страдают тем не менее, одним общим недостатком. События, предсказанные этими прогнозами, реализовывались, как правило, существенно раньше указанных сроков. Скорость изменений российского общества опровергает предположения специалистов и превосходит массовые ожидания. Нет сомнения, что высокие темпы социальных перемен являются мощным фактором, определяющим особенности эволюции общественного сознания и политического развития России».[79] Что ж, действительно, в высоких темпах происходящих в России перемен, сомнения нет. Однако в том, что они обгоняют прогнозы, вина не темпов, а тех кто составляет прогнозы, проводит экспертизы. Правда, виноваты они поневоле. Общественное сознание, как на уровне власти, так и на обыденном, обывательском, приспособлено к восприятию лишь доказуемого, только того, что может быть подтверждено фактами, если и не в чистом виде, то хотя бы в форме устойчивых, из-за многократных повторений, стереотипов, вроде: «солнце всходит и заходит», «дамоклов меч, висящий над головой, может упасть», «щелкни кобылу в нос, она махнет хвостом». Прогноз же касается будущего, у которого, как правило, еще нет очевидных доказательств, подтверждаемых неопровержимыми фактами. Когда эти факты и доказательства хотя бы обозначаются для прогноза они уже не годятся, их оказывается достаточно только для констатации – будет то-то и то-то, тогда-то и тогда-то. В итоге неизбежно возникает ошибка в смысле сроков. Предвидение очевидного безнадежно отстает от темпов развития событий. В прогнозе, если опоздал на пять минут, отстал навсегда… Короче, процесс коллективного прогнозирования в принципе, методологически находится в плену инерции общественного сознания. Преодолеть эту силу коллективно невозможно, поскольку любой коллектив, особенно по служебному предназначению настроенный на прогнозирование, умножает, а не умаляет ее, будучи одной из форм, причем наиболее ревниво-агрессивной, существования общественного сознания. Подавай ему факты, доказательства, аргументы, подтверждения и т.д. и т.п. Преодолеть массово-психологический гнет общественного сознания, разорвать цепи «коллективного разума», вырваться из оков традиционного стиля мышления и попытаться опередить время можно только в одиночку. Существуют сольные партии, есть хоровые контаты. У исполнителей того и другого должны быть разные данные, а у самих партий – разное предназначение. Прогноз – это соло, адресованное прежде всего тем, кто понимает, а не воспринимает. Никто не пишет симфоний, стихов и картин (за малым и очень редким исключением) даже в четыре руки, не говоря уже о большем их количестве. Прогноз, способный опередить время, – это продукт индивидуального творчества специально посвятивших себя этому неимоверно трудному и неблагодарному делу людей. Причем, людей не просто квалифицированных, опытных, знающих, обладающих прочими данными, необходимыми для исследовательско-аналитической работы, а отмеченных особым сочетанием казалось бы несовместимых, быть может, даже антагонистически противоречивых качеств. Я бы выделил для характеристики человека, имеющего благоприобретенные и природно-творческие данные для работы на поприще научного предвидения, или как мы говорим, прогнозирования, три конфликтные пары индивидуальных качеств: первая–мужество знаний и смелость неведения («Если не грешить против разума, то вообще невозможно прийти к чему-либо». А. Эйнштейн.); вторая – сила логики и всемогущество интуиции («Интуиция–прямое усмотрение истины, то есть установление объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство», – философская аксиома.); лабильность сомнений и непоколебимость убеждений («Поэзия (поэзия–это всегда прогноз, – авт.) есть осознание своей правоты», – О. Манделыптам). К примеру, У Пастернака есть такие строки:
«Опять Шопен не ищет выгод, Но окрыляясь на ходу, Один прокладывает выход Из вероятья в правоту...»
В строках Б. Пастернака важны два акцента: «не ищет выгод». Прогноз, как факт творчества, свободен от конъюктурных, корыстных, в том числе в смысле политическом, расчетов. – «Один прокладывает выход из вероятья в правоту». Один! «Из вероятья в правоту...» – Вот великолепная поэтическая формула перехода из гипотезы в прогноз. С точки зрения методики прогнозирования в приведенных высказываниях, на мой взгляд, зафиксированы очень важные, я бы даже сказал, пользуясь терминологическим наследием предшествующей эпохи, основополагающие принципы политического предвидения. Надеюсь читатели простят, что в своих рассуждениях на, казалось бы, сугубо научную тему – о теоретических и методологических принципах общественно-политического и социально-экономического прогнозирования, я прибегаю к ссылкам, почерпнутым из области поэзии, популярных афоризмов и общефилософских истин. Что поделаешь, судя по опыту, который у меня есть, мне гораздо чаще приходилось встречать заслуживающие внимания высказывания на эту тему у авторов, принадлежащих скорее к сфере художественного, а не научного творчества. И я нахожу этому убедительное, во всяком случае для себя, объяснение: прогнозирование, в гораздо большей степени, чем это принято считать, относится к той области интеллектуальной деятельности, где наука и искусство идут рука об руку. Но если о политике как о науке написано достаточно много, то о прогнозе, как высшем проявлении политического искусства, не сказано, не спето почти ничего. Вот и приходится черпать аргументы из «смежных областей». К слову сказать, Россия весьма щедра на талантливых, даже гениальных, писателей и поэтов, выдающихся живописцев, одаренных музыкантов, но очень бедна на вдумчивых рассудительных политиков. Они у нас, как правило, отличаются вздорностью, заносчивостью, непомерной амбициозностью, волюнтаризмом и цинизмом, как если бы для выращивания интеллигентных политиков почва в России вообще была непригодна. Прогноз не может оставаться в пределах известного, возможного и доказуемого. Очень часто, чтобы из фантазии или гипотезы превратиться в «интеллектуальную реальность», чтобы стать «прогностическим открытием» необходимо переступить через порог понятного и убедительного. Иными словами, человек занимающийся прогнозированием должен уметь оперировать в своих рассуждениях и предвидениях категориями заведомо противоречивыми, более того, с точки зрения обычной логики и положительного знания вроде бы лишёнными какого-либо смысла. Сейчас мы очень много рассуждаем о том, какой вред нам принес атеизм, отказ от религии. Пожалуй, все согласны, что в результате отказа от Бога, от религиозного мировоззрения мы пострадали духовно. Не став умнее, мы стали беднее, черствее душой, в восприятии мира утеряли ощущение его многоцветья, загадочности, огромности, бесконечности. Теперь пытаемся наверстать упущенное, не разобравшись толком в чем же состоят преимущества духовно-религиозного восприятия мира от нашего недавнего – материалистическо-атеистического. И, похоже, опять совершаем ошибку, оставляя без внимания тот ущерб, который был нанесен марксистско-ленинским революционным атеистическо-материалистическим учением непосредственно теории познания. Никто почему-то не задумывается над вопросом, почему столь несостоятельной, исторически неубедительной, не выдержавшей испытания практикой оказалась теория «научного коммунизма», в которой все было построено на основе «железной логики», неопровержимых доказательствах, познании объективных законов исторического развития. А ведь, если честно признаться, марксистское учение и на сегодняшний день остается, пожалуй, самой стройной, самой логичной, самой «научно обоснованной» идейно-политической и социально-экономической прогностической доктриной, где все расписано по фазам, эпохам, формациям, стадиям, классам, слоям, группам, категориям интересов, диалектике взаимодействия объективных и субъективных факторов, по ролям масс и личностей в истории. И вот все это ладно скроенное и крепко сшитое учение, и что там лукавить, с точки зрения формальной логики и здравого смысла, гармонично увязанное, на наших глазах рушится, теряет признание, обретает лютых врагов даже из числа прежних приверженцев. Что это – феномен поголовного предательства или массового разочарования? Скорее, – объективною прозрения осознания, что путь к постижению истины и достижению справедливости, это не расписание движения пригородных поездов, где все можно рассчитать по точкам отсчета «убытия» – «прибытия», времени нахождения в пути, скорости движения на «межстанционных перегонах», вплоть до момента прибытия в «пункт назначения». Жизнь гораздо сложнее, если опять же воспользоваться поэтическим примером, она – «вечная езда в неведомое». И в ней на поверку истинным и справедливым оказывается то, что по обыденным, привычным меркам невозможно и недостижимо. Религиозное мышление это допускает, атеистическо-материалистическое – нет. Древний мыслитель-богослов Тертуллион, говоривший о смерти и воскресении Христа: «верую, потому что абсурдно», был гораздо ближе к истине, чем В.И. Ленин, утверждавший в начале века, будто «Учение Маркса всесильно, потому что верно». Нынешняя агрессивность по отношению к революционной атеистическо-материалистической идеологии объясняется, наверное, прежде всего тем, что она – эта идеология – своими обещаниями вселенской коммунистической благодати обманула надежды людей, внушила им новый символ веры в силу разума, но не сумела на практике доказать могущество его прозорливости. Так и должно было случиться, именно такой итог и предвидел выдворенный В.И. Лениным за пределы России выдающийся философ Николай Бердяев. В своей знаменитой работе «Смысл Истории» он писал: «В марксизме доведены до конца притязания и самомнение ’’просветительного» разума. Он думает, что обладает тем просветительным и просвещающим разумом, который возвышается над всемирно-историческими судьбами человечества, над всей его духовной жизнью, над всеми человеческими идеологиями, видит все их заблуждения и иллюзии, являющиеся таким же отражением экономического процесса, как и он сам. Это – стремление сочетать притязания просветительного разума с мессианскими притязаниями древнего Израиля, потому что это – притязание на единственное, несущее свет сознание, – свет, претендующий быть не еще одной из идеологий, но единственной, и окончательной, окончательным светом, изобличающим тайну исторического процесса». Сегодня мы являемся свидетелями того, как Россия возвращается в лоно – нет не церкви, бум религиозности лишь внешнее проявление гораздо более глубокого процесса, – нормального стереоскопического и полифонического восприятия мира, в котором существование осязаемого и очевидного, столь же реально как неведомого и недоказуемого. Особенно, если признать справедливым вывод, сделанный великим российским историком В.О.Ключевским, что «закономерность исторических явлений всегда обратно пропорциональна их духовности». Любая попытка заглянуть в завтрашний день не учитывающая этого обстоятельства, оставшаяся в рамках традиционного знания, формальной логики и рационального скептицизма, не находящая в себе силы подкрепить предвидение смелостью неведения, всемогуществом интуиции и непоколебимой уверенностью в своей правоте (подобно тому как У. Черчилль верил в неизбежный крах коммунизма), скорее всего никогда не станет прогнозом. Поскольку пойдет проторенными путями, по которым история не ходит. Она всегда хотя бы шаг, пусть полшага в сторону, но обязательно сделает. Но ведь штука-то в том, что именно этот шаг или полшага и оказываются решающими. Если вы проанализируете все крупные повороты истории, то непременно убедитесь именно в этом. Достаточно лишь перелистать страницы сочинений Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, благо они факсимильно переизданы в России, или взять в руки исследования Л.Н. Гумилева. Основное достоинство гумилевских версий, как мне представляется, состоит в том, что он пытается найти событиям отечественной истории объяснения, заведомо выходящие за рамки традиционного исторического детерминизма. Одно в его рассуждениях выглядит убедительным, другое нет, третье вызывает категорическое неприятие, четвертое – просто восторг. Чаще всего именно там, где он предпринимает попытки толковать казалось бы хрестоматийные исторические факты не «по правилам». Для чего все это нам знать, спросит, возможно, нетерпеливый читатель, заинтригованный обещанием предъявить ему подтвердившиеся прогнозы в качестве обвинительного акта против непрофессионализма и политического невежества нынешних властей? Спешу заверить: все обещанное будет предъявлено в полном объеме, хотя одновременно есть намерение предпринять попытку реабилитировать виноватых. Суд истории ничем в принципе не должен отличаться от процедуры обычного суда: обвинение и защита вплоть до вынесения приговора имеют равные права. Сложность только в том, что прокурор и адвокат совмещаются в данном случае в одном лице – автора. Вот я и хотел бы поделиться с читателем этой непомерной ношей. В политике нет неопровержимых фактов и безусловных вещественных доказательств. С течением времени, мы знаем это хорошо по собственному опыту, одни и те же факты или события могут рассматриваться совершенно иначе. Вплоть до прямо противоположных значений. То, что считалось великой победой, вдруг оборачивается чудовищным поражением, то, что казалось достоинством, представляется в свете новых воззрений непоправимым изъяном. Короче, мне бы очень хотелось привлечь внимание читателей не просто к фактам, которые могут кого-то обличить, а тем более стать основой для вынесения исторического приговора, а попытаться пробудить интерес к логике политического процесса. Чтобы разобраться в ней, я в этом убежден, вовсе не обязательно принадлежать к «избранным» или быть «особо посвященным» во все политические тайны. Не надо быть «своим» ни в коридорах, ни в прочих, даже самых укромных, местах пребывания власти. Ведь это только кажется, что политика делается «наверху», президентами, вице-президентами, министрами, депутатами, лидерами партий, блоков, движений. События становятся политическими, когда в них оказываются втянутыми огромные массы людей, даже не сотни тысяч, а миллионы. Вот они-то и делают настоящую политику. А кто составляет эти сотни тысяч и миллионы? Мы с вами, люди, население, народ. Значит от нас, от нашего уровня понимания происходящего, если не изначально, то уж во всяком случае в конце концов, все и зависит. Следовательно без понимания того, из чего и как возникает политика нам не обойтись. Поэтому экскурсы в прошлое, анализ вроде бы уже минувшего, и попытки заглянуть в завтрашний день, важны не сами по себе, а лишь как средство поиска ориентиров в запутанных политических лабиринтах, состоящих вроде бы сплошь из тупиков.
«Пророков нет…», стр. 7-13, 27-39, Москва, 1994.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |