И чем жёстче, тем луче
Как-то во время одного из «круглых столов» с участием ведущих политологов, на обсуждении оказался вопрос: «А какая, собственно, форма существования была бы наиболее приемлема для России»? Причем ответ требовался краткий, буквально в двух-трех словах, что называется, в режиме блица. Когда очередь дошла до меня, я сказал «Борьба с самодержавием». Коллеги дружно хмыкнули, поощряя за остроумие, но сказанное всерьез явно не приняли. А зря. По сути дела в предложенной формуле была – надо сказать, достаточно прозрачно – закодирована мысль, что в России может быть эффективной лишь такая политическая модель, в которой органически сочетаются два обязательных компонента: с одной стороны, стремление к концентрации власти, определяемой в России как самодержавие, независимо от того находится власть в одних руках, принадлежит какой-либо партии или даже группе партий, а с другой – противостоящая самодержавию широкая народная оппозиция, смысл которой состоит в том, чтобы бороться не за власть, а с властью. Причем бороться не от случая к случаю, не от повода к поводу, не от одной избирательной кампании к другой. Всплески такой борьбы приносят только эпизодические успехи, хотя бывает, что и весьма значительные – массовые уличные выступления пенсионеров в начале 2005 года конкретное тому подтверждение, – а постоянно, в режиме «поп stop», не ставя перед собой никаких иных целей, кроме самой борьбы, способной оказывать стимулирующее давление на уже существующую власть. Смысл такой борьбы состоит в качественном совершенствовании самой системы власти, а не только ее персонально-кадрового состава. В принципе считается, что процесс такого совершенствования в условиях демократии происходит за счет функционирования состязательной партийно-политической системы, открывающей возможность чередования у кормила государственного корабля власти и оппозиции. Исторический опыт западных демократий, где власть и общество приспосабливались друг к другу на протяжении многих веков, этот демократический механизм действовал и действует вполне надежно и эффективно. Этому в значительной, если не в решающей мере способствовало то обстоятельство, что в западных странах процесс формирования социальных слоев общества шел равномерно. Между условиями жизни и интересами различных категорий населения не возникало непреодолимых барьеров или провалов, не создавалось катастрофического разрыва в доходах, что неизбежно ведет к возникновению не состязательной, а конфронтационной модели государственного устройства. Россия в этом смысле представляет собой хрестоматийный пример именно конфронтационной модели. Опыт чередования власти и оппозиции у нас отсутствует как таковой. Люди или партии, какими бы на первый взгляд замечательными качествами и политическими устремлениями ни обладали, очень скоро скатываются к самодержавию, как если бы никаких иных методов управления и поведения не существовало. К этому их влечет не злая воля или жестокий нрав, а объективные запросы обстоятельств и времени. Однако не надо думать, что конфронтационная модель – это всегда плохо, что она не имеет никакого отношения к демократии. Эффективность той или иной демократической модели оценивается по ее результатам, по способности удовлетворять объективные конкретно-исторические потребности страны и общества. Для тех, кто относится к конфронтационной модели государственного устройства предвзято, напомню, что строя свою политику именно на основе такой модели Россия вошла в число мировых держав, не раз вырывалась на передовые исторические рубежи, удивляла мир своими достижениями, победами и взлетами. Не особенно вдаваясь в подробности и детали, перечислю лишь те периоды истории страны, которые принято считать наиболее успешными, даже звездными. Это время Ивана Грозного, эпоха Петра Первого, царствования Екатерины Великой и императора Александра II. И, наконец, самый мощный рывок, пришедшийся на начало XX века, который обычно связывают с именем реформатора Петра Столыпина, как и все вышеперечисленные, произошел на фоне мощных народных протестных движений, бунтов, восстаний и даже революций. Все это невольно наводит на мысль, что российская власть только тогда начинает, что называется, «чесаться», когда ее «припекает» снизу, как если бы она сидела на раскаленной сковороде. Всё это дает основания рассматривать это качество российской власти как генетически обусловленное, без учёта которого построить эффективную модель управления обществом представляется затруднительным. Для того чтобы такая модель возникла, наверху должна быть крепкая самодержавная власть, внизу – мощный потенциал протеста, широкая народная оппозиция, которая не разменивается на депутатские мандаты и министерские кресла, а держит «верхи» в постоянном страхе, что их полномочия и благополучие всецело зависят от настроения людей, от того, насколько они удовлетворены действиями властей. В концептуальном плане такая модель должна сосредоточивать на одном полюсе силу совокупной власти, с учетом всех партий, которые борются за властные полномочия на основе согласованных «правил игры» а на другом – организационно оформившийся Объединенный фронт народного протеста. Особую актуальность вопросу о выборе эффективной модели управления придает то обстоятельство, что сегодня Россия оказалась перед лицом необходимости решать задачу строительства Гражданского общества. Западные образцы здесь, к сожалению, не срабатывают. Формально мы уже давно все построили у себя так, как «у них», но желаемого результата не добились. В России существуют различные партии, в том числе вроде бы и оппозиционные, создано множество общественных организаций, ассоциаций, союзов; обеспечивается «свобода слова»; соблюдаются все другие требования демократии. Иными словами, все признаки Гражданского общества вроде бы налицо, а самого Гражданского общества как не было, так и нет. Следовательно, причину происходящего надо не искать не в соответствии или несоответствии российских условий западным образцам, а в недопонимании того факта, что в разных странах, в различных конкретно-исторических обстоятельствах одни и те же задачи и проблемы решаются по-своему, с учетом общественно-политической генетики страны, национально-психологических, духовно-нравственных особенностей ее народа. Аналитики и политконсультанты, утверждающие, что Гражданское общество строится на взаимодействии с властью, на укреплений доверия к ней, либо заблуждаются, либо намеренно искажают суть проблемы. Взаимодействию с властью и упрочению доверия к ней должна служить политическая система, участвующие в борьбе за власть партии и организации. В конечном итоге именно на этой базе формируется государство. У Гражданского общества иное функциональное предназначение – оно прежде всего должно быть ориентировано на консолидацию протестных настроений, на создание благоприятных условий для продуктивных действий не столько политической, сколько широкой народной оппозиции. Не надо думать, что демократия как форма эффективного управления обществом всегда стремится к минимизации, а то и вообще устранению общественно-политической конфронтации. Вовсе нет. Представить дело таким образом хотела бы только власть и те, кто непосредственно обслуживает ее интересы. Но общество в целом вовсе не обязано заботиться о создании комфортных условий существования власти. Начиная со времен Аристотеля считается абсолютной истиной, которую никто не берется оспаривать: власть – это всегда насилие, а в ее основе лежит страх. Демократия, пришедшая на смену деспотическим формам правления, не изменила, а лишь модифицировала природу власти. На смену насилию по произволу пришло узаконенное насилие. Закон до сих пор остается одной из форм принуждения. «Страх» как был, так и остался основой власти. Изменилось лишь его предназначение. Если прежде эффективность управления держалась на страхе народа перед властью, при демократии – на страхе власти перед народом. В этом состоит её, демократии, историческая заслуга перед человечеством. Если такой страх присутствует, власть действует эффективно, если нет – она начинает работать только на себя, напрочь забывая о своем функциональном предназначении служить интересам страны и народа. По сути дела управленческий механизм демократии, все ее формы, нормы, институты и принципы настроены именно на то, чтобы достаточно регулярно напоминать власти, что истинным хозяином страны является народ. Но в разных странах этот механизм действует по-разному. Если сегодня говорить о коренных различиях между западными демократиями и ее российским аналогом, то одно из них как раз сводится к тому, что в России общественное мнение в качестве фактора реального критического воздействия на власть отсутствует. У нас можно говорить, писать и показывать по телевизору практически все, что угодно, демонстрировать любые злоупотребления, вносить какие угодно предложения, но все это ни к чему не приводит. Другое отличие состоит в том, что у нас по сути дела проводятся выборы без выбора. Какая бы партия ни приходила к власти, она оказывается под воздействием самодержавной парадигмы. Заполучив в своё распоряжение президентские, министерские, депутатские кресла, начинает работать только на себя. На Западе, прежде всего в таких странах как США, Великобритания, Франция, Германия, политическое лидерство находится в иной зависимости. Здесь сменяют друг друга партии право-консервативной и социально-демократической ориентации. Такое чередование обеспечивает необходимый общественно-политический и социально-экономический баланс, удерживает страны от потрясений и резких шараханий из стороны в сторону. Если эти коренные различия принять к сведению, то становится очевидным, российская демократическая модель управления обществом, если мы хотим, чтобы она работала эффективно, должна быть нацелена, как это ни парадоксально звучит, не на сглаживание возникающих конфликтов и противоречий, а на их конструктивное обострение. Подчеркиваю, конструктивное. Ни в коем случае не ведущее к обязательному свержению самодержавной власти. Что за смысл ее свергать, если она всякий раз возрождается в своем исконном самодержавном качестве. В этом смысле наш государственный герб, повторяю, скорее легендарная птица Феникс, чем двуглавый орел. Российскую власть нужно постоянно держать в напряжении, если хотите, в страхе перед тем, что ниспровержение возможно, но отнюдь не предрешено. Это ощущение помогает российской власти поддерживать себя в дееспособной «форме». Что от нее, собственно, только и требуется. Но тогда все упирается в вопрос: каким должен быть механизм демократического устрашения власти? В прежние времена достижению этой цели служили стихийные народные бунты, дворцовые перевороты, заговоры, интеллектуальный протест российской интеллигенции против власть имущих. В нынешних условиях демократический механизм устрашения власти воплотился в России в норму голосования «против всех». За весьма короткие сроки, всего за три парламентско-президентские избирательные кампании, голосование «против всех» обрело все необходимые количественные и качественные признаки вполне самостоятельного сектора российского общественного мнения и политического поведения граждан. Я нахожу этому феномену только одно объяснение: голосование «против всех» как нельзя лучше соответствует задачам формирования в России широкой народной оппозиции, способной бороться не за власть, а с властью с целью повышения ее эффективности. Любое жизнеспособное общественно-политическое движение обязательно проходит три этапа становления и развития. Это – самоидентификация, самоорганизация и самореализация. Сегодня мы имеем право говорить только о том, что с помощью конституционной нормы голосования «против всех» десятая часть избирателей России пришла к выводу: чтобы заставить российскую власть действовать эффективно, над ее головой обязательно должен нависать «Дамоклов меч» неизбежного возмездия. В этом смысле, самоидентификация «противвсешного» движения состоялась. Теперь на политической повестке дня решение второй ключевой задачи – самоорганизация. Достаточно часто приходится слышать, в том числе и от представителей властных структур, от лидеров политических партий и общественных движений, что массовые движения только тогда бывают прочными и устойчивыми, когда стремление к объединению приходит «снизу», когда сами люди тянутся к организации. Но вот парадокс: на словах все будто бы за самоорганизацию, но стоит такой тенденции обозначиться, как на противодействие ей поднимаются достаточно мощные силы. Скандально стремительная смена политических режимов в Грузии, Украине, Киргизии, где вопрос о власти решался не в нормативно-штатном и правовом режиме, а непосредственно на улицах и площадях, что и привело к употреблению в оценках случившегося революционной терминологии, не оставляет сомнений: в основе происходящего лежит по стечение случайных обстоятельств, а некие глубинные закономерные причины, смысл и значение которых далеко выходят за пределы перечисленных стран и охватывают судя по всему все постсоветское пространство. Не секрет, симптомы надвигающейся революционной лихорадки давно дают о себе знать и в Молдове, и в Беларуси, и в Узбекистане. Даже в Туркмении. Не говоря уж о России, где перспектива революционной смены власти, не дожидаясь очередных парламентских и президентских выборов, стала предметом широкой общественной дискуссии. Эту тему сегодня обсуждают всюду, начиная с городского транспорта и парикмахерских салонов, вплоть до президентских, правительственных и депутатских коридоров власти. Как к этому относиться? Полагаю, серьезно и ответственно. Дело в том, что в обсуждении возможностей и перспектив новой народно-демократической революции в России столкнулись два диаметрально противоположных подхода, от которых, на мой взгляд, напрямую зависит, по какому сценарию будут развиваться политические события не только в России, но и в сопредельных государствах-партнёрах по СНГ в ближайшие полтора-два года. Первый из них я бы назвал консервативно-манипуляционным. Его придерживаются представители власти, политических элит, их экспертно-аналитическая и информационно-пропагандистская обслуга. Вся забота этой властно-президентской рати сводится к стремлению сохранить развитие общественно-политической ситуации под собственным контролем, к желанию не выпустить из рук бразды правления, не позволять нарастающим протестным настроениям консолидироваться ни организационно, ни политически. Здесь главная ставка сделана на использование административного ресурса и современные политтехнологии, изощренные приемы которых позволяют оказывать эффективное воздействие на общественное мнение и политическое поведение граждан. Второй подход, противостоящий первому, кадрово-персональным представительством, тем более политическим лидерством, еще не обзавелся (он самоидентифицировался, но не самоорганизовался), в смысле воздействия на настроения людей тоже проявляет себя весьма активно. Это находит отражение, в частности, в стремительно растущем от выборов к выборам голосовании «против всех», свидетельствующем по мнению председателя Центризбиркома А. Вешнякова и его коллег о «недовольстве населения не столько кандидатами в депутаты и участвующими в выборах политическими партиями, сколько самой системой власти и управления, деятельностью государства в целом». Думаю, есть все основания считать российских «противвсешников» массовым идейно-политическим авангардом исподволь накапливающей силы народно-революционной оппозиции «нового типа», активно проявившей себя в Грузии, Украине, Киргизии. Ведь ясно же, дистанция от решения пойти на избирательные участки и проголосовать «против всех» до готовности выйти на улицы и площади под лозунгом «долой» ничтожна. Причём двухполюсный расклад политических сил в том виде, как он сформулировался в России, не является её отличительным геополитическим признаком. Он один к одному повторяет схему, которая на предреволюционных этапах сложилась и в Грузии, и в Украине, и в Киргизии. То же самое можно сказать о Беларуси, Молдове, других бывших братско-советских республиках. Если в этом контексте вести речь о причинах поражения официальных властей и победах бархатных цветочно-фруктовых революций, то главная из них, на мой взгляд, состоит именно в том, что грузинско-украинско-киргизские власти испытывали генетическое отвращение к не воплотившейся в политические партии улично-площадной оппозиции, заведомо исключали возможность хоть какого-то диалога с ней, не говоря уж о достижении каких-то договоренностей, содержащих уступки или шаги навстречу. По всей видимости, у государственных руководителей, вышедших из советской партийно-аппаратной среды, инстинкт самосохранения давно атрофировался. Им до самой последней минуты казалось, что их властные политические позиции непоколебимы, а все желаемое, собственно, и есть действительность, от которой они танцевали. Эту генетическую особенность очень точно подметил один из телевизионных комментаторов: «События в Грузии, Украине и Киргизии наглядно продемонстрировали: распад Советского Союза происходит как бы во второй раз. Теперь психологический. Трудно поверить, что этот процесс минует Россию». Ни Шеварднадзе в Грузии, ни Кучма в Украине, ни Акаев в Киргизии так и не поняли, что настоящая большая политика в конечном итоге не дело сотни или даже тысячи-другой уполномоченных политиков – президентов, министров, депутатов, – а сотен тысяч и миллионов людей, обеспокоенных собственной судьбой, желающих, чтобы их интересы и нужды как можно теснее сочеталась с интересами страны и нуждами государства. В этом желании, ничего необычного нет. В любой конституции любой демократической страны черным по белому, а то и золотом по сафьяну, написано – «суверенным носителем высшей государственной власти является народ». Так стоит ли удивляться, когда граждане, разочаровавшиеся в институтах и инструментах представительной демократии, выходят на улицы и площади, дабы предъявить властям свои требования напрямую. Разве это запрещено демократией? Разве она начиналась не с улиц и площадей, не с народного вече? В некоторых демократических странах, на пример которых мы до сих пор ссылаемся как на образцовый, скажем, США и Франции, в конституциях до сих пор сохранено право народа не только на массовый уличный протест, но и на вооруженное свержение неугодной власти. Другое дело, что ни американским, ни французским, ни российским властям такое поведение граждан не нравится по определению. Ее представители не упускают случая, чтобы призвать протестующих манифестантов и пикетчиков к разрешению возникающих споров «цивилизованным путем». Без уличной митинговщины и площадной брани. Тем более кровавых стычек и хулигански-мародерских выходок. Они, эти призывы, продиктованы совершенно естественным желанием властей обеспечивать себе комфортные условия существования, избежать уличных эксцессов. Но это вовсе не значит, что тем же самым должно быть озабочено и общество. Опыт, не только российский, но и мировой, свидетельствует: все действительно насущные проблемы, когда под их воздействием оказывались сотни тысяч, а то и миллионы людей, чаще всего разрешались именно на улицах. За счет прямого волеизъявления людей. В такой стране, как Россия, учитывая ее историю и особенности национального характера, надеяться на укрощение мятежного духа вообще не приходится. Прокатившиеся в начале 2005 года по всей стране протестные выступления пенсионеров это наглядно подтвердили. Поэтому суть проблемы, которую сегодня приходится обсуждать, на мой взгляд, состоит вовсе не в том, возможны или нет в России события, подобные тем, что произошли в Тбилиси, Киеве, Бишкеке. Беда на самом деле в другом. Ни одна из победивших народно-демократических революций не дала ответа на вопрос о коренных объективных причинах случившегося. А главное – о смысле и содержании ознаменованной этими революциями новой эпохи. После революций-то что? Ни от свергнутых и воцарившихся властей, ни со стороны уличных мятежников, которые явно заявили о себе как об активной оппозиционной политической силе, до сих пор ничего вразумительного на этот счет не прозвучало. Дело ограничилось хрестоматийно-дежурными констатациями того, что основными причинами серийных народно-демократических революций стали нужда, социально-экономические трудности и административная слабость властей. От некоторых представителей политических, деловых и общественных кругов, подверженных охранительным настроениям, в дополнение к этому звучат суждения о неких «происках» внутренних и внешних врагов, провоцирующих народные массы на протестные выступления. Быть может, подстрекатели действительно существуют. Но на самом деле суть проблемы, конечно же, не в этом. Не будь реального внутреннего массового недовольства, некого было бы и на баррикады звать... Короче, никакой ясности ни в отношении выводов, ни в смысле намерений и целей на сегодняшний послереволюционный день ни в Грузии, ни в Украине, ни в Киргизии нет. Наверное, это не случайно. По моему глубокому убеждению всё, что уже произошло в Грузии, Украине, Киргизии, что проецируется на Россию и другие бывшие союзные республики, имеет не конкретные оперативно-адресные, а общие исторические и политические корни. Начало реформаторского пути, по крайней мере до августа 1991 года и распада Советского Союза, все страны СНГ прошли вместе. Да и объективная логика общественно-политических и социально-экономических преобразований для большинства из них, включая Россию, общая. Если взглянуть на происходящее не под событийным углом, сосредоточиваясь не на вопросах «где? что? когда?», а на ответе на вопрос «почему?», становится понятно, объективная логика политического процесса, охватившего на рубеже тысячелетий постсоветское пространство, едина и неделима. Согласно этой логике процесс, начало которому положила в 1985 году горбачевская «перестройка», совершенно четко распадается на три семилетних цикла. Два разрушительных, третий – имитационный. Два разрушительных периода нанесли тяжёлый удар не только по материальному, но и моральнопсихологическому состоянию людей. Ощущение, что за рыночные преобразования было заплачено непомерно дорого, стало преобладающим. В массовом сознании начал складываться стереотип, что если кто и выгадал от либеральных реформ, так исключительно власть. Причем даже становление так называемого «большого бизнеса» по сути дела тоже оказалось в восприятии граждан напрямую связано с политикой властей. Шутка о должностном «назначении» олигархов и миллионеров до сих пор гуляет в народе не только на просторах России, но и всего постсоветского пространства. Говорю об этом столь подробно потому, что описанные настроения стали по сути дела содержательной политической основой третьего семилетнего цикла, выпавшего на период 2000-2007 годов. Его функциональное предназначение как по субъективным, так и по объективным параметрам сводилось к необходимости полной смены политических элит. За предыдущие пятнадцать лет люди от разрушительной политики и политиков-разрушителей просто устали, они у них уже не вызывали ни симпатий, ни доверия. Не избавившись от этого груза, перейти к созидательной работе невозможно. Из двух бульдозеров одного подъёмного крана не соорудить. Собственно, на этой социально-экономической и морально-психологической базе и возник «конфликт интересов» общества и власти. Властям во что бы то ни стало хотелось удержать свои позиции, народу, наоборот, нетерпелось поскорее избавиться от опостылевших, намозоливших глаза деятелей, которые стали вызывать отвращение одним своим видом. Скорее всего, именно по этой причине процесс начавшихся на постсоветском пространстве народно-демократических революций обрел облик, характерный для неустойчивых эмоционально-психологических состояний. Вчера по отношению к властям – высочайший рейтинг политического доверия и симпатии, завтра – катастрофический провал, антагонизм, приводящий вчерашних кумиров практически к свержению. Так случилось с Шеварднадзе, Кучмой, Акаевым. Кто следующий? Ведь Грузия, Украина, Киргизия населены не космическими пришельцам. Там живут такие же, как и мы, бывшие советские люди, у которых и чувства во многом одинаковые, и мысли общие, и поступки схожие. Кто поручится, что, пройдя практически одинаковый путь, граждане России, Беларуси, Молдовы поведут себя в аналогичных ситуациях не так, как это сделали наши бывшие грузинские, украинские, киргизские сограждане? Так что в смысле причин происходящего, пусть в общих чертах, можно считать, мы разобрались. Власти не сумели откликнуться на вызов времени о необходимости полной кадровой «зачистки» постсоветского пространства, политическое харакири оказалось им не под силу. Эту работу в итоге взяла на себя народная политическая самодеятельность. Но дальше-то что? Первая эмоциональная волна схлынет, настанет пора заниматься конкретными делами. Нужно будет разгребать воз проблем, который накопился за предшествующие годы. Решать прежние проблемы как прежде, с той лишь разницей, что с новыми людьми, вряд ли получится. Процесс начавшихся на постсоветском пространстве народно-демократических революций поставил на повестку дня отнюдь не вопрос о качественном кадровом совершенствовании власти, не о новом выборе между конкурирующими идейно-политическими платформами партий, борющихся за депутатские мандаты, президентские, министерские и губернаторские кресла. Речь отныне идет по сути дела о необходимости создания совершенно новой управленческой модели, которая должна коренным образом изменить существовавшую до сих пор практику отношений между властью и народом. Прежняя модель вписывалась в концепцию парламентской, представительной демократии, суть которой определялась формулой «борьбы за власть». В ходе событий в Тбилиси, Киеве и Бишкеке появились первые признаки того, что на политической повестке дня оказались уже не вопросы борьбы за власть, а борьбы с властью. Один из показанных в телевизионном репортаже из Бишкека участников уличной революции произнес такую фразу: «Мы завоевали власть не для оппозиции, а для народа». Как это понимать? Попытаюсь объяснить. В данном случае, как мне представляется, мы имеем дело уже не с парламентской, представительской, а с прямой, непосредственной демократией, отказывающейся от услуг каких бы то ни было политических посредников. В результате открывается перспектива формирования двухполюсной политической модели управления, построенной по принципу «власть и антивласть». На первом из этих полюсов должна быть сосредоточена совокупная сила власти, объединяющая все политические и общественные структуры, участвующие в борьбе за власть, на втором, противостоящем первому, должен, по всей видимости, организационно и политически сложиться Объединенный фронт народного протеста. Генеральным штабом такого фронта в России могла бы стать анонсированная президентом Общественная палата. Вот только принцип её комплектования в таком случае должен быть совершенно иным, чем пока планируется. Перспективу возникновения двухполюсной конфронтационной политической модели, построенной по схеме «власть и антивласть», в принципе не следует воспринимать как политическую диверсию или эпатаж. Особенно для России. На противоборство друг с другом российская власть и российский народ запрограммированы по сути дела генетически. Фразу «Любая власть для черни ненавистна. Она любить умеет только мертвых» А. Пушкин вложил в уста Бориса Годунова вовсе не ради остро-красного словца. Так Пушкиным была сформулирована одна из важнейших закономерностей исторического развития России. В этих словах ключ к пониманию того, почему наша страна добивалась наивысших успехов именно в те периоды, когда отношения между властью и народом были весьма далеки от пасторальной идиллии, скорее наоборот, находились в состоянии жесточайшей конфронтации. Урок январских протестных выступлений помог не только пенсионерам, а миллионам людей понять: общаться с собственной властью через разного рода посредников – депутатов, чиновников, общественных и политических деятелей, вплоть до криминальных авторитетов – дело хлопотное и неэффективное. С постсоветскими властями нужно действовать напрямую. Стоило народному протесту выплеснуться наружу, обрести массовый характер, как «проштрафившиеся» министры тут же оказались «на ковре» у президента. Со всех сторон посыпались заверения, что допущенные ошибки будут исправлены в кратчайшие сроки. А главное – впредь ничего подобного не случится. В подведомственных вотчинах – в социальной сфере, в деле медобслуживания, тепло- и электроснабжения, в системе ЖКХ, вообще в нынешней повседневной жизни будет наведен порядок. Но все эти заверения и звучали неубедительно, и воспринимались вяло. Всем было ясно: отныне против власти будут работать не новые, свежеиспеченные, а именно старые ошибки. Наступил час расплаты за реформаторскую поспешность, за хроническое пренебрежение интересами миллионов людей. Январские массовые протестные выступления поставили на повестку дня вопрос не столько исправления ошибок, сколько политической материализации народной воли. Специфика не только России, а опыт всего ближнего зарубежья состоит в том, что здесь практически отсутствует полноценная оппозиция. Во всяком случае ее потенциал и практическая дееспособность крайне низки. Это происходит вследствие того, что все возникшие или возникающие на постсоветском пространстве политические партии или общественные структуры воспринимают политический процесс исключительно как борьбу за власть. За депутатские мандаты, президентские, губернаторские и министерские кресла. При таком положении дел постсоветская власть деградирует, загнивает, начинает обслуживать только себя. Народ это понял хотя и поздно, зато окончательно и, похоже, навсегда. 25 февраля выходящая на телеканале ТВЦ информационная программа «События. Время московское» провела опрос на тему, чем, собственно, определяется степень заботы власти о народе. Было предложено три варианта ответа. Первый – конституцией и законами. Второй – совестью руководителей. Третий – угрозами, возникающими для самой власти непосредственно в народной среде. Опрос продолжался, что называется в самый «прайм-тайм», с 18 до 21 часа. Результат ошеломляющий. Число телезрителей, согласившихся с первыми двумя вариантами ответов, было крайне незначительным, едва перевалило за сотню. Зато с мнением, что власть начинает шевелиться, лишь ощутив угрозу собственному положению со стороны самих граждан, согласились около 10 тысяч человек! Все больше людей начинают понимать, что за удовлетворение своих требований надо выступать непосредственно, целеустремленно и организованно, объединяя усилия не только по признакам социальной или профессиональной принадлежности – сегодня пенсионеры, завтра транспортники, послезавтра студенты, – но и выдвигая более общие требования, касающиеся системных вопросов управления, конкретных направлений государственной политики. В социологии есть закон: если статистически фиксируемые настроения и состояния массового сознания достигают 12-15 процентов, то это неизбежно побуждает носителей этих настроений к самоорганизации, сплочению, координации действий. Сегодня в России, как уже говорилось, уровень протестных настроений достигает 20 и более процентов. На этой базе скорее всего и сформируется революционный полюс конфронтационной политической модели. Его предназначение будет состоять в организационном оформлении широкой народной оппозиции нового типа, которая в отличие от прежних партийно-политических оппозиционеров-системщиков будет видеть смысл и цель своего существования не в борьбе за власть, а в борьбе с властью. Отсюда, от этого полюса должен будет постоянно исходить импульс атаки на любую власть, какой бы она ни была по персонально-качественному составу или идейно-политической ориентации. В случае возникновения и организационного оформления этого полюса в России может возникнуть инструмент эффективного, не отягощенного конформизмом посредников воздействия на власть. На то, как у нас говорят, и щука в реке, чтобы карась не дремал. Чтобы эта «щука» действительно появилась, необходимо превратить уже достаточно явно заявившее о себе движение общественного протеста в движение политическое. Для этого в него придется, как того требуют теория и практика, привнести идеологию, которая коренным образом меняла бы постановку вопроса о взаимоотношениях народа и власти. Заявка на такую идеологию, которая могла бы стать политической платформой Объединенного фронта народного протеста, на мой взгляд, уже подана – это идея борьбы не за власть, а за её устрашение, без претензий на завоевание депутатских мандатов и президентско-министерских кресел. Кстати, все без исключения революции происходили именно из-за того, что по какому-то трагическому недомыслию находившиеся к этому моменту у власти люди воспринимали политический процесс только в одной из присущих ему, этому процессу, ипостасей, то есть исключительно как борьбу за власть. На самом деле политический процесс – ещё и борьба с властью. Если это обстоятельство не учитывать, не создавать вполне сознательно возможностей для снятия неизбежно возникающего на фронтах борьбы с властью напряжения, происходят бунты, мятежи, революции. Однако это, быть может, и не лишённая смысла, но всё-таки теория. А что делать конкретным властям, в том числе российским, если они уже оказались или вот-вот окажутся в предреволюционной ситуации? Сидеть сложа руки и дожидаться, пока не пробьет роковой час?.. Вовсе не обязательно. Чтобы определиться с характером и содержанием собственного политического поведения и действий, властям следует понять одну простую вещь: предотвратить революционные народные выступления вполне можно, чего нельзя, так это обратить вспять процесс, которым эти выступления вызваны к жизни. Значит, необходимо в собственных интересах и интересах страны произвести тотальную кадровую зачистку политического пространства по собственной инициативе, не дожидаясь, пока этого потребует улица. Я уже не раз писал, в том числе и в предыдущих частях книги, что по целому ряду признаков Президент Российской Федерации В. Путин уже давно исподволь начал готовить акцию по делегитимизации нынешней российской власти. Не исключено, что ее полное обновление, включая правительство и парламент, может произойти гораздо раньше, чем это предусмотрено конституционным регламентом, то есть до 2007-2008 годов. Этого требует не столько политическая, сколько психологическая целесообразность. В этом случае, вполне вероятно, России удастся избежать не только цветочно-фруктовых, но и кустарно-березовых революций. Но вслед за этим все равно придется ломать голову над модернизацией политической модели управления, приспосабливая ее не под хрестоматийные стандарты демократии, а под насущные потребности страны и народа. Не только допускаю, но практически уверен: идея конфронтационной управленческой модели, построенной по схеме «власть и антивласть», отнюдь не всюду и далеко не у всех как в России, так и в ближайшем зарубежье, а может, и дальнем, встретит одобрение. В ответ на вполне понятные возражения и даже претензии
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |