Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАДО ЛОМАТЬ СУДЬБУ, А НЕ МЕНЯТЬ ПОЛИТИКОВ



2016-01-26 490 Обсуждений (0)
НАДО ЛОМАТЬ СУДЬБУ, А НЕ МЕНЯТЬ ПОЛИТИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Волна политических скандалов, свя­занная с отставкой правительства С. Кириенко и возвращением в премьер­ское кресло В. Черномырдина, а на его место Е. Примакова, затем С. Степашина захлестнувшая пирамиду российской власти по самую макушку, невольно наводит на мысль, что причи­ны происходящего имеют какие-то глу­бинные, не поддающиеся выкорчевыва­нию корни. Иначе чем объяснить, что судьбы российских политиков при всем различии их личных качеств и несхоже­сти обстоятельств на поверку оказы­ваются до невероятности схожими. Не потому ли создается впечатление, что и нынешние «разборки», охватившие высшие эшелоны власти, еще не конец, а скорее пролог к новому туру полити­ческих скандалов и передряг. Не явля­емся ли мы свидетелями и участника­ми событий, имеющих в своей основе какую-то неистребимо порочную зако­номерность?

 

В России очень легко быть пророком.Достаточно из всех возмож­ных вариантов развития событий выбрать наихудший, и вы обяза­тельно угадаете. Во всяком случае я этой методикой пользуюсь уже лет десять кряду и практически ни разу не ошибся. Происходит это не в последнюю очередь потому, что люди, которые могли бы изме­нить ход событий, изо всех сил подталкивают и себя и страну к обо­стрению кризиса, а то и к катастрофе. На Руси издревле привыкли относиться к любым предостережениям с высокомерием невежд: все слушают, но никто не внемлет.

Нынешняя политическая элита России почти сплошь состоит из дилетантов, которые могут быть неплохими юристами, социологами, экономистами, выдающимися деятелями искусства, культуры и на­уки, но из них вышли абсолютно никудышные политики.

Практически никто из них не доказал, что способен действовать в русле объективной логики жизни. Многие события, которые сами же они инициировали, оказываются для них сюрпризами, а из провозглашенных намерений практически ничего не появляется на свет в заявленном виде. Перестройка оборачивается развалом, реформы попятным движением, президентские выборы провинциальным водевилем, клятвенные заверения пошлым обманом, законы, постановления, указы пустыми бумажками.

Однако о главном. Не может быть надежной политики, а тем бо­лее верного прогноза, даже расчета на получение желаемого резуль­тата, если и то, и другое, и третье оказывается за пределами того, что предначертано стране, народу, который в ней живет. Если деятель­ность людей, вознамерившихся управлять народом и страной, не вписывается в образ их судьбы, которую, как известно, не обманешь, на кривой козе или рыжем козле не объедешь.

В эпоху «торжества» диалектического материализма, исторического детерминизма и научного атеизма даже сама постановка вопроса о судьбе стран и народов считалась крамолой, идеологическим преступлением, нравственной порчей. Хотя на самом деле каждый чувствовал, не мог не чувствовать, что жизнью каждого отдельного человека, как и страны, управляет какая-то гораздо более могущественная сила, чем знания, воля и разум. Не говоря уже о КПСС. Но в ту пору не только говорить, но даже думать на эту тему было запреще­но. Да по правде говоря, и не хотелось.

Когда мы сегодня соглашаемся с тем, что наша страна более чем на семьдесят лет была вырвана из процесса естественного историче­ского развития, а теперь мы предпринимаем попытку вернуться в его лоно, то означать это может только одно: сегодня мы вновь стали смотреть на свое прошлое и будущее под углом зрения выпавшей на нашу долю судьбы. Долю горькую, но она наша.

Если бы нынешние реформаторы, начиная с М. Горбачева и кон­чая Е. Гайдаром и А. Чубайсом, не сделали ничего, кроме этого, их вполне можно было бы уже при жизни причислить к лику святых. К сожалению, им самим этого оказалось мало. Они сделали все, чтобы усугубить те тяготы, которые и так лежат на плечах россиян непо­сильной ношей. Кого-то из них уже прокляли, а оставшихся тоже проклянут. Как только пробьет их час. Кто-то, возможно, усмотрит в моих пророчествах кликушество. Вовсе нет.

Я бы рад наворожить и Б. Ельцину, и А. Чубайсу, и многим другим их нынешним единомышленникам, сподвижникам и соратникам иное, счастливое и радужное будущее, но не могу. Извините, ребята, не судьба. Одно остается пообещать для облегчения. Хотя бы мораль­ного. Судьба тех, кто придет после вас, тоже будет адовой, на их го­лову падет ничуть не меньше позора и проклятий, чем на вашу. Удовлетворены вы этим? Нет, конечно. Ну и правильно, вот только изменить ничего, к сожалению, нельзя.

Я российскую власть не люблю. На корню и в семенах. Особенно после того, как понял, что она генетически порочна. По всем параметрам. От медико-биологических до общественно-политических и социально-экономических. Что красноречиво подтверждают приме­ры из жизни наиболее ярких ее представителей, сумевших действи­тельно оказать «судьбоносное» воздействие на развитие исторических для страны событий.

Великий государственник Иван Грозный уже в зрелые годы, что вообще-то случается крайне редко, сменил сексуальную ориентацию, стал гомосексуалистом. Великий реформатор Петр I страдал эпилеп­сией и прогрессирующей паранойей. Николай II, последний из цар­ствующего рода Романовых, представлял собой целый букет призна­ков деградации, был склонен к бытовому пьянству, очень часто вел себя как человек слабовольный, внушаемый, подавленный обстоя­тельствами. О чем горевала даже его собственная мать.

Так называемых «хороших» государей в России либо убивали, ли­бо всячески старались опорочить, награждали обидными кличками, даже выставить в глазах современников, но главным образом потом­ков анекдотическими персонажами, которых всерьез воспринимать никак нельзя. Особенно в этом смысле досталось императрице Ека­терине II. Спросите любого россиянина, что она сделала доброго для России. Скорее всего вразумительного ответа не услышите. А вот про любовные утехи «венценосной бабы», о ее романах с Потемкиным и братьями Орловыми, об историях с караульными гвардейцами на­слышаны все...

И, наконец, самое главное, если иметь в виду личные биографии российских самодержцев, никто из них не смог обеспечить своим начинанием кровной преемственности. Иван Грозный собственноруч­но убил старшего сына. Петр I тоже измывался над царевичем Алек­сеем в подземном каземате и распорядился его казнить. Еще один несчастный царевич Алексей, сын императора Николая II, страдал гемофилией, был слаб и немощен, как и весь угасающий романов­ский род, увидевший свое единственное спасение в опоре на маги­ческую силу «сибирского старца» Гришки Распутина.

И вот ведь парадокс, спас бы Гришка Николая, поскольку действовал решительнее и умнее, чем император, потому что лучше чем кто бы то ни было до него олицетворял природу российской власти, ее животные инстинкты, врожденное прохиндейство, невежество и дикость. Сам Распутин прекрасно понимал, что в расхристанной, впадшей в политический маразм России именно он единственная опора самодержавия. Незадолго перед покушением на него он пре­дупреждал будущих своих палачей: «Убьете меня – рухнет трон, да и вы все подохните». Так оно и случилось...

Заблуждаются те, кто полагает, что так называемое былое «величие царской России» зиждилось на трех китах – самодержавии, православии, народности. У нее были совершенно другие опорные точ­ки – власть, деньги, грабеж... Потому она и рухнула, когда ее чуть-чуть подтолкнули...

Большевики, победившие в октябре 1917 года, страдали теми же самыми недугами, физическими и политическими, которые доста­лись им в наследство от Романовых. У Ленина был прогрессирующий склероз, разжижение мозгов. Сталин имел явные признаки генетиче­ской мутации (на одной из ног у него были сросшиеся пальцы), мно­гое свидетельствует о том, что по природе он был садистом, а по медицинским параметрам – параноиком. Троцкий был эпилептиком, Каменев алкоголиком, Свердлов и Дзержинский страдали чахоткой, Бухарин тяжелейшей формой неврастении.

Да и по части так называемой преемственности у большевиков было не лучше. Ленин предостерегал, что власть лучше передать ко­му угодно, только не Сталину. Последний в свою очередь почитал Ильича только на словах, лишь в той мере, в какой ему это было вы­ годно. На самом же деле Сталин относился к «вождю мирового про­летариата» пренебрежительно, даже с презрением. А дальше все пошло-поехало по накатанному. Хрущев сбросил с политического пье­дестала Сталина, Брежнев Хрущева, Горбачев Брежнева, Ельцин Горбачева...

Короче, большевики не только не преодолели дурной наследственности российской власти, но, наоборот, усугубили ее коренные пороки, поскольку сделали все возможное, чтобы вытравить из душ и сознания людей те качества, которые хоть в какой-то мере уравно­вешивали генетическую неполноценность российской власти. На протяжении веков величайшей гражданской доблестью в России считалось служение «Богу, Царю и Отечеству». Конечно, прежде всего Царю.

По уходящим вглубь веков причинам исторического, геополитического и психологического характера Россия всегда была самодержавной страной. Но существовала царская власть как бы в рамках двух нравственных ограничителей высочайшей пробы – православ­ной веры и национального патриотизма. Большевики уничтожили именно эти ограничители, зато открыли простор для самореализации абсолютной власти. В результате Россия превратилась в вождистское тоталитарное государство. Это во-первых.

Во-вторых, большевики вырвали Россию из процесса естествен­но-исторического развития, придав и прежде присущей российской власти склонности забегать вперед доктринальный характер. Претен­зии на олицетворение чаяний всего человечества, на высшую муд­рость и всеобщую справедливость поставили страну и народ в лож­ное положение, а это в свою очередь совершенно закономерно поро­дило лживую власть.

Вместо лжепретендентов на престол, которых в России всегда хватало, мы получили вконец изолгавшуюся власть, которая, как это нередко случается, сама уверовала, что ложь – это и есть правда. Все это хотели заменить преданностью идеям коммунизма, непререкае­мым авторитетом так называемых общественных интересов, которые олицетворяла коммунистическая элита, партийными директивами и предписаниями, регламентировавшими всю нашу жизнь от А до Я... В результате и коммунистическая власть рухнула. Почитай, в одно­часье. Поскольку и она за семьдесят лет успела прогнить насквозь...

Но тогда возникает вопрос: за счет чего же мы все-таки пусть ху­до-бедно, но движемся вперед? Откуда в таком случае в российской неказистой почве появляются самородки, которым порой цены нет?

Как, с какой такой стати рождаются у нас гении и таланты, которы­ми испокон веков славится Россия?

Все очень просто. С исторической, общественно-политической, социально-экономической, морально-этнической, эмоционально-психологической, любой иной точки зрения, какую только можно придумать и предположить, народы продвигаются вперед или подни­маются по восходящей линии только двумя способами – либо сотрудничая и взаимодействуя с хорошей властью, либо борясь против пло­хой.

В нормальном процессе исторического развития периоды сотрудничества и борьбы могут сменять друг друга. Но только Россия поч­ти перманентно находится в состоянии непрерывной борьбы с плохой властью. Все лучшее, что в ней есть, с этой властью конфликту­ет, сотрудничество с ней порядочные люди считают для себя унизительным, позорным, постыдным. Обратите внимание: все самое та­лантливое, самое значительное в России с точки зрения возвышен­ных порывов души, все самое гениальное непременно пронизано ду­хом бунтарства, неприятия власти, борьбы с нею. Таланты, гении всегда рождаются в периоды борьбы, сражений, состязаний, в мо­менты наивысшего напряжения душевных и физических сил. В Рос­сии больше всего рождается гениев и талантов, потому что здесь жизнь – борьба. В России всегда считалось, что у порядочного, тем более талантливого человека ничего общего с властью быть не может. И это естественно, поскольку все, кто обладает здоровой, неизвра­щенной, не искалеченной психикой и нормальной жизненной энер­гией, если не понимают умом, то чуют нутром, что в России всегда была, есть и всегда будет дурная власть. Это ей на роду написано, та­ков ее тяжкий крест...

Российская власть сама в себе несет причины и следствия постигающих ее, а вместе с ней и страну бед, неурядиц, кризисов, конфликтов, скандалов. Что ей на роду написано быть наказанием для собственного народа и тяжким бременем для страны. До тех пор, по­ка она сама этого не поймет. И сама себя не преодолеет. Хотя для этого ей потребуется мужество, граничащее с самопожертвованием.

Пять неискоренимых пороков российской власти. На самом деле их гораздо больше. Но я остановлюсь лишь на главных. Начнем с того, что власть не сама по себе появляется на свет, не из воздуха возни­кает. Корни ее уходят в национальную почву, в толщу народных сло­ев. Мысль, что каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает, аксиома. Во всех благополучных странах справедливость этой мысли проявляет себя одинаково, во всех неблагополучных каждый раз на свой особенный манер.

Как правило, хорошую власть имеют те народы, где на тронах, в президентских, министерских и депутатских креслах оказываются люди, строящие свою политику на олицетворении достоинств и развоплощении недостатков своих подданных, избирателей, подчиненных. Это основное отличительное качество хорошей власти, ее внутренний стержень, если хотите, фирменный знак. Плохая власть, наоборот, всегда поощряет пороки, спекулирует на слабостях, потакает низменным страстям.

Характерный пример: в русских народных сказках цари, цареви­чи, царевны, их придворные, разные там спальники, целовальники, воеводы наделены, как правило, чертами мало привлекательными, вызывающими антипатию. Но, согласитесь, все эти персонажи абсолютно народны. В психологическом смысле русский национальный фольклор очень точен. Когда речь идет о власти, ее представителей «награждают» качествами, от которых самим «простым людям» хотелось бы избавиться. Сравните наши сказки с немецкими, французскими, скандинавскими – и вы тут же почувствуете разницу. Там к власти, к ее венценосным представителям относятся с гораздо боль­шим уважением, если хотите, почтением. Не то что у нас...

Понятно, что заведомо плохих или хороших народов не бывает, люди сами по себе не ангелы, но и не исчадия ада. Так почему же в одних странах наверху оказываются достойные и порядочные люди, а в других прохиндеи и негодяи?

Есть ученые, которые сводят ответ на этот вопрос к закономерности. К примеру, известный английский политолог Фридрих А. Хайек, получивший Нобелевскую премию за исследование про­блем власти, утверждает: «В таких странах, как Россия, к власти всегда приходят худшие люди». Спорить с ним не стану, посколь­ку с выводом согласен. Не вижу и необходимости повторять его ар­гументацию, так как книга Ф. Хайека опубликована на русском языке и в принципе доступна любому заинтересованному читате­лю. Могу лишь предложить некоторые собственные соображения и обобщения на этот счет.

Жизнь народов и государств протекает не только в системе исторических, геополитических, социально-экономических, но и морально-психологических, духовно-нравственных координат. Последними двумя параметрами, к сожалению, особенно часто пренебрегали и пренебрегают в нашей стране. Хотя именно они, по моему глубоко­му убеждению, очерчивают тот магический ареал, где происходят важнейшие для страны и народа события. Когда души людей на подъеме, взлетает и страна, унизьте людей, подрежьте им крылья, за­ставьте их ткнуться мордой в собственное дерьмо, они вам такое со страной сделают, что долго ее потом отмывать, по кусочкам собирать придется...

Духовный, нравственный диапазон исторического процесса ограничен двумя понятиями: возвышенной мечтой о Земле Обетованной и мрачным ожиданием Конца Света, Страшного Суда. Все, что толь­ко можно себе представить, любые искания, любые устремления, любые переживания и страхи укладываются в это ложе.

Однако не это главное. Дело в том, что история каждой страны, нравственный облик любого народа позволяет определить, куда устремлены силы их духовного притяжения и напряжения. К поиску Царства Божьего на Земле или в сторону Конца Света, Апокалипси­са. Представления о том и другом вовсе не абстрактны и бестелесны. Они обретают реальность в поступках и поведении людей, в их судь­бах. А в конечном итоге – в судьбах стран и народов.

Наш соотечественник, умница и провидец Николай Бердяев, называл русских «апокалипсическим народом». Не находя правды в Христе, они ищут ее в Антихристе, писал он.

На языке обыденном, житейском, а не мистическом, библейском это означает, что мы склонны шарахаться из стороны в сторону, из одной крайности в другую. Разве каждый из нас не знает за собой этого греха? Разве мы не видим, что вся наша жизнь, вся наша ис­торическая биография отмечена такими метаниями? Разве то, что происходит сегодня на наших глазах, не подтверждает это?!

Но если бы мы лишь шарахались из крайности в крайность, от хорошего к плохому, было бы еще полбеды. Вся беда состоит в том, что мы, чем дальше, тем больше начинаем шарахаться от плохого к худшему, от проступков к преступлениям, от воровства к грабежам. Как если бы сами торопили приход Конца Света, сами загоняли себя на позорную скамью Страшного Суда.

Справедливость этого утверждения очень трудно доказать. Оно из числа тех, в которые можно только поверить или же отвергнуть напрочь. Но иногда жизнь подает какие-то знаки, помогающие правильно сориентироваться. Очень часто такие подсказки содержатся в языке, который развивается по законам, не подвластным человеческому разуму, но без его помощи не появляется на свет ни одна муд­рость. В русском языке три понятия – Государь, Государство, Сударь и Сударыня, Судьба – связаны воедино, как власть и ее подданные. И все три слова имеют общий корень – Суд. Пусть мне кто-нибудь докажет, что это совпадение случайное и не имеет никакой связи с понятием Суда... Страшного.[84]

Итак, российская власть – это апокалиптическая власть апокалиптического народа, который сам над собой возносит подонков, чтобы потом класть все силы, а то и жизнь на борьбу с ними. По-иному развиваться, каким-то иным способом двигаться, кроме как затыл­ком вперед, мы не умеем. Не суждено. Это первое.

Теперь порок второй.Россия – страна самовоспроизводящейся истории. В ней не только рукописи не горят, но и вместо будущего наступает прошлое. Дабы убедиться, что все, чему суждено с нами произойти, всегда известно заранее, достаточно перелистать страницы русской литературы. Самой пророческой литературы в мире. Из нее можно узнать гораздо больше, чем из публикаций разного рода горя­чих «компроматов», разоблачающих пороки российской власти.

Вообще нынешний бум «компроматов», заполнивших российские средства массовой информации, печатные и электронные, больше всего напоминает медицинскую процедуру колоноскопии без предварительного очищения желудка. Что в таком случае можно увидеть, объяснять вряд ли стоит. И так все знают. Вот только пользы от та­кого «исследования» никакой. Потому что не ради правды, не ради честности и выяснения истины это делается. «Компромат», по определению, может служить только для сведения политических счетов, быть своеобразным атрибутом криминальных и полукриминальных «разборок».

О действительно острых и больных проблемах нашей сегодняш­ней жизни все на самом деле давно уже сказано Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным, Толстым, Достоевским, Чеховым, Островским.

Два самых актуальных художественных произведения, в которых описаны не только по сути, в главных чертах, но вплоть до мельчай­ших деталей нынешние наши перипетии, созданы были, когда я в свои пятьдесят с лишним лет еще не родился. Это пьеса М. Горького «На дне» и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». От обоих так и веет «чертовщиной».

Кто еще десять-пятнадцать лет назад мог предполагать, что многие из нас почувствуют себя обитателями хрестоматийной горьковской ночлежки, а сеанс «черной магии» с его «фокусами» и «разобла­чениями» в исполнении «заезжей шайки», даже внешне очень похо­жей на булгаковских «героев», развернется прямо на наших глазах. Более того, как и описано, с нашим непосредственным участием.

У меня, к примеру, мурашки бегут по коже, когда я вижу, как нынешние власти только тем и озабочены, чтобы один к одному, тютелька в тютельку восстановить то, что было почти что до основания разрушено их предшественниками. Храмы, названия улиц, гербы, знамена, гимны, звания, погоны, лампасы. А Россию, которая, собственно, и была нашим прошлым, разметали в куски. Скажите, что к нам из прежней России, которую мы называем Великой, верну­лось? Двуглавые орлы, вымаранные сусальным золотом, Андреев­ский флаг на корабельных мачтах, малиновый звон колоколов?! А где, скажите, земли, политые кровью и потом нескольких поколений россиян, над которыми этот самый венценосный орел простирал свои крыла? Где те победы, те завоевания, которые были одержаны предками и отцами под боевыми знаменами? Где та вера, которая во­обще не куполами и звоном сильна была, а любовью и сострадани­ем к господу, глубоким раскаянием в грехах наших.

Если утверждение, что развитие идет по спирали, верно, то мы по этой спирали вовсе не поднимаемся, а стремительно катимся вниз, под уклон. Отсюда и следующий порок, которым страдает россий­ская власть. Один из ее представителей, ныне покоящийся в мавзо­лее на Красной площади, определил бы его так: «Шаг вперед, два ша­га назад». К сожалению, слишком велика вероятность того, что и ны­нешняя власть, не успев восстановить разрушенного, увлеченная ре­ставрацией прошлого, сама будет отнесена к разряду плохой. И все начнется сызнова. Шаг вперед, два назад...

Порок третий.В России авторитет власти, при самодержавии ли, при коммунистах или при нынешних демократах, всегда был и по сей день остается выше авторитета закона. Поэтому у нас все­гда была бюрократическая, лживая, коррумпированная государственная машина. Сегодня этот родовой недуг обрел лихорадочный характер.

По сути дела в нашей стране существует сегодня не одно, а два государства. Одно декоративное, вроде потемкинской столицы, недав­но помпезно отметившей свое 850-летие, второе теневое. Теперь вслед за героем гоголевских «Записок сумасшедшего» мы можем сме­ло заявить: внутри российского государства есть еще одно – гораздо больших размеров. Не случайно же сведущие люди утверждают, что его «тень» покрывает почти 60 процентов российской экономики. Скажите, может ли быть хорошей власть, поднявшаяся на россий­ских лживых, воровских, потемкинских дрожжах?

Четвертый.Российская власть никогда не считала себя ответствен­ной перед народом. Почему, мы знаем. Но вот что характерно: власть и народ постоянно мстят друг другу за обманутые надежды. Власть народу за то, что он всякий раз оказывается не так глуп, как хотелось бы. Народ власти за то, что она так и не сумела стать лучше, чем предыдущая. Хотя обещала. Даже клялась. Поэтому отношения между властью и народом с завидной регулярностью бросает то в жар, то в холод, от пылкой любви к лютой ненависти. Народ ждет от власти благодати, власть от народа – благодарности. Но из этого иж­дивенческо-патерналистского мезальянса между властью и народом всякий раз получается конфуз.

Всегда считалось, что Россия дозрела до перемен, реформ и «перестроек», если до их осознания дозрела власть. Практика «осчастливливания» сверху по собственным, а чаще заимствованным рецеп­там – стержневой принцип российского реформаторства. Никто и никогда не хотел считаться с тем, как отнесутся к предполагаемым преобразованиям люди, по силам ли им окажется «цена реформ».

Российская власть никогда не оплачивала собственных «реформа­торских инициатив» сама, из своих собственных закромов, в пользу страны и народа никогда ничем не жертвовала. Уже выбирая прин­ципы рыночных реформ, которые сегодня в России идут с большим скрипом, их инициаторы заранее возлагали все предстоящие тяготы на плечи самых слабых, малоимущих и обездоленных.

Нынешние российские реформаторы – это те самые «новые русские», о «пришествии» которых предупреждал Н. Бердяев. Они сначала появились в политике и уж только потом в бизнесе. Многие из них сейчас открещиваются от «большевизма», считают себя его непримиримыми врагами, носителями истинных «российских ценностей и традиций». Обман или в лучшем случае лукавство. Вульгарно­ буржуазной сделали Россию большевики. И за границу обучаться в Сорбонне и Гарварде посылали нынешних «российских рыночников» по партийным рекомендациям, и в академии зачисляли по ним же, и к защите диссертаций по «политэкономии» без одобрения партий­ных организаций не допускали.

«Идейно» сейчас российские «рыночники» с большевизмом разошлись, а исковерканные души, навыки лицемерия и цинизма несут в себе до сих пор. Главное отличительное качество новых хозяев жиз­ни, «новых русских» – это душевная неразвитость, нравственная глу­хота, безразличие к чужим страданиям и боли, вопиющая наглость. Потому и реформы у нас перекособоченные, вульгарно-жестокие, пошло-циничные, с духовными и нравственными ценностями Рос­сии никак не связанные. Культура в загоне, образование нищенству­ет, библиотеки пустуют, книжные фонды разворовываются, наука дышит на ладан... Интеллигенция, совесть нации, по этому поводу бунтует, правительство безмолвствует и бездействует.

И, наконец, порок пятый.Тоже уникальный. Состоящий в том, что российская власть обладает непревзойденным умением подтачи­вать сук, на котором сидит. Временами создается впечатление, перерастающее в убеждение, что у нее просто отсутствует инстинкт само­сохранения. Ни в одной другой стране не создают с таким усердием внутренних врагов, не натравливают одну часть населения на другую, как у нас. Во внутренних гражданских войнах, в ходе восстаний, революций и политических репрессий в России погибло больше людей, чем в войнах с другими государствами. И все это тоже смело может быть отнесено к «заслугам» нашей власти...

Российская власть никогда не умела и до последнего времени, похоже, не желала учиться осознавать и отстаивать государственные и национальные интересы. Сколько раз на протяжении веков мы ввязывались в войны, которые совершенно не были нужны! Сколько было одержано побед, которые, казалось бы, должны были на века обеспечить России величие и мощь! Но где плоды этих побед? Раз­базарены и растранжирены.

На пороге третьего тысячелетия мы оказались, стыдно сказать, единственной страной в мире, где еще не завершился процесс национально-территориального формирования. Мы единственная страна, не имеющая собственных границ. Мы все еще объединяемся и разъединяемся, как если бы на протяжении всей своей предшествующей истории были колониальными задворками чьей-то империи.

Короче, если бы понятие «иммунодефицит» было применимо по отношению к власти, то уже давно следовало объявить, что россий­ская власть вследствие своих порочных наклонностей и пристрастий инфицирована вирусом политического СПИДа. А СПИД, как изве­стно, не лечится.

Во всяком случае, пока...

Для того, чтобы вывести российскую власть из злополучного порочного круга, в который она угодила, нужно не политику и политиков менять, а судьбу ломать. Пока мы будем бороться только против плохой власти, никаких радикальных перемен не произойдет. Тут се­бя перебороть надо.

Для этого прежде всего нужно понять, что генетические пороки российской власти паразитируют на наших собственных пороках. На нашей вере «в хорошего, доброго и мудрого царя», в то, что не мы са­ми, а власть может и должна за нас все решать. Нас не раз уже пы­тались осчастливливать насильно, то Иван Грозный, то Петр I, то «матушка» Екатерина, то троица императоров Александров. И уж ко­нечно, коммунисты. Теперь демократы насильно тащат Россию в цивилизованный рыночный мир. Вот только закончиться это «осчастливливание», похоже, может печально. Концом света в отдельно взя­той стране.

Вряд ли стоит обольщаться сомнительными комплиментами на счет того, что русский человек обладает «величайшей способностью приспосабливаться к любым условиям». Надо наконец раз и навсегда решить, что мириться с недостойными человека условиями существова­ния позорно. Ожидать, что кто-то нас научит жить по благополучным зарубежным рецептам и меркам, глупо. Не иметь собственной нацио­нальной концепции, или, как сейчас с легкой руки президента стали го­ворить, «национальной идеи», стыдно.

Сегодня страна опять раскроена на множество кусков по идейным признакам и политическим пристрастиям, по социальной и национальной принадлежности, по религиозным верованиям, по месту проживания. Сегодня даже о гражданской общности россиян гово­рить не приходится.

Да, Россия переживает ныне тягостное, смутное время. Для выхо­да из существующего кризиса есть только два пути: либо власть сама осознает поразившие ее недуги, мобилизует все внутренние ресурсы самосохранения, преодолеет сама себя, либо россияне должны най­ти ей замену, не отягощенную порочной наследственностью. Хвати­ло же предкам тысячу лет назад ума и мужества понять: «Велика и богата наша земля, а порядка в ней нет». Поэтому и пригласили кня­жить братьев-варягов. Не повторить ли опыт? Тем более что мы и так кроим нашу рыночную жизнь по зарубежным выкройкам. Так пусть бы этим открыто занимались действительные мастера, а не доморо­щенные вороватые подмастерья, которым все равно на чем нажи­ваться: на гипсовых кошках-копилках или на вымаранных сусальным золотом бутафорских двуглавых орлах.

 

«Литературная газета»

№45, ноябрь, 1997.




2016-01-26 490 Обсуждений (0)
НАДО ЛОМАТЬ СУДЬБУ, А НЕ МЕНЯТЬ ПОЛИТИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАДО ЛОМАТЬ СУДЬБУ, А НЕ МЕНЯТЬ ПОЛИТИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)