Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прагматическая адекватность в журналистском произведении



2016-01-26 3023 Обсуждений (0)
Прагматическая адекватность в журналистском произведении 0.00 из 5.00 0 оценок




Непременной чертой текстов в журналистике должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность-правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Строгое следование этим требованиям адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности- достижения информированности текста.

Прагматика текста - это характеристика его отношений с аудиторией ( как информация осваивается). Проявляется прагматическая адекватность в условиях информативности: декодируемости (понятности, доступности информации для аудитории); небанальности (новизне); релевантности (степени соответствия информации интересам и потребностям аудитории).

Добиться прагматической адекватной информированности по всеми кругу важных для конкретной аудитории вопросов чрезвычайно трудно. Мешает этому неполнота знаний журналистов , особенности их подхода к отображению жизни , трудности донесения информации до аудитории и м.др. Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности.

Первое- небанальность , оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. Наиболее простое проявление небанальности - новизна информации. Небанальна информации и актуализирующая уже известное, но забытое, для осмысления текущий проблем и событий. Неэффективна как абсолютно банальная , так и абсолютно оригинальная информация, журналист должен соблюдать меру с точной ориентацией на аудиторию.

Второе- декодируемость, доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста. Прежде всего журналист должен пользоваться доступным аудитории языком- словесным, письменным, изобразительным. Для это журналист должен знать тезарус (сокровищница) аудитории, ясно понимать смысловое наполнение слов, составляющих ее лексический запас. Во –вторых, журналисту должна быть свойственна ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык ( символ цвета, образ животного). Ведь для разных наций разное значение имеет например корова или змея. В-третьих, декодируемость предполагает, что журналист в своем творчестве ориентируется на тот уровень знаний, каким располагает аудитория, что ему знаком «код культуры» аудитории и он опирается на него. Наконец, чтобы донести до аудитории свою мысль адекватно, требуется ориентированность в социальной позиции собеседников, менталитете аудитории. Нарушение правил доступности прикодит не только к затруднению понимания аудиторией предлагаемого журналистского текста, но и к раздражению, негативному отношению к источнику информации, к росту несогласия с мнением автора, формированию искаженных представлений о дейтвительности. Получается , что журналист работает против себя.

Третье условие информативности- релевантность- ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Необходимо удовлетворять своим произведением одновременно и потребности и интересы человека. потребности –это объективная нужда в информации, проявляет не остро. Но необходимо прежде всего удовлетворять потребности, передать такую информацию, которая способствует созданию основ информированности, верной ориентации аудитории в действительности и фактора поведения- говорить от выбора товара до выбора президента. Интерес- субъективное желание, именно он является стимулом обращения аудитории к информации, он руководит ее поиском. Совмещать и потребность и интерес требует больших творческих усилий.
Интерес и потребности могу расходится, но журналист должен учиться соединять одно с другим, удовлетворяя интересы аудитории, в то же время направлять е внимание на объективно важные стороны жизни общества. Эта задача решается на базе хорошего знания журналистом аудитории и владения формами соединения в произведении интереса и потребности.

Таким образом высокая информативность зависит от совокупности таких его качеств, как релевантность, декодируемость и небанальность.

12.Семиотическая адекватность в журналистской деятельности.

Интересна и важна с точки зрения публичных коммуникаций семиотическая теория информации. Предметом семиотики являются законы функционирования знаковых систем. Семиотика имеет три основные части: синтактику (рассматривающую знак как формальную наименьшую часть кода, изучает структуру и правила соединения отдельных знаков); семантику (рассматривающую знак как носителя значения, изучает отношение между знаком и тем, что он обозначает); прагматику (рассматривающую текст или дискурс и понимание субъектом знаков).

Семиотическая ситуация является основой понимания информации как системы знаков. В структуре семиотической ситуации в классическом варианте расположены три элемента: 1) обозначаемый предмет (как любой фрагмент действительности); 2) его умственный образ любого порядка, носителем которого является субъект; 3) сам медиум или медиатор – знак любого вида и происхождения. Субъект-носитель может быть рассмотрен как адресат, интерпретатор, респондент, обладатель умственного образа. Субъект в своем сознании совмещает и связывает образ познаваемого объекта и образ подходящего посредника знака. Так происходит идентификация знака.

 

2. Знак и информация

Знак выступает в качестве носителя информации, что может быть отражено в следующих информационных схемах:

- память – это хранилище информации;

- понимание – раскодирование информации;

- мышление – обработка информации;

- знак – носитель, хранитель, транслятор, организатор информации;

- значение – инвариант информации;

- коммуниканты – передатчики и реципиенты информации.

Совокупность знаков образует знаковую систему или язык.

Знаку присуща двусторонность. С одной стороны, знак материален (имеет план выражения или денотат). С другой стороны, знак является носителем нематериального смысла (имеет план содержания).

Готлоб Фреге – немецкий философ и логик, один из основателей логической семантики представил структуру знака в виде так называемого «треугольника Фреге». В нем простым языковым знаком выступает слово. Например, слово «дом». В качестве смысла будет выступать само понятие «дом», а в качестве денотата некий абстрактный дом. Если знаком будет выступать предложение, то смыслом будет высказанное суждение, а денотата может быть два – истинность или ложность высказывания, то есть соответствие и несоответствие высказанного суждения реальному положению вещей. Знаки различаются по совокупности признаков.

Одна из наиболее известных классификаций знаков принадлежит американскому философу Чарльзу Сандерсу Пирсу. Он делит знаки на три основных группы:

1)иконические знаки – план выражения которых похож на план содержания (портреты, фотографии и т.д.).

2)конвенциональные (условные) знаки – план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания. Это большинство слов любого языка.

3)индексальные знаки – план содержания которых связан с планом выражения по смежности, отчасти похож.

Также существуют классификации знаков, составленные:

- по признаку системности: системные знаки (входящие в систему – музыка, речь, языки и др.) и внесистемные знаки (относительно свободные, не противопоставляемые никаким другим знакам или самостоятельно образующие группы – остатки некоторых знаковых систем или знаки, созданные в небольших группах – междометия, жесты, восклицания и т.д.);

- по степени выраженности смысла: символы (форма максимально отражает значение - геральдика, эмблемы и т.д.); диакритики (нет прямой связи между формой и значением).

 

Характеристики Содержательные компоненты
С Е М И О Т И Ч Е С К И Й П О Д Х О Д
Прагматический аспект (греч. Pragma - дело, действие). Эффективность информации, восприятие, важность и полезность для аудитории - прагматическая адекватность. Условия информативности: декодируемость - понятность, доступность; небанальность - новизна, оригинальность; релевантность - общезначимость, важность для аудитории, степень соответствия ее потребностям и интересам.
Семантический аспект (греч. Semantikos - обозначаемое значение.) Связан со значением, содержанием, смыслом информации - семантическая адекватность. Структурные элементы информации: · дескриптивная-описательная - D; · прескриптивная-предписывающая - P; · валюативная-оценочная - V; · нормативная-указывающая на способ действия – N.
Синтаксический аспект ( греч. Sintaktikos - cтоящий по порядку, приводящий в порядок.) Связанный с соотношением элементов внутренней структуры информации, в частности, элементов семантического аспекта.

 

13.Виды и типы информации в журналистском тексте.
Работа с газетами!

Семантический аспект выражается в понятии «семантической адекватности» и отражает смыcл, содержание информации. Рассматривается семантическая адекватность посредством структурных элементов, в которые входят четыре основных типа информации: дескриптивная (или описательная); прескриптивная (или предписывающая); валюативная (оценивающая); нормативная (указывающая на способ действия).

Последовательность типов информации, их расположение в информационном продукте являются способом выражения тех или иных мыслей, решения тех или иных журналистских информационных задач.

Синтаксическая адекватность журналистского информационного продукта связана с упорядочиванием его структурных элементов. Их соотнесенность выражается в гармоничности самого текста, в его композиционном строении и в его идейной направленности. Синтаксическая адекватность строится на своего рода формуле текста, в которой отражаются степени соотнесенности того или иного типа информации, преобладание одного над другим.
Разнообразие вариантов построения информационных структур делает и сами информационные продукты разнообразными. А зависит это разнообразие от многих факторов, к основным из которых можно отнести факторы субъективности (личностного восприятия события); идеологичности (соответствие идеологии СМИ); технологичности (соответствии технологическим возможностям информационного процесса, связанным с техническими способами передачи информации).



2016-01-26 3023 Обсуждений (0)
Прагматическая адекватность в журналистском произведении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прагматическая адекватность в журналистском произведении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3023)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)