Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная позиция и принципы журналистской деятельности



2016-01-26 2027 Обсуждений (0)
Социальная позиция и принципы журналистской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах. Социальная позиция может быть неосознанной, формироваться интуитивно. Она может быть и слабо осознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий. Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп может стать и сознательной, хотя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже ложным. Так неверное понимание изменений, происшедших в конце XX века в структуре общества, изменений роли и значения различных слоев общества в истории возникновения новых социальных групп приводит к тому, что прежние приоритеты (например, выступление на стороне «капитала» или «пролетариата») оказываются в той или иной мере устаревшими стереотипами. Реализация же в практике журналистики подобных односторонних позиций может привести к такому выполнению журналистикой ее функций, результатом которого станет неверная ориентация аудитории в современности.

Вот почему так важно, чтобы социальная позиция журналиста была глубоко осознанной и правильно отражала бы те интересы, которые способствуют прогрессивному развитию всего общества.

Так через ясное осознание своей отражающей реалии времени социальной позиции, решительное и последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы (лат. principium- «основа, начало») журналистской деятельности. Принципиальность журналиста является одной из наиболее важных направляющих его деятельности.

Принципы относятся к той области правил и норм деятельности, которая определяет ее общий характер. Создание произведения регулируется и мерой владения жанром, и способами сбора начальных сведений, и требованиями законов композиции и т.п. Однако называть эти правила принципами некорректно. Принципы всегда лежат в основе какой-то определенной сферы человеческой практики: принцип реактивного движения положен в основу ракетостроения; принцип сохранения энергии - в основу физики; принцип невмешательства во внутренние дела - в основу межгосударственных отношений и т.д. И согласно принципам и «во исполнение» их отбираются и реализуются все более конкретные правила и нормы, способы действия, технические решения и т.п.

Таким образом, принципы строятся на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания общих законов данной сферы социальной практики, составляющих ее концептуальную базу, играющих роль упорядочивающего начала, благодаря чему определяютсяспособы подхода и методы деятельности. В принципе как бы соединяются «фиксирующее» знание высокого уровня (типа закона) и «работающее» знание, на основе применения закона задающее угол зрения и способ деятельности в практике. Образно принцип можно представить как единство «ядра» - знания и «оболочки» - метода (греч.methodos- «путь исследования»).

Поэтому, например, гуманизм как принцип для журналиста состоит не только в признании человека мерой всех вещей, в понимании взаимоотношений человека с себе подобными и с миром природы и т.д. и т.п. Главное - направленность всей его деятельности на реализацию гуманистических ценностей, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жизни, на всестороннее развитие человека, гармонизацию отношений с окружающей средой и т.д.

Разумеется, следование принципам будет плодотворным (и особенно в исторической перспективе), если в основе его лежит верное знание законов природы и общества. Правда, в ряде концепций тот или иной принцип просто постулируется или «доказывается» ложным образом (как, например, расистский принцип превосходства арийской расы, который пытался в идеологической и политической практике реализовать фашизм). Но век таких «принципов» не может быть долгим, хотя применение их способно принести большой вред. Значит, можно утверждать, что принципы верны лишь постольку, поскольку покоятся на верном знании законов. Но не менее важно, чтобы перевод «знания» в «метод» также был проведен добросовестно и точно, а реализация его была полнокровной и творческой. И если «социалистическая идея» как вековая мечта человечества при ее видимой справедливости оказалась глубоко извращенной по содержанию, а при попытке реализации привела в определенных исторических условиях к формированию методов «построения социализма по-сталински» и воплощалась с применением массовых репрессий, нарушением прав как отдельной личности, так и целых народов, то и «социалистический принцип» оказался серьезно и надолго подорванным в глазах миллионов людей.

Поскольку принципы - этотеоретико-методологические основы журналистской деятельности, естественно возникает теоретическая и практическая необходимость выяснения оснований выделения принципов в их совокупности и определения структуры системы принципов, а также их исторической динамики (генезиса и развития системы принципов в соответствии с изменениями закономерностей).

Порождающим фактором формирования системы принципов является понимание журналистом действующих в окружающем мире законов. При формировании принципов основу составляет группа фундаментальных законов генезиса, функционирования и развития мира в целом и важнейших структурных элементов жизни общества. Критерием отбора законов, необходимых для формирования системы принципов, является их всеобщность, - основанный на каждом из них принцип должен быть применим к любому рассматриваемому в журналистике явлению и проявляться в любой области и стороне журналистской деятельности. Например, объективность не может не быть принципом журналистики, поскольку все стороны жизни (от оценки политических действий до рассмотрения технических решений, от суждений об экономической и социальной целесообразности налоговой системы до анализа положения в образовании и культуре) и все творческие шаги журналиста (от постановки задачи и формулирования вопросов собеседникам до концептуально-содержательных решений и предвидимых последствий публикации) должны контролироваться журналистом «на объективность». Конечно, решения и поступки журналиста могут быть и необъективными, более того, произвольно-субъективистскими, но это означает лишь то, что он нарушает принцип и заслуживает осуждения (или даже «отлучения» от профессии). Иной вопрос - содержание принципа объективности (как и всех остальных), поскольку журналисты разных ориентации могут вкладывать в него различные, вплоть до значимо расходящихся, значения. К примеру, для представителей «правых» и «левых» сил - либералов, консерваторов или социалистов - экономические решения «центристского» правительства почти неизбежно оцениваются по-разному, притом преимущественно отрицательно.

Каковы же законы, на основе которых объективно возникают принципы? Их совокупность может выглядеть так:

  • законы природы и жизни человечества на Земле;
  • народ как большая совокупность разнообразных социальных групп;
  • массы населения (всей страны, регионов, профессий, возрастов и т.д.);
  • страна и совокупность стран мира;
  • формы государственного управления;
  • нации и интернациональные сообщества;
  • человека как субъекта всех социальных отношений.

От того, как подходит журналист к каждому из этих объектов, какую позицию по отношению к ним занимает, как судит о конкретных событиях, процессах, тенденциях жизни с учетом специфики фундаментальных «образований» действительности, складываются основы его воззрения на жизнь, методологические основы творчества.

В самом деле: если журналист не признает закономерностей общественной жизни, он оказывается на позициях субъективизма; если он не верит в роль демократии - в его собственных убеждениях начинает довлеть авторитаризм того или иного толка (аристократизм, плутократизм, меритократизм, т.е. предпочтение власти «крови», «богатства», «положения» и т.д.); если он считает какую-то расу или нацию способной играть ведущую роль в обществе, его позиция неизбежно проникается шовинистическими или националистическими чертами. И, наоборот, стремление проникнуть в закономерность жизни приводит его к объективному взгляду на реальности, вера в преимущества демократии - к демократизму, убежденность в равенстве всех людей при понимании особенностей и роли каждой нации в жизни человечества - к патриотизму и интернационализму.

От чего зависит выбор журналистом принципиальной позиции? Прежде всего от принятой социальной позиции и, далее, от ее осмысления и «разработки» на основе использования тех или иных философско-социальных концепций.

Так в соответствии с осознанием своей позиции, с выбором для себя приоритетов в представительстве интересов тех или иных групп (или всего человечества как предельно большой группы) складывается идея партийности.

Вокруг идеи партийности сразу же после ее рождения в середине XIX века и выдвижения на первый план в прессе русских большевиков в начале XX века по требованию В. И. Ленина (социалистический пролетариат должен был выдвинуть принцип партийности литературы, развить его и провести в жизнь в возможно более полной и цельной форме) развернулась и до сих пор не утихает политическая борьба. Главное возражение против идеи партийности - это то, что подчинение извне идущим требованиям (какой-либо политической партии, группы людей, идеологической концепции) ограничивает независимость журналиста, сужает или полностью ликвидирует возможности творческой свободы, вводит его в прокрустово ложе заданной концепции. Однако эти возражения чаще всего основаны либо на недоразумении, либо на сознательном извращении идеи партийности.

Термин «партийность» возник на основе латинского слова pars, partis, означающего «часть» (отсюда и «партия товаров», и «геологическая партия», и «партия в шахматы»). При этом понятно, что совсем не обязательно партийность в журналистике жестко связывать с позицией определенной политической партии. Основа партийной позиции - представительство интересов какой-либо части общества, без чего вообще немыслима деятельность журналиста, который всегда защищает (сознательно или нет) чьи-то интересы. Это могут быть и интересы частной группы (социальной - предпринимателей или рабочих; профессиональной - шахтеров или учителей; возрастной - детей или пенсионеров т.д.), и интересы всеобщей группы - народа, всего человечества (поэтому идея «соборности» или «всечеловечности» - это тоже партийная идея). При этом в открытом демократическом обществе партийная позиция не может не быть гуманистически ориентированной - это либй выступление с позиций «частной группы» при понимании забот и требований других групп, т.е. «на фоне» общечеловеческого, либо выступление с общечеловеческих позиций, но при учете специфических нужд и интересов «частных групп» как органических составляющих человечества. Иные подходы ущербны и непродуктивны.

В обществе с конкретной социальной системой, в которой находят выражение интересы различных групп, сложившаяся социальная позиция думающего, желающего максимально глубоко разобраться в сущем журналиста проявляется как отчетливое выражение интересов тех или иных групп. Партийность в «начальном» смысле и заключается в том, чтобы ясно и отчетливо определить свое место как позицию на стороне определенной группы (конечно, это может быть и совокупность групп, и общество в целом). Тем самым журналист оказывается «представителем» этой группы, притом сознательно выступающим на ее стороне.

Осознание своей позиции на стороне той или иной (или ряда, или всех) группы и аргументированное и результативное отстаивание ее автоматически требует формирования (или присоединения к уже разработанной) идеологической концепции и создания (или участия в уже созданной) партии как политической организации единомышленников. Так складываются другие две стороны партийности - идейно-гносеологическая и организационно-институциональная.

Таким образом, в законченном виде партийность включает социально-групповую, идейно-гносеологическую и организационно-институциональную стороны.

 

30. Система принципов журналистики.

Партийная позиция журналиста как единство социально-групповой, организационно-институциональной и идейно-гносеологической сторон определяет характер творческой деятельности журналиста во всех ее областях и направлениях.

Развитость партийной позиции определяется полнотой «перевода» всей системы законов, действующих в современном обществе, на язык принципов.

Партийная позиция, если широко и полно разработаны ее идейно-гносеологические основы, уже сама по себе содержит, хотя бы в «свернутом» виде, в начальной форме, основы концептуальных взглядов по всему спектру проблем общественной жизни. «Развертываясь», эти первичные идеи складываются в систему принципов, базирующихся на партийной позиции и как бы реализующих ее (эту позицию) относительно совокупности законов, базисных для принципов. Систему принципов можно представить с помощью схемы.

Принципы журналистики вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся в нее ее руководителями и сотрудниками редакций. В то же время отклонение от них ведет к изменению социальной ориентации журналистики и производимых ею эффектов. Принципы журналистики были разработаны в веке 19-м. В этот период как известно Российское государство претерпело политический перелом. Основой теории советских масс-медиа послужили многочисленные записки и утверждения Маркса, Энгельса и Ленина о роли СМИ в политичской и социальной жизни общества. Принципы советской журналистики включали: партийность, пролетарский интернационализм, социалистический патриотизм, гуманность и народность.
Для журналистов-коммунистов характерны глубокая идейность, принципиальность, наступательность, непримиримость к идейным противникам, умение применять марксистскую методологию к анализу явлений общественной жизни...
Современное российское журналистское сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики. МФЖ в середине 50-х годов приняла Декларацию принципов поведения журналиста:
1. Уважение истины и права общества на истину является первым долгом журналиста.
2. Журналист во все времена обязан защищать принципы свободы объективного сбора и публикации новостей, а также право непредвзятого комментирования и критики.
3. Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы.
4. Журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов.
5. Журналист обязан сделать все возможное для исправления или опровержения информации, если она не соответствует истине.
6. Журналист обязан считать профессиональной тайной источник информации, полученной конфиденциально.
7. Журналист обязан учитывать опасность дискриминации, которая может возникнуть для человека из-за деятельности средств массовой информации. Он должен делать все возможное, чтобы не допускать даже невольного стимулирования дискриминации, в частности, по признакам расы, пола, сексуальной ориентации, религии, политических и других убеждений, а также национального и социального происхождения.
8. Журналист обязан считать недопустимыми следующие нарушения профессиональной этики:
- плагиат;
- намеренно неверную интерпретацию;
- измышления, клевету, ложные обвинения;
- получение взятки в любой форме в качестве оплаты за публикацию или сокрытие информации.

31. Журналист как субъект творческой деятельности
Журналист как субъект творческой деятельности
Профессия журналиста относится к социономическому разряду. Результат работы журналиста зависит во многом от уровня развития проф. качеств субъекта деятельности.
Субъект жур. деятельности - индивид, совершающий действия по поиску, переработке, распространению информации. Субъект – один из трех основных компонентов деятельности. Им может выступать и журналистское сообщество, когда процессы взаимодействия субъекта и объекта рассматриваются на уровне системы: СМИ – массовая аудитория.
Деятельности:
1) индивидуальная (авторская) деятельность (субъект-объект);
2) коллективная (общность субъектов-объект);
3) общественно-профессиональная (субъект – сообщество).
Задачи субъекта жур. деят.:
1) Коммуникативные задачи предусматривают постановку вопросов, связанных с общением и иными формами взаимодействия;
2) Познавательные задачи направлены на постижение сущностных характеристик действительности; 3) Организационные (вместе с 2 предыдущими) помогают сопоставить и отразить необходимые подходы, алгоритмы и методы, требующиеся для решения. Решение приходит к субъекту, исходя из целевых установок профессионального творчества.
Цели журналиста:
1) Достижение результатов по созданию информационной картины мира
2) Объективация в процессе деятельности и освоению ее духовно-практической природы.
) Освоение журналистского способа деятельности
4) Постижение двойственности новизны (открытие нового в предметном знании и изменения в самой журналистике)
Требования к журналисту как к субъекту деятельности:
1) выполнять творческую продуктивную деятельность (субъективной или объективной новизны)
2) владеть методиками и технологиями исследования реальной конкретной ситуации;
3) использовать приемы различного анализа в системе профессиональной творческой деятельности; 4) владеть приемами и способами журналистской деятельности;
5) выполнять заданий разного рода сложности;
6) использовать навыки авторской правки и доработки


Важными для журналистики являются социологический, социально-коммуникативный и психолого-педагогический аспекты.

Профессия журналиста относится к социономическому разряду и поэтому налицо прямая связь между творческим характером профессиональной журналистской деятельности и профессиональными требованиями с личностными особенностями журналиста. Ведь результат работы журналиста зависит во многом от уровня развития профессиональных качеств субъекта деятельности.

Обобщенно субъект журналистской деятельности определяется как индивид, совершающий действия по поиску, переработке, распространению информации. Субъект – это, по мнению философов и психологов, один из трех основных компонентов деятельности.[5] Субъект журналистской деятельности, таким образом, – это индивид (журналист) или группа (в данном случае журналистский коллектив – творческая группа). Также в качестве субъекта журналистской деятельности может выступать журналистское сообщество – корпоративное (профессиональное) объединение, когда процессы взаимодействия субъекта и объекта рассматриваются на уровне системы: средства массовой информации – массовая аудитория.

С опорой на эту классификацию в журналистике выделяются деятельности: 1) индивидуальная (авторская) деятельность, которая разворачивается в пространстве субъект-объект; 2) коллективная (или творчески-групповая), предполагающая вовлечение в пространство субъект-объект некой общности субъектов, объединенных единой целевой установкой, задачами и направленностью на определенный результат; 3) деятельность общественно-профессиональная, отражающая стандарты и цели профессии в контексте отношений субъект – сообщество.

Субъект журналистской деятельности решает особые задачи, объединенные в три группы: коммуникативные, познавательные и организационные.

Коммуникативные задачи предусматривают постановку вопросов, связанных с общением и иными формами взаимодействия; познавательные задачи направлены на постижение сущностных характеристик действительности; организационные объединяют и коммуникационные и познавательные и помогают сопоставить и отразить необходимые подходы, алгоритмы и методы, требующиеся для решения. Решение приходит к субъекту, исходя из целевых установок профессионального творчества.

К чему стремится журналист, выполняя свои профессиональные обязанности?

1.К достижению определенных результатов по созданию информационной картины мира, что определяет социальную целесообразность профессиональной деятельности.

2. К объективации в процессе деятельности и освоению ее духовно-практической природы, что позволяет выделить в основной проблемной ситуации особые характеристики – актуальность, сиюминутность, общественно-исторический и индивидуально-психологический характер.

3. К освоению журналистского способа деятельности, который многопланов и сочетаем. Главной особенности данного способа является сочетаемость типических и индивидуальных черт: субъект в процессе выполнения своих профессиональных действий использует типические характеристики деятельности и включает индивидуальные методики, созданные в процессе опытного освоения профессионального поля.

4. К постижению двойственности новизны, возникающей при профессиональной деятельности: с одной стороны, открытие нового в предметном знании, а с другой стороны новое связано с изменениями в самой жур5. налистике.

К самобытности и высокому качеству продукта труда журналиста – текст должен вписываться в общую информационную картину издания и в то же время отражать специфические черты автора.

Таким образом, можно выделить несколько основных требований к журналисту как к субъекту деятельности, которые отражают профессиональную специфику журналистики. К ним относятся:
1) журналист должен выполнять творческую продуктивную деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны;
2) владеть методиками и технологиями исследования реальной конкретной ситуации;
3) использовать приемы и методы разного рода анализа в системе профессиональной творческой деятельности;
4) владеть приемами и способами журналистской деятельности, умело используя типические и индивидуальные возможности;
5) участвовать в выполнении заданий разного рода сложности;
6) сформировать и использовать навыки совершенствования продукта творческой деятельности – авторской правки и доработки

Субъект по структуре многоаспектен. Наиболее важными для журналистики являются социологический, социально-коммуникативный и психолого-педагогический аспекты.

В контексте социологического подхода субъект «правомерно рассматривать как определенное социальное образование, включающее в себя совокупность некоторых подструктур, общим качеством которых является участие в различных этапах процесса планирования и создания материалов, а также в организации и контроле их распространения»[6]. Субъект представлен следующими образованиями: «издатель» (те социальные институты, в задачи которых входит общее руководство СМК и СМИ); «коммуникатор» (непосредственно сам журналист в разных деятельностных характеристиках и ролевых параметрах).

Социально-коммуникативный аспект определяет специфику журналистской практики как процесса моделирования. В основу его положен процесс восприятия информации аудиторией, что происходит персонифицировано.

В рамках коммуникационной деятельности субъект занимает несколько позиций и по отношению к аудитории (объекту) и по отношению к предмету исследования (согласно коммуникационным теориям – сообщению). Всегда процесс коммуникации определяется как процесс взаимодействия, требующий достаточной активности от всех сторон, участвующих в нем. Процесс коммуникации может быть охарактеризован коммуникационными отношениями, которые представляют собой социальные и психологические отношения между коммуникантами и реципиентами.[7]

Социальные отношения определяются как включающие в себя характеристики социальных ролей или статусов общающихся и характеристики коммуникационной ситуации, в которой протекает коммуникация. Психологические отношения зависят от «взаимного восприятия партнеров, их понимания, доверия или, напротив, враждебности друг к другу».[8] Отсюда важными становятся социальные роли, имидж (внутренний и внешний), проекция, т.е. перенос собственных психических состояний и качеств на партнера. Профессиональная уверенность журналиста может быть выражена в таких характеристиках, как ориентация в коммуникативных схемах, представление об имиджах (собственном в том числе), тематическая и предметная ориентация и управление информационными ситуациями.

Психолого-педагогический аспект позволяет обозначить проблему стимулирования творческого поведения субъекта в общей системе профессиональной деятельности. Исходя из того, что профессиональная деятельность определяется как многонаправленная, характер субъектной деятельности также многонаправленный, придающий журналистике черты социальности, стадиальности, комплексности в решении организаторских, редакторских и корреспондентских задач.

Многонаправленность деятельности в журналистике лежит в основе характеристик действий субъекта – журналиста. Во-первых, это комплексный характер его деятельности, то есть сочетание нескольких видов – литературной (деятельность по созданию текста – основного продукта творчества журналиста, именно она определяет главное авторское начало труда журналиста), редакторской (предполагает правку и доработку авторских текстов) и организаторской (включает массовую работу с аудиторией). Во-вторых, это индивидуально-коллективный характер труда, что позволяет говорить о двойственности журналистской деятельности. «С одной стороны, он … создает литературное произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями. С другой стороны, его материал является лишь одним из элементов в общем «концерте газеты», в системе газетного номера, который создается коллективно, всей редакцией».[9] В-третьих, это производственно-творческий характер журналистского труда, что проявляется в положении о том, что деятельность журналиста столь же свободна, сколько подчинена производственному процессу выпуска газеты, журнала и т.д. В-четвертых, это непрерывный характер труда, что выражается в ненормированном рабочем дне и т.п.

Субъект журналистской деятельности обладает рефлексивными характеристиками: критичностью мышления; способностью к обоснованию; дискуссионностью или предрасположенностью к дискуссии; адекватностью в области самооценок.

32. Структура системы СМИ: общая характеристика.

В развитии СМИ процесс увеличения кол-ва изданий подавлялся, одни сми появлялись, другие уничтожались, остались те, которые нашли свою информационную нишу и заявили себя опред. типом издания. Тип изданий и программ определяется устойчивой совокупностью комплекса харктерных черт, появляющихся под действием типообразующих факторов. Для опред. структурных компонентов примен. два типологических подхода.
С первым введены исторические типы журналистики. Со вторым опред. социальные типы журналистики - СМИ гражд. общества, гос. СМИ и гос-общественные СМИ.
При формировании системы СМИ основных социальных типов движущими силами выступает несколько факторов:
1) в журналистике должны быть представлены все социальные позиции. Каждый должен отстаивать свою точку зрения. при рассмотрении всех точек выносится консенсус. Каждое мнение должно быть доведено до адресата, иначе нарушается демократизм.
2) совокупность изданий и программ должны создать максимально полную картинку действительности. Поэтому в жур появляется море изданий и программ.
3) нужды и особенности аудитории в соответствии с её соц. положением, ориентациями, потребностями. Разнообразие взглядов порождает ко-во изданий и их различность.
Значение имеет расчётный масштаб региона распространения. В соврем. появлется всё больше мировых изданий. Характер СМИ зависит и от периодичности. Соответствующим образом формируется и творческое лицо издания и программы.Типологические черты связаны с жанровыми предпочтениями.
Оптимальная структура системы тогда, когда будет сформирована совокупность изданий и программ, из которой каждый представитель аудитории сможет выбрать необходимую информацию. Все факторы формирования структуры системы СМИ действуют как единое целое.
Общенациональные издания и программы о своему типологическому облику очень своеобразны. Объединяющими начала явл. только регион и тематическое поле.
По характеру обращения к тематическим пластам выделяют универсальные, многопрофильные (связанные одним большим напралвением) и специализированные СМИ.
Типологические черты районной прессы сходны с особенностями областных изданий. У районной газеты нет соратников и конкурентов.

33. Инфраструктура системы СМИ.

инфраструктура (лат. infra- «под», «ниже» + «структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, предоставляет газетам, журналам, телерадиоорганизациям все необходимое для их успешной деятельности - информацию, средства связи, технику и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без такой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятельность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, контроль за деятельностью СМИ и т.д. В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналистики, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при нарушении законодательных актов.

Инфраструктура - система жизнеобеспечения деят. жур., снабжает издания - информацией, техникой..., а потребителей - информац. продукцией. Инфраструктура системы СМИ представлена целым комплексом институтов, обеспечивающим емкость и скорость передачи информации основными структурными элементами системы.
В инфраструктуру системы СМИ включаются:
- информационные агентства и службы, обеспечивающие доступ к информации всем СМИ;
(сбор и обработка информации, распределение по СМИ, иногда выступают учредителями СМИ, возникли ещё до газет, некоторые издания появлялись на их основе, крупные агенства появились в XIX в., ранее предоставляли информацию СМИ за плату (с ссылкой на источник), передаваемая информ. по телеграфу была краткой)
- рекламные агенства и сл для специализированной информации и обеспечивающие ею СМИ;
-Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со средствами массовой информации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Таковы, в частности, пресс-служба Президента или пресс-центр МИДа России. VIP-персоны нередко имеют пресс-секретарей.

Ведомственные пресс-центры являются посредниками между СМИ и подразделениями данного ведомства и действуют по нескольким направлениям.

Работники пресс-центров (в большинстве своем профессиональные журналисты, специализирующиеся по тематике ведомственной деятельности) консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности. В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые различным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнительной, отвечающей требованиям редакции обработки. Разумеется, в данном случае необходима ссылка на источник. Кроме того, пресс-центры направляют в различные газеты, журналы, редакции радио и телевидения специально подготовленные ими для публикации материалы. По заказу или по согласованию с руководством тех или иных СМИ в пресс-центрах готовят специальные подборки и даже полосы. Журналисты пресс-центров в силу широкой информированности и высокой компетентности в данной области нередко оказываются предпочитаемыми авторами. При этом важно помнить, что, являясь работниками ведомства, они могут быть склонны к одностороннему, «ведомственному», подходу в освещении тех или иных проблем, а сами ведомства через сотрудников своих пресс-центров могут заниматься саморекламой (причем не вполне добросовестной).

Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане). Пресс-центры информируют об этих материалах руководство и заинтересованных лиц, следят за реакцией и принимаемыми в подразделениях мерами, помогают в случае необходимости готовить ответные выступления от имени ведомства или его официальных лиц.

Во время важных политических форумов, общественных кампаний, крупных спортивных соревнований и т.д. помимо постоянных пресс-центров создаются временные. Они проводят аккредитацию прибывающих на эти мероприятия журналистов, собирают и распространяют большой объем информации, выпускают пресс-релизы, ведут работу с аккредитованными корреспондентами.

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (так обычно переводят с англ. термин public relation, часто используется аббревиатура PR). Но их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны. Их основная задача - создание и распространение привлекательного образа (имиджа) «заказчиков», которыми выступают различные организации политического, экономического, культурного, религиозного, научного характера, отдельные политические деятели, предприниматели, менеджеры, ученые, артисты и т.д. и т.п. Цель этих служб - налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи. Лицо (например, президент страны) или организация могут организовать свою собственную службу связи с общественностью, но могут обратиться и в службу, принимающую заказы на временное или постоянное «обслуживание» за соответствующую плату.

К информационной инфраструктуре журналистики прямое отношение имеют также рекламные агентства, принимающие заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.

Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики участвуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ. Это киностудии документальных и художественных фильмов, «Мультфильм» и др.; звукозаписывающие фирмы; различные хранилища - библиоте



2016-01-26 2027 Обсуждений (0)
Социальная позиция и принципы журналистской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная позиция и принципы журналистской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2027)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)