Журналистика в системе социальных институтов
Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия. Журналистика – один из важнейших социальных институтов: - наука о журналистике; - учебные дисциплины (специальность «Журналистика». -наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры); - профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ); - профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.); - национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка); - система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94). Основные социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества. Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - "плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства). СМИ как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе. Журналистика в этой связи рассматривается как духовно идеологическая сфера влияния, осуществляющая «проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей»[1]. Механизм этого давления получил название диффузного, так как налицо идеологическое влияние журналистики, которое проявляется в системе воздействия на общественное мнение, распространяясь на все подструктуры и структуры общества. И вольно или невольно к мнению прислушиваются, хотя и нет четкой директивы относительно обязательности реакции на это мнение. Но СМИ выступили, общество получило долю информации, и началась выработка общественного мнения по данному вопросу. При этом выделились четкие линии воздействия – конкретные институты власти или общественные организации, политические структуры или экономические объединения – все они находятся под прицелом СМИ, а значит – под прицелом общественного мнения. И подсознательно любой из представителей этих организаций прислушивается к тому, что говорят и пишут СМИ, демонстрируя это своим поведением. 16.Журналистика как фактор социального управления.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |