Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Журналистика в системе социальных институтов



2016-01-26 961 Обсуждений (0)
Журналистика в системе социальных институтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.

Журналистика – один из важнейших социальных институтов:

- наука о журналистике;

- учебные дисциплины (специальность «Журналистика».

-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);

- профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);

- профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);

- национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка);

- система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94).

Основные социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества.

Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - "плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства).

СМИ как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе. Журналистика в этой связи рассматривается как духовно идеологическая сфера влияния, осуществляющая «проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей»[1]. Механизм этого давления получил название диффузного, так как налицо идеологическое влияние журналистики, которое проявляется в системе воздействия на общественное мнение, распространяясь на все подструктуры и структуры общества. И вольно или невольно к мнению прислушиваются, хотя и нет четкой директивы относительно обязательности реакции на это мнение. Но СМИ выступили, общество получило долю информации, и началась выработка общественного мнения по данному вопросу. При этом выделились четкие линии воздействия – конкретные институты власти или общественные организации, политические структуры или экономические объединения – все они находятся под прицелом СМИ, а значит – под прицелом общественного мнения. И подсознательно любой из представителей этих организаций прислушивается к тому, что говорят и пишут СМИ, демонстрируя это своим поведением.

16.Журналистика как фактор социального управления.
Массово-информ. деят. имеет управлеченское воздействие на систему взглядов и представлений, направ-ость поведения адресата. Информируя, журналистика руководит потребителем информации.
Управление - воздействие, изменяющее структуру и состояние объекта, испытывающего воздействие.
Поставленные задачи жур. выполняет длительно время, и, поскольку при выполнении одной задачи возникают другие, процесс управления длится бесконечно.
Журналистика в управлении не одинока и не всесильна, многое зависит от активности аудитории.
Управление не носит жёстко обязательного характера, т.к. сам человек формируют свою систему представлений об окр. мире.
Если СМИ действуют высокоэффективно согласовано и консолидированно, сила их влияния возрастает.
Управляющие возможности журналистики высоки, журналист должен осозновать свою личную ответственность за то, как формируется сознание аудитории.
Управляющиее участие жур. в общ-полит жизни влияет на решения различными соц. институтами и на мир сознания и направ. поведения массовой аудитории. Это два направления "четвёртой власти", ведь управление и есть власть.
Для реализации требований информированности общества должны быть юридически закреплены права на информацию, информационную прозрачность, гласность деятельности соц. институтов, открытость офиц. лиц, расширение доступа журналистов к источникам информ...
Влияение на соц процессы зависит от соц. позиции журналиста:
1) Консервативная позиция (укрепление сущ. порядка вещей, поддержка состояния массового сознания);
2) Реакционная позиция (способствовать попятному движению структур и мас. сознания к регрессу);
3) Прогрессивная позиция (борьба за преобразование в важных сферах деят. человека к прогрессу);
Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения обществ. сил. Для воздействия на население враждебной стороны широко использовалась дезинформация. Она является особым типом информации, где имеется неадекватность текстов (семантическая, синтакс., прагматич.), которая создаёт в аудитории ложную систему ориентаций, формирует неверную картину действительности. Св-ва дезинформации: прямая ложь, "полуправда", распростр. слухов.
В "холодной войне" применялись св-ва дезинформации в информац. войне.
Для регулирования войн возникает вопрос об информационной безопасности. Условие и фактор - обеспечение действительной информиров-сти "потребителей" МИ и охрана её от влияния дезинформирующего воздействия.



2016-01-26 961 Обсуждений (0)
Журналистика в системе социальных институтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Журналистика в системе социальных институтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)