Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеологические функции журналистики



2016-01-26 1093 Обсуждений (0)
Идеологические функции журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок




Идеология – это учение об идеях (от греч. idea – мысль, понятие и logos – слово, учение). Идея - знание о каком-то предмете или явлении, соединенное со стремлением к действию. В условиях существования множества идей формируются идеологии, между которыми возникает борьба за влияние на массы. Идеи мб верными и неверными. В соответствии с интересами верные могут считаться неверными и наборот.

Выделяют несколько явлений, характеризующих состояние идеологии на том или ином этапе развития государственных отношений.

Деидеологизация – когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться.

Реидеологизация – когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется вернуть идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме.

Переидеологизация – в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие.

Таким образом, идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию статус кво или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Идеологические представления лежат в основе массового сознания, на которое оказывает воздействие журналистика. Структуру массового сознания часто представляют в виде модели, напоминающей резерфордову модель атома. Это совокупность четырех основных взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения; миросозерцания; исторического сознания; общественного мнения.

Роль ядра отведена двум наиболее устойчивым компонентам – мировоззрению и миросозерцанию. Вокруг ядра концентрируется система развивающихся исторических представлений. Внешнюю оболочку составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения.

Мировоззрение является системой обобщенных представлений о мире и включает представления о концепции жизни разных слоев населения, их взглядах на историю и современность и путях социального прогресса.

Миросозерцание – модель действительности, но в отличие от мировоззрения не на рационально-понятийной основе, а на эмоционально-образных картинах. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, ориентирующая людей в личностных воплощениях и раскрывающая типы социального поведения в определенных жизненных обстоятельствах.

Историческое сознание – представления об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций – то есть о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.

Общественное мнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления жизни. Оно «постоянно в непостоянстве» в силу текучести перемен, происходящих в современном мире.

Общественное мнение может быть охарактеризовано с точки зрения субъекта, объекта, предмета, функций, выполняемых в обществе. Субъектом общественного мнения или носителем общественного мнения выступает как общество в целом, так и его социальные группы, страты или классы. Они, в свою очередь, могут иметь градацию на основании национальности, возраста, профессиональных интересов и т.д. В качестве объекта общественного мнения выступают практически все сферы жизнедеятельности общества, что подчеркивает его соц

 

 

иальную направленность. Отсюда вытекает и особый характер предмета – факты и события текущей действительности, которые отличаются общезначимостью и сверхактуальностью, злободневны и общеинтересны.

Общественное мнение выполняет следующие функции:

экспрессивную (формирование эмоционального фона с целью выделения активного отношения к тому или иному событию, что позволяет представить события выпукло);

контрольную (инспектирование событий, подвергающее их строгой отчетности и делающее их прозрачными);

консультативную (формирование системы консультативных мер по устранению проблем и недостатков);

директивную (разработка и прямое указание на необходимость принятия решения по конкретному поводу).

Таким образом, общественное мнение стимулирует все социальные институты к принятию решений и совершению действий, в том числе и управленческого характера. Общественное мнение служит управлению социальными проблемами, социальными институтами и социальной системой в целом.Общественное мнение выражается в системе знаний, оценок, которые представляются средствами массовой информации, культивируются ими и корректируются.

В этом процессе центральная роль принадлежит массовой информации. Именно она поддерживает и направляет круговорот мнений. И в этом – функциональные особенности массовой информации, порождаемой и передаваемой обществом средствами массовой информации.

К наиболее важным функциям массовой информации в современном обществе относят функцию ранжирования и аккумуляции. Аккумулируются сведения об определенных данностях – характеристиках объектов, с целью приведения их в соответствие с некоторой статистической нормой. Ранжируются представители общественного сознания и общественного мнения, особенно на уровне их информированности об образе потребления.

 

Материалы обращенные к ОМ составляют основу в структуре газет и программ радио и телевидения. Иногда, чтобы сообщать важнейшие, только что полученные сообщения, прерываются другие передачи. В хорошо ведущихся СМИ остальные материалы не просто заполняют номер газеты, а примыкают к материалам по ОМ, активно взаимодействуют с ними. Формирование глубинных компонентов массового сознания идет через общественное мнение. И в тоже время, в журналистике идет сцепление материалов, аппелирующих к мировоззрению, миросозерцанию и историческому сознанию , к проблемам, волнующим общественное мнение. Таким образом, сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности , выражающейся в ФОРМИРОВАНИИ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ МАССОВГО СОЗНАНИЯ И СОСОБЕННО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.



2016-01-26 1093 Обсуждений (0)
Идеологические функции журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеологические функции журналистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)