Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические условия и факторы свободы СМИ



2016-01-26 2003 Обсуждений (0)
Экономические условия и факторы свободы СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Для реализации творческой свободы необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Затраты на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудников требует наличия у учредителя соответствующих средств или возможности получить кредит. Альтернативным вариантом является поиск состоятельного соучредителя (спонсора). В результате часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.

Функционирование СМИ в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источники доходов СМИ: доходы, получаемые от потребителей информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки); плата за размещение рекламы (до 80% доходов СМИ).

СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. СМИ при использовании средств госбюджета должны с максимальной объективностью представлять существующие точки зрения, а культурно-рекреативную деятельность вести в интересах всех слоев общества. Государство располагает широкими возможностями, чтобы воздействовать на экономическое положение СМИ: налоговая политика, льготы, льготные тарифы на покупку необходимых материалов, транспорт, связь, распределение госрекламы и т.д. Конечно, все многообразие форм вмешательства государства в СМИ избирательно – преимущество обычно отдается тем, чьи позиции более отвечают предпочтениям господствующих сил.

 

Пресса работает в рыночных условиях и поэтому рынок становится тем фактором, который не только определяет законы деятельности СМИ, но и оказывает существенное влияние на них. Давление рынка наблюдается во всех отношениях. Это и давление на процесс производства информации – основного продукта деятельности СМИ, который полностью подчинен законам конкуренции и сегментации. Это и давление на качественные характеристики информационного продукта. Став товаром, информация должна соответствовать тем характеристикам, которые делают ее продаваемой.

Иными словами, количество и качество произведенной информации прямо пропорционально возможности получения прибыли от ее продажи. Поэтому под давлением рынка производители решают какую информацию нужно производить, для кого и на каких условиях. Качественные характеристики зачастую не зависят от ценностных. Напротив, смещение ценностных ориентиров происходит в сторону сиюминутных потребностей, в основе которых лежат секс, эротика, криминал, бытовые скандалы и пр.

Также рынок оказывает давление и на внедрение и развитие новых технологий. Корпорации, которые доминируют в информационной индустрии, придерживаются рыночных принципов в построении рыночной политики. Она такова, что для производства выбираются те технологии и продукты, которые окупаются и производство которых будет наиболее выгодно. Поэтому говорить о том, что информационные технологии свободны от социальных влияний, особенно при внедрении их в деятельность системы средств массовой информации, нельзя.

В последнее время приходится констатировать значительный рост количества информации, поставляемой системой СМИ на рынок. Это еще раз свидетельствует о том, что велико значение рыночных факторов в процессе ее производства и распространения. А если мы коснемся качественных характеристик поставляемой информации, то очевидным становится тот факт, что большая часть ее носит неконструктивный – не образовательный характер. Деструктивность информации подобного рода состоит в том, что она не несет полной и достоверной картины действительности, а создает нереальную действительность, бегство в которую для многих потребителей становится способом решения личностных проблем. Принцип эскейпизма возрожден в системе рыночного регулирования процесса производства массовой информации.

Реклама, как фактор и способ маркетинга в системе СМИ занимает ведущее место и замещает истинно журналистскую информацию, создавая продукт, отличный от специфического массово-информационного текста, несущий задачи презентации и продажи товара. Рынок подчиняет многие СМИ своим законам, и лишь часть из них выдерживает это давление и действительно свободно в выборе информационной политики и линии информационного поведения.

 

СМИ могут противостоять давлению, обращаясь за поддержкой к тем социально-экономическим институтам, чьи позиции им близки. Другой вариант – создание объединений. Путь к экономической независимости лежит через создание концернов или холдингов, сосредотачивающих под одной крышей ряд информационных институтов. Зачастую происходит сращивание концернов с другими сферами бизнеса, что позволяет выпускать убыточные издания за счёт высокоприбольности других областей своей деятельности. Но подобная эконом. независимость может привести к потере информац. независим. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ (создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием).



2016-01-26 2003 Обсуждений (0)
Экономические условия и факторы свободы СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические условия и факторы свободы СМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2003)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)