Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «четвертая власть»



2016-01-26 972 Обсуждений (0)
Понятие «четвертая власть» 0.00 из 5.00 0 оценок




В контексте воздействия журналистики на становление и развитие социальных общностей важным становится понятие «четвертая власть». Это широко распространенный термин, который представляет отношение общества к журналистике и отражает сущностные особенности журналистики как социального института.

Журналистика в этой связи рассматривается как духовно идеологическая сфера влияния, осуществляющая «проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей»[3]. Механизм этого давления получил название диффузного, так как налицо идеологическое влияние журналистики, которое проявляется в системе воздействия на общественное мнение, распространяясь на все подструктуры и структуры общества. И вольно или невольно к мнению прислушиваются, хотя и нет четкой директивы относительно обязательности реакции на это мнение. Но СМИ выступили, общество получило долю информации, и началась выработка общественного мнения по данному вопросу. При этом выделились четкие линии воздействия – конкретные институты власти или общественные организации, политические структуры или экономические объединения – все они находятся под прицелом СМИ, а значит – под прицелом общественного мнения. И подсознательно любой из представителей этих организаций прислушивается к тому, что говорят и пишут СМИ, демонстрируя это своим поведением.

Термин впервые употребил Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо . Первое печатное упоминание всовременном смысле — Томасу Маколею. словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе»[1]:

И осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.

Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти[2]. Англоязычный же термин - англ. Fourth Estate, дословно означающий «четвёртое сословие», является намеком на три сословия европейского средневековья - дворянство, духовенство и простой люд.

Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.

 

26. Политическая культура журналиста.

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт определяется и по отношению к международной политике, и по отношению к внутренней политике.

Как и в любой отрасли теоретического знания, в этом направлении выделяется по крайней мере две кардинально отличающихся теории политической культуры. Первая представляет политическую культуру как субъективное содержание политики. Такие ученые как Г. Алмонд, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Л. Диттмер подразумевают под политической культурой всю совокупность духовных явлений и символов, обобщенно характеризующих субъективный контекст властно-политических отношений.

Вторая теория характеризует политическую культуру как проявление нормативных требований, совокупность типичных образцов поведения и способ политической деятельности (С. Вайт, Дж. Плейно, У. Розенбаум). Таким образом, в этом контексте политическая культура определяется как явление, базирующееся на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности[4].

Политическая культура журналиста также складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. С учетом внешних факторов складываются общие – гражданские – предпочтения журналиста в сфере общественных интересов и действующих в обществе закономерностей. Здесь важна теоретическая оснащенность знаниями в области развития политических и социальных структур общества в целом: государства, властных отношений в обществе, формах политической жизни; элементах политического устройства и т.д. С учетом внутренних факторов складываются профессиональные предпочтения журналиста в сфере политической практики и особо – политического анализа.

Политической культуре журналиста свойственны определенные функции. Основные из них:

идентификации, способствующей пониманию журналистом своей профессиональной групповой принадлежности и определении приемлемых для него способов участия в выражении и отстаивании интересов определенной социальной группы;

ориентации, обозначающей стремление журналиста к смысловому отображению политических явлений и пониманию своих возможностей при реализации прав и свобод определенной социальной группы;

социализации, характеризующей процесс обретения журналистом навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в системе власти гражданские права, политические функции и интересы;

коммуникации, позволяющей участвовать и организовывать взаимодействие всех субъектов и институтов власти с использованием креативных и стереотипических форм общения в СМИ.

Являясь полиструктурной, политическая культура журналиста может быть представлена как многоуровневая система, включающая мировоззренческий, гражданский, собственно политический и профессиональный уровни. Мировоззренческий уровень характеризуется процессом встраивания представлений журналиста о политике в свою индивидуальную картину мира; гражданский уровень позволяет идентифицировать журналисту собственные возможности, права и интересы и выработать качественно новое понимание своего политического статуса. Собственно-политический уровень способствует выработке журналистом отношения к конкретным формам политического правления, своим союзникам и оппонентам, к различным политическим силам и политическим ценностям. Профессиональный уровень позволяет на базе знания социальной структуры общества с учетом принятой журналистом социально-философской концепции выработать представления об экономических интересах и потребностях групп общества и общества в целом, определить структуру и иерархию политических ценностей, понять характер расстановки политических сил и нормы политической деятельности.

Как использовать власть для эконом. развития - признак владения полит. культурой
Конкретные формы системы полит. ценностей складываются в цельное представление о существующем полит. режиме
Ещё звено полит. культуры - представления о политических силах, субъектах политики.
Непосредственно же политическими субъектами явл. политические лидеры.
Требования к полит.культуре журналиста: знание соц. структуры общества, представления об эконом. интересах групп и общества, опред. структуры полит. ценностей, понимание главных полит. сил, представление о нормах полит. деят., кодекса поведения в обществен. жизни.

Наиболее важными свойствами политической культуры журналиста являются способности выражать интересы рядовых граждан и убедить общественность в том или ином мнении. Иными словами, политическая культура строится на лидерских качествах журналиста. В основе ее лежит постоянный политический анализ явлений действительности.

Е.П. Прохоров предлагает выделить несколько основных шагов политического анализа в журналистике. Каждый из них предполагает осуществление той или иной операции, раскрывающей политическую сущность события или явления действительности.

Первый шаг – характеристика явления в рамках определенной социальной системы в соответствии с представлениями у журналиста о справедливости. Журналист оказывается на стороне той или иной социальной группы и оценки свои делает исходя из потребностей или интересов этой группы.

Второй шаг – определение системы требований, выдвигаемых к различным политическим институтам и социальным силам. Это делается с целью изменить существующее положение вещей, часто являющееся проблемным и требующим разрешения.

Третий шаг – выработка представлений о системе политических акций, ведущих к достижению поставленной цели.

Шаги должны быть последовательными и носить полный характер, отражающийся в совокупности выводов и предложений, сделанных журналистом в материале или целой серии выступлений.

К политической культуре журналиста применим и типологический анализ. В основании типологии политических культур журналиста могут лежать следующие факторы: специфика разнообразных политических систем; типы ориентации журналиста в политической игре (индивидуальный, моралистский, традиционный, нейтральный); открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей; внутренняя целостность культурных компонентов; идеологические различия и т.д.

В условиях развития современных массовых информационных средств типы политической культуры журналиста могут определяться и на общих основаниях, универсализируясь. Кардинальными здесь являются два основных типа: рыночный (журналистская рыночная политическая культура представлена пониманием политики как бизнеса и рассматривается в качестве свободного обмена деятельностью граждан) и этатистский (журналистская политическая культура демонстрирует политическое участие индивида в организации политической жизни и демонстрирует главенствующую роль государственных институтов).

27. Политический анализ в журналистике.
Наиболее важными свойствами политической культуры журналиста являются способности выражать интересы рядовых граждан и убедить общественность в том или ином мнении. Иными словами, политическая культура строится на лидерских качествах журналиста. В основе ее лежит постоянный политический анализ явлений действительности.

Е.П. Прохоров предлагает выделить несколько основных шагов политического анализа в журналистике. Каждый из них предполагает осуществление той или иной операции, раскрывающей политическую сущность события или явления действительности.

Первый шаг – характеристика явления в рамках определенной социальной системы в соответствии с представлениями у журналиста о справедливости. Журналист оказывается на стороне той или иной социальной группы и оценки свои делает исходя из потребностей или интересов этой группы.

Второй шаг – определение системы требований, выдвигаемых к различным политическим институтам и социальным силам. Это делается с целью изменить существующее положение вещей, часто являющееся проблемным и требующим разрешения.

Третий шаг – выработка представлений о системе политических акций, ведущих к достижению поставленной цели.

Шаги должны быть последовательными и носить полный характер, отражающийся в совокупности выводов и предложений, сделанных журналистом в материале или целой серии выступлений.

 



2016-01-26 972 Обсуждений (0)
Понятие «четвертая власть» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «четвертая власть»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)