Государственное управление с позиций дженерализма, политической и экономической науки
ГУ с позиции дженерелистского подхода рассматривается как разновидность менеджмента. Еще раньше такие классики как Вильсон, Гуднау говорили, что для понимания того, как работает любое правительство, необходимо знать, как работает система управления вообще. В этой связи здесь ключевое слово – организация. Организация– едина, что в ГУ, что в корпоративном управлении, поэтому требования практически те же самые. В рамках этого подхода выделяются 4 особенности управления применительно к ГУ: 1) Первое требование построения любой управленческой системы – четкое определение приоритетов. От целеполагания к приоритетам. Первое требование для построения нормально работающей управленческой системы. 2) Второе требование. Система ГУ, как любая система управления должна быть способна разрешать конфликты, конфликтные ситуации и находить способы выхода из них. 3) Третье требование к построению управленческой системы – это адаптация. Система должна адаптироваться к внешней среде, быстро меняться, чтобы выполнять требования среды и быть способной на инновации. 4) Четвертое требование – это система ответственности по отношению к объекту управления. В данном случае социальная система. Если 4 эти требования выполняются, то тогда общеуправленческая система может хорошо работать, выполнять свои задачи. В этом случае, можно говорить о хорошем ГУ.
ГУ с позиции экономической наукиотталкивается от задачи, которая возникает перед государством, связанные с регулированием рыночных отношений. За основу берется неоклассическая система оценки изъянов рынка. Рассмотрение теоретических оснований для выявления возможных масштабов государственного регулирования экономики и в целом сферы государственного управления начинается с концепции совершенной рыночной конкуренции, включающей большое количество фирм, стремящихся максимизировать прибыль, и потребителей, стремящихся максимизировать полезность. При определенных условиях самомотивированное поведение этих экономических акторов ведет к такому состоянию производства и потребления, которое является эффективным в определенном смысле: невозможно изменить это состояние таким образом, чтобы улучшить положение какого-либо индивида без ухудшения положения другого индивида (эффективность по Парето). Обстоятельства частного выбора, нарушающие основные положения экономики совершенной конкуренции и поэтому вмешивающиеся в эффективность производства или потребления, называются изъянами рынка: общественные товары; несовершенство конкуренции (естественные монополии); внешние эффекты; информационная асимметрия. 1) Общественные товары противостоят частным благам, которые удовлетворяют индивидуальные потребности; их производство и потребление основано на рыночных механизмах, т.е. осуществляется по средством добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Однако существуют товары (услуги), которые либо не будут поставлены рынком, либо если и будут, то в недостаточном количестве. Чисто общественные товары обладают двумя определяющими свойствами: каждый новый индивид, пользующийся общественными товарами, не должен за них платить — несоперничество; трудно или невозможно исключить индивидов из числа потребителей определенного общественного товара — неисключаемость. Нежелание людей добровольно вносить свою лепту в поставку общественных товаров создает проблему = “безбилетника” (халявщика), например, для содержания пожарной охраны, обороны и тд. Для недопущения дефицита общественных благ ответственность за их производство общественного блага непосредственно берет на себя государство через национализацию или через совместные предприятия, совместные компании, которые будут производить общественные блага. 2) Естественные монополии возникают в ситуациях, когда возможна экономия на масштабе производства, т.е. издержки производства на единицу продукции уменьшаются с ростом объемов производства. Для входа на рынок, предполагающего естественную монополию, новому производителю, как правило, требуется значительно больше затрат, чем тем производителям, которые уже действуют на этом рынке. Примером естественной монополии можно назвать: метро, водопровод, ж/д. Для того чтобы не было возможности завышать цены на товары или отказаться от производства востребованных услуг, государство выбирает один из двух вариантов вмешательства в экономику: а) использование меры регулирования не для устранения монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста (установление предельного уровня цен, например, на билеты в поездах или возложение дополнительных обязательств, например, обязательное распределение специалистов после окончания вуза); б) заполнение зоны естественных монополий государственными предприятиями и программами (почта, коммунальные услуги, метро). 3) Внешние эффекты (экстерналии.позитивные/негативные внешние эффекты (экстерналии). Возникают в тех случаях, когда действия одного лица или фирмы оказывают воздействие на других лиц или другие фирмы без соответствующего отражения в цене товара. Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости (потребитель платит полную стоимость), то издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. Это создает негативный внешний эффект. Например, предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живут ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений. Другой пример: фермер построил дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, а по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села — позитивный внешний эффект. Предприятие, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других участников рынка, а те, кто создают позитивные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов. В результате негативные внешние эффекты могут привести к относительному перепроизводству благ при расточительном расходовании ресурсов, а позитивные внешние эффекты создают тенденцию к недопроизводству, т.е. результаты производства оказываются неадекватны затратам. Отсюда возникает необходимость в специальной законотворческой и контролирующей деятельности государства, которое с помощью штрафа, пени и других инструментов стремится ограничить негативные экстерналии (например, нормы на содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей). И, наоборот, государство стремится компенсировать затраты тех экономических агентов, кто производит положительные экстерналии (налоговые льготы фирмам, инвестирующим средства в инфраструктурные проекты). Иногда государству более целесообразно непосредственно выполнять функции, порождающие позитивные экстерналии, чем тратить ресурсы на создание громоздких механизмов контроля. 5) Информационная асимметрия — это ситуация, когда налицо разница в информационных возможностях между поставщиком услуги и ее потребителем. Типичный пример — здравоохранение. Информация во многих отношениях является общественным товаром, стремление государства обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов ведет к поощрению распространения информации, в том числе бесплатно для ее получателей.
Таким образом, важнейшим основанием для вмешательства государства в объективные саморегулируемые рыночные механизмы является внутренне присущая им неэффективность в определенных зонах, называемых изъянами рынка. Основные методы, используемые государством для компенсации изъянов рынка, предполагают: - национализацию, т.е. государственный сектор финансирует и производит соответствующие товары и услуги (общественные товары); - совместную собственность: государство с помощью совместного владения контролирует предприятие или производство (несовершенство конкуренции); - субсидирование: льготные кредиты или налоговые привилегии частным предприятиям (позитивные внешние эффекты); - налоги, штрафы, сборы: ограничение производства или потребления определенных товаров (негативные внешние эффекты); - прямое регулирование: государство определяет цену или стандарты безопасности (качества) для товаров и услуг (информационная асимметрия); - лицензирование: государственное ограничение определенной профессиональной деятельности или производства (информационная асимметрия). (Можно для дополнительного чтения): Мы говорили об изъянах рынках, а есть изъяны самого государственного регулирования, когда те, кто регулируют, могут, исходя из возможностей, предоставляемых для вхождения в систему власти и управления использовать эту систему для своих собственных целей. Возникают необоснованные доходы – административные издержки. Одна из главных проблем экономического подхода – как с одной стороны, сохраняя возможность государства заниматься регулятивной деятельностью, тем не менее минимизировать административные издержки, административные барьеры. Это главная проблема экономического регулирования. Существует в настоящее время 2 основных инструмента для урегулирования издержек экономического регулирования. Первый – ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Это включение представителей рыночной экономики то есть бизнеса в систему регулирования. Традиционно считалось то, что бизнес – это объект регулирования. В настоящее время в рамках умного регулирования бизнес включается в подготовку самих НПА. Второй инструмент – это создание соответствующих процедур нормотворчества, их изменение с точки зрения ясности и качества подготавливаемых, НПА.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |