Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное управление с позиций дженерализма, политической и экономической науки



2016-01-26 1143 Обсуждений (0)
Государственное управление с позиций дженерализма, политической и экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ГУ с позиции дженерелистского подхода рассматривается как разновидность менеджмента. Еще раньше такие классики как Вильсон, Гуднау говорили, что для понимания того, как работает любое правительство, необходимо знать, как работает система управления вообще. В этой связи здесь ключевое слово – организация. Организация– едина, что в ГУ, что в корпоративном управлении, поэтому требования практически те же самые.

В рамках этого подхода выделяются 4 особенности управления применительно к ГУ:

1) Первое требование построения любой управленческой системы – четкое определение приоритетов. От целеполагания к приоритетам. Первое требование для построения нормально работающей управленческой системы.

2) Второе требование. Система ГУ, как любая система управления должна быть способна разрешать конфликты, конфликтные ситуации и находить способы выхода из них.

3) Третье требование к построению управленческой системы – это адаптация. Система должна адаптироваться к внешней среде, быстро меняться, чтобы выполнять требования среды и быть способной на инновации.

4) Четвертое требование – это система ответственности по отношению к объекту управления. В данном случае социальная система.

Если 4 эти требования выполняются, то тогда общеуправленческая система может хорошо работать, выполнять свои задачи. В этом случае, можно говорить о хорошем ГУ.

 

ГУ с позиции экономической наукиотталкивается от задачи, которая возникает перед государством, связанные с регулированием рыночных отношений. За основу берется неоклассическая система оценки изъянов рынка.

Рассмотрение теоретических оснований для выявления возмож­ных масштабов государственного регулирования экономики и в целом сферы государственного управления начинается с концепции совер­шенной рыночной конкуренции, включающей большое количество фирм, стремящихся максимизировать прибыль, и потребителей, стре­мящихся максимизировать полезность. При определенных условиях самомотивированное поведение этих экономических акторов ведет к такому состоянию производства и потребления, которое является эффективным в определенном смысле: невозможно изменить это со­стояние таким образом, чтобы улучшить положение какого-либо ин­дивида без ухудшения положения другого индивида (эффективность по Парето).

Обстоятельства частного выбора, нарушающие основные положе­ния экономики совершенной конкуренции и поэтому вмешивающи­еся в эффективность производства или потребления, называются изъ­янами рынка: общественные товары; несовершенство конкуренции (естественные монополии); внешние эффекты; информационная асимметрия.

1) Общественные товары противостоят частным благам, которые удовлетворяют индивидуальные потребности; их производство и по­требление основано на рыночных механизмах, т.е. осуществляется по­ средством добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Однако существуют товары (услу­ги), которые либо не будут поставлены рынком, либо если и будут, то в недостаточном количестве. Чисто общественные товары обладают двумя определяющими свойствами: каждый новый индивид, пользующийся общественными товара­ми, не должен за них платить — несоперничество; трудно или невозможно исключить индивидов из числа потреби­телей определенного общественного товара — неисключаемость. Нежелание людей добровольно вносить свою лепту в поставку общественных товаров создает проблему = “безбилетника” (халявщика), напри­мер, для содержания пожарной охраны, обороны и тд.

Для недопущения дефицита общественных благ ответственность за их производство общественного блага непосредственно берет на себя государство через национализацию или через совместные предприятия, совместные компании, которые будут производить общественные блага.

2) Естественные монополии возникают в ситуациях, когда возмож­на экономия на масштабе производства, т.е. издержки производства на единицу продукции уменьшаются с ростом объемов производства. Для входа на рынок, предполагающего естественную монополию, но­вому производителю, как правило, требуется значительно больше за­трат, чем тем производителям, которые уже действуют на этом рынке.

Примером естественной монополии можно назвать: метро, водопровод, ж/д.

Для того чтобы не было возможности завышать цены на товары или отказаться от производства востребованных услуг, государство выбирает один из двух вариантов вмешательства в экономику:

а) использование меры регулирования не для устранения моно­полии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста (установление предельного уровня цен, например, на би­леты в поездах или возложение дополнительных обязательств, напри­мер, обязательное распределение специалистов после окончания вуза);

б) заполнение зоны естественных монополий государственными предприятиями и программами (почта, коммунальные услуги, метро).

3) Внешние эффекты (экстерналии.позитивные/негативные внешние эффекты (экстерналии).

Возникают в тех случаях, когда действия одного лица или фирмы оказывают воздействие на других лиц или другие фирмы без соответствующего отражения в цене това­ра. Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости (потребитель платит полную стоимость), то из­держки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. Это создает негативный внешний эффект. Например, предприятие бес­платно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живут ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений. Другой пример: фермер построил дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, а по этой дороге бесплатно ездят жители сосед­него села — позитивный внешний эффект.

Предприятие, деятельность которого порождает негативные внеш­ние эффекты, перекладывает часть издержек на других участников рын­ка, а те, кто создают позитивные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов.

В результате негативные внешние эффекты могут привести к от­носительному перепроизводству благ при расточительном расходова­нии ресурсов, а позитивные внешние эффекты создают тенденцию к недопроизводству, т.е. результаты производства оказываются неадек­ватны затратам.

Отсюда возникает необходимость в специальной законотворче­ской и контролирующей деятельности государства, которое с помощью штрафа, пени и других инструментов стремится ограничить негатив­ные экстерналии (например, нормы на содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей). И, наоборот, государство стремится компенсировать затраты тех экономических агентов, кто производит положительные экстерналии (налоговые льготы фирмам, инвестирую­щим средства в инфраструктурные проекты). Иногда государству более целесообразно непосредственно выполнять функции, порождающие позитивные экстерналии, чем тратить ресурсы на создание громоздких механизмов контроля.

5) Информационная асимметрия — это ситуация, когда налицо раз­ница в информационных возможностях между поставщиком услуги и ее потребителем. Типичный пример — здравоохранение. Информация во многих отношениях является общественным товаром, стремление государства обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов ведет к поощрению распространения инфор­мации, в том числе бесплатно для ее получателей.

 

Таким образом, важнейшим основанием для вмешательства госу­дарства в объективные саморегулируемые рыночные механизмы явля­ется внутренне присущая им неэффективность в определенных зонах, называемых изъянами рынка. Основные методы, используемые госу­дарством для компенсации изъянов рынка, предполагают:

- национализацию, т.е. государственный сектор финансирует и про­изводит соответствующие товары и услуги (общественные товары);

- совместную собственность: государство с помощью совместного владения контролирует предприятие или производство (несовер­шенство конкуренции);

- субсидирование: льготные кредиты или налоговые привилегии частным предприятиям (позитивные внешние эффекты);

- налоги, штрафы, сборы: ограничение производства или потребле­ния определенных товаров (негативные внешние эффекты);

- прямое регулирование: государство определяет цену или стандар­ты безопасности (качества) для товаров и услуг (информационная асимметрия);

- лицензирование: государственное ограничение определенной профессиональной деятельности или производства (информаци­онная асимметрия).

(Можно для дополнительного чтения):

Мы говорили об изъянах рынках, а есть изъяны самого государственного регулирования, когда те, кто регулируют, могут, исходя из возможностей, предоставляемых для вхождения в систему власти и управления использовать эту систему для своих собственных целей. Возникают необоснованные доходы – административные издержки. Одна из главных проблем экономического подхода – как с одной стороны, сохраняя возможность государства заниматься регулятивной деятельностью, тем не менее минимизировать административные издержки, административные барьеры. Это главная проблема экономического регулирования.

Существует в настоящее время 2 основных инструмента для урегулирования издержек экономического регулирования.

Первый – ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Это включение представителей рыночной экономики то есть бизнеса в систему регулирования. Традиционно считалось то, что бизнес – это объект регулирования. В настоящее время в рамках умного регулирования бизнес включается в подготовку самих НПА. Второй инструмент – это создание соответствующих процедур нормотворчества, их изменение с точки зрения ясности и качества подготавливаемых, НПА.



2016-01-26 1143 Обсуждений (0)
Государственное управление с позиций дженерализма, политической и экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное управление с позиций дженерализма, политической и экономической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)