Уровни управления рисками в государственном управлении
Этапы управления риском:
• Выявление среды • Идентификация риска • Определение вероятности и последствий риска • Оценка риска и возможных альтернатив
Прежде всего, для понимания возможности возникновения риска с тем или иным событием или последствия этого события, необходимо дать характеристику среды, выявить эту среду, благоприятную для возникновения рискованных событий, рискованных последствий тех или иных событий. Т.е. мы рассматриваем экономический и социальный контекст, который может быть благоприятен. Скажем, неопределённость экономических действий или несогласованность этих действий со стороны субъектов экономической и политической сфер может формировать такого рода среду, которую можно назвать «незавершенная модернизация». Второе, возможно самое существенное в управлении риском - это четкая идентификация тех возможных рисков, которые можно прогнозировать, которые являются непосредственно последствиями данной среды. Речь может идти о финансовых рисках, технологических, политических и т.п.
Уровни управления рисками:
· Формирование политики · Программный уровень · Операционный уровень
Три основных уровня эксперты выделяют, когда мы говорим о том, каким образом органы ГУ могут взаимодействовать друг с другом на региональном и общенациональном уровне и формировать соответствующую политику, связанную с управлением рисками. Когда идет речь о формировании политики, понятно, что здесь мы уходим на уровень стратегии, на уровень взаимодействия разных органов, национальных и международных, национальных и субнациональных и т.п. Здесь мы обратим внимание на классификацию, модель формирования политики, связанную с именем Алиссона (ПГР). Алиссон в 70х гг. 20-го века обосновал три основных классических модели формирования политики, которые можно использовать при анализе тех или иных вариантов рисков. Свои модели он сформировал на основе изучения какого-либо взаимодействия органов ГУ во времена Карибского кризиса, т.н. враждебного кризиса между США и СССР. Модели по Алиссону:
· Рациональной политики. (Цели-> средства ->альтернативы -> результаты -> оценка результатов) · Организационного процесса (Процедуры -> репертуары) · Торга (бюрократическая модель политики)
Алиссон показал, что чисто рациональная модель, когда говорим о «Цели-> средства ->альтернативы -> результаты->оценка результатов», мало применяется в конкретной ситуации, когда события быстро развиваются (во времена ракетного кризиса пр.), когда решения должны приниматься быстро, не хватает информации и т.п. Эта модель теоретически понятна и последовательна, но на практике мало реализуема. Это нужно иметь в виду только как только некую модель. Более значимо и такого рода реальная политика она минимизирует риски, связанные с процедурами и стандартами этих процедур (то, что Алиссон называл репертуары). Каждый орган ГУ имеет сложившиеся практики деятельности, и какие бы принципиально выходящие за рамки практики принципиальные решения ни принимались, все равно они будут унифицированы на более низком уровне управления. Именно связи с привычностью, сложившихся репертуаров. Как показывает наша практика, органы ГУ большое внимание акцентируют именно на уровне запретов (ограничить то, ограничить это). Типичный пример – Россельхознадзор (почему?). При всей политической непродуктивности, практически модель организационного процесса, которая показывает, что на бюрократическом уровне всегда происходит идентификация решений, она менее рисковая. С т.з. управления рисками эта модель оказывает определенным фильтром на выходе принимаемых решений. Говоря о модели торга, в особенности в условиях слабой институциональности, она существенно усиливает рискованность мероприятий, которые проводят органы ГУ (это Алиссон показал на примере ракетного кризиса и события в Афганистане потом это подтвердили). Последствия от ввода войск в Афганистане мы чувствуем до сих пор. Конкуренция различных министерств постоянно усиливает неопределённость и возможности рисков происхождения неблагоприятных событий, которые в полной мере не просчитаны. Программный уровень связан непосредственно с деятельностью конкретных органов и включение этих органов в деятельность по реализации и мониторингу программ. По существу здесь происходит сопоставление вероятности события и соответственно вероятности последствия этих событий, т.е. воздействия на субъекты. Типичные проблемы – дополнительные финансы (выясняется это в процессе реализации программ), затянутость, изменение срока исполнения программ. Можно попытаться просчитать вероятность наступления события при анализе самого текста программы на уровне 3 основных параметров: низкая, средняя и высокая вероятность. И соответственно, воздействия на субъекты, на которых ориентирована эта программа. Дальше операционный уровень.Типичный пример – ГЧП, когда происходит взаимодействие государства и бизнеса. Выделяются риски и для Б и Г. Государство принимает на себя какие-то риски бизнеса, но они все равно остаются. Мониторинг рисков – важная составляющая реализации данных проектов в рамках ГЧП. Пример. Для строительства дороги для бизнеса изначально важно вообще получить право на строительство. Для государства (Сочи) – сложности выкупа самой земли. Суды затягивали, тяжело было выкупить земли у частных владельцев для постройки дорог. Люди пытались набить цену, судебные процессы, куча рисков и проблем и очень долго все происходило и проект только дорожал. Далее тарифная политика и согласование плана; вопросы, которые связаны со спросом на те услуги, которые предоставляет ГЧП (трасса М11, когда не просчитали стоимость конечной услуги, никому не нужна дорогая платная дорога).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1096)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |