Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие в организационном поведении



2016-01-26 893 Обсуждений (0)
Восприятие в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных процессов. Принято считать, что в ряду существующих когнитивных процессов (таких, как воображение, восприятие, мышление) процесс восприятия является одним из важнейших. Он формирует понимание ситуации и поведение индивида и поэтому напрямую связан с изучением организационного поведения. Например, с помощью процесса восприятия можно лучше понять и объяснить, почему сотрудники в одинаковых ситуациях нередко ведут себя по-разному.

Важность изучения восприятия для ОП Изучение восприятия в организационном поведении для современного бизнеса важно при: - объяснении поведения индивидов в организации; - прогнозировании поведения индивидов и групп; - формировании систем мотивации сотрудников для повышения эффективности их деятельности; - разрешении конфликтных ситуаций и управлении индивидуальным стрессом; - формировании эффективных групп в организации и пр.

 

Ключ к пониманию процесса восприятия - в признании того факта, что восприятие является уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением. Иначе говоря, восприятие - это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уни­кальную картину мира, которая, однако, может значительно отличаться от реальности.

 

Восприятие, или перцепция (от лат. perceptio - восприятие) - целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира у индивида. Это процесс формирования субъективного образа целостного предмета.

 

В зависимости от того, что является объектом восприятия, выделяют: восприятие предметов, времени, движения, пространства и человека (т.н. социальное восприятие).

Исследования показывают, что как минимум 50 % всей передаваемой информации от индивида к индивиду воспринимается неправильно. Неправильное (необъективное) восприятие – повсеместно встречающееся явление. Не существует людей с абсолютно правильным восприятием мира («Люди живут в мире иллюзий»).

 

Социальное восприятие представляет огромный интерес в изучении науки «организационное поведение».Социальное восприятие- процесс сопоставления, объединения и интерпретации информации о других людях для формирования точного представления о них, а также представления собственной роли в социуме. Термин «социальное восприятие» был предложен Джеромом Брунером в 1947 году. В конце 1990-х годов вопрос социального восприятия стал интересовать многих ученых (в большей степени ученых Западной Европы и США).

В изучении социального восприятия огромное значение играет изучение ошибок восприятия, так называемых эффектов социального восприятия. К основным из них относят:

1. Эффект эмоции. Индивиду приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Такой тип восприятия нередко встречается у детей, женщин, эмоционально возбудимых лиц. Если человек приятен, ему приписываются лучшие индивидуальные черты, и наоборот.

2. Эффект первого впечатления. Однажды сформировав положительное впечатление об индивиде, воспринимающий и далее склонен положительно воспринимать все поступки этого индивида, и наоборот.

3. Эффект уподобления себе. Воспринимающий более благосклонно относится к людям, имеющим сходные черты внешности или характера («Если ты похож на меня, то ты тоже неплохой человек»).

4. Эффект избирательного восприятия. Воспринимающий обращает внимание лишь на несколько аспектов, игнорируя другие (нецелостное, неполное восприятие).

5. Эффект атрибуции. Тенденция объяснения причин поступков людей их внутренними причинами (например, характером человека), а не объективными обстоятельствами.

6. Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Эффект «красоты» - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

7. Эффект стереотипизации. Стереотипы в восприятии - устойчивые убеждения, что члены специфических групп обладают сходными особенностями и склонны к одинаковому поведению. Стереотипы - зачастую искаженное или даже ложное представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Каждый человек имеет те или иные осознанные или неосознанные стереотипы. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У. Липпман в 1922 году в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы - это упорядоченные «картинки мира» в сознании человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов.

 



2016-01-26 893 Обсуждений (0)
Восприятие в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие в организационном поведении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)