Тема 7. Групповая эффективность и управление командами
Эффективные группы Эффективными группами в организационном поведении признаются только такие, которые достигают высоких показателей как в выполнении производственных заданий, так и в сохранении человеческих ресурсов. Конечно, взгляд официальной организации на эффективность больше связан с соображениями производительности труда и «эффективности» персонала. Индивидуальный же взгляд на эффективность больше связан с успехом человека в его роли и удовлетворенностью от сознания своей принадлежности к команде. Если смотреть на этот вопрос с идеальной точки зрения можно сказать, что эффективность достигается в том случае, если потребности и ожидания организации полностью совпадают с потребностями и ожиданиями личности. Этот подход выражает гуманистическое отношение к персоналу и подчеркивает, что современный менеджмент нацелен не только на получение возможно большей отдачи от вложенных организацией ресурсов и усилий, но и повышение качества жизни работников организации. Поэтому важным показателем деятельности эффективной группы является удовлетворенность ее членов своей работой и межличностными отношениями, что ведет к желанию работать дальше на существующей основе.
Признаки эффективной и неэффективной группы по Дугласу МакГрегору
Факторы, влияющие на эффективность группы -Личностные особенности членов группы (индивидуальные качества, способности, навыки). -Особенности организации (стиль руководства, организационная культура). -Групповые эффекты(психологические процессы, происходящие в группе).
Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигается эффективность групп. 1. Эффект «социальной фасилитации».Это усиление мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это эффект «социальной фасилитации», а в отрицательном - эффект «социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Направление изменения уровня мотивации (фасилитация или ингибиция) зависит от множества факторов: степени значимости присутствующих людей; сложности задачи; подготовленности человека к решению данной задачи; его статуса в группе; реакций остальных членов группы на его поведение (поощряющие, поддерживающие реакции или, напротив, критикующие и пр.); значимости и величины награды за решение данной задачи.
2. Эффект «синергии» - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов. Этот групповой эффект изучал В.М. Бехтерев. В его работах установлено, что группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо быстро предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления. 3. Эффект М. Рингельмана:по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик В. Мёде М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» члена группы из трех человек окажется равным 86%, а из восьми человек - только 51%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С = 100 -7 (К-1), где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы. Причина эффекта–«социальная лень». Факторами социальной лени являются:
4. Эффект «маятника».Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний. Так, события производственной жизни, имеющие положительный смысл для большинства членов группы, способствуют подъему настроения (резкий подъем общественного настроения фиксируется в день получения зарплаты), а события производственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства членов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сырья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения. Динамика настроения зависит от следующих факторов:
Несовпадение эмоционального воздействия с эмоциональным состоянием группы может вызвать парадоксальные реакции. Например, в группу хмурых и подозрительно настроенных рабочих приходит веселый и оптимистически настроенный начальник участка. Неучет им эмоционального состояния работников может вызвать нежелание выполнять срочное задание, вплоть до отказа. В этой ситуации руководителю следовало вначале определить эмоциональное состояние группы, изменить его - повысить настроение, и только затем обращаться с просьбой или распоряжением о выполнении задания. 5. Эффект «волны» - быстрое, т.н. «волновое», распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Идея, возникшая у одного человека, распространяется и среди других членов группы; происходит ее групповая оценка и обсуждение. Идея распространяется и охватывает все большее число людей. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором - волновой эффект затухает. 6. Эффект «пульсара».Это изменение групповой активности в зависимости от различных циклов жизнедеятельности группы. Эффект «пульсара» заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, наступает спад активности (людям требуется отдых). Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы. 7. Эффект «мы» - чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы»). На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникает чувство «мы», вследствие чего эффективность деятельности возрастает. Эффект «мы» оказывается наиболее значимым психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому фаворитизму» (тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Выражается в росте агрессии и конфликтности между группами, снижении концентрации на основных функциях, что замедляет рабочий процесс и групповую эффективность). В то же время недостаточное развитие чувства «мы» приводит к отсутствию единства и слаженности в деятельности. Таким образом, чувство принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели. 8. Эффект «ореола»- явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатки объекта восприятия (нередко проявляется при появлении в группе нового члена группы). Эффект «ореола» может проявляться как в позитивном, так и негативном смыслах. Преувеличение достоинств объекта восприятия приводит к восхищению им и полному игнорированию его реальных статуса и качеств. 9. Эффект стереотипизации -тенденция воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу или категории.Эффект стереотипизации схож с эффектом «ореола» за исключением того, что при стереотипизации личность рассматривается в рамках ее социальной категории (пол, статус, этническая принадлежность, возраст), а при эффекте «ореола» личность воспринимается на основе одной из ее индивидуальных черт (умение общаться, внешность, интеллект). 10. Эффект конформизма -это групповое давление на мнение индивида, подчинение его мнению группы. Эффект конформизма был открыт в экспериментах американского психолога Соломона Аша.
В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм.
Конформизм, или конформное поведение - мера подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентаций группы.
С.Аш называл называют несколько условий возникновения конформизма: - степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное и испытуемый чувствует свою некомпетентность; - тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой; - численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек; - состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде; - сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами; - статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются; - наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает; - публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.
Типы конформизма в группе: а) внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне он продолжает не соглашаться с группой. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека; б) внутренний конформизм - человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением. Это тип поведения приспособившегося к группе человека. в) негативизм - человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, требует от группы принятия его позиции. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе; г) нонконформизм - независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим. 11. Эффект подражания - следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, принятым в группе. Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным. 12. Эффект группомыслия-способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия в группе становится важнее, чем наиболее правильное решение. В случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий и конфликтов, они, пытаясь их избежать, находят решение, устраивающее всех, даже если это решение будет неразумным и неэффективным. Открытие этого феномена и термина «группомыслие» (groupthink), принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Управление командами в организационном поведении Тема создания и развития команд является одной из наиболее актуальных направлений в современном Менеджменте и в Организационном поведении. Вопросы командообразования впервые стали интересовать теоретиков менеджмента в конце 1970-х - начале 1980-х гг., а в России – в конце 1990-х. В США бум командного менеджмента (team management)пришелся на конец 1980-х. Сегодня работа в командах является наиболее популярной темой корпоративных обучающих программ и тренингов в США, странах ЕС и России. Впервые командные методы работы стали применять в компании «Вольво» в 1979 году, когда руководство отказалось от сборочного конвейера и призвало заниматься сборкой всего автомобиля отдельных команд рабочих.Эффект этого нововведения оценивался в 1980 году в $6,5 млн.
Причины использования команд Сегодня командная работа играет ведущую роль в достижении организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компании. Среди основных причин использования команд можно назвать следующие: - уменьшение затрат; - сокращение числа рабочей силы; - увеличение производительности; - быстрое достижение результатов в поиске нестандартных решений; - увеличение мотивации и чувства ответственности у членов команды; - снижение уровня конфликтности среди членов коллектива.
Понятие команды В зарубежной и российской литературе для обозначения команд используются различные термины: эффективная группа, автономная группа, самодостаточная группа, а также группа вовлеченных рабочих. Однако необходимо понимать, что всякая команда есть группа, но не всякая группа - команда. Словарь-справочник менеджера дает следующее определение команде: «Команда «представляет собой группу лиц, связанных системой отношений, обладающих некоторыми общими ценностями и отделенных от других социальных общностей определенным принципом обособления». Британские специалисты Грэхем и Беннетт видят в команде «группу особого вида, отличительными характеристиками которой являются добровольная координация действий ее членов для достижения групповых целей, высокая степень взаимодействия, склонность к взаимозаменяемости, помощи друг другу, высокая степень согласия и согласованности действий». Так, команда представляет собой небольшое количество человек (чаще всего от 5 до 7, а иногда до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за полученные результаты, способны исполнять роли внутри группы.
Отличие группы от команды
Таким образом, команда обладает следующими признаками: самоорганизация, самоуправление, взаимный контроль, взаимопомощь, взаимозаменяемость, ясные общие ценности и цели, коллективная ответственность за результаты труда, развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.
Структура ролей команд В команде особое значение следует уделить распределению ролей. Структура ролей команды наиболее полно исследована всемирно известным специалистом в области командообразования Мередитом Белбиным (основатель теории формирования команд, Великобритания), который в 1961 году предложил собственную типологию ролей в команде.
М.Белбин Книга«Команды менеджеров» М.Белбина описывает многолетние исследования, которые были начаты им в Колледже менеджмента Хенли в Великобритании в 1961 году и продлились почти четверть века. В исследовании участвовали представители бизнеса и промышленности Австралии, США, Германии, Швеции, Дании. На первом этапе исследования М.Белбин выделил восемь, а на более позднем – девять ролей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |