Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. Организационная культура МНК и ее влияние на организационное поведение



2016-01-26 642 Обсуждений (0)
Тема 8. Организационная культура МНК и ее влияние на организационное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Организационная культура является мощным инструментом современного менеджмента, который позволяет не только объединить усилия всех членов организации, но и помочь адаптироваться к постоянно меняющейся среде, сформировать конкурентоспособный имидж компании. Длительный процесс формирования организационной культуры не приносит скорых ощутимых результатов, но закладывает основу для будущих прогрессивных изменений.

На протяжении всей истории развития цивилизации культура оказывала огромное влияние на человека. Именно под воздействием формирующейся культуры в группе людей, способов их общения между собой, поведения в группе, происходило развитие общества. По мере объединения людей в группы, все более очевидным становился факт существования множества разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Культура помогает людям жить в своей группе, быть принятым в обществе, сохранять свои традиции и нормы поведения, вырабатывать собственные приоритеты и отличительные особенности сообществ и цивилизаций.

Понятие «организационная культура» появилось в конце 1970-х годов, но нельзя не согласиться, что сама культура компаний уже существовала задолго до этого. Первым, кто обратился к феномену культуры в организациях, был А. Файоль, который назвал «корпоративный дух» одним из основных принципов управления.

К середине 1980-х гг. изучению организационной культуры уже уделяется значительное место в научных трудах и в практической деятельности многих западных, а позднее, и отечественных предприятий и компаний. Именно в 1980-е годы стало очевидно, что известные схемы управления, способы мотивации и стимулирования группового поведения, эффективные в одной организации, могут не привести к положительным результатам в другой. Все дело в том, что в большинстве случаев методы управления определяются традициями и культурными особенностями того или иного предприятия.

 

Виханский О.С. определяет организационную культуру, как набор основных важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в определяемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения в данной организации. Французский социолог С. Мишон полагает, что организационная культура – это совокупность символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию и передаются каждому члену в качестве жизненного опыта.

 

Сложившиеся за столетия традиции, порядки поведения наций во многом определяют в настоящее время культуру североамериканских, германских, французских, японских, китайских и других компаний. Несомненно, культура восточных организаций отличается от культуры западных фирм и предприятий. А положение России между Востоком и Западом оказало огромное влияние на то, что на российских предприятиях сложились достаточно специфические элементы организационной культуры, которые невозможно отнести ни к западным, ни к восточным культурам.

С ростом транснациональных компаний чрезвычайно важно, чтобы носители различных национальных культур не конфликтовали между собой, терпимо относились друг к другу, а субкультуры большинства не поглощали бы субкультуры других национальных меньшинств. Зачастую, национальные меньшинства прилагают огромные усилия для того, чтобы сохранить свои традиционные и национальные особенности и защитить свою собственную культуру, не дав ей слиться с культурой, преобладающей в данной стране.

 

Основные характеристики культур

Самый объемный анализ культурных различий был сделан Гиртом Хофстедом, который изучил 116 тыс. служащих многонациональной корпорации IBM, работающей в более, чем 40 странах. Хофстед обнаружил, что все руководители и служащие различаются по 4 культурным параметрам: индивидуализм и коллективизм; распределение власти; терпимость неопределенности; мужской и женский факторы.

Индивидуализм и коллективизм. Согласно общепринятому мнению индивидуализм относится к свободно объединенной общественной структуре, в которой люди должны думать о собственных интересах и своей семье на данный момент времени. Это возможно благодаря большой свободе действий, которою предоставляет общество индивидуализму. Напротив, коллективизм, который характеризуется плотной общественной структурой, предполагает то, что люди надеются на других членов общества и должны поддерживать их и защищать от всевозможных неприятностей. Они, соответственно, платят обществу безграничной преданностью. США, Великобритания и Голландия - страны-индивидуалисты. Колумбии, Китай, Пакистана - страны-коллективисты. Самой индивидуальной страной оказались США.

Распределение власти. Хофстед использовал термин «распределение власти» как меру того, насколько общество признает неравномерное распределение власти в учреждениях и организациях. Широкое распределение власти в обществе подразумевает большую разницу во властных полномочиях членов организации. Служащие демонстрируют большое уважение к своим авторитетным коллегам. Титулы, ранг и статус имеют большой вес. Ведя дела со странами с широким распределением власти, компании приходят к выводам, что успеху дела способствует направление в эти страны представителей адекватного ранга. К странам с широким распределением власти относятся Филиппины, Венесуэла и Индия. Напротив, в странах с узким распределением власти общество стремится скрасить, насколько это возможно, неровности во власти. Тем не менее, превосходство власти имущих сохраняется, хотя служащие в меньшей степени преклоняются перед боссом. Дания, США и Австрия - примеры стран с узким распределением власти.

Терпимость неопределенности. Мы живем в мире возрастающей неопределенности. Будущее большей частью неизвестно и будет таковым всегда. Общества по-разному реагируют на эту неопределенность. Некоторые склонны относиться к этому факту весьма хладнокровно. Люди в таком обществе более или менее неплохо уживаются с чувством непостоянности, риска. К странам группы, где люди проявляют наибольшую терпимость, то есть способны эффективно действовать в обстановке неопределенности, относятся Сингапур, Китай, Япония.

Общество с высокой степенью непереносимости неопределенности характеризуется возрастающим уровнем беспокойства среди людей, которое проявляется в повышенной нервозности, стрессах и агрессивности. Из-за того, что люди в подобном обществе чувствуют угрозу нестабильности и неопределенности, создаются механизмы для обеспечения безопасности и снижения степени неуверенности. Их организаторы имеют широкие официальные полномочия, в их поведении и идеологических убеждениях присутствует нетерпеливость, члены общества стремятся верить в абсолютные истины. Не удивительно, что в странах с высокой степенью неуверенности в будущем служащие демонстрируют низкую рабочую мобильность и пожизненная работа - явление широко распространенное в этих странах. Представителями этой категории являются Португалия и Греция.

Мужской и женский факторы. Четвертый параметр, как и первый, представляет собой два противоположных аспекта. Хофстед обозначил его как мужской фактор против женского. Хофстед полагает, что во многих обществах распространено мнение о том, что мужчинам и женщинам отведены разные роли. Когда в обществе делается жесткое разграничение между мужской и женской сферами деятельности, это предполагает, по мнению Хофстеда, следующее: мужчинам принадлежат ведущие, главенствующие роли, а женщинам вспомогательные и оберегающие роли. В категорию преобладания мужского фактора он включил общества, для которых характерна напористость, упор на приобретение денег и материальных ценностей. Напротив, под категорией преобладания женского фактора он понимает общества, ориентированные на взаимопомощь, взаимную заботу друг о друге и общее качество жизни. В обществе с преобладанием женского фактора человеческие взаимоотношения ставятся выше денег и качества жизни, оно заботится об окружающем мире и помощи другим.

Хофстед считает, что самой ярко выраженной «мужской» страной является Япония. Другая крайность, по его мнению, это Скандинавские страны и Голландия, которые являются чисто «женскими». Там вполне нормальным считается мужчина, сидящий дома как домохозяин, в то время как его жена работает; мужчинам даже предоставляется временный отпуск по уходу за новорожденными детьми.

 

Сложность управленческой работы в других культурах

Предпосылками изучения кросс-культурных аспектов в Организационном поведении стали: повышение темпов глобализации, увеличение транснациональных компаний, рост мультинациональных коллективов (за последние десять-пятнадцать лет в России), сотрудничество отечественных бизнесменов с иностранными партнерами, а также специалистами (сотрудниками) и др.

Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, которые являются носителями своих уникальных культур и традиций. Практика крупнейших компаний мира доказывает, что коллектив, состоящий из представителей различных культур, способен достигнуть более значительных результатов. Мультинациональные команды генерируют самые неожиданные идеи, обмениваются опытом, быстрее добиваются поставленных задач.

 

Среди фирм, работающих в России, где трудятся носители различных культур, языков, вероисповеданий, ценностей и традиций – 3М, Ernst & Young, Coca-Cola, ТНК-BP, Nestle, Mars, PricewaterhouseCoopers, Philip Morris, Siemens, 3М, L'oreal, ТНК-BP, IKEA, Auchan и многие другие известные и менее известные компании.

 

Всемирная экономика представляет для менеджеров трудности, с которыми они никогда не сталкивались, когда их операции были сосредоточены в национальных границах. В современной управленческой литературе обсуждается вопрос о потребности менеджеров нового типа, так называемого всемирного менеджера (the global manager), который способен управлять бизнесом в многонациональной среде в заграничных отделениях организаций. А руководство транснациональных компаний занято поисками работников, обладающих достаточной подготовкой и способных эффективно действовать в иной культурной среде.

Менеджеры, попадая по роду деятельности в другие культуры, сталкиваются с различными законодательными и политическими системами, с различными экономическими климатами и налоговыми политиками. Но им также приходится приспосабливаться к разнообразным национальным культурам, иным системам ценностей, другим моделям поведения.

Сложность работы в мультинациональных коллективах заключается также в: отличии восприятия сотрудниками друг друга; отличии в восприятии ситуаций сотрудниками различных культур; различии в мотивации; различии в поведении внутри и вне организации; различии в этикете; а также наличии языкового барьера.

Явление культурного шока

Под культурным шоком понимается определенное чувство стеснения, беспокойства и эмоционального напряжения, потерянности и подавленности, которые испытывает человек в результате погружения в незнакомую культуру.

Очевидно, что перемещение из одной культуры в другую вызывает сильнейший дискомфорт. Особенно сильным будет шок у людей, которые попадают в сильно отличающуюся от привычной для них для них культуры среду.

Современные исследования подтвердили мнение П. Ватсона о том, что приспособление к условиям другой страны имеет N-образную форму. Ватсон называл следующие этапы культурного шока.

Этапы культурного шока Первый этап - этап новизны. Иногда этот этап специалисты в области организационного поведения называют туристическим или этапом энтузиазма. Вновь прибывший взволнован и полон оптимизма. Человек, проводящий одну или две недели каникул заграницей, начинает рассматривать культурные различия как нечто интересное, даже поучительное. А вот человек, надолго совершающий поездки за пределы своей страны, чувствует в начале восторг, а потом постепенно теряет иллюзии. Тогда наступает второй этап (этап потери иллюзий), когда «приятное» становится «устаревшим», а «традиционное» - «неуместным». Реально возникающие трудности общения настоятельно требуют изучения нового языка в кратчайшие сроки, что ведет к большей загруженности и психологической напряженности. Кроме того, добавляется физиологическая адаптация к климатическим условиям. В этот период представитель другой культуры осознает, что его модели и нормы поведения не отвечают требованиям окружения и нуждаются в изменении. Привычная система понимания, которая прекрасно действовала дома, перестает работать. На этом этапе разочарование и стеснение растут, а настроение падает. Через несколько месяцев новоприбывший выходит из себя. Тогда наступает третий этап, когда разочарование достигло своего максимума и начинается понимание основных культурных различий и собственно адаптация. В конце концов, человек постепенно приспосабливается и негативная реакция, вызванная культурным шоком, исчезает. Он приходит к пониманию того, что важно, а что не играет особенной роли. Если третий этап не наступает, то производительность работника падает и при первой возможности он возвращается домой с чувством разочарования.

 

Данная модель показывает, что культурный шок неизбежен и действует по почти точно предсказуемому сценарию.

Для смягчения эффекта культурного шока у своих работников организации могут использовать следующие меры:

- внимательный отбор служащих на основе изучения их адаптационных способностей и качеств, соответствующей мотивации для работы в иной культурной среде;

- предварительная ориентация и подготовка служащих для работы в определенной культурной среде;

- организационная поддержка служащих в адаптационный период.

Методы подготовки менеджеров и сотрудников к работе в многонациональных компаниях

Развитие транснациональных корпораций и расширение их операций в различных странах все больше доказывают, что адаптация к культурным различиям во время зарубежных командировок значительно облегчается в случае предшествующей им подготовки. Существует огромное количество методов подготовки людей к работе заграницей. Они включают в себя изучение истории, географии, экономики и культуры страны; изучение иностранных языков; организацию «пробных» кратковременных поездок; практические тренинги по поведению в той или иной культуре (тренинги по культурному взаимодействию).

Примерные вопросы, затрагиваемые в тренингах по культурному взаимодействию - Кросс-культурная осведомленность (знакомство с традициями, обычаями, национальными особенностями и их проявлением в повседневной и деловой жизни); - Языковая подготовка; - Методы достижения культурной эмпатии к проявлениям культуры; - Владение методом кросс-культурного анализа и т.д.

 

 



2016-01-26 642 Обсуждений (0)
Тема 8. Организационная культура МНК и ее влияние на организационное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. Организационная культура МНК и ее влияние на организационное поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)