Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Концепция группы в организационном поведении



2016-01-26 645 Обсуждений (0)
Тема 6. Концепция группы в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Интерес дисциплины «организационное поведение» к изучению групп является следствием множества их достоинств, вытекающих из них практических возможностей в совершенствовании управления организациями, а также уверенностью в том, что группы являются наиболее перспективной формой организации общественного труда в нынешних условиях и осознанием важности групп в решении как производственных, так и социальных задач. Таким образом, управление групповым поведением – важнейшее направление науки организационное поведение.

Следует отметить, что групповые и социальные аспекты человека получали признание в социологической теории и в практике еще в XIX веке. Так, Пауль Гехр, немецкий студент теологии устроился в 1891 году на фабрику, чтобы исследовать рабочие условия. Гехр обнаружил, что рабочие испытывали чувство гордости, когда занимались производством всей единицы продукции, а не ее отдельной части; что более высокая производительность труда имела место в том случае, когда мастера вселяли чувство взаимозависимости группы и принадлежности к команде. Он также обнаружил, что группа оказывала неофициальное давление в целях приверженности ее нормам. Результатом изолированности и чувства недостатка «общности труда» у рабочих было снижение морали и более низкая эффективность.

Хотя исследования групп проводились давно, западный менеджмент довольно долго игнорировал существование групп в организации и рассматривал организацию как совокупность отдельных индивидов. Например, Ф. Тэйлор считал, что группы оказывают негативное влияние на производственный процесс и эффективность труда.

Тейлор призывал разрушать группы и давать рабочим только индивидуальные задания.Под заданием понимался строго определенный, ежедневный объем работы, составлявший дневную выработку (норму) для хорошего рабочего. Базовыми элементами научного управления Ф.Тейлора стали менеджмент и индивидуальный рабочий. Организация оказывалась построенной из отдельных, разобщенных ячеек-индивидов.

 

Построенная вокруг индивида организация позволила резко усилить управленческий контроль и повысить продуктивность труда. Однако отрицая существование групп и рассматривая организацию лишь как совокупность разобщен­ных индивидов, модель Тейлора вступала в противоречие с естественной потребностью людей к объединению. Еще не осознавая всей серьез­ности этого противоречия, западный менеджмент вступил на путь открытой конфронтации с естественными групповыми процесса­ми в организации, расчленяя группы на индивидов, индивидуализи­руя контроль и заменяя коллективную ответственность группы ин­дивидуальной ответственностью каждого члена организации.

Именно поэтому большинству рабочих система науч­ного менеджмента явно пришлась не по душе. Более того, именно внедрение этой системы во многом вызвало активное объединение рабочих в союзы, которые могли бы отстаивать их групповые интере­сы в организации.

Признание роли групп научным менеджментом начинается с 1930-40-х годов с проведением Хотторнских экспериментов в компании «Вестерн электрик». После экспериментов наукой было признано, что группа - важный фактор организационной эффективности. Э.Мэйо сделал один важнейший вывод: «Поведение рабочего в организации определяется, в первую очередь, влиянием группы, а затем уже - воздействием менеджмента организации». Этот вывод был столь значительным для менеджмента, что стал основой нового направления в менеджменте - школы человеческих отношений.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что:

- в группах индивиды трудятся более эффективно;

- группы решают ряд социальных задач (формирование социально-психологического климата в компании, обеспечение эмоциональной поддержки в период кризисов и т.д.);

- группы стимулируют творческий процесс (в группе творчество более активно);

- группы являются эффективным средством контроля за индивидуальной деятельностью;

- группы компенсируют негативный эффект при росте организаций (в группе индивидам легче переживать кризисы).

Понятие группы

Являются ли группой пассажиры в поезде или люди, ожидающие поезда на перроне? Очевидно, что нет. Являются ли студенты в аудитории, слушающие преподавателя, группой? Конечно, да. Таким образом, не каждое скопление людей можно назвать группой, не каждая толпа – есть группа.

Психолог Марвин Шоу: «Группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».

Виханский О.С.: «Группа – это «относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществлявших совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени».

Таким образом, чтобы толпу людей можно было назвать группой, необходимо, чтобы был выполнен ряд условия:

Условия существования группы

1. некое относительно устойчивое количество людей.В социальной психологии существует мнение, что рабочие группы должны включать в себя как минимум три человека (триада), так как диады (группы в составе двух человек) являются хрупкими и прекращают существование в случае выхода одного из ее членов. Ученые считают, что оптимальное число членов группы должно быть 7+-2 человек. Такие группы функционируют наиболее эффективно и, как показывает практика, существуют более продолжительное время.

2. ограниченная территория.Контакты и взаимодействие невозможны без наличия общей территории (аудитория, офис, некое виртуальное пространство (в случае дистанционной работы).

3. определенное время.Группа всегда существует определенное время. Если это группа формальная, то существует определенное время, на которое она создана (месяц, квартал, год, несколько лет).

4. совместная деятельность. Группа должна быть объединена совместной деятельностью. Разрозненную толпу вряд ли можно назвать группой.

5. наличие цели.Именно общая цель является основным атрибутом группы, которая объединяет отдельных людей. При формальной, рабочей группе, цель существования формулируется ее руководителем. В случае неформальной группы, ее цель определяется членами-организаторами, то есть изнутри.

6. непосредственные контакты, в которых происходит взаимное влияние.Нельзя назвать группой скопление людей, если у них не происходят непосредственные контакты в общении. Непосредственные контакты в общении необходимы:

- для установления формальных (официальных) и неформальных отношений;

- формирования групповой культуры, служащей основой достижения требуемой степени единства;

- удовлетворения социальных потребностей (в дружбе, уважении, признании).

7. существование групповых норм.Нормы - исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. В более узком смысле групповые нормы - это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

 

Классификация групп В литературе по психологии, менеджменту и организационному поведению существует достаточно много подходов к классификации групп. В организационном поведении, как правило, выделяют следующие классификации: - по времени деятельности (постоянные и временные). Постоянные создаются как отделы внутри компании (отдел кадров, финансовый отдел, отдел продаж и т.п.), временными группами в организации могут выступать группы, созданные для выполнения проекта; - по эффективности (эффективные и неэффективные); - по степени формализации (формальные и неформальные). Формальные - обычно структурные подразделения в организации. Они имеют: формально назначенного руководителя; формально определенную структуру должностей внутри группы; формально закрепленные за каждым членом группы функции. Неформальная группа в науке ОП - объединение людей, действующих на основе взаимозависимости членов группы друг от друга и влияния на поведение друг друга в целях удовлетворения определенных потребностей (например, потребности в уважении, безопасности, общении и т.д.).

 

Неформальные группы

Неформальные группы представляют собой одно из интересных явлений в изучении поведения индивидов в организации.Возникновение неформальной группы является следствием естественного стремления индивида к объединению с другими индивидами, а также к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Неформальная группа удовлетворяет базовые потребности ее членов: социально-биологические (комфорт), социально-коммуникативные (общение), социально-институционные (положение в обществе, статус), социально-этические (общественная мораль), духовные (потребность в совместном творчестве).

 

Признаки неформальных групп в организации: малая группа; т.н. контактная группа (все ее члены близко знакомы и взаимодействуют друг с другом);группа, существование и деятельность которой основаны только на межличностных отношениях членов группы и не определяются какими-то внешними силами;группа, где существует возможность свободного выхода из нее без какого-либо видимого ущерба для организации.

Современный менеджмент признает, что неформальные группы – это нормальное явление для организации, и чаще всего, с неформальными группами не нужно бороться. Более того, нередко, неформальные группы решают ряд важнейших для организации задач:

- в случае высокой мотивации к совместной деятельности растет производительность труда у членов неформальной группы;

- понижается показатель текучести кадров (люди не хотят менять место работы, не желая нарушать устоявшиеся социальные связи);

- в случае конфликтов в организации велико значение участия неформальных групп в разрешении конфликта.

Однако нельзя говорить о том, что неформальные группы – это всегда положительное явление для организации. Нередко, неформальные группы создают ряд серьезных проблем компании, среди которых: частое сопротивление переменам; нередко сложное принятие нового члена в группу; в случае слабой мотивации нескольких членов группы, вероятность неэффективной деятельности от всей группы; распространение ложных слухов по неформальным каналам; принятие группой норм, не способствующих эффективной деятельности организации.

 



2016-01-26 645 Обсуждений (0)
Тема 6. Концепция группы в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Концепция группы в организационном поведении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)