Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научение в организационном поведении



2016-01-26 750 Обсуждений (0)
Научение в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из главных задач науки Организационное поведение является изменение поведения индивида – то есть модификация поведения – коррекция, исправление. Модификация поведения – это различные методики изменения поведения с помощью соответствующего своевременного подкрепления или наказания. Научение – один из инструментов модификации поведения индивида в организации.

 

Научение – это изменение в поведении индивида, происходящее в следствии приобретения опыта. Научение - в широком смысле – ряд психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций и условных рефлексов в процессе приобретения индивидуального опыта.

 

В отличие от педагогического понятия обучения (приобретение навыков), термин «научение» применяется в психологии поведения и охватывает круг таких процессов, как приобретение: знания, понимания, навыков, ценностей, опыта, личностного общения.

Владея принципами научения, современный руководитель может: добиваться желаемого поведения сотрудников на рабочем месте, повысить эффективность работы сотрудников, успешно разрешать конфликтные ситуации, минимизировать проявления организационных и индивидуальных стрессов и т.д.

Термин «научение» впервые появился в работах американского психолога Эдварда Торндайка (1874-1949), который, проводя опыты на животных, доказал, что «в процессе научения можно добиться желаемого поведения».

 

Опыты Торндайка над кошкой Кошка помещалась в ящик, из которого она могла выбраться, только потянув за шнур, поднимающий дверцу. Попав в ящик, кошка предпринимала различные действия (царапание когтями, взбирание на стены и т.д.) пока случайно не зацеплялась когтями за шнур и тянула его, после которого дверца ящика открывалась. При повторном помещении в ящик кошка опять совершала множество случайных действий до тех пор, пока снова не цепляла шнур. В каждом последующем случае кошка цепляла шнур все раньше.

 

После опытов Торндайка, доказавших значение процессов научения в модификации поведения, началось активное изучение процесса научения в психологии (1920-1930 гг.).

Существует два классических подхода к научению. Они базируются на: 1) бихевиористской теории и 2) когнитивной психологии.

1. Бихевиористская теория (теория «стимул-реакция») доказывает, что все то, что мы запоминаем - есть определенные последовательности мускульных движений (рефлексов). Рефлекс(от лат reflexus – отраженный) - стереотипная реакция организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. По мнению бихевиористов, научение происходит исключительно на физиологическом уровне, а не посредством умственных процессов.

Термин «бихевиоризм» был впервые применен американским психологом Джоном Б. Ватсоном. Он стремился объяснить человеческие поступки и их причины и попытался доказать, что научение происходит на физиологическом уровне и зависит от рефлексов. Большой вклад в дальнейшее развитие теории бихевиоризма внесли Павлов и Скиннер.

 

Метод условных рефлексов Ивана Петровича Павлова Также известен как классический метод или оперантный метод. Метод базируется на существовании у человека условного рефлекса. Метод условных рефлексов объясняет, что при повторении стимула может образоваться устойчивая реакция. Если показать собаке мясо, то у нее начнет вырабатываться слюна (в данном случае мясо — стимул, слюна — реакция). Мясо является безусловным стимулом, так как выделение слюны естественный процесс. Соответственно, слюна — это безусловная реакция. Безусловные реакции называют также рефлексами. Если врач ударяет вас молоточком по колену, то ваша нога непроизвольно дергается, если яркий свет светит вам в глаза — ваши зрачки сужаются. Это типичные человеческие рефлексы. Предположим, мы будем звонить в колокольчик, когда даем собаке мясо. Если делать это довольно часто, то у собаки звонок будет ассоциироваться с мясом. А именно, у собаки при звонке будет выделяться слюна. Значит, звонок является условным стимулом, а слюна — условной реакцией (или рефлексом). В данном случае собака начинает реагировать на звонок также как и при виде пищи. Конечно, совсем не обязательно стимулом должен являться звонок. Подобным образом может быть использован любой стимул. Допустим, что теперь мы не станем давать собаке мясо после звонка. Однако слюна будет выделяться у собаки только от одного звука звонка. Но если продолжать делать это и дальше, количество выделяемой слюны с каждым разом будет уменьшаться, а ассоциация между условным стимулом и условным рефлексом будет таким образом угасать. Условный рефлекс у животных это достоверный факт, который может быть подвергнут исследованию. Павлов изучал его очень скрупулезно, не только на собаках, но и на других животных, применяя различные стимулы, изменяя продолжительность условного и безусловного рефлексов, и измеряя количество выделяемой собаками слюны при различных условиях. Согласно данной методике, основным способом научения является условный рефлекс. Таким образом, изменение поведения человека должно являться результатом условных рефлексов.
Метод Берхуса (Бересса) Скинера Также известен как метод инструментального условного рефлекса. Метод объясняет, как возникают новые реакции посредством ассоциации с конкретным стимулом. Любое действие, взятое в его конкретном контексте, одобренное или поощренное каким-либо образом, имеет тенденцию к повторению в таком же контексте (виде). Инструментальный метод объясняет, как возникают новые реакции посредством ассоциации с конкретным стимулом. Главной целью исследований Скиннера было стремление предсказать и контролировать поведение человека. Скиннер в ходе своих опытов посадил крысу в специально приготовленную коробку с рычажком, при нажатии которого ей давалась пища. Крысу никоим образом не пытались специально приучить нажимать на рычаг для получения пищи. Однако в процессе хождения по коробке крыса случайно задевала рычажок. Она могла сесть на него, задеть его головой или лапкой. Случайное действие подкреплялось едой: поведение было поощрено и, следовательно, имело вероятность повториться. Метод Скиннера называется инструментальным по той причине, что связан с действиями, являющимися инструментальными, то есть с получением подкрепления, в данном случае еды. Таким образом, крыса Скиннера была подвержена некоему воздействию, которое и спровоцировало появление рефлекса.

 

По мнению сторонников бихевиористской теории, необходимо формировать у индивидов устойчивые ассоциации между стимулами и реакциями посредством постоянного повторения стимулов. Бихевиоризм: «Все люди одинаковы», «У людей, как и животных, можно формировать устойчивые рефлексы». На базе бихивиористкой теории построены классические методы мотивации в современной компании:

- поощрения – позитивная мотивация (устные и письменные похвалы, грамоты, повышение в должности, повышение оклада, премии и т.д.)

- наказания – негативная мотивация (устные и письменные выговоры, понижение в должности, штрафы и др.)

2. Когнитивная теория (теория обработки информации) утверждает, что не все объясняется физиологическими рефлексами и что каждый человек уникален. У человека, в отличие от животного, существует целый комплекс умственных процессов, которые влияют на процесс научения. Поэтому, по мнению когнитивистов, именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных.

 

Когнитивная теория учит, что каждый человек индивидуален, с разными реакциями на одинаковые стимулы (например, на один и тот же метод стимулирования, разные сотрудники реагируют по-разному). Поэтому к каждому индивиду необходим свой уникальный (индивидуальный) подход.

 

 

 

 

 

Тема 5. Роль мотивации в модификации индивидуального поведения

 

Создание и поддержание мотивации к труду на высоком уровне является достаточно сложным механизмом и представляет трудность для любого руководителя. Руководитель, ориентированный на результат, основывает свою деятельность на продуманном представлении о мотивах и стимулах, побуждающих индивида или отдельные группы действовать определенным образом. Изучая особенности внутренней мотивации подчиненных, руководитель может понять причины того или иного поведения сотрудника, и, таким образом, управлять им.

Основные понятия

Существует ряд определений, которые характеризуют это явление с нескольких точек зрения:

М. Мескон: «стимулирование - процесс побуждения других к деятельности для достижения целей организации».

О. Виханский: «совокупность внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей».

Теории стимулирования

Вопросами стимулирования начали заниматься в 1930-е гг. Сегодня эта проблема достаточно изучена и опробована на практике.

 

 

Поведенческие аспекты мотивации

Для науки организационное поведение важность имеют поведенческие аспекты мотивации – те аспекты, которые оказывают влияние на индивида (гедонизм, привычки, инстинкты, потребности).

1. Гедони́зм (лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») - философское направление, считающее радость и удовольствие высшим благом в жизни. Часто понятие гедонизма используется в негативном смысле для описания материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

2. Инстинкты автоматическая предрасположенность людей вести себя определенным образом. Инстинкт (лат. - побуждение, стимул) - естественное влечение;
свойственная роду человека врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Примеры инстинктов: страх, родительский инстинкт, инстинкт продолжения рода, стадный инстинкт, инстинкт самосохранения.

3. Привычки формирование стереотипов поведения на основе действий, которые приводили к удовлетворяющему результату в прошлом.

4. Потребности-внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. К первичным относятся потребности в пище, воде, воздухе, сне, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. К вторичным потребностям относят потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, безопасности, потребность в принадлежности к некоторой группе. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

 

Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. К первичным относятся потребности в пище, воде, воздухе, сне, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. К вторичным потребностям относят потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, безопасности, потребность в принадлежности к некоторой группе. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Мотив (от лат. moveo — двигаю) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Мотивы в широком смысле слова, означают потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и идеалы. Мотивы - это то, что побуждает человека действовать определенным образом.

Принципы стимулирования

Для того, чтобы управление поведением индивидов было бы максимально эффективным, необходимо грамотно подходить к процессу их стимулирования. В первую очередь, система стимулирования, действующая в компании, должна соответствовать следующим принципам:

1. установление четких целей и задач (сотрудник должен знать, что он должен достичь и какие задачи выполнить);

2. увязка целей и вознаграждения (работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы);

3. открытость (сотрудники имеют право знать все условия стимулирования);

4. наличие обратной связи (возможность у сотрудника обсудить программу стимулирования с руководством);

5. конкурентоспособность пакета стимулирования (в компании должны предоставляться те стимулы, которые есть и в большинстве других компаний на рынке);

6. выявление ожиданий работающих сотрудников (например, путем проведения анкетирования);

7. оптимальное сочетание моральных и материальных методов стимулирования;

8. учет индивидуальных потребностей и характеристик (что хорошо одному, будет неинтересно и ненужно другому).

9. использование преимущественно положительных стимулов.

Методы стимулирования

Как правило, методы стимулирования разделяют на две большие группы: материальную и нематериальную группу методик.

Материальное стимулирование ориентировано на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние.

 

Материальное стимулирование
постоянная часть (оклад)   переменная часть

           
   
 
Дотации доплаты на оплату обедов и общественного транспорта, абонементы в спортивные клубы и т.д.  
 
Надбавки выплачиваются как дополнительная плата за определенный стаж, квалификацию.
 
 


Нематериальное стимулирование ориентировано на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих стимулов.

   
 
 
 
2.Нефинансовые вознаграждения - подарки сотрудникам (небольшие сувениры, крупные презенты, набор продуктов к празднику, подарки ко дню рождения и т.д.) - оплата медицинской страховки - скидки на приобретение продукции компании

 
 




2016-01-26 750 Обсуждений (0)
Научение в организационном поведении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научение в организационном поведении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (750)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)