Лекция 9. Управление коммуникациями в международных компаниях
Успешность руководителя в своей деятельности на 85% зависит от его коммуникативных навыков, и только на 15% - от профессиональных способностей. С точки зрения науки «организационное поведение», система коммуникаций позволяет: - модифицировать поведение сотрудников; - формировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе; - управлять стрессами и конфликтами; - налаживать передачу достоверной информации; - повышать качество и производительность труда; - повышать доверие между руководителем и подчиненным. Вопросами коммуникаций в организации наиболее активно стали заниматься в 1950-1960-е годы. К 1980-му году в России вышло достаточно работ по «человеческому общению в организации».
Существуют две основные системы управления коммуникациями в коллективе: формальная (ее еще называют механистической, административно-организационной, жесткой) и неформальная (или органическая, социально-психологическая, мягкая). Также выделяют и смешанный тип коммуникаций.
Отношения в коллективе в иностранных компаниях зависят от внешней среды и во многом определяются национальными особенностями. Так, во многих компаниях США поощряется командный стиль работы, неформальные и дружеские отношения (неформальное обращение к начальнику и т.д.). Распространен совместный отдых после работы, посещение мест по интересам, а границы между начальником и подчиненным зачастую незаметны, они работают, как правило, в одних помещениях, за соседними столами. В большинстве немецких компаний принят формальный способ коммуникаций. В отношениях между руководителем и сотрудниками здесь прослеживается четкая иерархичность, а на прием к руководству необходимо записываться заранее, обращаться к шефу нередко следует не только по имени и фамилии, но и с названием его должности. Это олицетворяет формальные отношения между начальником и подчиненным, и в коллективе в том числе. Немецкие компании – это традиционные, малоподвижные организации, со сложнейшими системами руководства и субординации, со строгой иерархией и порядком. Иерархия является обязательной составной частью организационной культуры, и руководитель выступает обособленной и закрытой единицей системы вертикальных отношений. К другим особенностям традиционной немецкой культуры и коммуникаций можно отнести: - формальные отношения между руководителем и подчиненными; - предельную информированность персонала о выполняемой работе; - дисциплинированность, аккуратность, пунктуальность в ежедневной работе; - умение управлять временем, которое является одним из способов организации жизни; - нацеленность на рост профессионализма и квалификационных характеристик; - неприятие изменений в менеджменте, системе коллективных отношений, принципах руководства, внутренней культуре организации; - справедливое отношение к сотрудникам и всестороннюю взаимопомощь. Наиболее характерными особенностями культуры и коммуникаций английских компаний являются: - важность как английских национальных, так и внутрифирменных традиций; - формализм в отношениях в группе и четко выстроенная иерархия; - полное доверие как к руководителю, так и к подчиненному; - рационализм в принятии решений; - важность внутрифирменного имиджа. Особенности коммуникаций во Франции проявляются через: - неформальные отношения в коллективе; - экстравертный, личностный, эмоциональный, но подчиненный логике стиль коммуникаций; - четко выстроенную иерархию и значимость социального положения, связей и знакомств; - закрытость, выражающуюся в неприятии иностранного опыта ведения бизнеса, - осторожность в проявлении резкой критики, - умение налаживать дружеские контакты и связи, коммуникабельность и общительность как внутри коллектива, так и за его пределами. Коммуникации китайских фирм уникальны. Их отличают: - соблюдение неравенства в отношениях; - строгая внутрифирменная иерархия; - авторитарный стиль руководства; - учтивость и уважение к руководителю и к иерархической системе; - ярко выраженный коллективизм и неприятие проявления индивидуализма; - упорство, самопожертвование, прилежание, чувство долга; - дружественные взаимоотношения с коллегами; - помощь и взаимовыручка в коллективе; - уважительное отношение к старшим членам коллектива; - чувство собственного достоинства, выражающееся в неприятии открытой критики; - отсутствие мобильности. Главная особенность японской культуры является общество, в котором все его члены стоят на иерархических ступенях моральных и социальных обязанностей как по вертикали, так и по горизонтали. Все элементы этой системы жестко взаимосвязаны. Основными социо-психологическими установками японцев являются: а) коллективизм с его ориентацией на коллективные (групповые) ценности; б) гармония, как принцип сосуществования групп (выражается в стремлении достижения консенсуса на основе уважения и учета мнений всех заинтересованных сторон). Кроме того, для японцев характерно ощущение себя как части целого, ориентация на достижение коллективных целей и готовность принести личные интересы в жертву интересам коллектива, выработанных в течение многих веков. Это способствует возведению государственных чиновников на высшую ступень общественной иерархии, т.к. они считаются носителями и гарантами общенациональных интересов. Японские работники готовы сообща разделить риск, финансовые потери, при этом все группы равны и обладают одинаковыми правами и обязанностями. Старшинство и возраст имеют не только привилегии, но и обязанности. Обязанности определяются в строгом порядке как в семье, так и в рабочем коллективе. Главными ценностями японского сотрудника являются преданность фирме, моральная устойчивость, учтивость и уважение к руководителю, трудолюбие и чувство принадлежности к группе. Руководство каждой компании, в свою очередь, заботится о том, чтобы работники были благодарны и преданны. Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы воспитать у сотрудника отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров - одна судьба. Наиболее успешными являются те компании, которые сумели создать конструктивные отношения между персоналом и администрацией. Японские менеджеры полагают, что люди трудятся не только ради денег, и деньги являются не самым главным и не самым эффективным средством мотивации. Чтобы мотивировать людей, необходимо сделать их элементами одной семьи и обращаться с ними, как с ее самыми уважаемыми членами. Это и является одним из главных секретов организационной культуры японских компаний. К руководителям в Японии проявляется такое учтивое и уважительное отношение, как ни в одной стране мира. Руководитель является и вторым отцом, и наставником, и учителем. Высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой, и японские руководители это успешно демонстрируют на практике.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |