Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объекты правоотношений



2016-01-26 429 Обсуждений (0)
Объекты правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену

1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.

2. Система источников конституционного права, их характеристика.

3. Конституционно-правовые нормы и институты в системе конституционного права и их характеристика.

4. Соотношение конституционного права с другими отраслями права.

5. Понятие и сущность конституционно-правовых отношений (субъект, объект, содержание) и основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

6. Понятие, предмет, система и источники науки конституционного права.

7. Понятие, сущность Конституции Республики Беларусь и ее социальное назначение.

8. Структура и юридические свойства Конституции Республики Беларусь.

9. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции.

10. Действие Конституции и порядок принятия, вступления в силу и внесения дополнений и изменений в неё.

11. Понятие и сущность общественного строя, его структура и конституционное закрепление.

12. Понятие гражданского общества и его конституционное закрепление.

13. Понятие и сущность демократического государства и его конституционное закрепление.

14. Понятие и сущность правового государства и его конституционное закрепление.

15. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

16. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь.

17. Понятие унитарного государства, его отличие от федеративного и конфедеративного.

18. Органы СНГ и их правовое положение и деятельность.

19. Органы Союзного государства Беларуси и России.

20. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции.

21. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе.

22. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь.

23. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь.

24. Понятие экономической системы Республики Беларусь, собственность, право собственности и их конституционное закрепление.

25. Социальное государство и его конституционное закрепление.

26. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека.

27. Общая характеристика международного Билля о правах человека, Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г.

28. Европейская система защиты прав человека.

29. Понятие «Человек», «Личность», «Гражданин» в конституции Республики Беларусь.

30. Понятие основных элементов и принципов правового положения личности в обществе и государстве.

31. Взаимоотношения граждан с государством и обществом.

32. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.

33. Основание и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его сохранение.

34. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь.

35. Прекращение гражданства.

36. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

37. Право убежища и правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь.

38. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы» и «обязанности» человека и гражданина.

39. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

40. Ограничение прав и свобод.

41. Гарантии прав и свобод.

42. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление.

43. Общая характеристика политических прав и свобод.

44. Общая характеристика социально - экономических и культурных прав и свобод и их конституционное закрепление.

45. Основные обязанности и их характеристики.

46. Понятие административно - территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства.

47. Административно-территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика.

48. Сущность, источники и содержание избирательного права.

49. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом.

50. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.

51. Система пропорционального представительства политических партий.

52. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах и их характеристика.

53. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов.

54. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия.

55. Выдвижение и регистрация кандидатов.

56. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

57. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума.

58. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки. Система государственных органов Республики Беларусь.

59. Разделение властей, как конституционный принцип и его значение для функционирования демократического государства.

60. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь и их конституционные полномочия.

61. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности.

62. Президент Республики Беларусь, его правовой статус.

63. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь.

64. Компетенция Президента Республики Беларусь.

65. Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения).

66. Основы Конституционного статуса Национального собрания Республики Беларусь и его место в системе органов государства.

67. Палаты Национального собрания, порядок избрания и прекращения полномочий.

68. Компетенция палат Национального собрания.

69. Порядок деятельности Национального собрания.

70. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики, порядок формирования, полномочия.

71. Общая характеристика регламентов Палат Национального Собрания.

72. Законодательный процесс в парламенте и его стадии.

73. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета республики Национального собрания и гарантии их депутатской деятельности.

74. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

75. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования.

76. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки.

77. Организация деятельности Совета Министров.

78. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействии с другими органами государственной власти.

79. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь.

80. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь.

81. Конституционные принципы правосудия.

82. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельности.

83. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав.

84. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.

85. Регламент Конституционного Суда (общие положения).

86. Понятие местного управления и самоуправления.

87. Принципы местного управления и самоуправления.

88. Система органов местного управления и самоуправления. Полномочия органов местного управления и самоуправления.

89. Характеристика местных представительных органов (Советов депутатов), порядок образования, состав, полномочия.

90. Исполнительные комитеты (администрации), порядок их образования, структура, полномочия.

 


1 Понятие и предмет КП. КП регулир отнош, склад во всех сферах жизни общ-ва: соц, пол, эк, дух. Особенность предмета КП выраж в том, что его нормы регул лишь опр слой отнош в указ сферах. К его предмету относятся те отношения, к-ые м назвать базовой, основополаг в каждой из указ сфер. КП регул отн-ния, к-ые образ основу всего устройства общ-ва и гос-ва и непосредст связ с осущ гос власти. Это отнош м/д челом, общ-вом и гос-вом и отнош, опред устройство гос-ва и его функционирования. Метод прав регулирования – совокупность приёмов и способов прав воздействия на общ отнош (обязывающий, запрещ и т.д.) В целом конст-прав метод регулир общ отношений основывается на властно-императ началах. Это объясняется природой тех отнош, к-ые подпад под воздействие норм КП. Власт отношения опред содержание значительной части этиз норм. Хотя не малая их часть устанавливает содерж и гарантии прав чела, что означ соотв ограничения для гос органов. КП – это система ПН, регул полож чела в общ-ве и гос-ве, основы общ строя, основы организ деят-ти системы гос органов, органов мест управления и самоуправления.

 

2. Система и источники КП. Объект причины (источники) возник и существ в КП коренятся в мат условиях жизни общ-ва, свойственные ему эк отношения. Под юр источником права в юр смысле поним те формы, в к-ых наход своё выражение ПН. Источники КП – НПА, к-ые обычно делятся на законы и подзак акты. Законы: осн, органические, обыч. Конст – осн источник КП. Эта её роль обуславливается факторами: 1В Конст установлены ПН общего хар-ра, являющиеся обсновополог для всего текущего конст-прав регулирования. 2Конст охватывает своим воздействием все сферы жизни общ-ва. Этим она отлич от всех остальных источником КП, связанных в регулир какой-л одной сферы общ отношений. 3Конст по сравнению с др источниками имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей терр РБ. Органические законы опред статус (положение) органов гос-ва на основе бланкетных статей Конст. Обычные законы регулир менее важные общ отношения по отнош к Конст и огранич законом, образ предмет КП. Конст, органич всегда в полном объёме явл источником КП. Обычные же законы, либо в полном объёме (о нар голосовании), либо частично (о праве соб-сти на землю, об обращении) в завис от налич в них конст-прав норм. В кач-ве источников выступ и содерж конст-прав нормы Правовые акты, приним През РБ (декреты, указы): декрет През №3 от 11.12.96 «Об утверждении положения об избрании членов Совета Республики НС РБ»; указы о назнач выборов в местн советы. Постановления Прав-ва, но лишь те, к-ые содержат конст-прав нормы. К источникам КП относятся и регламенты палат правительственных органов (о назначении референдума) и м/д-нар док-ты рацифицированные РБ, решения Конст Суда. КП явл частью единой правовой системы гос-ва, однако в свою очередь само явл сложной правов системой. Система КП выражается в её внутр строении, обусловленным теми связями, к-ые сущ м/д её нормами, опред основы их диференциаций и интеграций в определении правов образования, обладающие признаками элемента системы, также структуру последних. В системе КП принято выделять след институты, к-ые состав основы элемнта отрасли и объедин нормы, закрепляющие: 1Основы конст строя; 2Основы правов положения чела и гражданина; 3Система гос власти и система местного самоуправления.

 

3. Нормам КП присущи общие черты всех правовых норм (выражение воли народа, гуманизм, демократизм, общие правила поведения и их исполнение).

Конституции регулируют общественные отношения своеобразным методом, в меньшей путем прямого воздействия и в большей степени через другие отрасли права.

Правила поведения установленные нормами КП адресуются особому кругу субъектов (белорусскому народу как суверенный, административно-территориальные устройства, органы государства, общественные организации, собрания граждан, лица без гражданства, иностранцам).

Значительное количество норм КП не содержит трех традиционных элементов правовой нормы: гипотезы условий, при которых она применяется; диспозиции – четкое определение прав и обязанностей участников правоотношений; санкций – то есть указаний на правовые последствия несоблюдения или нарушения нормы.

Нормы КП могут быть общими, специальными, исключительными.

Общие распространяются на все общественные отношения регулируемые нормамиКП. Пример: нормы конституции.

Специальные регулируются определенный вид отношений. Пример: комптенция райсовета закрепленная в регламенте.

Исключительная устанавливают изъятие из правил содержащихся в общих и специальных нормах. Пример: возраст депутата.

По степени определенности правил поведения нормы КП бывают: дифинитивные, регулятивные.

Дефинитивные – закрепляют какие-то принципы, понятия, имеющие важное значение. Пример: определение власти народа, политической основы государства и т.д.

Регулятивные – содержат конкретные правила поведения. Пример: обязанность депутата отчитываться перед избирателями о проделанной работе.

НКП они могут быть конституционными и неконституционными.

 

4.Конституционное право устанавливает исходные положения всех других отраслей права. КП закрепляет лишь основные принципы белорусского права и порядок установления правовых норм, какой бы отрасли они не относились. Более подробная регламентация общественных отношений правовое регулирование составляет предметы других отраслей права, которые развивают более общие принципиальные положения, закрепленные КП и как бы обогащают его.

Пример: нормы КП относятся к центральным и местным органам управления, а ток же права свободы и обязанности граждан составляют основу Административного права регулирующего деятельность исполнительно – распорядительных органов, взаимоотношения между отдельными нормами государственного управления, а также их взаимоотношения с гражданами в области управления.

Конституция составляет исходные положения для прудового права и иных отраслей права, таково соотношение КП с другими отраслями белорусского права.

Необходимо иметь в виду следующие теоретические положения, чем полнее и точнее выражают требования объективного закона развития общества нормы КП, тем больше их значение и эффективность в практике государственного и социально – экономического строительства.

 

5.В содержании каждого правоотношения имеются субъекты (вступившие в них стороны) и объекты (то, на что направлены воля и действие субъектов правоотношений)

По характеру и значимости субъекты имеют свои особенности:

Белорусский народ,

Административно – территориальная единица,

Государственные органы, общественные организации и движения, политические партии, самодеятельные организации граждан.

Трудовые коллективы предприятий и учреждений,

Собрания граждан, собрания избирателей,

Депутаты как представители от народа, их органы, кандидаты в депутаты,

Физические лица.

Не могут вступать с двух сторон в КП отношения граждане в КП отношениях, которых нет равенства сторон, что является типичным для гражданско-правовых отношений. Этот перечень правоотношений и участвовавших в них субъектов наглядно показывает специфику реализации норм КП и их сущность.

Объекты правоотношений.

Объекты конституционно-правовых отношений могут быть вещественными (территория, материальные ценности, финансы, недра и др.), а так же проявление в действиях и их результатах (обращение гражданина к органам власти, выдвижение кандидата в депутаты, отчет депутата, изменение состава постоянной комиссии представительского органа власти, отмена правового акта), таким образом, нормы КП действуют и реализуются только через механизм КП отношений.



2016-01-26 429 Обсуждений (0)
Объекты правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объекты правоотношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)