Объекты правоотношений
Вопросы к экзамену 1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права. 2. Система источников конституционного права, их характеристика. 3. Конституционно-правовые нормы и институты в системе конституционного права и их характеристика. 4. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. 5. Понятие и сущность конституционно-правовых отношений (субъект, объект, содержание) и основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений. 6. Понятие, предмет, система и источники науки конституционного права. 7. Понятие, сущность Конституции Республики Беларусь и ее социальное назначение. 8. Структура и юридические свойства Конституции Республики Беларусь. 9. Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции. 10. Действие Конституции и порядок принятия, вступления в силу и внесения дополнений и изменений в неё. 11. Понятие и сущность общественного строя, его структура и конституционное закрепление. 12. Понятие гражданского общества и его конституционное закрепление. 13. Понятие и сущность демократического государства и его конституционное закрепление. 14. Понятие и сущность правового государства и его конституционное закрепление. 15. Общая характеристика конституционного положения «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». 16. Понятие суверенитета народа, нации, государства, их взаимосвязь. 17. Понятие унитарного государства, его отличие от федеративного и конфедеративного. 18. Органы СНГ и их правовое положение и деятельность. 19. Органы Союзного государства Беларуси и России. 20. Понятие политической системы общества. Характеристика и функции. 21. Элементы политической системы общества и их функции в политической системе. 22. Правовая регламентация политических партий в Республике Беларусь. 23. Правовая регламентация общественных объединений в Республике Беларусь. 24. Понятие экономической системы Республики Беларусь, собственность, право собственности и их конституционное закрепление. 25. Социальное государство и его конституционное закрепление. 26. Понятие, задачи, основное назначение международных стандартов в области прав и свобод человека. 27. Общая характеристика международного Билля о правах человека, Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г. 28. Европейская система защиты прав человека. 29. Понятие «Человек», «Личность», «Гражданин» в конституции Республики Беларусь. 30. Понятие основных элементов и принципов правового положения личности в обществе и государстве. 31. Взаимоотношения граждан с государством и обществом. 32. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь. 33. Основание и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его сохранение. 34. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. 35. Прекращение гражданства. 36. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. 37. Право убежища и правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь. 38. Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы» и «обязанности» человека и гражданина. 39. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. 40. Ограничение прав и свобод. 41. Гарантии прав и свобод. 42. Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление. 43. Общая характеристика политических прав и свобод. 44. Общая характеристика социально - экономических и культурных прав и свобод и их конституционное закрепление. 45. Основные обязанности и их характеристики. 46. Понятие административно - территориального деления территории и основные принципы административно-территориального устройства. 47. Административно-территориальные единицы Республики Беларусь, их виды и государственно-правовая характеристика. 48. Сущность, источники и содержание избирательного права. 49. Понятие избирательная система и ее соотношение с избирательным правом. 50. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. 51. Система пропорционального представительства политических партий. 52. Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах и их характеристика. 53. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов. 54. Избирательные комиссии, порядок их образования и полномочия. 55. Выдвижение и регистрация кандидатов. 56. Предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. 57. Референдум (понятие, виды, цели и вопросы, выносимые на референдум). Порядок назначения и проведения референдума. 58. Понятие государственного органа Республики Беларусь и его признаки. Система государственных органов Республики Беларусь. 59. Разделение властей, как конституционный принцип и его значение для функционирования демократического государства. 60. Контрольно-надзорные органы в Республике Беларусь и их конституционные полномочия. 61. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности. 62. Президент Республики Беларусь, его правовой статус. 63. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь. 64. Компетенция Президента Республики Беларусь. 65. Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения). 66. Основы Конституционного статуса Национального собрания Республики Беларусь и его место в системе органов государства. 67. Палаты Национального собрания, порядок избрания и прекращения полномочий. 68. Компетенция палат Национального собрания. 69. Порядок деятельности Национального собрания. 70. Совет Палаты представителей; Президиум Совета Республики, порядок формирования, полномочия. 71. Общая характеристика регламентов Палат Национального Собрания. 72. Законодательный процесс в парламенте и его стадии. 73. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета республики Национального собрания и гарантии их депутатской деятельности. 74. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. 75. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования. 76. Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки. 77. Организация деятельности Совета Министров. 78. Место Совета Министров в системе органов государства Республики Беларусь и его взаимодействии с другими органами государственной власти. 79. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь. 80. Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь. 81. Конституционные принципы правосудия. 82. Система судов общей юрисдикции, порядок их формирования и деятельности. 83. Конституционный Суд Республики Беларусь, порядок формирования и состав. 84. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь. 85. Регламент Конституционного Суда (общие положения). 86. Понятие местного управления и самоуправления. 87. Принципы местного управления и самоуправления. 88. Система органов местного управления и самоуправления. Полномочия органов местного управления и самоуправления. 89. Характеристика местных представительных органов (Советов депутатов), порядок образования, состав, полномочия. 90. Исполнительные комитеты (администрации), порядок их образования, структура, полномочия.
1 Понятие и предмет КП. КП регулир отнош, склад во всех сферах жизни общ-ва: соц, пол, эк, дух. Особенность предмета КП выраж в том, что его нормы регул лишь опр слой отнош в указ сферах. К его предмету относятся те отношения, к-ые м назвать базовой, основополаг в каждой из указ сфер. КП регул отн-ния, к-ые образ основу всего устройства общ-ва и гос-ва и непосредст связ с осущ гос власти. Это отнош м/д челом, общ-вом и гос-вом и отнош, опред устройство гос-ва и его функционирования. Метод прав регулирования – совокупность приёмов и способов прав воздействия на общ отнош (обязывающий, запрещ и т.д.) В целом конст-прав метод регулир общ отношений основывается на властно-императ началах. Это объясняется природой тех отнош, к-ые подпад под воздействие норм КП. Власт отношения опред содержание значительной части этиз норм. Хотя не малая их часть устанавливает содерж и гарантии прав чела, что означ соотв ограничения для гос органов. КП – это система ПН, регул полож чела в общ-ве и гос-ве, основы общ строя, основы организ деят-ти системы гос органов, органов мест управления и самоуправления.
2. Система и источники КП. Объект причины (источники) возник и существ в КП коренятся в мат условиях жизни общ-ва, свойственные ему эк отношения. Под юр источником права в юр смысле поним те формы, в к-ых наход своё выражение ПН. Источники КП – НПА, к-ые обычно делятся на законы и подзак акты. Законы: осн, органические, обыч. Конст – осн источник КП. Эта её роль обуславливается факторами: 1В Конст установлены ПН общего хар-ра, являющиеся обсновополог для всего текущего конст-прав регулирования. 2Конст охватывает своим воздействием все сферы жизни общ-ва. Этим она отлич от всех остальных источником КП, связанных в регулир какой-л одной сферы общ отношений. 3Конст по сравнению с др источниками имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей терр РБ. Органические законы опред статус (положение) органов гос-ва на основе бланкетных статей Конст. Обычные законы регулир менее важные общ отношения по отнош к Конст и огранич законом, образ предмет КП. Конст, органич всегда в полном объёме явл источником КП. Обычные же законы, либо в полном объёме (о нар голосовании), либо частично (о праве соб-сти на землю, об обращении) в завис от налич в них конст-прав норм. В кач-ве источников выступ и содерж конст-прав нормы Правовые акты, приним През РБ (декреты, указы): декрет През №3 от 11.12.96 «Об утверждении положения об избрании членов Совета Республики НС РБ»; указы о назнач выборов в местн советы. Постановления Прав-ва, но лишь те, к-ые содержат конст-прав нормы. К источникам КП относятся и регламенты палат правительственных органов (о назначении референдума) и м/д-нар док-ты рацифицированные РБ, решения Конст Суда. КП явл частью единой правовой системы гос-ва, однако в свою очередь само явл сложной правов системой. Система КП выражается в её внутр строении, обусловленным теми связями, к-ые сущ м/д её нормами, опред основы их диференциаций и интеграций в определении правов образования, обладающие признаками элемента системы, также структуру последних. В системе КП принято выделять след институты, к-ые состав основы элемнта отрасли и объедин нормы, закрепляющие: 1Основы конст строя; 2Основы правов положения чела и гражданина; 3Система гос власти и система местного самоуправления.
3. Нормам КП присущи общие черты всех правовых норм (выражение воли народа, гуманизм, демократизм, общие правила поведения и их исполнение). Конституции регулируют общественные отношения своеобразным методом, в меньшей путем прямого воздействия и в большей степени через другие отрасли права. Правила поведения установленные нормами КП адресуются особому кругу субъектов (белорусскому народу как суверенный, административно-территориальные устройства, органы государства, общественные организации, собрания граждан, лица без гражданства, иностранцам). Значительное количество норм КП не содержит трех традиционных элементов правовой нормы: гипотезы условий, при которых она применяется; диспозиции – четкое определение прав и обязанностей участников правоотношений; санкций – то есть указаний на правовые последствия несоблюдения или нарушения нормы. Нормы КП могут быть общими, специальными, исключительными. Общие распространяются на все общественные отношения регулируемые нормамиКП. Пример: нормы конституции. Специальные регулируются определенный вид отношений. Пример: комптенция райсовета закрепленная в регламенте. Исключительная устанавливают изъятие из правил содержащихся в общих и специальных нормах. Пример: возраст депутата. По степени определенности правил поведения нормы КП бывают: дифинитивные, регулятивные. Дефинитивные – закрепляют какие-то принципы, понятия, имеющие важное значение. Пример: определение власти народа, политической основы государства и т.д. Регулятивные – содержат конкретные правила поведения. Пример: обязанность депутата отчитываться перед избирателями о проделанной работе. НКП они могут быть конституционными и неконституционными.
4.Конституционное право устанавливает исходные положения всех других отраслей права. КП закрепляет лишь основные принципы белорусского права и порядок установления правовых норм, какой бы отрасли они не относились. Более подробная регламентация общественных отношений правовое регулирование составляет предметы других отраслей права, которые развивают более общие принципиальные положения, закрепленные КП и как бы обогащают его. Пример: нормы КП относятся к центральным и местным органам управления, а ток же права свободы и обязанности граждан составляют основу Административного права регулирующего деятельность исполнительно – распорядительных органов, взаимоотношения между отдельными нормами государственного управления, а также их взаимоотношения с гражданами в области управления. Конституция составляет исходные положения для прудового права и иных отраслей права, таково соотношение КП с другими отраслями белорусского права. Необходимо иметь в виду следующие теоретические положения, чем полнее и точнее выражают требования объективного закона развития общества нормы КП, тем больше их значение и эффективность в практике государственного и социально – экономического строительства.
5.В содержании каждого правоотношения имеются субъекты (вступившие в них стороны) и объекты (то, на что направлены воля и действие субъектов правоотношений) По характеру и значимости субъекты имеют свои особенности: Белорусский народ, Административно – территориальная единица, Государственные органы, общественные организации и движения, политические партии, самодеятельные организации граждан. Трудовые коллективы предприятий и учреждений, Собрания граждан, собрания избирателей, Депутаты как представители от народа, их органы, кандидаты в депутаты, Физические лица. Не могут вступать с двух сторон в КП отношения граждане в КП отношениях, которых нет равенства сторон, что является типичным для гражданско-правовых отношений. Этот перечень правоотношений и участвовавших в них субъектов наглядно показывает специфику реализации норм КП и их сущность. Объекты правоотношений. Объекты конституционно-правовых отношений могут быть вещественными (территория, материальные ценности, финансы, недра и др.), а так же проявление в действиях и их результатах (обращение гражданина к органам власти, выдвижение кандидата в депутаты, отчет депутата, изменение состава постоянной комиссии представительского органа власти, отмена правового акта), таким образом, нормы КП действуют и реализуются только через механизм КП отношений.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |