Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси



2016-01-26 575 Обсуждений (0)
Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, созда­ются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетен­ции местных Советов депутатов, исполнительных и распоряди­тельных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию областей и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения являющихся административно-территориальными единицами, а т поселков городского типа и городов районного подчинения являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсовете составляют их территорию.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

город Минск - столица Республики Беларусь;

города областного подчинения;

города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, *

играми соответствующих административно-территориаль­ных единиц.

 

48.Изб право – система ПН, регулирующих процесс организации и проведения выборов. ИП в объект смысле – система к-п норм, регулирующих общ отнош, связанные с выборами органов гос-ва и местного управления. В субъект смысле ИП – гарантированная гос-вом возможность гражданина участвовать в выборах в органы гос власти. Оно представляет собой комплекс правомочий: пассивное и активное, прямое и косвенное. Источники ИП: –Конст (ст38, ст64-72), –Избир кодекс РБ. Избир система – средства знакрепления практики организации выборов на фактич и нормативном уровне. В шир смысле изб система – упорядоченные общ отношения, связанные с выборами органов власти, в том числе и на местах, составляющие порядок выборов. В узком смысле – способ распределения депутатских мандатов м/д кандидатами в зависимости от результатов голосов избирателей.

 


49.Под избирательной системой в РБ следует понимать сами принципы выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции РБ, которая далее регламентируется избирательным кодексом РБ (Глава 2). В соответствии со ст.38 «граждане РБ имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного, тайного голосования.».

В соответствии со ст.4 Избирательного кодекса, выборы Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов и Референдум являются всеобщими, т.е. не вес имеют право голоса, а только лица, достигшие 18 лет, при чем в выборах и Референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана такая мера наказания, как содержание под стражей.

Под свободными выборами, в соответствии со ст.5 Избирательного кодекса, понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах или Референдуме и за кого голосовать.

Равное избирательное право. Избиратель участвуют в выборах представительных органов государства и в Референдумах на равных основаниях, т.е. каждый избиратель, участник Референдума имеют только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямое избирательное право. Выборы Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов являются прямыми, т.к. избиратели прямо избирают.

Косвенное избирательное право. Понимаются выборы членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета.

Тайное голосование. Под этим понимается то, что контроль за волеизъявлением избирателей и участников Референдума в ходе голосования запрещен.

 

50.Мажоритарная избирательная система:

В основе этой системы лежит принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов и в зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное, квалифицированное) данная система имеет свои разновидности. Надо отметить, что эта система была исторически первой избирательной системой.

а) мажоритарная избирательная система относительного большинства голосов

Самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Эта система самая результативная. Единственный случай, когда результатов может не быть – получение двумя кандидатами одинакового количества голосов. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в много мандатных избирательных округах. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, т.е. если проголосовал хотя бы один – выборы состоялись.

В настоящее время данная система практически не используется в мире.

б) Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов

Данная система отличается тем, что для избрания надо необходимое число голосов, т.е. больше половины из их числа. Но это число может быть трояким: Общее число зарегистрированных избирателей, общее число поданных голосов, общее число действительных поданных голосов. При данной системе, как правило, устанавливается нижний порог участия избирателей голосования (например, 50%) и, если он не достигнет, то выборы считаются не состоявшимися. При данной системе устанавливаются обычно одномандатные избирательные округа, хотя возможны и много мандатные. Достоинство этой системы в том, что избранным считается кандидат или кандидаты, получившие действительное большинство голосов избирателей. Недостаток в частой не результативности. И она тем более вероятна, чем большая конкуренция депутатов.

В мировой практике встречается чаще именно данная разновидность данной системы.

в) Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства голосов

Избранным при данной системе является кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое установлено законом. Такая система в мире очень редка, т.к. она не результативна.

 

51.Главная идея этой системы, в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

52.В стст. 64—68 Конституции Республики Беларусь закреплены следующие принципы выборов: всеобщность, свобода, равенство, прямые выборы, тайное голосование. Всеобщность выборов означает, что голосовать имеют право все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста.
В выборах не участвуют следующие лица а)признанные судом недееспособными; б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; в) лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. В некоторых странах (Австралия, Греция, Турция, Бельгия, Италия и др.) участие избирателей в голосовании является обязательным, а за уклонение от него установлены штрафные санкции и иные виды юридической ответственности. В Беларуси санкций за неучастие в выборах не предусмотрено. Равенство при организации выборов в Республике Беларусь обеспечивается: — примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах; — тем, что кандидаты должны участвовать в выборах на равных основаниях; — наличием у каждого избирателя только одного голоса. Прямые выборы обеспечиваются конституционным положением о том, что депутаты избираются гражданами непосредственно. Наряду с этим, согласно ст. 8 Избирательного кодекса, выборы членов Совета Республики являются косвенными. Это значит, что избиратели не участвуют непосредственно в выборах депутата верхней палаты, а избирают представителей для дальнейшего голосования на выборах, в депутаты местных Советов. Тайное голосование закреплено в ст. 68 Конституции и ст. 9 Избирательного кодекса. Тайна голосования в Беларуси обеспечивается запретом контроля за волеизъявлением избирателей, а также рядом требований, относящихся к процедуре голосования.

 


53.В Республике Беларусь периодически проводятся выборы Президента, в Национальное собрание и в местные представительные органы. Так, в соответствии со ст. 81 Конституции Республики Беларусь выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента является вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

В свою очередь Президент республики Беларусь назначает выборы в Национальное собрание и в местные представительные органы. Так, в соответствии со ст. 84 п.2 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента (ч.3, 4 ст. 91 Конституции).
Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска (ст. 56 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – ИК)).
Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь (ст. 14 ИК).
Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов (ст. 15 ИК). Избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей образуются Центральной избирательной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов по представлению областных и Минского городского исполнительного комитетов (далее – Центральная комиссия). (ст. 16 ИК)Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:
- по выборам в областной и Минский городского Советы депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;
- по выборам в районный и городской (городов областного подчинения) Советы депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;
- по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 избирательных округов;
- по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов – от 11 до 15 избирательных округов (ст. 15 ИК).
Избирательные округа по выборам в областные, Минский городской, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов образуются территориальными избирательными комиссиями по выборам в соответствующие местные Советы депутатов по представлению соответственно областных, Минского городского, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов (ст. 16 ИК).
Число избирательных округов, в пределах указанных выше норм, устанавливаются соответствующим местным Советом депутатов, исходя из численности населения соответствующей административно-территориальной единицы.
Численность избирателей в избирательном округе определяется из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на территории, входящей в избирательный округ.
Отклонение числа избирателей, как правило, на одном округе не может превышать 10% от средней численности. Причем не допускается образование избирательных округов из территорий, не граничащих между собой.
От каждого избирательного округа избирается один депутат из числа зарегистрировавшихся кандидатов в депутаты.
Списки избирательных округов с указанием их наименований, номеров, границ, числа избирателей и мест нахождения избирательных комиссий публикуются:
- по выборам депутатов Палаты представителей – Центральной комиссией не позднее, чем на 5 день после назначения выборов в Палату представителей;
- по выборам депутатов местных Советов депутатов – территориальными избирательными комиссиями не позднее, чем за 80 дней до выборов в местные Советы депутатов.

 

54.Организацию и проведение выборов проводят избирательные комиссии. Избирательная комиссия- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
По территории действия они подразделяются:
- Центральную комиссию по выборам

-территориальные избир комиссии

-окружные избир комиссии

-участковые избир комиссии

Систему избирательных комиссий возглавляет Центральная комиссия по выборам. Центральная комиссия по выборам- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, является юр лицом, имеет печать с изображением герба и счет в банке.
Она в пределах своих полномочий организует проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на гос должности народом, обеспечивает проведение республиканских референдумов, решает вопросы связанные с организацией отзывов депутатов Палаты представителей, членов совета Республики и осуществляет контроль на всей территории РБ за проведением выборов.

 

55.Право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь принадлежит гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выдвинуть кандидата в депутаты Палаты представителей могут:
избиратели численностью не менее 1000 человек, проживающие на территории данного округа, причем подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом, в составе не менее 10 человек;
трудовой коллектив численностью не менее 300 человек. Трудовые коллективы предприятий, где менее 300 работающих, вправе объединиться при условии, что общее число работающих составит не менее 300 человек, а выдвижение будет произведено на собрании в присутствии более половины членов каждого трудового коллектива;
политические партии, зарегистрированные Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов. При этом политические партии могут выдвигать кандидатов лишь по тому избирательному округу, где в установленном порядке создана организационная структура партии.
Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету.



2016-01-26 575 Обсуждений (0)
Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)