Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Высший Государственный Совет



2016-01-26 442 Обсуждений (0)
Высший Государственный Совет 0.00 из 5.00 0 оценок




Парламент

Совет Министров

Суд

Счетная палата

20.совок-ть субъектов общ отнош, облад возможностью определять содерж политики, приним пол решения, организ их осуществление либо участвовать в нём. Пол отношения, образ в своей совок-ти пол систему – это отнош, связанные с функционированием пол власти, концентрированым выражением к-ой явл гос власть. Пол власть – валсть опред группы «элиты» над всем общ-вом, хар-щаяся использ в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. Осущ пол власть ч/з посредство ряда пол инситутов, регулируемых обычно в той или иной степени КП. гл из этих институтов гос-во, власть к-ого легетивна, распрост на всё общ-во и к-ая облад монополией на принемение в установл случаях, установл способами и установл степени физ насилия к подвластным. Осн ф-цией пол системы общ-ва явл – определение политики и ее осущ по средствам управления во всех сферах общ отношений, а также устройство гос власти, опред форм ее осуществления. В политике отраж коренные соц-эк интересы Þ ее содерж во многом связано с состоянием экономики. Но политика облад относительной самостоятельностью и может оказ прогрессивное или реакционное влияние на эк и др сферы жизни общ-ва. Недооценка активных пол действий обычно ведёт к усилению стихийных процессов, пассивному ожиданию. Пренебрежение к треб политики нередко проявл в субъективизме и волюнтаризме, ведут к культу личности. Основой стратегической линии развития пол системы общ-ва д стать совершенствование дем-тии, более полное осущ самоупр народом на основе повседневного, активного и действенного участия граждан, их коллективов и организаций в реш вопр гос и общ жизни.

21.. В пол систему общ-ва вход: –гос-во, –пол партии, – общ объединения и движения, –труд коллективы. Кд элемент пол системы – это субъект общ отнош, к-ый в зависимости от их содержания заним то или иное место в функциональной организации общ-ва. Из-за различий в содерж общ отнош их субъекты – элементы пол системы д облад различной компетенцией. Элементы пол системы представ собой сложную совок-ть не подчинённых иерархических субъектов прав, кд из к-ых присущ свой механизм функционир и связи с общ-вом. Элементы ПС не взаимосвязаны Þ важная проблема состоит в том, чтобы правильно опред приоритеты и пределы властных полномочий и выраб чёткую систему их взаимодействия. Гос-во – совок-ть органов власти, действ в масштабах всей страны. Характериз гос-во след признаками: –суверенность – верховенство и полнота власти на всей территории;–гос власть не совпадает непосредственно с населением и осущ особым аппаратом; –принудительный хар-р гос-ва, его монополия на применение насилия принципиально отлич его от др пол институтов; –исключительная прерогатива на изд законов и др нормат актов. Гос-во выполняет свою роль в пол системе по средствам ф-ций, к-ые выступ одновременно как способы разреш тех или иных общ проблем и как направление деят-ти гос органов и учреждений. РБ как гос-ву присущ след ф-ции: –полит – обеспечение должных условий деят-ти пол и иных общ институтов. Органы стремятся в рамках закона предотвратить возникнов диструктивных общ явлений или max нейтрализовать их последствия. Регулир пол сферу общ жизни, гос-во опрел «правила игры» пол сил и обеспеч соблюдение таких правил. –эк – выступ в форме регул эк отношений (часть1 ст13). –соц – осущ программ в области образ, здравоохр, соц обеспеч, культуры и т.д. Соц функция относится к деят-ти гос-ва в целом, но осущ в реал жизни всеми органами гос власти и управления. –идеологич – воспитание общ-ва в духе гуманных ценностей, морально-этич, гражд, культ хар-ра. Пол партия – активная и организ часть общ-ва, объед общими интересами, целями и идеалами и стремящ овладеть гос властью или решающим образом влиять на ее осущ. ПП играют важную роль в общ-пол и гос жизни. Партии активно участв в пол жизни на всех стадиях пол процесса (выборы, формир орг гос-ва. Пинятие пол-гос решений, их реализ). Сущность ПП в их целях и ф-циях: 1исходный пункт деят-ти ПП – разработка пол курса, направ на реш сущ в общ-ве проблем. 2рекрутирование нов членов, воспит оптимистов, моболиз избират на поддерж партийных кандидатов. Подбор лидеров и продвиж их на рук должности орг гос-ва а масс общ организаций. 3участие в формир и контроле за деят-тью органов власти. 4оказ идейного воздействия на своих членов и сторонников, пропаганда своих ценностей, своего мировоззрения. Возраст роль в пол системе РБ играют соц-эк и соц-культ общ объединения: профсоюзы, общества, движения, эколог общества и др. 1они не ставят п/д собой цели извлечение прибыли. 2хотя многие ОО проявл активность в пол жизни и подчас заметно воздейств на политику гос-ва, пол участие не явл их осн целью, но представл собой вспомогат средство для достиж своих целей. ОО стремятся воздействовать на гос-во извне, тогда как ПП добив облад самой гос власти. В пол жизни ОО выполняют разные ф-ции: –выявляют общие интересы отдельных слоёв и групп населения; –ориентир депутатов. Органы адм-ции на учёт этих интересов при разработке и привед гос политики; –активно организ общ вмение по разл аспектам общ и гос жизни; –объед депутатов или кандидатов в деп и т.д. Нормы об ОО содерж в Конст (ст5). Ст36 – кд им право на свободу объединений. Ст41 – кд им право на профессион союзы. З-н «О ОО» от 4 окт 1994г – закреп права гражд на объед, статус ОО, порядок их деят-ти…


22. Важную роль в политической системе страны играют политические партии. Правовое положение политических партий в Республике Беларусь регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. с изменениями и дополнениями.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели

содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом политических партий является добровольное объединение политических партий

Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Учредители - 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии' необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей и Минска

Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партии, выступающих в качестве его учредителей

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь

Учредители союза созывают учредителей съезд или конференцию, или иное учредительное собрание на

котором принимают решение о создании союза утверждают его название и устав, избирают органы союза и

заключают учредительный договор.

В названии политической партии, ее организационных

структур, союза не допускается использование:• слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный** официальных названий (как полных, так и сокращенных) иностранных государств либо ранее существовавших государств;— имени гражданина — указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.

Название и символики политической партии, союза не должны служить цели осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности.

Политические партии имеют фиксированное членство.

Членами партий – дееспособные, 18 лет. Каждый – член только одной партии.

Не могут быть членами политических партий: -судьи; - прокурорские работники; сотрудники органов внутренних дел*сотрудники комитета гос контроля — сотрудники органов безопасности - военнослужащие.

Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь

Политические партии преследуют целью - борьбы за власть или участия в ней. Они достигают своих целей и задач посредством разработки и пропаганды политических программ, обращений и заявлений; проведения съездов, конференций и иных собраний; участия в выборах; активизации участия граждан в управлении государственными и

общественными делами, в формировании представительных органов и др.

Ликвидация политической партии, союза осуществляется:

1)по решению высшего органа политической партии, союза;

2)по решению Верховного Суда Республики Беларусь

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.

 

23. Общественные объединения бывают:

1. Республиканские общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики.

2. Международные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию РБ (1 или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию 1 или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры.

3. Местные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией граждан права на объединения и вопросы организации их деятельности, реализуются законом «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Основные признаки общественных объединений:

1. негосударственность

2. неприбыльность

3. добровольность объединения

Правовое положение общественных объединений:

В законе (ст.1) дается определение: Общественное объединение —добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Иностранные граждане могут вступать в объединения, если это предусмотрено уставом.

Не допускается вмешательство организации в государственную деятельность и наоборот.

Порядок создания:

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет, А молодежные и детские могут создаваться гражданами 16 лет.

Общественные объединения имеют свой устав (содержание аналогично уставу политической партии). Законодательство предъявляет требования к названию и символике. Нельзя:

o использовать название уже имеющегося объединения

o использовать слова «национальный», «народный», «РБ», «Беларусь»

o использовать государственную символику или символику других государств

Все общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, которое ведет специальный реестр. На местах реестры ведут исполкомы.

Общественным объединениям могут быть вынесены Министерством юстиции письменные предупреждения (они могут быть обжалованы в суде).

Общественные объединения могут быть ликвидированы по решению:

1. своих высших органов

2. Суда

Ликвидация международного общественного объединения производится Верховным Судом по представлению Министерства юстиции. Местных—по решению Областного (Минского городского Суда) Суда по представлению Управления юстиции соответствующих Исполкомов.

Особенности общественных объединений:

Не ставят целью получение власти.

Материальная база—членские взносы, добровольные пожертвования, доход от проводимых культурно-массовых мероприятий (могут быть ликвидированы за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях).

Деятельность Профсоюзов регулируется законом от 22 апреля 1992г. с последующими изменениями и дополнениями. Основная задача Профсоюза — защита прав, свобод, законных интересов работников наемного труда.

Указом Президента от 30 июля 2003 г. установлено, что в РБ могут создаваться республиканские государственно-общественные объединения. До принятия закона эти объединения строят свою деятельность в соответствии с законом «Об общественных объединениях».

 

24Эк система – это отношение соб-сти производства, обмена, распределения и потребления мат и дух благ. НО общ отнош, связ в распред и потреб благ, преимущ принадлежат к др подсистеме – соц-ной, но небольшой частью входят в экономич. Эк основу общ строя в РБ составляют находящиеся в стадии становления соц-рын хозяйства, в рамках к-ого производство и распред товаров и благ осущ в основном, по средствам рын отношений, участниками, к-ых выступают и частные субъекты хозяйствования, наход м/д собой в отнош конкуренции. Для эк системы РБ хар-но многообразие соб-сти. Прав регул отнош соб-сти регул много ПН, но ведущее значение им конст нормы. Объём и хар-р к-п регулирования отнош соб-сти за 2 столетия истории конст строя претерп изменения. В обыденной речи, в том числе и конст термин «соб-сть»поним в 2 смыслах. Более общий смысл – это форма присвоения благ, отнош м/д людьми по его поводу.Право соб-сти – это право владеть, польз и распоряж конкретным имущ-вом. Др значение термина «соб-сть» – имущество. Конст регулирование отнош соб-ти имеет свою специфику. Она выраж в том, что гл задачей явл юр закрепление форм соб-сти, признаваемых гос-вом. ТО, именно конст нормы, призваны решать вопр о том какие формы соб-сти гос-вом признаются и гарант Конст РБ исход, что соб-сть м.б. гос и частная. И что гос-во гарантир равную защиту и арвные условия для развития всех форм соб-сти. По своему хар-ру соб-сть: публичная и частная. Публ соб-сть отлич своей неделимостью, напротив частная – делима. Субъектом права публ соб-сти м.б. гос-во (гос соб-сть). Публ соб-сть всегда коллективна (равный для собственников объём прав на имущ-во). Но з/д-во признаёт право публ соб-сти не коллектив людей, а органов этих коллективов (мест органы управления). Субъект права част соб-ти м.б. любое физ и юр лицо, т.е. част соб-сть м носить индивид, семейный, групповой, коллективный хар-р. перевод имущ-ва из публ соб-сти в частную – приватизация.

25. Основы конституционного строя – основные принципы конституции, которые определяют государственное и общественное устройство.

РБ – социальное гос-во.

Признаки соц. Гос-ва:

· Оно ответственно за существование общества

· В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом

· Это такое гос-во, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Соц. Гос-во обязано создавать условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья.

Основные направления соц. Политики гос-ва –

· Создание условий, дающих возможность личности обеспечить себе достойный уровень существования

· Охрана труда и здоровья людей

· Установление гарантированного минимального размера оплаты труда

· Обеспечение гос. поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан

· Развитие системы социальных служб

· Установление гос. пенсий, пособий и других гарантий соц. Защиты.

26. Конституция Беларуси в ст. 8 устанавливает, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства…, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». Строго говоря, данная норма закрепляет приоритет только для обычно-правовых норм, однако толкование ст. 116.4 Конституции, перечисляющей источники, которые может использовать Конституционный Суд для оценки конституционности актов законодательной и исполнительной власти, позволяет определить приоритет международных договоров Республики Беларусь перед иными международными обязательствами Беларуси и национальными нормативными актами (за исключением самой Конституции). Более того, эта статья особо важна, поскольку позволяет Конституционному Суду прямо применять международно-правовые акты, ратифицированные Беларусью (правда, при этом остается вопрос о международных договорах, для выражения согласия на обязательную силу которых государства не должны их ратифицировать).

Осуществление международных обязательств Беларусью помимо Конституции урегулировано законом о международных договорах, который в ст. 27 указывает, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта». Данное положение может рассматриваться как основание применения международных договоров судами и иными правоприменительными органами. Однако Конституция Беларуси в ст. 112 указывает, что «суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов», при этом список закрытый и международных договоров он не содержит. Данная проблема частично разрешается отраслевым законодательством: Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный кодексы, Трудовой кодекс, многие иные законы закрепляют возможность применения судами международных договоров. Так, Уголовно-процессуальный кодекс в ст. 1.4 указывает, что «международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с настоящим Кодексом.»

Выполнение Беларусью ее международных обязательств обеспечивается комплексом норм, среди которых ст. 28 Закона о международных договорах, согласно которой Президент, Парламент, правительство и иные государственные органы «в пределах своей компетенции принимают меры для обеспечения исполнения международных договоров Республики Беларусь путем принятия соответствующих решений.» Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона о нормативных правовых актах в случаях, когда для реализации международных обязательств требуется имплементация норм вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь на внутригосударственном уровне, нормотворческими органами или должностными лицами принимаются соответствующие нормативные правовые акты.

 

27. В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредили в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручили ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека [резолюция 5 (1) от 16 февраля 1946 г.]. На своей второй сессии в 1947 г. Комиссия по правам человека приняла решение, согласно которому Международный Билль по правам человека должен состоять из трех документов: 1). декларации прав человека. 2). Пакта о правах человека. 3). Мер по имплементации Пакта. Комиссия исходила из того, что Декларация прав человека должна быть рекомендацией Генеральной Ассамблеи, а Пакт о правах человека – международно-правовым договором, содержащим конкретные обязательства государств.

Проект Декларации, подготовленный Комиссией по правам человека в результате сложной дипломатической борьбы, рассмотрения и сопоставления различных мнений, был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, – стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН, и поэтому она носила лишь рекомендательный характер. Естественно, не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридически обязательный документ. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом следует иметь в виду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений.

 


28.Европейская региональная система защиты прав человека начала формироваться после того, как 4 ноября 1950 г. в Риме членами Совета Европы была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г. Ценность Европейской конвенции состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их имплементации. На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. Любое государство-участник может направить в Комиссию жалобу о том, что другая сторона нарушает положение Конвенции (ст. 24). Комиссия правомочна рассматривать также жалобы отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав участниками Конвенции. Жалобы рассматриваются только в том случае, если государство, против которого они поданы, признало подобную компетенцию Комиссии (ст. 25). Комитет министров Совета Европы рассматривал жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский Суд по правам человека. Дела в этот суд передаются как Комиссией, так и государствами-участниками. В 1994 г. члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность направлять петиции непосредственно в Суд. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участники подписали и ратифицировали его. Согласно протоколу Европейская комиссия по правам человека была упразднена и единственным органом стал Суд. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Конвенции, а также дела, переданные ей по требованию участников в споре сторон. Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный в соответствии с Европейской конвенцией и протоколом № 11 механизм является, по сути дела, наднациональной властью. Решения Суда, имеющие значение прецедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются судебные органы государств-участников. Члены Совета Европы постоянно корректируют свое законодательство и административную практику под влиянием решений Суда. Отвергая законность национальных судебных решений, Европейский Суд побуждает государства пересматривать действующее законодательство и практику его применения. Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека. Россия вступила в 1997 г. в Совет Европы. Такой шаг обязывает ее привести в соответствие с европейскими стандартами свое законодательство и правоприменительную практику. Хельсинский процесс. Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинского Заключительного Акта, в котором были зафиксированы совместные договоренности стран-участниц, относится к гуманитарному сотрудничеству европейских государств и правам человека. Хельсинский Заключительный акт определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он является основой, на которой вот уже много лет развивается сотрудничество государств Европы, США, Канады в области прав человека. Обсуждая предложения по контролю за выполнением своих обязательств по правам человека, государства-участники Венского совещания, приняв в 1989 г. Итоговый документ Венской встречи, решили, что в своих взаимоотношениях они будут обмениваться информацией и отвечать на запросы друг друга о ситуации с правами человека на их территории. Они также согласились проводить двусторонние встречи в целях изучения вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи, связанные с нарушением прав отдельных людей. Все материалы по обмену информацией и изучению конкретных случаев по желанию любого государства-участника представляются на последующие совещания СБСЕ. Эти процедуры постоянно дополняются новыми институтами и структурами. Развернутые решения по этому вопросу были приняты, в частности, в Праге в 1992 г. Согласно Парижской хартии для новой Европы была создана Парламентская Ассамблея СБСЕ, в которую вошли члены парламентов всех Государств-участников. В перспективе, по-видимому, возможно объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства континента. Этот процесс практически происходит уже сейчас. В члены Совета Европы вступили восточноевропейские государства, что неизбежно приведет к реорганизации всех региональных структур Европы.

 

29. рассматривая понятие «человек», в литературе указывается, что это существо, включающее в себя биологические и социальные признаки. Причем биологическое в человеке – необходимая предпосылка зарождения, становления и развития социального, которое имеет доминирующее значение в структуре личности. Таким образом, в отличие от понятия «человек» термин «личность» представляет собой его характеристику как общественного существа. Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Именно социализация делает человека личностью, формирует ее уникальные социально-психологические качества, проявляющиеся в общественных отношениях. В понятии «гражданин» прослеживается момент формального юридического узаконения связи индивида и государства, момент конституционно-правового признания того или иного человека гражданином государства. Условия, необходимые для того, чтобы данный человек мог выступать как гражданин государства, определяются государством в правовых нормах, совокупность которых представляет собой конституционно-правовой институт гражданства, указывающий на юридически оформленную принадлежность лица к народу государства. Понятие гражданина используется законодателями не только для обозначения политико-правовой связи человека с государством, но еще и для того, чтобы отличать гражданина одного государства от иностранного гражданина либо лица без гражданства, поскольку у них разный объем правоспособности, как правило, в военной и политической сферах – служба в армии, участие в избирательной системе. Можно выделить два подхода к использованию понятия «гражданин» в белорусском праве: 1) Чаще всего понятие «гражданин» используется для обозначения более узкого круга лиц, обладающих гражданством Республики Беларусь, т.е. политико-правовой связью с государством, и в связи с этим имеющих определенных перечень прав и обязанностей, которые не относятся к иным лицам, негражданам. Например, ст. 30 Конституции: граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. 2) Реже понятие «гражданин» отождествляется с понятием «личность», «человек». Например, в Конституции Республики Беларусь можно найти ряд примеров, где в используемое понятие «гражданин» вкладывается широкий смысл, предполагающий в качестве субъекта правоотношений любого человека. Так, нормы Конституции указывают на ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2); гарантируется неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29); с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (ст. 60) и др.

 

30.можно выделить несколько групп норм, в своей совокупности образующих конституционно-правовой институт правового статуса личности: - права, свободы и обязанности как «ядро» правового положения (и соответственно, конституционные права, свободы и обязанности как «ядро» конституционного положения личности); - гражданство, правосубъектность и юридические гарантии (включающие юридическую ответственность) как условия реализации прав, свобод и обязанностей; - принципы правового положения личности как исходные, основополагающие начала, которые определяют нормативное содержание регулирования прав, свобод и обязанностей личности, а также условий их реализации. Правовой статус личности отражает юридическое бытие человека во всех его аспектах и сферах, определяет роль субъекта в системе правовых отношений. Важной является такая характеристика правового статуса как урегулированность его нормами права, а не какими-либо иными социальными нормами. В целом же можно говорить о правовом статусе личности как части его общественного статуса. Таким образом, правовой статус личности выступает как комплексный правовой институт, который включает не только нормы Конституции и актов конституционного права, но и других отраслей законодательства. В то же время можно выделить как разновидность – конституционно правовой статус. Конституционно-правовой статус личности – это нормы конституционного права, которые определяют положение человека в государстве и обществе. Они содержат исходные, главные положения, касающиеся роли человека в обществе и государстве, высшей ценности его прав и свобод, гражданства, непосредственно самих конституционных прав и свобод человека, гарантий их реализации, защиты, а также конституционных обязанностей.


31.Политическая жизнь, политическая система общества - это поле взаимодействия государства и личности. В идеале государство должно служить человеку. Однако в действительности связи между личностью и государством сложны и противоречивы. Государство может выступать как сила, враждебная простому человеку. Так было при рабовладельческом, феодальном государствах, которые отражали интересы лишь меньшей части общества. Часто государство превращает человека в придаток государственной машины. Так происходит при авторитарных и тоталитарных режимах. Государство может возложить на себя обязанности по защите прав и свобод своих граждан, стать партнером гражданина. Такую позицию декларируют некоторые современные государства. Правда, какие обязательства взять на себя, в каком объеме защищать права человека, - это государства зачастую интерпретируют по своему усмотрению. И здесь обществу важно проявить себя, а иногда следует попросту "надавить" на государство - конечно же, конституционными средствами: через партии, общественные организации, митинги, демонстрации и т.п. Строго говоря, государство и человек объективно противостоят друг другу. Человек стремится к максимально возможной свободе. Однако безграничная свобода угрожает самому человеку и обществу в целом. Беда в том, что люди зачастую злоупотребляют предоставленной им свободой, не умеют пользоваться ею, нарушают права и интересы других людей и государства. Свобода перерастает во вседозволенность, ведет к столкновению интересов, к беспорядкам. Такое положение неприемлемо для государства. В свою очередь, государство стремится к порядку. Для выполнения своих функций государство стремится в максимально возможной степени "упорядочить" отношения, вплоть до сильного ограничения степени личной свободы своих граждан. Идеальный порядок, с точки зрения государства, - когда все ходят строем. Однако такойпорядок неприемлем для общества, человека, личности. Фактически пред нами две модели взаимосвязей между государством и человеком/личностью: 1) когда государство подавляет личность, подчиняет ее, стирает различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным; человек рассматривается частью государственного механизма, а государство стремится все задачи решать только политическими, а не иными средствами (авторитарные, тоталитарные системы); происходит разрыв отношений между отдельным человеком и государством, человек уходит на позицию несотрудничества; 2) когда между государством и личностью устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества; государство использует самые различные каналы для взаимодействия с личностью, гражданами, защищает права личности; в праве воплощается воля народа (а не самого государства); меняется соотношение между государством и законом: формула "закон есть инструмент государственной власти" меняется на формулу "государство есть инструмент закона"; каждый индивид также уважает закон и стремится действовать в рамках закона. Вторая модель - пока, скорее, идеал, к которому государствам следует стремиться; на практике она не реализована нигде.

 

32.Гражданство – это устойчивая прав связь чела со своим гос-вом, обуславливающая взаимные права и обяз граждан и гос-ва в случаях, указанных в законе. Гражданство, будучи составным элементом прав статуса, вместе с тем явл самостоят к-п институтом. Содерж Г складывается из прав и обяз лица по отнош к гос-ву и гос-ва по отнош к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции гос-ва с предост лицу правоспособности в полном объёме. Среди прав и обяз решающее место принадлеж кд гражданину польз защитой и покровительством со стороны гос-ва (внутри страны и вне её пределов – ст10). Г было известно уже в рабовлад эпоху, когда граждане только свобод люди. В период феодализма существует, гл образом, институт подданства, означ не только подвластность населения монарху, но и феод зависимость от него. В конст гос-ве институт Г, заменившей прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общ-ва. Г РБ явл равным для всех независимо от основания преобрете



2016-01-26 442 Обсуждений (0)
Высший Государственный Совет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Высший Государственный Совет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)