Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ



2016-09-16 456 Обсуждений (0)
СУДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Доклады:

1. Конституционный суд.

2. Районные суды.

3. Областные суды.

4. Военные суды.

5. Верховный Суд.

6. Хозяйственные суды.

7. Статус судьи и народного заседателя.

8. Органы судейского сообщества.

В главе 6 Конституции Республики Беларусь закреплено, что судебная власть в нашей стране принадлежит судам, ее осуществляют: Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды.

Рассмотрение и разрешение гражданских дел осуществляют общие суды, в систему которых входят согласно ст. 28 ГПК районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

 

Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный военный суд – с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований, специализированный суд – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов (ст. 29 Кодекса). При наличии пяти и более судей в составе районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов вводится должность заместителя председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов вводится должность второго заместителя председателя суда (ст. 30 Кодекса).Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (городского) и межгарнизонного военного судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (городского) суда – также на рассмотрении дел об административных правонарушениях и исполнительных производств.

Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении и т.п. (ст. 6 Кодекса).

Общие и хозяйственные суды призваны защищать гарантированные Конституцией личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений (ст. 6 Кодекса, ст. 25 ГПК).

Уже указывалось, что суд является органом государственной власти, осуществляет правосудие от имени государства. Он является единственным участником процесса, наделенным властными полномочиями. Суду принадлежит решающая роль в процессе, т.к. он разрешает спор, применяя нормы материального права, осуществляет руководство процессом, организуя и направляя в соответствии с гражданским процессуальным законодательством действия участников процесса, контролируя их и содействуя в осуществлении участниками своих прав.

Реализация властных полномочий судов осуществляется поэтапно, на каждой стадии процесса принимают участие различные суды. При смене стадий полномочия по правоприменению переходят от одного суда к другому либо к должностным лицам суда (например, к судебному исполнителю). Поэтому под судом может пониматься единоличный или коллегиальный состав суда 1 инстанции (ст. 26 ГПК), кассационный суд (ст. 27 ГПК), суд надзорной инстанции (ст. 28 ГПК). Отдельные властные полномочия в гражданском процессе принадлежат секретарю судебного заседания и судебному исполнителю, которые являются должностными лицами суда.

Согласно ст. 30 ГПК, секретарь судебного заседания извещает участников процесса о времени и месте судебного заседания, проверяет их явку в суд, устанавливает причины неявки, ведет протокол судебного заседания, выполняет другие поручения председательствующего, связанные с подготовкой и проведением судебного заседания. Секретарь является обязательным участником процесса, т.к. только он уполномочен вести протоколсудебного заседания. Отсутствие протокола является основанием для отмены судебного решения (ст. 404 ГПК). Также секретарь при наличии разногласий с председательствующим по содержанию протокола может приложить к протоколу свои замечания.

Судебный исполнитель принимает меры по принудительному исполнению судебных решений (ст. 475 ГПК). Он также является обязательным участником гражданского процесса, имеющим правоприменительную власть в исполнительном производстве.

 

Компетенция суда 1 инстанции различается в зависимости от вида судопроизводства (ст. 8 ГПК: исковое, вытекающее из АП, ПП, ОП) и способовприменяемой защиты (ст. 7 ГПК). Дела по 1 инстанции рассматриваются единолично председателями, их заместителями, судьями всех судов, входящих в систему общих, за исключением патентных дел, которые судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает в составе 3 судей (ст. 26 ГПК).

В кассационном порядке пересматриваются постановления судов 1 инстанции, не вступившие в законную силу, судебными коллегиями по гражданским делам в составе 3 судей областных, Минского городского, Верховного судов, судебной коллегией Белорусского Военного Суда и военной коллегией Верховного Суда (ст. 27 ГПК). Один из 3-х судей выступает как председательствующий. Президиум Верховного Суда в составе 3-х судей выступает кассационной инстанцией при пересмотре дел, рассмотренных Верховным Судом по 1 инстанции.

Надзорная инстанция пересматривает постановления судов первой, кассационной или надзорной инстанции, вступившие в силу, без исследования новых доказательств по протесту компетентных ДЛ. Судами надзорной инстанции являются президиумы областных, Минского городского, Верховного судов, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда (ст. 28 ГПК). Президиумы пересматривают дело при участии большинства членов президиума, судебные коллегии – в составе 3-х судей, один из которых является председательствующим.

Предметом пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются постановления судов 1 инстанции, вступившие в законную силу, также новые или измененные решения кассационных или надзорных судов. В данном случае на основании оценки представленных доказательств устанавливаются обстоятельства, повлиявшие на правильность рассмотрения дела (ст. 452, 457 ГПК). Пересмотр дел вновь открывшимся обстоятельствамосуществляется судом, вынесшим это решение, а актов кассационной или надзорной инстанции – судом, изменившим решение суда 1 инстанции или вынесшим новое решение.

Вопросы исполнительного производства рассматриваются судом в составе председателя, его заместителя, судьи районного (городского) суда. Непосредственное исполнение осуществляет судебный исполнитель. Отдельные вопросы исполнительного производства могут быть разрешены единолично судьей областного (Минского городского) суда. Компетенция суда и судебного исполнителя в исполнительном производстве четко разграничена. При этом суд выдает исполнительные листы, разрешает вопросы материального и процессуального правоприменения, контролирует действия судебного исполнителя (ст. 460 ГПК). Судебный исполнитель на основании ст. 475 ГПК возбуждает исполнительное производство, контролирует добровольное исполнение обязательства должником, при необходимости осуществляет принудительное исполнение актов, перечисленных в ст. 461 ГПК.

При коллегиальном рассмотрении дела все вопросы решаются судьями большинством голосов. Голосование проводится по каждому вопросу, при этом никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Если один из судей не согласен с решением большинства, он может приложить к делу в письменной форме свое особое мнение, которое не оглашается в зале судебного заседания. С ним ознакомится вышестоящий суд при обжаловании (опротестовании) дела.

Районный (городской) суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 31 Кодекса).

Межгарнизонный военный суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные военным судам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Областной (Минский городской), Белорусский военный суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В областном (Минском городском), Белорусском военном судах образуются:

президиум суда;

судебная коллегия по гражданским делам;

судебная коллегия по уголовным делам.

Областной (Минский городской), Белорусский военный суды:

рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 35,36 Кодекса).

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

осуществляет контроль над исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Отводы

Отвод в гражданском процессе для обеспечения беспристрастного рассмотрения дела и исполнения решения по нему может быть заявлен судье, секретарю судебного заседания и судебному исполнителю.

Основания для отвода судьи и секретаря судебного заседания перечислены в ст. 32 ГПК. Согласно ст. 32 ГПК, судья (секретарь) не может участвовать в рассмотрении дела, если:

1. его связывают с одной из сторон отношения брака, родства, опеки и т.п.;

2. он был или является представителем одной из сторон;

3. он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве свидетеля, эксперта, переводчика, прокурора, секретаря;

4. он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.

В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой. Участие секретаря судебного заседания в предыдущем рассмотрении дела в том же качестве не является основанием для отвода.

Ходатайство об отводе должно быть мотивированным и обоснованным, в нем должны быть отражены факты, подтверждающие заинтересованность судьи или секретаря судебного заседания в исходе дела (судья высказал мнение об исходе дела, судья участвовал в рассмотрении данного дела в кассационной или надзорной инстанции, судья или секретарь находятся в дружеских или неприязненных отношениях с одной из сторон, имеется какая либо зависимость и т.д.).

Порядок заявления отвода закреплен в ст. 34 ГПК. При наличии оснований для отвода судья должен заявить самоотвод и отказаться от участия в деле. Отвод может быть письменно или устно заявлен лицами, заинтересованными в исходе дела, до начала рассмотрения дела по существу. Позднее отвод возможен, если основание для него возникло или стало известным лицу, заявляющему отвод, после начала рассмотрения дела. Если такие обстоятельства стали известны судье после начала рассмотрения дела, он обязан сообщить о них в судебном заседании и разрешить вопрос об отводе по собственной инициативе. Ходатайство об отводе заносится в протокол судебного заседания. В таком же порядке заявляется отвод секретарю судебного заседания. В случае заявления отвода суд должен выслушать мнение заинтересованных лиц и заслушать лицо, заявляющее отвод, если оно желает дать объяснение. Вопрос об отводе рассматривается судом в совещательной комнате с вынесением определения. Судья (секретарь), которому заявлен отвод, до разрешения вопроса об отводе может выполнять только неотложные процессуальные действия.

Отвод, заявленный судье, рассматривающему дело единолично, разрешается им самим. Отвод секретарю разрешается судьей или председательствующим, рассматривающим дело. При коллегиальном составе суда вопрос об отводе одного из судей рассматривается в его отсутствие остальными судьями. При равном количестве голосов, поданных за отвод и против него, судья считается отведенным. Отведенный судья заменяется другим. При этом дело откладывается для того, чтобы новый судья мог познакомиться с материалами дела.

Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов. Если в случае отвода невозможно сформировать новый состав суда – дело передается в другой суд (ст. 54 ГПК).

Отвод секретаря судебного заседания влечет отложение производства по делу, кроме случаев, когда замена секретаря возможна во время объявленного перерыва.

Согласно ст. 477 ГПК, судебный исполнитель не вправе участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исполнении или является родственником должника либо взыскателя, а также при наличии иных обстоятельств, вызывающих сомнение в его беспристрастности. При наличии таких обстоятельств судебный исполнитель должен заявить самоотвод либо отвод заявляют заинтересованные лица. Вопрос об отводе решается судьей. При удовлетворении отвода исполнительный документ передается другому судебному исполнителю того же суда, а при отсутствии других судебных исполнителей или при их отводе – направляется в другой суд.

Если суд установит, что заявитель отвода умышленно затягивает процесс, это может повлечь применение к заявителю мер процессуальной ответственности (ст. 168 ГПК).

 

 



2016-09-16 456 Обсуждений (0)
СУДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)