С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги:
проводят работу над артикуляцией:
выполняют с детьми артикуляционные упражнения (артикуляционные минутки);
формируют у детей представления об артикуляционном аппарате;
проводят упражнения на развитие речевого дыхания;
развивают мелкую моторику:
проводят пальчиковые игры;
обучают детей работе с бумажными салфетками;
предоставляют детям возможность раскрашивать;
используют разнообразный дидактический материал, пособия и сенсорные эталоны;
применяют для речевого развития различные организационные формы (игры, игровые упражнения, занятия и пр.);
используют в качестве средств речевого развития художественную литературу, фольклор;
продолжают традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг;
проводят речевые игры (двигательные, загадки-движения, на развитие речевого слуха, словаря);
используют речевые образцы и побуждают детей повторять их, подражая взрослому;
создают игровые ситуации для стимулирования речевой активности детей;
проводят речевые праздники;
организуют совместное со взрослым рассказывание стихов, потешек, чистоговорок;
проводят беседы (индивидуальные и коллективные), побуждая детей отвечать на вопросы и задавать их;
используют загадки, звукоподражание;
формируют речевую среду (правильная, грамотная, культурная, богатая речь взрослых; чтение литературы; прослушивание аудиозаписей);
тактично исправляют речевые ошибки и неточности ребёнка.
Лет
Основная задача
| Подзадачи
| Что для этого необходимо сделать
|
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности
| Ø формировать умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах); упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы;
Ø развивать возможности детей в связном выражении своих мыслей
|
|
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
| Ø обогащать словарь:
продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями;
поощрять внимание детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают. Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов);
учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними;
вводить в словарь детей наречия и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.);
обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы);
начать знакомить детей с доступными им многозначными словами разных частей речи (ручка, ножка; гладить, ходить; новый, сильный и др.);
Ø формировать грамматический строй речи:
упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет?); в употреблении имён существительных во множественном числе;
упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, из, с, над, под, за, из-за, из-под, около, между и др.); формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий); учить согласовывать прилагательные с существительными (красный шар, красная
кофта, красное солнце, красные цветы); учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте); упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детёнышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный);
упражнять в составлении и распространении простых предложений за счёт однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций;
Ø развивать произносительную сторону речи:
развивать фонематический слух;
закреплять правильное произношение звуков родного языка (свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких);
отрабатывать артикуляцию звуков и речевое дыхание;
упражнять в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова);
выбирать из двух предметов тот, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц);
упражнять в умении использовать различные средства речевой выразительности;
способствовать формированию связной речи детей
Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:
формировать интерес к книге и художественной литературе; приобщать к ведущим темам детской литературы, связанным с жизнью детей;
ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось; кто вызывает симпатию; самый интересный момент; мотивация выбора определённого произведения или книги и т. д.); корректировать перечень литературных произведений на региональном уровне
| Для развития диалогической формы речи необходимо:
объяснять, что языковое насыщение диалога (подбор слов, интонации и т. д.) зависит от того, с кем и по како-му поводу идёт общение; учить детей осознанно отбирать языковой мате-
риал и пользоваться им в зависимости от языковой ситуации (приветствие, обращение, просьба, изви-нение, утешение, благодарность, прощание); закреплять навыки речевого этикета.
Для развития монологической формы речи необхо-димо:
готовить детей к обучению монологическим типам речи (повествованию и описанию);
в описании упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующим описанием; дополнять готовые описания. Упражнять в умении составлять про-стые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др.); в повествовании упражнять в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках;
упражнять в умении составлять повествовательные высказывания путём из-менения знакомых сказок. Поощрять попытки детей составлять собственные по-вествовательные высказывания (по картинкам, рисункам и т. д.);
|