Становление права Нового времени
25 м а я 1787 г. в американском городе Ф и л а д е л ь ф и я от- к р ы л с я Учредительный конвент д л я выработки консти- т у ц и и. Б у р н ы е обсуждения продолжались почти четыре
месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь бла- годаря у с и л и я м председателя конвента, будущего прези- дента США Д ж. В а ш и н г т о н а. 17 сентября 1787 г. Конс- титуция США была подписана большинством делега- тов. Это была первая п и с а н а я к о н с т и т у ц и я буржуазного государства, государства Нового времени. Она з а к р е п и л а в а ж н е й ш и е особенности государства и права современ- ной эпохи, в частности п р и н ц и п ы демократии и разделе- н и я властей, ведущую роль права в регулировании обще- ственных отношений. В Европе первыми на путь становления б у р ж у а з н ы х правовых отношений встали Н и д е р л а н д ы, Великобрита- н и я, Ф р а н ц и я. Но, к а к считают ученые, б у р ж у а з н а я мо- дель общественно-политического и экономического раз- в и т и я на ясной правовой основе была реализована наибо- лее последовательно в США. Успехи страны сами а м е р и к а н ц ы объясняют твердым следованием п р и н ц и п а м свободного общества, демокра- т и и, справедливости, хозяйственной и н и ц и а т и в ы, само- стоятельности, предприимчивости. Эти идеалы о к р е п л и в период к р и з и с а европейского абсолютизма, бурного экономического роста Старого и Нового Света, в век Про- с в е щ е н и я и п р о м ы ш л е н н о й революции. С л и к в и д а ц и е й р а з л и ч н ы х видов феодальной внеэкономической зависи- мости и несвободы появились ш и р о к и е возможности д л я р а з в и т и я торговли, производства товаров и услуг, накоп- л е н и я к а п и т а л о в. Д л я этого требовалась свобода труда, собственности, и н и ц и а т и в ы, п е р е д в и ж е н и я... Б у р ж у а з н о е право, находившееся на подъеме и разви- вавшееся под в л и я н и е м идей раннего л и б е р а л и з м а, пре- доставило л ю д я м эту свободу. Оно сохранило единствен- ную, но м о щ н е й ш у ю форму зависимости человека — зависимость экономическую: от м а т е р и а л ь н ы х и финан- совых потребностей, от тех, у кого есть деньги, работа и, следовательно, власть. Если средневековое право н а р я д у с религией было призвано г л а в н ы м образом с д е р ж и в а т ь произвол, у с м и р я т ь подданных, подчинять их (отсюда его ж е с т о к и й характер), то перед б у р ж у а з н ы м правом вставали другие задачи. С одной стороны, н у ж н о было в м а к с и м а л ь н о возможной степени освободить г р а ж д а н от
всех форм личной зависимости, дать им свободу пред- п р и н и м а т е л ь с к о й, производственной и коммерческой деятельности. С другой — что, может быть, в а ж н е е — гарантировать выполнение з а к р е п л е н н ы х в праве норм общественной ж и з н и, в том числе и средствами весьма жесткого п р и н у ж д е н и я. Собственность стала главной об- щественной ценностью, объектом п о к л о н е н и я, фети- шем, п р и т я г и в а в ш и м к себе ж а д н ы е взоры и требовав- ш и м усиленной з а щ и т ы. Один пример. В а м е р и к а н с к о м фильме из истории первой половины XIX в. н е к и й доб- р ы й х р и с т и а н и н помогает ч е р н о к о ж е й рабыне бежать от рабовладельца на свободный Север. Х о з я и н д е в у ш к и на- к а з ы в а е т его т а к, к а к было п р и н я т о н а к а з ы в а т ь тех, кто п о к у ш а л с я на ч у ж у ю собственность: с ж и г а е т его дом, от- нимает имущество. Осмыслить и конституционно з а к р е п и т ь основы по- л и т и ч е с к о й ж и з н и в демократическом государстве пред- стояло ж и т е л я м к о л о н и й одного из самых могучих европейских государств — Великобритании. Война за независимость 1775 —1783 гг. сблизила р а з л и ч н ы е в конфессиональйом, национальном, имущественном и и н ы х о т н о ш е н и я х г р у п п ы людей, н а с е л я в ш и х Северную А м е р и к у. Борьба за н а ц и о н а л ь н ы й суверенитет прибли- з и л а их к восприятию идей прав человека, г р а ж д а н с к и х и п о л и т и ч е с к и х свобод. В п о л и т и ч е с к и х настроениях по- бедившего народа преобладали мотивы республиканиз- ма, ф е д е р а л и з м а, к о н с т и т у ц и о н а л и з м а, д е м о к р а т и и. Ко- нечно, поначалу понимание демократии и равенства было весьма о г р а н и ч е н н ы м. Н а п р и м е р, сохранялось раб- ство, н и к т о д а ж е не з а д у м ы в а л с я о п о л и т и ч е с к и х правах ж е н щ и н, ч е р н о к о ж и х, коренных жителей Северной А м е р и к и. Но народом Соединенных Штатов в самом конце XVIII в. был сделан я с н ы й выбор, в тех у с л о в и я х очень н е л е г к и й, в пользу демократического пути разви- т и я на основе верховенства права. Не следует забывать, что в основе а м е р и к а н с к о й де- м о к р а т и ч е с к о й правовой модели л е ж а л и идеи европей- ской либеральной политической философии, в частнос- ти, в з г л я д ы Д ж. Л о к к а, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Первые руководители американского государства охот-
но использовали социальные, политические и правовые теории европейского П р о с в е щ е н и я.
Америка стоит на свободе отдельной личности. На том, что абстракция — государство, теория, утопия — не вмешивается в жизнь конкретного, уникального человека... В Декларации независимости сказано не о счастье, а о «праве на поиски счастья». И каждый волен понимать эту фразу по-своему. Это и есть свобода, конкретная, реаль- ная свобода человека жить так, как он хочет. П. Вайль, А. Генис, литературоведы
История демократического государства в США нача- лась с конституционного у р е г у л и р о в а н и я проблем феде- ративного устройства, р а з д е л е н и я полномочий м е ж д у федеральным правительством и п р а в и т е л ь с т в а м и шта- тов. П р и этом ц е н т р а л ь н а я власть отнюдь не в ы г л я д е л а слабой в о т н о ш е н и я х с местными в л а с т я м и. В известной степени она о к а з а л а с ь более эффективной, чем в тогдаш- них абсолютистских м о н а р х и я х Европы, н а п р и м е р во Ф р а н ц и и и И с п а н и и. Конституция устанавливала правила формирования законодательной, исполнительной и судебной властей путем д е м о к р а т и ч е с к и х выборов. И з б и р а л с я и глава государства — президент. Одним из в а ж н е й ш и х дости- ж е н и й а м е р и к а н с к о й демократии стало то, что она избе- ж а л а двух основных опасностей: полного п о д ч и н е н и я законодательных органов власти непосредственному во- л е и з ъ я в л е н и ю избирателей, с одной стороны, и концент- р а ц и и всей власти в одной из ее ветвей — с другой. До- биться этого удалось за счет всемерного у к р е п л е н и я фе- деральной (центральной) власти п р и разумном р а з в и т и и местного с а м о у п р а в л е н и я, что д л я н а ш е й страны может с л у ж и т ь полезным примером. В целом не только в США, но и в других странах в Но- вое время право постепенно демократизировалось. По г л а в н ы м к р и т е р и я м и свойствам оно оказалось более прогрессивным, чем то, что ему предшествовало и су- ществовало н а р я д у с ним, оно оказалось а д е к в а т н ы м идее правового государства. Р е а л и з о в ы в а л с я п р и н ц и п р а з д е л е н и я власти на законодательную, исполнитель-
ную и судебную. Суд все более освобождался от в л и я н и я сильных мира сего. Приобрел практическое значение п р и н ц и п презумпции невиновности. В ж и з н ь вошли юридические аксиомы, обеспечивающие справедли- вость взаимоотношений человека и закона: нельзя при- менять не предусмотренные законом н а к а з а н и я, осуж- дать д в а ж д ы за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, ли- ш а т ь человека правовой з а щ и т ы и др. Самое главное до- стижение юриспруденции Нового времени —- реальность открытого, гласного суда. Цивилизованное судопроиз- водство резко снизило возможности для произвола, обес- печило з а щ и т у интересов личности д а ж е в том случае, если человек находится в оппозиции к правящему режи- му. Центральной темой истории права Нового и Новей- шего времени я в л я е т с я тема прав человека, о чем пойдет разговор в последующих разделах учебника.
^ В о п р о с ы для самоконтроля \ · / 1. Какие социально-экономические потребности определили ос- новные черты буржуазного права? 2. В каком документе США закреп- лены правовые гарантии демократического пути развития? Как прини- мался этот документ? 3. Каково основное содержание Конституции США?4. Какие идеи европейского Просвещения повлияли на станов- ление американской демократической правовой модели? 5. Какие не- достатки проявились в ранний период существования американского государства? 6. Какие демократические правовые процедуры закреп- лены в Конституции США? 7. Какие черты буржуазного права сделали его адекватным правовому государству?
/ . Э т о интересно
В Америке народ сам выбирает тех, кто создает законы, и тех, кто их исполняет; он же избирает суд присяжных, который наказывает на- рушителей закона. Все государственные институты не только форми- руются, но и функционируют на демократических принципах. Так, на- род прямым голосованием избирает своих представителей в органы власти и делает это, как правило, ежегодно, чтобы его избранники на- ходились в более полной зависимости от народа. Все это подтвержда- ет, что именно народ управляет страной. И хотя государственное прав- ление имеет представительную форму, нет сомнения, что в повсед-
невном управлении обществом беспрепятственно проявляются мне- ния, предрассудки, интересы и даже страсти народа. В Соединенных Штатах, как во всякой стране, где существует народовластие, страной от имени народа управляет большинство (А. де Токвиль, французский историк и политолог). В преамбуле к Конституции Франции, принятой в 1946 г. (действо- вала до 1962 г,), в частности, говорилось: «На другой день после победы, одержанной свободными народа- ми над режимами, которые пытались поработить,., человеческую лич- ность, французский народ снова провозглашает, что всякое человече- ское существо без различия расы, религии и вероисповедания обла- дает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные закона- ми Республики,.. Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с муж- чиной. Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу сво- боды, имеет право убежища на территориях Республики.., Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору. Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его рег- ламентируют... Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образова- нию, приобретению профессии и культуре. Организация обществен- ного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».
Выдающиеся мыслители и правоведы /. Н о в о г о времени <ж>— г — — — ^ г о б б с Томас (1588—1679)— английский философ, Теоретик об- щественного договора. Лучшей формой государственного правления считал монархию. Заключая общественный договор, народ дает мо- нарху власть над собой в обмен на закон. Монарх стоит над личностью и государством, но не вмешивается в частные дела подданных, их эко- номическую, хозяйственную деятельность. Веккариа Чезаре (1738—1794) — итальянский просветитель, правовед. В трактате «О преступлениях и наказаниях» выступал против смертной казни, других устрашающих наказаний, пыток, отстаивал не- обходимость доказательности обвинения, соразмерности преступле- ния и наказания. Локк Джон (1632—1704) — английский философ, крупнейший те- оретик либерализма как политического учения. Внес вклад в разработ- ку теории правового государства. Личность ставил выше государства, 26
доказывая, что человек от рождения обладает неотчуждаемыми пра- вами — на жизнь, свободу и собственность. Государство подчиняется обществу, а общество— личности. Государство должно защищать права человека, а власть необходимо разделить на законодательную и исполнительную при ведущей роли законодательной. Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский просвети- тель. В книге «Дух законов» описал совокупность факторов, опреде- ляющих содержание и действенность права как регулятора жизнеде- ятельности людей. Крупнейший теоретик разделения власти на зако- нодательную, исполнительную и судебную. Вашингтон Джордж (1732—1799) — первый президент США, главком армии колонистов в Войне за независимость, председатель Конвента по выработке Конституции США, Джефферсон Томас (1743—1826) — американский политический деятель, правовед. Автор проекта Декларации независимости США, статута «О религиозной свободе». С 1801 по 1809 г. — президент США. Наполеон! Бонапарт (1769—1821)— император Франции. Со- здатель Французского гражданского кодекса (1804), известного также как Кодекс Наполеона. Созданный под влиянием римского права и идей Французской революции, кодекс закрепил принципы равенства граждан перед законом, свободы распоряжения собственностью, по- следовательного проведения норм договорной свободы и др.
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуж- даемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства стано- вится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого на- рода, всего более могут способствовать его безопасности и счастью (из Декларации независимости США, 14июля 1776г.).
Темы для рефератов и обсуждения
1. Достоинства и недостатки буржуазного права. 2. Соответствовало ли покорение Дикого Запада и вытеснение ин- дейцев принципам буржуазного демократического права?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |