Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление права Нового времени



2016-09-16 739 Обсуждений (0)
Становление права Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




25 м а я 1787 г. в американском городе Ф и л а д е л ь ф и я от-

к р ы л с я Учредительный конвент д л я выработки консти-

т у ц и и. Б у р н ы е обсуждения продолжались почти четыре


 

месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь бла-

годаря у с и л и я м председателя конвента, будущего прези-

дента США Д ж. В а ш и н г т о н а. 17 сентября 1787 г. Конс-

титуция США была подписана большинством делега-

тов. Это была первая п и с а н а я к о н с т и т у ц и я буржуазного

государства, государства Нового времени. Она з а к р е п и л а

в а ж н е й ш и е особенности государства и права современ-

ной эпохи, в частности п р и н ц и п ы демократии и разделе-

н и я властей, ведущую роль права в регулировании обще-

ственных отношений.

В Европе первыми на путь становления б у р ж у а з н ы х

правовых отношений встали Н и д е р л а н д ы, Великобрита-

н и я, Ф р а н ц и я. Но, к а к считают ученые, б у р ж у а з н а я мо-

дель общественно-политического и экономического раз-

в и т и я на ясной правовой основе была реализована наибо-

лее последовательно в США.

Успехи страны сами а м е р и к а н ц ы объясняют твердым

следованием п р и н ц и п а м свободного общества, демокра-

т и и, справедливости, хозяйственной и н и ц и а т и в ы, само-

стоятельности, предприимчивости. Эти идеалы о к р е п л и

в период к р и з и с а европейского абсолютизма, бурного

экономического роста Старого и Нового Света, в век Про-

с в е щ е н и я и п р о м ы ш л е н н о й революции. С л и к в и д а ц и е й

р а з л и ч н ы х видов феодальной внеэкономической зависи-

мости и несвободы появились ш и р о к и е возможности д л я

р а з в и т и я торговли, производства товаров и услуг, накоп-

л е н и я к а п и т а л о в. Д л я этого требовалась свобода труда,

собственности, и н и ц и а т и в ы, п е р е д в и ж е н и я...

Б у р ж у а з н о е право, находившееся на подъеме и разви-

вавшееся под в л и я н и е м идей раннего л и б е р а л и з м а, пре-

доставило л ю д я м эту свободу. Оно сохранило единствен-

ную, но м о щ н е й ш у ю форму зависимости человека —

зависимость экономическую: от м а т е р и а л ь н ы х и финан-

совых потребностей, от тех, у кого есть деньги, работа и,

следовательно, власть. Если средневековое право н а р я д у

с религией было призвано г л а в н ы м образом с д е р ж и в а т ь

произвол, у с м и р я т ь подданных, подчинять их (отсюда

его ж е с т о к и й характер), то перед б у р ж у а з н ы м правом

вставали другие задачи. С одной стороны, н у ж н о было в

м а к с и м а л ь н о возможной степени освободить г р а ж д а н от


 

всех форм личной зависимости, дать им свободу пред-

п р и н и м а т е л ь с к о й, производственной и коммерческой

деятельности. С другой — что, может быть, в а ж н е е —

гарантировать выполнение з а к р е п л е н н ы х в праве норм

общественной ж и з н и, в том числе и средствами весьма

жесткого п р и н у ж д е н и я. Собственность стала главной об-

щественной ценностью, объектом п о к л о н е н и я, фети-

шем, п р и т я г и в а в ш и м к себе ж а д н ы е взоры и требовав-

ш и м усиленной з а щ и т ы. Один пример. В а м е р и к а н с к о м

фильме из истории первой половины XIX в. н е к и й доб-

р ы й х р и с т и а н и н помогает ч е р н о к о ж е й рабыне бежать от

рабовладельца на свободный Север. Х о з я и н д е в у ш к и на-

к а з ы в а е т его т а к, к а к было п р и н я т о н а к а з ы в а т ь тех, кто

п о к у ш а л с я на ч у ж у ю собственность: с ж и г а е т его дом, от-

нимает имущество.

Осмыслить и конституционно з а к р е п и т ь основы по-

л и т и ч е с к о й ж и з н и в демократическом государстве пред-

стояло ж и т е л я м к о л о н и й одного из самых могучих

европейских государств — Великобритании. Война

за независимость 1775 —1783 гг. сблизила р а з л и ч н ы е

в конфессиональйом, национальном, имущественном и

и н ы х о т н о ш е н и я х г р у п п ы людей, н а с е л я в ш и х Северную

А м е р и к у. Борьба за н а ц и о н а л ь н ы й суверенитет прибли-

з и л а их к восприятию идей прав человека, г р а ж д а н с к и х

и п о л и т и ч е с к и х свобод. В п о л и т и ч е с к и х настроениях по-

бедившего народа преобладали мотивы республиканиз-

ма, ф е д е р а л и з м а, к о н с т и т у ц и о н а л и з м а, д е м о к р а т и и. Ко-

нечно, поначалу понимание демократии и равенства

было весьма о г р а н и ч е н н ы м. Н а п р и м е р, сохранялось раб-

ство, н и к т о д а ж е не з а д у м ы в а л с я о п о л и т и ч е с к и х правах

ж е н щ и н, ч е р н о к о ж и х, коренных жителей Северной

А м е р и к и. Но народом Соединенных Штатов в самом

конце XVIII в. был сделан я с н ы й выбор, в тех у с л о в и я х

очень н е л е г к и й, в пользу демократического пути разви-

т и я на основе верховенства права.

Не следует забывать, что в основе а м е р и к а н с к о й де-

м о к р а т и ч е с к о й правовой модели л е ж а л и идеи европей-

ской либеральной политической философии, в частнос-

ти, в з г л я д ы Д ж. Л о к к а, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Первые руководители американского государства охот-


 

но использовали социальные, политические и правовые

теории европейского П р о с в е щ е н и я.

 

Америка стоит на свободе отдельной личности. На том, что

абстракция — государство, теория, утопия — не вмешивается в жизнь

конкретного, уникального человека... В Декларации независимости

сказано не о счастье, а о «праве на поиски счастья». И каждый волен

понимать эту фразу по-своему. Это и есть свобода, конкретная, реаль-

ная свобода человека жить так, как он хочет.

П. Вайль, А. Генис,

литературоведы

 

История демократического государства в США нача-

лась с конституционного у р е г у л и р о в а н и я проблем феде-

ративного устройства, р а з д е л е н и я полномочий м е ж д у

федеральным правительством и п р а в и т е л ь с т в а м и шта-

тов. П р и этом ц е н т р а л ь н а я власть отнюдь не в ы г л я д е л а

слабой в о т н о ш е н и я х с местными в л а с т я м и. В известной

степени она о к а з а л а с ь более эффективной, чем в тогдаш-

них абсолютистских м о н а р х и я х Европы, н а п р и м е р во

Ф р а н ц и и и И с п а н и и.

Конституция устанавливала правила формирования

законодательной, исполнительной и судебной властей

путем д е м о к р а т и ч е с к и х выборов. И з б и р а л с я и глава

государства — президент. Одним из в а ж н е й ш и х дости-

ж е н и й а м е р и к а н с к о й демократии стало то, что она избе-

ж а л а двух основных опасностей: полного п о д ч и н е н и я

законодательных органов власти непосредственному во-

л е и з ъ я в л е н и ю избирателей, с одной стороны, и концент-

р а ц и и всей власти в одной из ее ветвей — с другой. До-

биться этого удалось за счет всемерного у к р е п л е н и я фе-

деральной (центральной) власти п р и разумном р а з в и т и и

местного с а м о у п р а в л е н и я, что д л я н а ш е й страны может

с л у ж и т ь полезным примером.

В целом не только в США, но и в других странах в Но-

вое время право постепенно демократизировалось. По

г л а в н ы м к р и т е р и я м и свойствам оно оказалось более

прогрессивным, чем то, что ему предшествовало и су-

ществовало н а р я д у с ним, оно оказалось а д е к в а т н ы м

идее правового государства. Р е а л и з о в ы в а л с я п р и н ц и п

р а з д е л е н и я власти на законодательную, исполнитель-


 

ную и судебную. Суд все более освобождался от в л и я н и я

сильных мира сего. Приобрел практическое значение

п р и н ц и п презумпции невиновности. В ж и з н ь вошли


юридические


аксиомы,


обеспечивающие


справедли-


вость взаимоотношений человека и закона: нельзя при-

менять не предусмотренные законом н а к а з а н и я, осуж-

дать д в а ж д ы за одно и то же преступление, судить за

действия, не предусмотренные уголовным законом, ли-

ш а т ь человека правовой з а щ и т ы и др. Самое главное до-

стижение юриспруденции Нового времени —- реальность

открытого, гласного суда. Цивилизованное судопроиз-

водство резко снизило возможности для произвола, обес-

печило з а щ и т у интересов личности д а ж е в том случае,

если человек находится в оппозиции к правящему режи-

му. Центральной темой истории права Нового и Новей-

шего времени я в л я е т с я тема прав человека, о чем пойдет

разговор в последующих разделах учебника.

 

^ В о п р о с ы для самоконтроля


\


·


/


1. Какие социально-экономические потребности определили ос-

новные черты буржуазного права? 2. В каком документе США закреп-

лены правовые гарантии демократического пути развития? Как прини-

мался этот документ? 3. Каково основное содержание Конституции

США?4. Какие идеи европейского Просвещения повлияли на станов-

ление американской демократической правовой модели? 5. Какие не-

достатки проявились в ранний период существования американского

государства? 6. Какие демократические правовые процедуры закреп-

лены в Конституции США? 7. Какие черты буржуазного права сделали

его адекватным правовому государству?

 

/ . Э т о интересно

 

В Америке народ сам выбирает тех, кто создает законы, и тех, кто

их исполняет; он же избирает суд присяжных, который наказывает на-

рушителей закона. Все государственные институты не только форми-

руются, но и функционируют на демократических принципах. Так, на-

род прямым голосованием избирает своих представителей в органы

власти и делает это, как правило, ежегодно, чтобы его избранники на-

ходились в более полной зависимости от народа. Все это подтвержда-

ет, что именно народ управляет страной. И хотя государственное прав-

ление имеет представительную форму, нет сомнения, что в повсед-

 


 

невном управлении обществом беспрепятственно проявляются мне-

ния, предрассудки, интересы и даже страсти народа.

В Соединенных Штатах, как во всякой стране, где существует

народовластие, страной от имени народа управляет большинство

(А. де Токвиль, французский историк и политолог).

В преамбуле к Конституции Франции, принятой в 1946 г. (действо-

вала до 1962 г,), в частности, говорилось:

«На другой день после победы, одержанной свободными народа-

ми над режимами, которые пытались поработить,., человеческую лич-

ность, французский народ снова провозглашает, что всякое человече-

ское существо без различия расы, религии и вероисповедания обла-

дает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно

подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные

Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные закона-

ми Республики,..

Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с муж-

чиной.

Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу сво-

боды, имеет право убежища на территориях Республики..,

Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с

помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу

по своему выбору.

Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его рег-

ламентируют...

Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образова-

нию, приобретению профессии и культуре. Организация обществен-

ного бесплатного и светского образования всех ступеней является

долгом государства».

 

Выдающиеся мыслители и правоведы

/. Н о в о г о времени


<ж>—


г —


— —


^ г о б б с Томас (1588—1679)— английский философ, Теоретик об-

щественного договора. Лучшей формой государственного правления

считал монархию. Заключая общественный договор, народ дает мо-

нарху власть над собой в обмен на закон. Монарх стоит над личностью

и государством, но не вмешивается в частные дела подданных, их эко-

номическую, хозяйственную деятельность.

Веккариа Чезаре (1738—1794) — итальянский просветитель,

правовед. В трактате «О преступлениях и наказаниях» выступал против

смертной казни, других устрашающих наказаний, пыток, отстаивал не-

обходимость доказательности обвинения, соразмерности преступле-

ния и наказания.

Локк Джон (1632—1704) — английский философ, крупнейший те-

оретик либерализма как политического учения. Внес вклад в разработ-

ку теории правового государства. Личность ставил выше государства,

26


 

доказывая, что человек от рождения обладает неотчуждаемыми пра-

вами — на жизнь, свободу и собственность. Государство подчиняется

обществу, а общество— личности. Государство должно защищать

права человека, а власть необходимо разделить на законодательную и

исполнительную при ведущей роли законодательной.

Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский просвети-

тель. В книге «Дух законов» описал совокупность факторов, опреде-

ляющих содержание и действенность права как регулятора жизнеде-

ятельности людей. Крупнейший теоретик разделения власти на зако-

нодательную, исполнительную и судебную.

Вашингтон Джордж (1732—1799) — первый президент США,

главком армии колонистов в Войне за независимость, председатель

Конвента по выработке Конституции США,

Джефферсон Томас (1743—1826) — американский политический

деятель, правовед. Автор проекта Декларации независимости США,

статута «О религиозной свободе». С 1801 по 1809 г. — президент США.

Наполеон! Бонапарт (1769—1821)— император Франции. Со-

здатель Французского гражданского кодекса (1804), известного также

как Кодекс Наполеона. Созданный под влиянием римского права и

идей Французской революции, кодекс закрепил принципы равенства

граждан перед законом, свободы распоряжения собственностью, по-

следовательного проведения норм договорной свободы и др.

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию

 

Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены

равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуж-

даемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и

стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди

людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из

согласия управляемых. Если же данная форма правительства стано-

вится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или

уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких

принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого на-

рода, всего более могут способствовать его безопасности и счастью

(из Декларации независимости США, 14июля 1776г.).

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Достоинства и недостатки буржуазного права.

2. Соответствовало ли покорение Дикого Запада и вытеснение ин-

дейцев принципам буржуазного демократического права?


 

 



2016-09-16 739 Обсуждений (0)
Становление права Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление права Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)