Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие права в России



2016-09-16 448 Обсуждений (0)
Развитие права в России 0.00 из 5.00 0 оценок




IX — начало XIX в.

П р а в о в а я мысль и п р а к т и к а законодательного регулиро-

в а н и я общественной ж и з н и России берут н а ч а л о в пери-

од ф о р м и р о в а н и я Киевской Р у с и. Первый этап р а з в и т и я

юриспруденции на Руси определялся религиозно-симво-

л и ч е с к и м м ы ш л е н и е м на основе духовного с и н к р е т и з м а

(объединения порой несовместимых элементов), сочетав-

шего я з ы ч е с к и е и х р и с т и а н с к и е воззрения. Первые па-

м я т н и к и русской философско-правовой мысли — «Сло-

во о законе и благодати» митрополита И л а р и о н а

(середина XI в.), «Повесть временных лет», «По-

учение» к н я з я Владимира Мономаха, «Слово о полку

Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника»

(XII—XIII вв.). В них обсуждались вопросы происхожде-

н и я Русского государства, основ законности власти,

форм п р а в л е н и я и отношения к подвластным. Г л а в н ы й

древнерусский источник светского права — Русская

Правда (известна в трех р е д а к ц и я х XI—XIII вв.).

История становления права в России, к а к и в д р у г и х

странах, определялась разнообразными особенностями

национальной к у л ь т у р ы, психологии и р е л и г и и наро-

дов, ее н а с е л я в ш и х. Д л я восточных обществ, н а п р и м е р,

т и п и ч н ы м я в л я е т с я то, что люди постоянно соотносят

собственные правовые представления с древними обы-

ч а я м и, т р а д и ц и я м и, п р и в ы ч к а м и поведения. Возмож-

ности п р о я в л е н и я индивидуального своеобразия челове-

ка зависели и во многом зависят до сих пор от пола, воз-

раста, места в системе родовых связей. У народов,

п р и н а д л е ж а щ и х к западному типу к у л ь т у р ы, к традици-

я м, в основе к о т о р ы х л е ж а т ценности к а т о л и ц и з м а,

отношение к праву в значительной мере определяется

у в а ж е н и е м к п и с а н ы м з а к о н а м со свойственной им тен-

денцией ко все большей свободе экономической и поли-

тической деятельности человека.

Отношение к праву, к р е а л и з а ц и и правовых норм и

принципов, свойственное восточнославянским, в част-

ности русскому, народам, отмечено существенным свое-

образием. Со времен «Слова о з а к о н е и благодати» мит-

рополита И л а р и о н а русское православие религию благо-


 

дати ставило в ы ш е р е л и г и и з а к о н а. Л у ч ш и е российские

правители старались следовать прежде всего нравствен-

н ы м з а к о н а м, заповедям Священного П и с а н и я. Писаное

право ценилось меньше, чем ж и в у щ и й в человеке и об-

ществе нравственный закон. Недооценка п и с а н ы х зако-

нов имела и оборотную сторону: п о п ы т к и у к р е п и т ь за-

конность, п р е д п р и н и м а в ш и е с я в разные периоды рус-

ской истории, н а т а л к и в а л и с ь на недоверие ш и р о к и х

слоев народа к тому, что им казалось ю р и д и ч е с к и м

крючкотворством.

Что к а с а е т с я собственно правовых норм, регулиро-

в а в ш и х общественные о т н о ш е н и я на Р у с и, то до монго-

ло-татарского н а ш е с т в и я они в п р и н ц и п е соответствова-

ли тем, которые содержались в р а з л и ч н ы х европейских

средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Рус-

ской).

Монголо-татарское иго, с в я з а н н ы е с ним и с п ы т а н и я

сделали главной темой р а з м ы ш л е н и й и народа, и его об-

разованных представителей тему русской государствен-

ности, ее с о х р а н е н и я («Слово о погибели Русской

земли», XIII в.; «Задонщина», XIV—XV вв.; «Сказа-

ние о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Моск-

вы в о з н и к л а и п о л у ч и л а популярность теория преемст-

венности в е л и к о д е р ж а в и я Русского государства от Ви-

зантии (представление о Москве к а к о «третьем Р и м е»,

р а з в и в а в ш е е с я в трудах Ф и л о ф е я). П о з ж е в центре вни-

м а н и я русских мыслителей оказались теоретическое

обоснование законности п р а в я щ е й династии, идея абсо-

лютного с а м о д е р ж а в и я (Иван IV, И. С. Пересветов) и

сословно-представительной монархии (Максим Грек,

Андрей Курбский), проблемы отношений м е ж д у госу-

дарственной и церковной в л а с т я м и (иосифляне, нестя-

ж а т е л и).

В 1497 г. в правление И в а н а III был п р и н я т первый

з а к о н о д а т е л ь н ы й кодекс Российского государства — Су-

дебник. Он был создан на основе а н а л и з а и переосмыс-

л е н и я норм Р у с с к о й П р а в д ы, Псковской судной грамо-

т ы, к н я ж е с к и х уставных грамот, законов Великого к н я-

ж е с т в а Литовского, кодексов других стран. Содержание


 

Судебника составили г л а в н ы м образом нормы уголовно-

го и уголовно-процессуального права. Преступление оп-

ределялось понятием «лихое дело». Ф и к с и р о в а л а с ь раз-

в и т а я система имущественных преступлений: разбой,

татьба, истребление и повреждение чужого имущества.

Устанавливались н а к а з а н и я за преступления против

личности: убийство, оскорбление действием и словом.

Судебник 1497 г. свидетельствовал о п о я в л е н и и единого

государства с е д и н ы м и з а к о н а м и, в е р т и к а л ь н о й структу-

рой судебной власти. Его нормы базировались на прин-

ц и п а х христианской нравственности и были направлены

на з а щ и т у государственного п о р я д к а, личности челове-

к а, прав собственности на всей территории Российского

государства.

К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значе-

ние приобрел вопрос о выборе м е ж д у сословно-предста-

вительной м о н а р х и е й и неограниченным самодержави-

ем. К середине XVII в. идея сословно-представительной

м о н а р х и и у т р а т и л а свою привлекательность, на первый

план в ы ш л и теории, обосновывавшие необходимость ут-

в е р ж д е н и я абсолютной власти просвещенного монарха

(Симеон П о л о ц к и й, Юрий К р и ж а н и ч).

В 1649 г. З е м с к и й собор п р и н я л правовой документ

огромной в а ж н о с т и — Соборное уложение. Х а р а к т е р-

но, что при его составлении учитывалось мнение не толь-

ко в ы с ш е й з н а т и, но и челобитные выборных земских

людей — дворян и посадского населения (горожан).

Соборное у л о ж е н и е 1649 г. состояло из 25 глав и

967 статей. Главы 1—9 содержали нормы государствен-

ного права; г л а в ы 10—15 — устав судоустройства и су-

допроизводства; главы 16—20 б ы л и п о с в я щ е н ы вещно-

му праву; г л а в ы 21—22 п р е д с т а в л я л и собой уголовное

у л о ж е н и е; г л а в ы 23—25 составили добавочный раздел

(о стрельцах, о к а з а к а х, о к о р м ч и х).

Этот ю р и д и ч е с к и й документ имел несравненно более

полное правовое содержание по сравнению с Судебником

1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все

стороны общественной, экономической, политической

ж и з н и российского общества. Многие из них оставались

в силе до проведенной в первой трети XIX в. к о д и ф и к а-

ц и и (сведение в кодексы) законов Российской и м п е р и и.

 


 

В годы п р а в л е н и я Петра I получила д а л ь н е й ш е е раз-

витие абсолютистская идеология(Феофан Прокопович,

1681 —1736). В ее основе л е ж а л и представления об «об-

щем благе», средством д о с т и ж е н и я которого признава-

лась абсолютная м о н а р х и ч е с к а я власть. Позднее боль-

шой в к л а д в обоснование теории «общего блага» внес

В. Н. Т а т и щ е в (1686—1750), в ы с к а з ы в а в ш и й с я за огра-

ничение верховной власти.

З н а ч и т е л ь н ы е и з м е н е н и я, внесенные в систему госу-

дарственного у п р а в л е н и я (объявление России империей,

учреждение Сената, к о л л е г и й, Синода, у к р е п л е н и е бю-

рократического аппарата, введение нового территори-

ального у п р а в л е н и я, п р и н я т и е Табели о рангах), свиде-

тельствовали об утверждении абсолютизма. Р е ф о р м а м и

Петра I население России было разделено на четыре со-

словия: ш л я х е т с т в о (дворянство), духовенство, мещанст-

во и крестьянство, а т а к ж е на податное и неподатное на-

селение. Петр I объединил к р е с т ь я н и холопов в одно

крестьянское сословие, обложив его повышенной по-

датью. Подворный налог (с к а ж д о г о двора) был заменен

подушным (с д у ш и « м у ж е с к а полу»). Д е с я т к и т ы с я ч

крестьян и мастеровых были согнаны на строительство

северной столицы — Санкт-Петербурга, флота, на ураль-

ские р у д н и к и и заводы. Табель о рангах (1722) позво-

л и л а представителям н и з ш и х сословий продвигаться

вверх по служебной лестнице, получать за хорошую

слулсбу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в Рос-

сии достигло апогея. За годы царствования Е к а т е р и н ы II

и П а в л а I п о м е щ и к а м было роздано около одного м и л л и-

она государственных черносошных к р е с т ь я н. Положе-

ние к р е п о с т н ы х крестьян мало чем отличалось от поло-

ж е н и я ч е р н ы х рабов в США. Р а з м е р ы б а р щ и н ы и оброка

не были определены законом. П о м е щ и к и вольны были

н а к а з ы в а т ь к р е с т ь я н по своему усмотрению. П р и м е н я-

лись розги, батоги, кнут, п р а к т и к о в а л и с ь п ы т к и. Ж а л о-

ба к р е с т ь я н на п о м е щ и к а была п р и з н а н а преступлением.

Многое зависело от нравственных качеств владельцев

к р е п о с т н ы х: у одних м у ж и к и ж и л и более и л и менее

сносно, другие, подобные известной своей изощренной


 

жестокостью Салтычихе, издевались над б е з з а щ и т н ы м и

земледельцами и дворовыми. К р е с т ь я н с к и е восстания

XVIII в., грозная п у г а ч е в щ и н а — несомненное следствие

произвола и н а с и л и я со стороны помещиков и в л а с т и.

Р а з в и т и е правовых представлений во второй полови-

не XVIII в. происходило под в л и я н и е м идей Просве-

щ е н и я. Это в л и я н и е было неоднозначным. С одной

стороны, оно отразилось во в з г л я д а х Е к а т е р и н ы II,

состоявшей в переписке с Вольтером, п р и н и м а в ш е й в

Петербурге Д. Дидро и п р и з н а в а в ш е й себя у ч е н и ц е й фи-

лософов-просветителей. Выступая за достижение всеоб-

щего блага, за строгое соблюдение законов, и м п е р а т р и ц а

с ч и т а л а необходимым сохранить самодержавие, крепо-

стничество, п р и в и л е г и и дворянства. С другой стороны,

идеи европейской философии о к а з а л и в л и я н и е на разви-

тие в России идеологии просветительства, ее представи-

т е л я м и былиН. И. Новиков (1744—1818), Я. П. Ко-

зельский (ок.1728 — ок.1794) и др. Российские про-

светители в ы с т у п а л и за ограничение с а м о д е р ж а в и я,

смягчение и л и у н и ч т о ж е н и е крепостного п р а в а.

В последующем русская просветительская правовая

м ы с л ь р а з в и в а л а с ь в духе совершенствования идей ес-

тественного права, п р и з н а в а в ш е г о определенные права

человека свойственными самой природе, не з а в и с я щ и-

ми от с о ц и а л ь н ы х условий. В работахА. Н. Радищева

(1749—1802) идеи естественного права были осмыслены

с р а д и к а л ь н ы х п о з и ц и й.

 

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более пра-

во над ним, какое ему закон над преступниками.

А. Н. Радищев

 

Другие м ы с л и т е л и (прежде всего правоведы к о н ц а

XVIII — н а ч а л а XIX в. С. Е. Д е с н и ц к и й, А. П. К у н и ц ы н)

п ы т а л и с ь приспособить идеи естественного права к

р е а л и я м самодержавного п р а в л е н и я. Т а к а я ж е п о з и ц и я

была х а р а к т е р н а и д л я создателя «Истории государства

Российского»Н. М. Карамзина (1766—1826). П о п ы т к и

преобразований первых лет ц а р с т в о в а н и я Александра I,

проекты реформ М. М. Сперанского были в значитель-

ной степени подготовлены этими и д е я м и.


 

 

^Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском

государстве? 2. Какую роль в развитии правовой системы играло в на-

шей стране православие? 3. Охарактеризуйте важнейшие памятники

государственно-правовой мысли Руси — России XI—XVIII вв.4. Каковы

структура и содержание Соборного уложения 1649 г.? 5. Какие изме-

нения в государственно-правовой системе произошли в царствование

Петра I? 6. Какие направления сформировались в общественной мыс-

ли России во второй половине XVIII в.?

 

Это интересно

 

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следую-

щие виды преступлений:

· преступления против церкви (богохульство, совращение в дру-

гую веру и др.);

· государственные преступления (действия и даже умысел против

личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

· преступления против порядка управления (ябедничество или лож-

ное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

· преступления против благочиния (продажа краденого имущест-

ва, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

· должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги

по службе и др.);

· преступления против личности (убийство, нанесение увечья, по-

бои, оскорбление чести и др.);

· имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошен-

ничество, поджог и др.);

· преступления против нравственности (непочитание детьми роди-

телей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

 

Древнерусские правовые термины

 

Вервь — территориальная община, орган крестьянского самоуп-

равления.

Вира — в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство

(за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа — стадии древнерусского судебно-

го процесса.

Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» —

заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой — общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покро-

вительства.


 

Поток и разграбление — высшая мера наказания по Русской

Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и за-

ключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе

с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа — в Русской Правде наказание в виде штрафа за пре-

ступления против личности и имущества.

Холопы и челядь — рабы, прежде всего пленники, а также попав-

шие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений

и др.

 

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

 

Иларион (конец X —· начало XI в. — ок. 1054/1055) — митрополит

Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного

красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каж-

дому народу уготрвано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и ос-

вобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое

предназначение русского народа. «Законность» в «Слове...» отож-

дествляется с национальным эгоизмом, «благость» — с православны-

ми добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идея-

ми национальной независимости.

Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) — великий князь киевский. При

нем составлена Русская Правда — первый на Руси кодекс частного

права.

Петр I Великий (1672—1725) — царь, с 1721 г. — император. Про-

вел реформы государственного управления. Принимал важные указы

и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно.

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740—1789) — ученый, юрист,

действительный член Российской академии наук, первый российский

профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического

мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравствен-

ной философией.

Екатерина II (1729—1796) — императрица (с 1762). Участвовала в

проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной

комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы

правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования

из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д'Апамбера. В «Наказе»

декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей

всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов

должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а право-

вая система — стабильной.

Радищев Александр Николаевич (1749—1802)— писатель, по-

литический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» вы-

ступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Пет-

34

 


 

ропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из

ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последова-

телем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного

блага считал реализацию естественных человеческих прав.

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через


такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весь-

ма забудет (из «Воинских артикулов» Петра /).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой

моей кинжал, восхочет меня им пронзить, — убийцею ли я почтуся, ес-

ли я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам

повергну? (из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

 

Темы для рефератов и обсуждения


·Л/


 

1. Исторические корни демократии в России.


2. Почему в России право совести и правды ставилось выше за-

кона?

 

 



2016-09-16 448 Обсуждений (0)
Развитие права в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие права в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)