Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ж. Ж. Руссо (1712—1778), А. Н. Радищев (1749—



2016-09-16 448 Обсуждений (0)
Ж. Ж. Руссо (1712—1778), А. Н. Радищев (1749— 0.00 из 5.00 0 оценок




1802), определяет государственную власть к а к результат

объединения людей, з а к л ю ч и в ш и х м е ж д у собой взаим-

ное добровольное соглашение (договор). И д е я божествен-

ного п р о и с х о ж д е н и я государства и права отвергается,

они рассматриваются к а к продукт воли и деятельности

людей. З а к л ю ч и в договор, люди передали государствен-

ной власти часть своих естественных ( п р и р о ж д е н н ы х)

прав, а государство, в свою очередь, обязалось о х р а н я т ь

собственность и безопасность г р а ж д а н и с т р а н ы. Госу-

дарственная власть приобрела, т а к и м образом, з а к о н н у ю

силу по воле и соглашению народа. Если власть наруша-

ет договор с народом, с ч и т а л и некоторые последователи

этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

 

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны

основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон,

американский политический деятель

 

Теория насилия формировалась в XIX- XX вв. в

трудахЕ. Дюринга (1833—1921), К. Каутского (1854—

1938) и других п о л и т и к о в и у ч е н ы х. Согласно этой те-

ории, государственная власть возникает в результате во-

енно-политических событий, завоевания одних племен,

народов д р у г и м и. Д л я господства над побежденными и

создается с п е ц и а л ь н ы й аппарат п р и н у ж д е н и я — госу-

дарство. Само же завоевание одних народов другими рас-

сматривается к а к форма п о д ч и н е н и я слабых с и л ь н ы м и,

з а к о н природы, вечный и н е и з м е н н ы й. Сторонники этой

теории абсолютизируют роль н а с и л и я в истории и игно-

рируют другие пути образования государств, укрепле-

н и я власти.

Органическая теория и з л о ж е н а в трудахПлатона

(428 и л и427—348 и л и347 до н, э.),Аристотеля, Г.Спен-


 

сера (1820—1903) и других м ы с л и т е л е й. Структура и

ф у н к ц и и государства уподобляются соответствующим

п р и з н а к а м ж и в о г о организма. Аристотель, н а п р и м е р,

полагал, что существование ч е л о в е к а вне государства

т а к же невозможно, к а к существование рук и ног, отде-

л е н н ы х от тела. Спенсер сравнивал людей, ж и в у щ и х в

государстве, с к л е т к а м и, образующими ж и в о й о р г а н и з м.

Государства, к а к и органические существа, развивают-

ся, эволюционируют, стареют. Когда больны к а к и е- т о

к л е т к и, страдает весь организм. То же и с государством:

его сила и крепость всецело з а в и с я т от душевного и фи-

зического здоровья г р а ж д а н.

Психологическая теория существует с середины

XIX в. Ее представители —JI. И. Петражицкий (1867—

1931), 3. Фрейд (1856—1939) идр. Она объясняет го-

сударственные и правовые м е х а н и з м ы особыми психо-

л о г и ч е с к и м и п е р е ж и в а н и я м и и потребностями людей,

н а п р и м е р стремлением к власти, потребностью ж и т ь

в организованном обществе. Одним л ю д я м, полагают

сторонники этой теории, свойственно властвовать, а дру-

гим — п о д ч и н я т ь с я в ы д а ю щ и м с я л и ч н о с т я м. В госу-

дарстве и з а к о н а х они видят средства у с м и р е н и я с рож-

д е н и я п р и с у щ и х индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного д е л е н и я лю-

дей на «высшую (хозяев) и н и з ш у ю (рабов) р а с ы». Каче-

ства, определяющие их «статус», я в л я ю т с я я к о б ы при-

р о ж д е н н ы м и. Один из основателей расовой теории,

Ж. Гобино (1816—1882), считал представителями выс-

ш е й расы а р и й ц е в (к ним он п р и ч и с л я л народы, принад-

л е ж а щ и е к индоевропейской я з ы к о в о й общности). На-

цисты относили к а р и й ц а м германские народы, «наслед-

н и к о в древних р и м л я н». «Низшей расой» они н а з ы в а л и

с л а в я н, евреев, арабов и другие народы. История, обра-

зование и рост государств представлены в трудах сторон-

ников этой антинаучной теории результатом «борьбы

а р и й ц е в с н и з ш и м и расами».

В нашей стране долгие годы господствовала матери-

алистическая (марксистская) теория. Ее создате-

ли —К. Маркс (1818—1883), Ф. Энгельс (1820—1895),

В. И. Ленин (1870—1924) и др. Главные п р и ч и н ы воз-


 

н и к н о в е н и я государства и права они видели в сфере эко-

номических отношений.

По мере хозяйственного р а з в и т и я человечество пере-

ходило от родоплеменных отношений к государствен-

н ы м, от обычаев к а к единственной формы регулирова-

н и я общественной ж и з н и к з а к о н а м. Расслоение общест-

ва на богатых и бедных привело его к разделению на

властвующую элиту и массу з а в и с и м ы х людей. Общест-

во раскололось на к л а с с ы, что в конце концов потребова-

ло п о я в л е н и я государства и законов, о х р а н я ю щ и х инте-

ресы господствующих классов, эксплуататоров. Государ-

ство, утверждают последователи м а р к с и с т с к и х взгля-

дов, есть результат непримиримости классовых противо-

речий. После л и к в и д а ц и и э к с п л у а т а т о р с к и х классов

(помещиков, к а п и т а л и с т о в и др.). считают они, необхо-

димость в государстве исчезнет.

К а к же п о я в и л и с ь право и государство? Мнений мно-

го, они р а з л и ч н ы. Одно м о ж н о с к а з а т ь с уверенностью:

процесс их ф о р м и р о в а н и я з а н я л не одно столетие. П р и

первобытнообщинном строе производительность труда

была н и з к о й, собственность — общественной, а труд —

к о л л е к т и в н ы м. Общественные о т н о ш е н и я регулировал,

стабилизировал обычай. В государстве и праве необходи-

мости не было.

 

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Ж. Жубер

 

Потребность в государстве и праве в о з н и к л а в с в я з и с

р а з в и т и е м, у с л о ж н е н и е м общественной ж и з н и. Сначала

понадобилось регулировать семейные о т н о ш е н и я: у ж е

потому, что род и п л е м я состояли не только из роди-

чей, но и из людей п р и ш л ы х, не с в я з а н н ы х с д р у г и м и

кровнородственными о т н о ш е н и я м и. Усложнение обще-

ственной ж и з н и привело к появлению «третьей с и л ы»,

способной рассудить к о н ф л и к т ы и споры противобор-

ствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно

з а м е н и л о родовую о р г а н и з а ц и ю, писаные з а к о н ы сна-

ч а л а дополнили обычаи, а затем приобрели первосте-

пенное з н а ч е н и е. В основе государственного устройства

 


 

 

л е ж а л уже не кровнородственный, а территориальный

признак.

Появилась особая группа людей, которая профессио-

нально занималась управлением, используя д л я подчи-

нения своей, а д л я народа — ч у ж о й воле тюрьмы, специ-

альные отряды вооруженных людей, регулярное войско.

Население начало платить налоги на содержание госу-

дарственного аппарата. Выдающиеся представители пра-

в я щ е й группы вырабатывали з а к о н ы, нередко о б ъ я с н я я

их появление божественной волей.

 

^ В о п р о с ы для с а м о к о н троля

ф ^


v


1. Как связаны государство и право?2. Какие теории происхожде-


ния государства и права вам известны? 3. В чем сущность теологиче-

ской и патриархальной теорий?4. Каково содержание теории общест-

венного договора?5. Как объясняет появление государства и права

материалистическая теория? 6. Охарактеризуйте важнейшие элемен-

ты процесса появления государства и права.

 

/ . Э т о интересно


 

v


 

А. М. Винавер (известный правовед. — А . Н . ) читал лекции по рим-


скому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброски-

ми, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впе-

чатление всех людей от знакомства с реальной юридической матери-

ей).., Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми

первокурсниками... открывались картины из другой галактики — то за-

конченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения

со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью.

По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об ос-

новных правовых ценностях —- изначальных источниках правовой куль-

туры (С. Алексеев, правовед).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность —

это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые со-

циальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкци-

онированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при

помощи которой определенные правила были возведены в закон. Пер-

вые исторические памятники правовых систем — это везде и всюду

сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполне-

ния общественных задач и санкционированных государством. Отдель-

ные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми

предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует

выделить систему «табу» — строжайших запретов, имеющих биологи-

 

10


 

 

ческие, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые

основания. При помощи табу обычаи первобытнообщинного строя по-

лучили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

H e быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным


самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не

только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на со-

весть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их

собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен,

английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни

средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Что появилось раньше — государство или право?

2. В чем действенная сила закона?

3. Символы права: смысл и значение. (Речь идет например, о бо-

гине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

 

 

Право Древнего мира

В Древнем Вавилоне, наверное, было немало изуродован-

ных людей. Рабов, не ж е л а в ш и х мириться со своим по-

ложением, жестоко н а к а з ы в а л и. На площади перед цар-

ским дворцом возвышался к а м е н н ы й столб, на нем кли-

нописью были нанесены законы: «Если раб с к а ж е т

своему хозяину: «Ты не мой господин», — то тот должен

изобличить его к а к своего раба, а затем его хозяин мо-

ж е т отрезать ему ухо». На вершине столба — изображе-

ние сидящего в кресле человека, который протягивает

другому судейский ж е з л. Н и ж е надпись: «Я, царь Хам-

мурапи, справедливейший из царей...» И все, кто умел

читать, узнавали, что эти законы вручены царю богом

солнца Ш а м а ш е м, верховным судией над всеми...

Законы вавилонского царя Хаммурапи ( Кодекс

Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) — первый из дошедших


 

 

до нас древних кодексов законов. По содержанию он

универсален. Д е л е н и я законов по отраслям еще нет, но

отдельные нормы кодекса можно объединить в группы

по областям ж и з н и, которые они регулировали.

Статьи 1—5 в основном п о с в я щ е н ы суду, 6 —126 —

праву собственности, договору з а й м а (обратите в н и м а н и е

на их количество), 127—195 — семье и наследованию,

196—214 — преступлениям против личности, 215—282 —

и м у щ е с т в е н н ы м преступлениям, договорам н а й м а.

З а к о н ы Древнего Востока о т л и ч а л и с ь к р а й н е й жесто-

костью. В Вавилоне, например, п р е с т у п н и к а м отрубали

р у к и, у ш и, п а л ь ц ы, я з ы к, и х с а ж а л и н а кол, с ж и г а л и,

з а к а п ы в а л и ж и в ы м и. П р и м е н я л с я основанный на древ-

нем обычае п р и н ц и п талиона: н а д л е ж а л о, н а п р и м е р, по-

вредить глаз тому, кто п р и ч и н и л вред глазу другого; вы-

б и в ш и й зуб у соседа должен был расстаться со здоровым

зубом и т. д. Если преступление совершалось против ли-

ц а, стоявшего н и ж е на социальной лестнице, талион за-

м е н я л с я композицией — д е н е ж н ы м вознаграждением за

п р и ч и н е н н ы й ущерб.

По сравнению с з а к о н а м и Х а м м у р а п и, ж е с т о к и м и

д р е в н е и н д и й с к и м и з а к о н а м и Ману, д р е в н е к и т а й с к и м и

Ш а н- ш у и д р у г и м и правовыми системами Древнего Вос-

тока право Древней Греции и Древнего Р и м а отвечало

своему предназначению — установлению реальной д л я

того времени справедливости — в значительно большей

мере. Р и м с к и й юрист, сторонник естественного права

У л ь п и а н (ок. 170—228) у т в е р ж д а л: «Изучающему право

надо прежде всего узнать, о т к у д а происходит слово

«право» (jus); оно получило свое название от justitia

(право, справедливость), ибо право — это искусство доб-

ра и справедливого равенства».

Право Древней Греции и особенно Древнего Р и м а счи-

тается к л а с с и ч е с к и м. Многие древнегреческие мыслите-

ли п р о с л а в л я л и «меру», «середину» в поступках людей.

Исходя из представлений о необходимости соблюдения

меры у с т а н а в л и в а л и с ь и з а к о н ы. ФилософГераклит

(ок. 470—399 до н. э.) грозил всем н а р у ш и в ш и м меру на-

к а з а н и я м и при ж и з н и и после смерти. «Своеволие следу-

ет гасить скорее, чем п о ж а р», — у т в е р ж д а л он.


 

 

С у в а ж е н и е м относился к з а к о н а м один из мудрей-

ш и х людей в истории человечестваСократ (ок.470 —399

до н. э.). Он говорил, что легендарный с п а р т а н с к и й зако-

нодатель Л и к у р г не возвысил бы Спарту над д р у г и м и го-

сударствами, если бы не добился повиновения з а к о н а м.

По мнению философа, н а и л у ч ш и м и я в л я ю т с я те прави-

тели, которым г р а ж д а н е более всего о б я з а н ы подчинени-

ем з а к о н а м. То государство, где г р а ж д а н е повинуются

з а к о н а м, счастливо во в р е м я мира и незыблемо во в р е м я

войны.

Р и м с к о е право и сегодня изучают в юридических ин-

ститутах. И с т о ч н и к и римского права многочисленны: от


Законов


XII таблиц (V до н. э.) до Свода


Граждан-


ского права (Corpus juris civilis), составленного по по-

ручению византийского императора Юстиниана в VI в.

н. э. Много ц е н н ы х сведений о з а к о н а х Древнего Р и м а

мы находим в с о ч и н е н и я х П л у т а р х а, Тита Л и в и я, Сал-

л ю с т и я, Тацита, Ц и ц е р о н а, Ульпиана и других р и м с к и х

писателей, историков, юристов.

Р и м с к о е право н а д е л я л о свободных г р а ж д а н ш и р о к и-

ми п р а в а м и: правом частной собственности, правом за-

к л ю ч е н и я сделок и договоров, и н ы м и и м у щ е с т в е н н ы м и

п р а в а м и. Б р а к п р и з н а в а л с я в ы р а ж е н и е м свободной воли

г р а ж д а н. Существовали свобода слова и п е р е д в и ж е н и й,

право неприкосновенности личности. З а п р е щ а л о с ь при-

м е н я т ь п ы т к у к свободным р и м с к и м г р а ж д а н а м. Подсу-

д и м ы й мог свободно выбирать себе з а щ и т н и к а. В I в. до

н . э . постоянным институтом стал суд п р и с я ж н ы х. При-

говоренный к смертной к а з н и мог обращаться за з а щ и-

той к народным трибунам, а в эпоху И м п е р и и — к импе-

ратору.

 

Dura lex, sed lex (дура леке, сед леке). Закон суров, но это — закон!

Pereat mundus et fiat justitia (переат мундус ет фиат юстициа). Пра-

восудие должно свершиться, хотя бы погиб мир.

Salus populi suprema lex (салюс попули супрема леке). Благо

народа — высший закон.

Vox populi — vox Dei (вокс попули — вокс деи). Глас народа — глас

Божий.

Нормы и принципы римского права

 


 

 

Римское право (публичное и особенно частное) было

разработано весьма тщательно. Например, Свод граж-

данского права устанавливал следующие виды контрак-

тов (сделок, договоров; вернитесь к этому материалу при

изучении темы о сделках и договорах):

do ut des («даю, чтобы ты дал») — обмен ценностями;

do ut facias («даю, чтобы ты сделал») — ценность в об-

мен на услугу;

facio ut des («делаю для того, чтобы ты дал») — услу-

га в обмен на ценность;

facio ut facias («делаю, чтобы ты сделал») — обмен ус-

лугами.

В я з ы к современной политики прочно вошли слова,

появившиеся в Древней Греции и Древнем Р и м е: де-

м о к р а т и я (греч. demos — народ, cratos — власть) —

власть демоса, народа; республика (лат. res publica) —

общее дело, дело народа; президент (лат. presidens) —

буквально «сидящий впереди», чиновник, назначен-

н ы й управлять подвластной Р и м у провинцией, и мно-

гие другие (презумпция, юстиция, охлократия, монар-

х и я).

Знакомство с древними правовыми нормами не толь-

ко интересно. Оно помогает в решении конкретных проб-

лем, стоящих перед современным российским общест-

вом.

 

Вопросы для самоконтроля


 

v


 

1. Что представлял собой Кодекс царя Хаммурапи?2. Какие зако-


ны существовали на Древнем Востоке? 3. Какой характер имели зако-

ны Древнего Востока?4. Чем законы Древней Греции и Рима отлича-

лись от законов Древнего Востока?5. Почему Сократ считал необхо-

димым чтить законы? 6. Какую роль в истории европейского права

сыграло римское право?

 

Это интересно


 

v


 

Бог Шамаш фигурирует в мифологических сказаниях и гимнах Шу-


мера и Вавилона. Его «стезя» — это путь справедливости, правды и

права. Тот, кто преступил «стезю Шамаша», считался преступником,

нарушителем закона, Царь Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), при котором


 

 

древневавилонское государство достигло наибольшего могущества,

провозглашал: «По велению Шамаша. великого судьи небес и земли,

да сияет моя справедливость... да не найдут мои предначертания ни-

кого, кто бы отменил их». Этот правитель, в полном соответствии с

традициями того времени, представлял законы как нечто, наделенное

божественной сущностью, данное раз и навсегда.

Французский ученый В. Шейл, который впервые перевел текст за-

конов Хаммурапи, условно разбил их на 282 статьи.

Весьма жестокими были древнеиндийские законы Ману, законы

Древнего Китая Шан-шу. Последние подразумевали смертную казнь

за двести видов преступлений, клеймение — за тысячу видов.

Далеко не всем в Афинах нравилось то, что Сократ отстаивал пра-

во гражданина самому решать, что правильно и что неправильно, В ко-

медии Аристофана «Облака» Сократ представлен богохульником,

вздорным и пустым болтуном. Он отрицает богов Олимпа, самого Зев-

са, зато обожествляет облака. Сократа обвинили в безбожии и пагуб-

ном влиянии на учеников. На суде философ держался независимо,

с достоинством. Его признали виновным и приговорили к смерти. Он

должен был выпить ядовитую цикуту. В ожидании смерти Сократ бе-

седовал с друзьями и родными. Ему предложили бежать из Афин,

но философ отказался. Оставаясь совершенно спокойным, Сократ вы-

пил яд...

 

^ Л а т и н с к и е правовые термины

 

Меа culpa (меа кульпа) — моя вина; по моей вине.

Pro et contra (про ет контра) —· за и против.

Status in statu (статус ин стату) — государство в государстве.

Status quo (статус кво) — статус-кво, существующее положение.

Ultima ratio (ультима рацио) — последний, решительный довод

(часто силовой).

 

/.Выдающиеся мыслители и правоведы Античности

 

Аристотель (384—-322 до н. э.) -—древнегреческий философ. Раз-

вивал идеи разумного управления государством. По его мнению, го-

сударство и естественное право неотделимы. Правильные формы

государства — монархия, аристократия, полития (умеренная, огра-

ниченная демократия), неправильные— тирания, олигархия, охло-

кратия.

Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) — древнегреческий

философ, учитель Аристотеля. В диалоге «Государство» дает харак-


 

теристики политических форм. Для Платона демократия — власть

посредственности, которая неизбежно приводит к тирании боль-

шинства. Идеальное государство — это справедливое правление из-

бранных.

Сократ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ, один

из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем

постановки наводящих вопросов. Излагал свое учение устно. Об уче-

нии Сократа писали его ученики Ксенофонт и Платон. Был принципи-

альным сторонником законности, строгого выполнения существующих

законов.

Цицерон Марк Туллий (106—43 до н.э.) — римский политиче-

ский деятель, оратор. Доказывал преимущества республиканского

строя. Государство трактовал как согласованное правовое общение,

которое воплощает то, что в природе является справедливостью и

правом.

Ульпиан (ок. 170—228) — римский юрист, сторонник естественно-

го права. В 426 г. сочинениям Ульпиана была придана обязательная

юридическая сила.

 

Учимся защищать свои права.

^ И н ф о р м а ц и я к размышлению и действию

 

Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только сло-

весным нападкам, но и тому, что называют оскорблением действием.

Однажды раздосадованный собеседник пнул его. Спутник философа

удивился, почему тот не жалуется. Сократ ответил: «Что же, мне тоже

жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня?»

В другой раз его спросили: «Разве не ругает и не честит тебя этот

человек?» Сократ ответил: «Нет, ибо то, что он говорит, ко мне не под-

ходит».

Флотоводец Эврибиад, поспорив с Фемистоклом, замахнулся на

него палкой. Не раз доказавший свою храбрость в боях, Фемистокл,

однако, не обнажил меч, а сказал только: «Ударь меня, пожалуй, но вы-

слушай».

 

/. Т е м ы для рефератов и обсуждения

 

1. «Ничто так не способствует людской добродетели, как законо-

дательство...» (Платон).

2. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными»

(Цицерон).

3. «Пороки народа почти всегда коренятся в его законодательст-

ве» (латинский афоризм).


 

 



2016-09-16 448 Обсуждений (0)
Ж. Ж. Руссо (1712—1778), А. Н. Радищев (1749— 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ж. Ж. Руссо (1712—1778), А. Н. Радищев (1749—

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)