Происхождение государства и права
К читателям Государство и право существуют на п р о т я ж е н и и тысяче- летий. Это одни из самых древних институтов, при по- мощи которых общество решает в а ж н е й ш и е проблемы своего б ы т и я. С тех пор к а к человечество перешло от пер- вобытного состояния к ц и в и л и з а ц и и, право стало неотъ- емлемым компонентом всех процессов и событий, проис- ходивших в его истории. В тесной связи с политикой, ос- новным институтом которой я в л я е т с я государство, и пра- вом развивались экономика, культура, социальные отно- ш е н и я. Право, к а к и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование со- временного общества было бы невозможным. Р е г у л и р у я общественные отношения, право воплощает человече- ские представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство я в л я е т с я у н и к а л ь н ы м социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в ин- тересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, к о т о р ы й вы держите в р у к а х, право рассматри- вается в неразрывном единстве с государством, особен- ностями его р а з в и т и я, формами правления, видами по- л и т и ч е с к и х р е ж и м о в и т. д. З н а н и е истории и теории государства и права, конк- ретных правовых норм, определяющих законные основы ж и з н е д е я т е л ь н о с т и г р а ж д а н, государственных органов, п р е д п р и я т и й, у ч р е ж д е н и й и о р г а н и з а ц и й, д л я современ- ной России имеет особенно важное значение. От пони- м а н и я п р о и с х о д я щ и х процессов, от готовности компе- тентно участвовать в делах общества, от уровня правосо- з н а н и я и правовой к у л ь т у р ы подрастающего п о к о л е н и я
зависит будущее великой с т р а н ы. Формирование г р а ж- данственности становится сегодня условием уверенного и стабильного р а з в и т и я России в XXI в. Учебник по курсу «Право», п р е д н а з н а ч е н н ы й д л я профильного у р о в н я, состоит из 12 глав и 70 парагра- фов. В первых двух г л а в а х рассмотрены к л ю ч е в ы е воп- росы истории и теории государства и права. Особое вни- м а н и е уделено истории и общей х а р а к т е р и с т и к е совре- менного состояния права Российской Федерации, а так- же вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. Последующие девять глав представляют собой систематический обзор в а ж н е й ш и х отраслей российско- го права: конституционного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава п о с в я щ е н а п р а в а м и свободам ч е л о в е к а. Х а р а к т е р и с т и к а общих п р и н ц и п о в сочетается с обсто- я т е л ь н ы м а н а л и з о м современной нормативной базы и к о н к р е т н ы х п р а в о в ы х норм, р е г у л и р у ю щ и х соответст- вующие общественные о т н о ш е н и я. Завершает учебник г л а в а о правовой к у л ь т у р е общества и личности. Оптимальное содержание правового м а т е р и а л а сосре- доточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень в а ж н ы дополнительные и методические матери- а л ы, помещенные после параграфов, объединенные в р у б р и к и. Вопросы для самоконтроля помогут проверить, на- с к о л ь к о глубоко вы усвоили содержание п а р а г р а ф а. Это интересно. Ц е л ь р у б р и к и — побудить у ч а щ и х с я к осмыслению с л о ж н ы х, дискуссионных вопросов, сфор- мулировать свое мнение по проблемам, в ы з ы в а ю щ и м р а з н о г л а с и я. Именно поэтому представленные о ц е н к и, с у ж д е н и я, п о з и ц и и не всегда совпадают с точкой з р е н и я автора. Ф «Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию». В этой рубрике д а н ы прак- тические р е к о м е н д а ц и и, к а к вести себя в тех и л и и н ы х к о н к р е т н ы х с и т у а ц и я х. К а к п р а в и л о, они с в я з а н ы с те- мой п а р а г р а ф а. Многие р е к о м е н д а ц и и посвящены защи-
те прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян. В первых двух главах содержатся т а к ж етермины и краткие сведения о к р у п н е й ш и х м ы с л и т е л я х в области государства и права. Темы для рефератов и обсуждения завершают к а ж- дый параграф. В конце учебника помещенкраткий юридический словарь. В него включены те п о н я т и я и термины, кото- рые не р а с к р ы т ы подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать ре- ферат. Предлагаемый учебник адресован в первую очередь у ч а щ и м с я старших классов общеобразовательных уч- реждений, изучающим курс «Право» на профильном уровне. Вместе с тем он может быть полезен д л я тех стар- шеклассников, знакомство которых с проблемами поли- т и к и, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом и л и профильном уровне. Автор
Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает за- к о н ы и гарантирует их р е а л и з а ц и ю, а право з а к р е п л я е т обязательные п р а в и л а деятельности органов государст- ва, поведения его должностных л и ц. Их происхождение н а у к а рассматривает поэтому к а к совокупный, взаимо- обусловленный процесс. Теорий п р о и с х о ж д е н и я государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему в о з н и к л и эти общественные институты. Впрочем, д л я обществознания подобная с и т у а ц и я, скорее, х а р а к т е р н а, чем и с к л ю ч и т е л ь н а. К а ж д а я и з существующих теорий, кроме расовой, л и ш е н н о й нравственного и разумного со- д е р ж а н и я, помогает понять п р и ч и н ы появления в ж и з н и людей т а к и х средств о р г а н и з а ц и и общественных отно- ш е н и й, к а к государство и право. Раньше других появилась теологическая теория в о з н и к н о в е н и я государства и права. Она непосредствен- но связана с р е л и г и о з н ы м и представлениями о проис- х о ж д е н и и м и р а. Если Бог сотворил мир, то Его произ- волением созданы т а к ж е государство и з а к о н ы. Они я в л я ю т с я порождением Его воли. Следовательно, госу- дарственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию р а з р а б а т ы в а л, в частности, философ и бого- словФома Аквинский (1224 и л и 1225—1274). Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философомАристотелем (384—322 до н. э.), с в я з ы в а е т рождение государства с р а з в и т и е м семьи. В семье главой я в л я е т с я отец, в стране-государст- ве — монарх, к о т о р ы й обязан заботиться о своих поддан-
н ы х, к а к хороший отец призван опекать чад и домочад- цев. М о н а р х и ч е с к а я государственная власть имеет боже- ственное происхождение. Теория договора, сторонниками которой я в л я ю т- сяГ. Гроций (1583—1645), Б. Спиноза (1632—1677), Т. Гоббс (1588—1679), Д » . Локк (1632—1704),
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |