Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие права. Правовая норма



2016-09-16 444 Обсуждений (0)
Понятие права. Правовая норма 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники права

Право неразрывно связано с государством. Оно принад-

л е ж и т к классу столь же с л о ж н ы х п о н я т и й, что и госу-

дарство, общество, человек, нравственность. Представ-

л е н и я о праве, подобно представлениям о государстве,

зависят от н а у ч н ы х и идеологических п о з и ц и й исследо-

вателей. Д л я марксистов право — это возведенная в за-

кон воля господствующего класса. Д л я верующих —

промысел Б о ж и й. Д л я рационалистов — сравнительно

эффективное орудие р е г у л и р о в а н и я общественных отно-

ш е н и й.

Право — у н и в е р с а л ь н ы й регулятор общественных

отношений. В этом его основная сущность и главное

предназначение. Право представляет собой единую, це-

лостную систему. Оно я в л я е т с я совокупностью обяза-

т е л ь н ы х к исполнению п р а в и л (норм), установленных

государством. Государство не только устанавливает оп-

ределенные нормы права, но и обеспечивает их исполне-

ние, н а к а з ы в а е т за н а р у ш е н и е, п р и н у ж д а е т к соблюде-

нию. Формой в ы р а ж е н и я и з а к р е п л е н и я норм права яв-

л я е т с я законодательство.

Правовая норма (норма права) — это общее пра-

вило поведения, установленное государством, регули-

рующим посредством его общественные отношения.

Н о р м ы права имеют структуру и подразделяются на

виды. Структура правовой нормы включает в себя гипо-

тезу, диспозицию и с а н к ц и ю. Вгипотезе у к а з ы в а ю т с я

круг л и ц, которым адресована норма, а т а к ж е обсто-

ятельства, при которых она р е а л и з у е т с я. Д и с п о з и ц и я —

это само правило поведения, в котором у с т а н а в л и в а ю т с я

права и обязанности л и ц. В с а н к ц и и п р и в о д я т с я меры

государственного п р и н у ж д е н и я, которые п р и м е н я ю т с я

к п р а в о н а р у ш и т е л я м. Д а л е к о не все нормы права имеют

полную с т р у к т у р у. Конституционные п о л о ж е н и я, на-

пример, не имеют с а н к ц и и.

По в и д а м нормы права подразделяются на управомо-

чивающие (предоставляют г р а ж д а н а м возможность дей-

ствовать соответствующим образом), обязывающие

(требуют должного поведения) и запрещающие (уста-


 

н а в л и в а ю т запреты на совершение определенных дейст-

вий).

Существуют определенные тонкости в употреблении

понятия «право». Под правом понимают не только

универсальный регулятор общественных отношений,

но и обеспеченную законом возможность что-либо де-

л а т ь, иметь и т. п. В этом случае говорят о праве на сво-

боду совести, р е л и г и и, на и н ф о р м а ц и ю, на образование,

на пользование д о с т и ж е н и я м и к у л ь т у р ы и др. Это

субъективное право. Слово «право» часто используют

в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве

на у в а ж е н и е и л и о праве на в н и м а н и е со стороны окру-

ж а ю щ и х.

Не следует забывать еще об одном значении п о н я т и я

«право». Право я в л я е т с я одной и з в а ж н ы х духовных

ценностей, п о з и т и в н ы й смысл к о т о р ы х очевиден, к а к

очевиден смысл добра, отечества, совести и др. В основе

права л е ж и т справедливость к а к его и з н а ч а л ь н а я, иде-

а л ь н а я сущность. Поэтому право и закон не тождествен-

н ы. З а к о н может быть несправедливым, а з н а ч и т, непра-

вовым (вспомните «закон о п я т и к о л о с к а х»).

 

Именно естественное правосознание, как предметное знание

о «самом настоящем», едином праве, должно лежать в основании вся-

кого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения,

а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в раз-

личных общинах и государствах уполномоченными людьми, под назва-

нием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естест-

венное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «по-

ложительное право», и руководимая им внешняя жизнь людей.

И. Ильин, российский философ и правовед

 

Право (а точнее, в х о д я щ и е в него нормативно-право-

вые а к т ы) образует целостную систему, к о т о р а я состоит

из отраслей права (рис. 2) и институтов права.Отрасль

права — это обособленная группа правовых норм и инс-

титутов, объединенных общностью с о ц и а л ь н ы х отноше-

н и й, которые они регулируют. У к а ж д о й отрасли права

есть свой предмет р е г у л и р о в а н и я, свой вид обществен-

н ы х отношений, и м е ю щ и х очевидную с п е ц и ф и к у. Ос-

новными отраслями права я в л я ю т с я конституционное

 


 

Рис. 2. Отрасли права

(государственное), г р а ж д а н с к о е, трудовое, семейное, ад-

министративное, финансовое, бюджетное, уголовное,

международное, процессуальное (гражданское), уголов-

ное (арбитражное) и др.Институты права — это обособ-

л е н н ы е г р у п п ы правовых норм, р е г у л и р у ю щ и х однород-

ные общественные о т н о ш е н и я, но более м е л к и е, чем от-

расли. Они входят в соответствующие отрасли права.

Т а к о в ы, н а п р и м е р, институт гражданства и л и институт

прав ч е л о в е к а, в х о д я щ и е в отрасль конституционного

права; институт наследования, образованный нормами

г р а ж д а н с к о г о права.

Т а к и м образом, признаками права я в л я ю т с я:

· нормативный характер (наличие определенных

норм, п р а в и л поведения);

· обязательность исполнения норм права всеми участ-

н и к а м и общественной ж и з н и;

· у т в е р ж д е н и е и гарантированность норм права госу-

дарством;

· многократность п р и м е н е н и я.

Функции права разнообразны. Право:

· я в л я е т с я регулятором общественных отношений;

· а к т и в н о воздействует на общество и государство пу-

тем у с т а н о в л е н и я общеобязательных п р а в и л поведения;

69

 


 

 

· з а к р е п л я е т с л о ж и в ш и е с я в обществе экономиче-

с к и е, общественные и другие о т н о ш е н и я, а т а к ж е су-

щ е с т в у ю щ и й государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в

обществе и государстве.

Право реализуется в следующих формах: норматив-

н ы х а к т а х, прецедентах, правовых обычаях и п р а в о в ы х

договорах. Это — источники права (рис. 3).

Нормативные акты д е л я т с я на законы (конституци-

онные и обычные) и подзаконные акты ( у к а з ы, поста-

н о в л е н и я, и н с т р у к ц и и, п р и к а з ы и т. д.).Юридические

прецеденты (образцы поведения, действий в определен-

ных с и т у а ц и я х) бывают судебными и администра-

тивными. Обычаи представляют собой с л о ж и в ш и е с я

в обществе п р а в и л а поведения, которые государство

берет под свою з а щ и т у, придает им силу п р а в о в ы х норм.

Договоры порождают правовые отношения (обязатель-

ства), которые исчезают после в ы п о л н е н и я условий до-

говора.

 

РИС. 3. Источники права

70

 


 

 

В России источниками права я в л я ю т с я з а к о н ы, подза-

конные а к т ы и договоры. В Великобритании, США, дру-

гих странах, на становление правовой системы которых

большое влияние оказало английское право, большую

роль играют прецеденты. В России их применяют крайне

редко. В странах с прочными п а т р и а р х а л ь н ы м и тради-

ц и я м и значительную роль играют обычаи.

Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях госу-

дарства, права и общества. Самое широкое явление

здесь " · общество. Общество на определенном этапе раз-

в и т и я порождает государство. Государство формулирует

право, но и право направляет и совершенствует государ-

ство. Под влиянием государства и права изменяется в ту

или иную сторону общество. Право общеобязательно к а к

д л я государства, так и д л я общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равно-

значны. Государство не сводится к обществу, а общество

к государству. Чем совершеннее социально-политиче-

ские отношения в стране, тем четче разделены ф у н к ц и и

общества и государства. Велика, например, относитель-

ная независимость гражданского общества от правового

государства. Многие проблемы социальной и экономиче-

ской ж и з н и общество решает без помощи и вмешательст-

ва государства. Правовое государство не испытывает

потребности устанавливать мелочную опеку над граж-

данским обществом и его отдельными членами. Граж-

данское общество самоуправляемо и способно оказывать

решающее влияние на политику правового государства,

на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в

следующем параграфе.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права? 3. Что представляют

собой источники права?4. Что такое правовая норма и какова ее

структура? 5. Каких видов бывают правовые нормы?

 

Это интересно

 

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разре-

шать, наказывать {латинское изречение).

71


 

 

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению,

юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что

обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе вни-

мание государства и охраняются им потому, что являются объективно

общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, де-

формирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели

всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

 

Учимся защищать свои права.


Г


Информация к размышлению и действию


В любом ЖЭКе тебе могут дать почитать инструкцию, подписанную

начальником ЖЭКа, и сказать, что никаких других законов они знать не

знают, а про Конституцию вообще не слышали. В этих случаях всегда

надо помнить одно: каждый подзаконный акт — а все эти «указики» на-

зываются именно так, — так вот, каждый этот акт не может противоре-

чить ни Конституции, ни законам России, ни указам Президента. А ес-

ли противоречит, то он не имеет юридической силы и не должен при-

меняться. Если уверен, что закон на твоей стороне, — стой на своем.

Вплоть до суда, который защищает все же тебя и закон, а не инструк-

цию (Л. Семина, общественный деятель).

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Право и закон: общее и особенное.

2. Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многознач-

ности?

 

 

Понятие и признаки

Правового государства

Понятие «правовое государство» стало употребляться в

я з ы к е н а ш и х политиков и правоведов в положительном

смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции

правового государства говорили к р и т и ч е с к и, осуждая ее

сторонников за приверженность к буржуазным демокра-

тическим ценностям, будто бы ч у ж д ы м нашему общест-

ву.

Говорить о том, что идея правового государства роди-

лась л и ш ь в Новое время и связана с утверждением бур-

ж у а з н ы х отношений, ошибочно. Она вызревала, крепла,

совершенствовалась на п р о т я ж е н и и нескольких столе-


 

 

тий, постепенно вбирая в себя передовые представления

о роли п р а в а в р а з в и т и и человеческого общества. Первые

элементы к о н ц е п ц и и правового государства п о я в и л и с ь в

Античности. Вспомните о Древней Греции и Древнем

Р и м е, где философы говорили о власти з а к о н а к а к о со-

четании с и л ы и права, о естественном (природном) ра-

венстве людей, о праве к а к о мериле справедливости, о

государстве к а к о «деле народа» (буквальный перевод

латинского res publica).

Экономические о т н о ш е н и я, у т в е р ж д а в ш и е с я в Новое

в р е м я, основанные на требованиях л и ч н о й свободы,


свободы


предпринимательской


деятельности,


ориен-


тировали на то, чтобы предоставить человеку более

ш и р о к и е права и гарантировать их соблюдение не доб-

рой волей п р а в и т е л я, а з а к о н а м и, одинаково обязатель-

н ы м и д л я всех. М ы с л и т е л и эпохи перехода от Средне-

в е к о в ь я к Новому времени смотрели на государство

к а к на продукт длительного р а з в и т и я общества и пыта-

лись из р а з у м а и опыта вывести естественные з а к о н ы его

ж и з н и.

 

Свобода людей, находящихся под властью правительства, заклю-

чается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для

каждого в этом обществе и установленное законодательной властью,

созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному жела-

нию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зави-

симым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной

воли другого человека.

Дж. Локк,

английский философ

 

Вернемся в наше в р е м я, в Россию, п е р е ж и в а ю щ у ю

с л о ж н ы й период демократического переустройства. Раз-

ве м о ж е м мы не согласиться с тем, что «свобода следо-

вать моему собственному ж е л а н и ю... когда этого не

запрещает з а к о н», и что «не быть з а в и с и м ы м от постоян-

н о й... самовластной воли другого человека» — это имен-

но то, что к р а й н е необходимо к а ж д о м у из нас? Мы д о л ж-

ны суметь использовать все то богатство, которое на-

к о п и л а э к о н о м и ч е с к а я, философская, ю р и д и ч е с к а я и

 


 

 

н а у ч н а я м ы с л ь предшествующих эпох, российская в том

ч и с л е. И д е я правового государства — одно из ценней-

ш и х д о с т и ж е н и й человеческого р а з у м а, следствие мно-

говекового совершенствования г р а ж д а н с к о- п р а в о в ы х от-

н о ш е н и й в государствах европейского типа.


Основными


Признаками


Правового


Государства


я в л я ю т с я:

· верховенство з а к о н а, р а в н а я ответственность перед

законом всех г р а ж д а н и органов государства сверху до-

низу, торжество законности к а к п р и н ц и п а о р г а н и з а ц и и

политической ж и з н и общества;

· четкое разделение власти на законодательную, ис-

полнительную и судебную, обеспечение сильной и неза-

висимой судебной власти, отсутствие существенных про-

тиворечий м е ж д у ветвями власти;

· г а р а н т и и соблюдения прав человека;

· в ы с о к а я правовая к у л ь т у р а н а с е л е н и я.

Обо всех этих п р и з н а к а х д е т а л ь н ы й разговор пойдет

в последующих г л а в а х учебника.

Несмотря на трудности, о ш и б к и, противоречия ре-

альной политической и социально-экономической ж и з-

ни, н а ш а страна все-таки сделала в а ж н ы е ш а г и на пути

к правовому государству. Значительно ш и р е и реальнее

стали прежде всего политические и г р а ж д а н с к и е права

человека. Это демократическое избирательное право,

право избирать и быть избранным, право участвовать в

у п р а в л е н и и делами общества; свобода слова и печати,

к о т о р а я освобождена от цензуры; свобода совести; свобо-

да м и р н ы х собраний и ассоциаций, право добровольного

объединения в общественные о р г а н и з а ц и и и политиче-

ские п а р т и и; право на проведение митингов и демонстра-

ц и й; право свободного выезда и въезда в страну. Много

задач остаются н е р е ш е н н ы м и.

Одним из к р а е у г о л ь н ы х к а м н е й в здании правового

государства я в л я е т с я формирование независимой, само-

стоятельной, к у л ь т у р н о й личности, з а щ и щ е н н о й зако-

ном, обладающей всей совокупностью прав и свобод, раз-

в и т ы м «чувством экономического достоинства». Б е з та-

кой личности идея правового государства мертва.


 

Препятствий (на пути к правовому государству. — А . Н . ) вижу два.

Во-первых, советский человек не обладает чувством экономического

достоинства. Во-вторых, реальная власть в экономике принадлежит

«не тому, кому надо». Чувство экономического достоинства рождается

из возможности в любой момент получить любой товар или услугу за-

конным способом, расплачиваясь трудом. Если у человека такого чув-

ства нет, если он вынужден метаться в поисках нужной вещи от госу-

дарственного спекулянта к спекулянту частному, требовать от него за-

конопослушного, законоуважительного поведения сложно.

А. Яковлев,

правовед, общественный деятель

 

Ч т о к а с а е т с я «не тому, кому надо», то р е а л ь н а я

власть в э к о н о м и к е д о л ж н а п р и н а д л е ж а т ь не распоряди-

т е л я м, а производителям, не администраторам, а работ-

н и к а м. П р и этом н у ж н о помнить, что без администрато-

ров не обойтись и в правовом государстве. Б ю р о к р а т и я

не я в л я е т с я абсолютным злом, у п р а в л е н ц ы необходимы,

чтобы обеспечить эффективное руководство в высокоор-

ганизованном, развитом обществе. Другое дело — бю-

р о к р а т и з м. С ним необходимо бороться. Но успех прине-

сет только устранение того, что порождает бюрокра-

т и з м, — системы, основанной на контроле п р а в я щ е й

политической э л и т ы над всем и вся. Ц е л ь не в том, что-

бы л и к в и д и р о в а т ь бюрократию, а чтобы поставить ее в

условия, в к о т о р ы х она могла бы работать м а к с и м а л ь н о

производительно и эффективно. Этого легче достичь

именно в правовом государстве.

Право и э к о н о м и к а в з а и м о с в я з а н ы. П о к а экономиче-

с к а я власть п р и н а д л е ж и т министерствам, ведомствам

или с т р е м я щ и м с я к монопольному положению частным

к о р п о р а ц и я м, а не к о н к р е т н ы м производителям, стано-

в я щ и м с я постепенно основой общества, право и государ-

ство по-прежнему в ы р а ж а ю т интересы немногих. Хоро-

ш и е з а к о н ы, к о т о р ы х п р и н я т о в последнее время нема-

ло, т а к и не будут работать на благо всем.

Обеспечить подлинную свободу человеку в правовом

государстве м о ж е т только превращение его в реально-

го собственника, в экономически свободного ч л е н а обще-

ства.


 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем причины скептического отношения некоторых людей к

идее правового государства?2. Является ли идея правового государ-

ства буржуазной? 3. Каковы основные признаки правового государст-

ва?4. Какую роль в становлении правового государства играет «чувст-

во экономического достоинства»?5. Чем опасен бюрократизм? Поче-

му нужна бюрократия?

 

/ . Э т о интересно

 

Закон, действующий в России, отличается от законов, действую-

щих, например, в Европейском союзе. Отличие это, прежде всего, как

это ни покажется странным, в большей жесткости нашего закона. Дело

в том, что в большинстве европейских стран потребителя надежно за-

щищают традиции, обычаи. А они там таковы, что фирма, которая не-

уважительно относится к своему клиенту, вряд ли долго продержится

на рынке европейской страны. В нашей стране обычаи, увы, другие.

Поэтому то, что в других странах возможно делать, опираясь на этиче-

ские нормы или просто полагаясь на обычаи, в России приходится до-

стигать жесткостью закона (Домашняя юридическая энциклопедия).

Правовое государство и гражданское общество предполагают од-

но другое. Трудно представить правовое государство в обществе, ко-

торое не способно к самоуправлению. В таком государстве действи-

тельно верховенствует право, но оно превыше и самого государства,

о котором можно со всем основанием сказать: «Не человек существу-

ет для государства, а государство для человека». В таком государстве

суд является реальным органом правосудия, а отнюдь не органом реп-

рессий. В таком суде можно оспорить не только нарушение закона, но

и сам закон, если он противоречит естественным и неотъемлемым

правам человека (А Воропаев, литератор).

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

Ориентироваться во всем правовом пространстве может, безу-


словно, только человек, имеющий профессиональное юридическое

образование.

Значит ли это, что неюристу вообще никаких законов знать не на-

до? Думать так было бы серьезной ошибкой. Ведь согласитесь, что

продавец, с которым у вас возникли разногласия в магазине, или при-

емщица, которая, по вашему мнению, ущемляет ваши права в химчи-

стке, так же как и вы, не являются профессиональными юристами и

вряд ли знают о законодательстве больше, чем вы. В этом случае

очень важно, чтобы вы понимали, что, нарушая ваши права, они нару-

шают закон, который эти права защищает. Не менее важно знать, ка-

кие права вы имеете в том же магазине, химчистке, автобусе, ателье.


 

 

Тем более что права эти достаточно просты, они основаны на здравом

смысле, и нет необходимости заучивать наизусть статьи закона, для

того чтобы воспользоваться, например, правом на информацию или

правом на замену некачественного товара (Домашняя юридическая

энциклопедия).

 

/. Т е м ы для рефератов и обсуждения

 

1. Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая мо-

жет стать реальностью?

2. Правовое и социальное государство: связь и противоречия.

 

 

Верховенство закона.



2016-09-16 444 Обсуждений (0)
Понятие права. Правовая норма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие права. Правовая норма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)