Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право и другие сферы общества



2016-09-16 1393 Обсуждений (0)
Право и другие сферы общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Право самым тесным образом связано с другими сфера-

ми общественной ж и з н и: моралью, религией, экономи-

кой, духовной ж и з н ь ю, не говоря уже о политике.

Право и мораль. Прежде всего следует отметить бли-

зость этих родственных, в сущности, понятий. Право не-

редко называют нравственным минимумом. Едва ли не

все нормы права имеют моральную основу. То, что запре-

щает право, запрещает и мораль. Право способствует по-

вышению авторитета моральных предписаний, а мораль

служит дополнительным доводом необходимости строго-

го выполнения юридических норм.

 

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

 

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся

у преступников.

Вольтер, французский философ

 

82

 
 


 

 

Кроме отношений, р е г у л и р у е м ы х нормами и морали

и права, есть те, что регулируются только нормами пра-

ва ( т а к и х отношений сравнительно немного) или только

нормами м о р а л и.

Н а п р и м е р, непреднамеренное неправильное оформле-

ние з а в е щ а н и я, я в л я ю щ е е с я нарушением правовой нор-

м ы, не м о ж е т получить отрицательную нравственную

оценку. Л о ж ь, жадность, недоброе отношение к л ю д я м,

зависть и другие аморальные п р о я в л е н и я, если они не

в ы р а ж а ю т с я в д е я н и я х, осуждаемых законом, не я в л я-

ются объектом действия правовых норм. З а к о н обязыва-

ет з а щ и щ а т ь Родину в случае агрессии, но он не может

потребовать от г р а ж д а н героических поступков. Это у ж е

требование морального долга. Моральными соображени-

я м и, бесспорно, объясняется норма права, освобождаю-

щ а я г р а ж д а н от необходимости давать п о к а з а н и я против

б л и з к и х родственников.

И м е я немало общего, мораль и право вместе с тем су-

щественно отличаются друг от друга (рис. 4). По сфе-

рам регулирования', мораль регулирует все общественные

и л и ч н ы е о т н о ш е н и я, а право — л и ш ь наиболее в а ж н ы е,

з а т р а г и в а ю щ и е коренные интересы людей и общества.

По форме: нормы м о р а л и существуют в общественном и

и н д и в и д у а л ь н о м сознании, а правовые нормы четко за-

креплены в писаных законах. По санкциям", наруше-

ние м о р а л ь н ы х норм н а к а з ы в а е т с я нравственным осуж-

дением со стороны общества, к о л л е к т и в а, отдельных

людей; нарушение правовых норм преследуется по закону

и предполагает применение государственного п р и н у ж-

д е н и я.

Право и религия. Отношения права и р е л и г и и похо-

жи на о т н о ш е н и я права и м о р а л и. Отличие з а к л ю ч а е т с я

в том, что р е л и г и я более ак-

тивно в л и я е т на право, осо-

бенно если то и л и иное рели-

гиозное течение претендует

на главенствующую роль в

обществе. В этом случае го-

ворят о п р о я в л е н и я х рели-

гиозного ф у н д а м е н т а л и з м а.


Порою


догмы


религии


и


Рис. 4. Мораль и право


83

 


 

 

нормы права образуют единую систему права, к а к, на-

пример, в ряде м у с у л ь м а н с к и х государств.

Право и политика. Связи права и политики

естественны и к р е п к и, поскольку государство я в л я е т с я

основным институтом политической системы, а право,

в свою очередь, производно от государства, т а к к а к фор-

мулируется и осуществляется государством.

Связь и соотношение п о л и т и к и и права яснее всего

м о ж н о увидеть, а н а л и з и р у я п о н я т и е «власть». Власть

я в л я е т с я основой п о л и т и к и, ее г л а в н ы м инструментом.

Государство, по справедливому определению Б. П. Вы-

шеславцева, есть сочетание права и власти. Оно порож-

дает право и воспроизводит своими д е й с т в и я м и по-

л и т и к у. Т а к и м образом, п о л и т и к а, я в л я я с ь делом го-

сударственного у п р а в л е н и я, неизбежно оказывается

соединенной с правом в том случае, если деятельность

государства отвечает хотя бы элементарным требовани-

я м цивилизованности. П о л и т и к а, к а к в а ж н е й ш а я сфера

общества, неотрывна от права, от правового регулиро-

в а н и я. В противном случае следует говорить не о по-

л и т и к е, а о произволе. Отрыв п о л и т и к и от права, обес-

печивающего основные права и свободы человека, на-

блюдался и наблюдается в т о т а л и т а р н ы х обществах.

Возможность г р а ж д а н в л и я т ь на ход п о л и т и ч е с к и х со-

бытий сводится в них к м и н и м у м у, а курс политического

к о р а б л я определяют и л и д и к т а т о р, и л и п р а в я щ а я кама-

р и л ь я, у з к а я группа п о л и т и ч е с к и х сообщников, исполь-

з у ю щ и х преступные средства и методы политической де-

ятельности.

Право тесно, но неоднозначно связано с п о л и т и к о й.

Порой оно вступает в к о н ф л и к т с п о л и т и ч е с к и м и дейст-

в и я м и, например с а н т и к о н с т и т у ц и о н н ы м и а к т а м и орга-

нов законодательной или исполнительной власти. Еще

раз подчеркнем: честной, по-настоящему демократиче-

ской я в л я е т с я л и ш ь та п о л и т и к а, которая опирается на

право, з а к о н ы, следует им, не противоречит их велениям.

Право и экономика. Право оказывает значительное

в л и я н и е на э к о н о м и к у. Во-первых, нормы права за-

к р е п л я ю т с л о ж и в ш и е с я экономические о т н о ш е н и я и та-

к и м образом стабилизируют экономическое развитие.


 

 

Во-вторых, право способствует появлению новых эконо-

мических отношений. Новые законы о предпринима-

тельстве, о собственности, принятые в России, содейство-

вали развитию рыночных отношений в сфере экономики.

В-третьих, право поддерживает новые экономические

отношения, не укоренившиеся пока в действительности

(например, фермерские хозяйства на селе и т. д.).

Право и культура. Связи права и к у л ь т у р ы не так

очевидны, к а к связи права с политикой и моралью. Пра-

во я в л я е т с я существенной частью общечеловеческой

культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отно-

шение к правовому регулированию общественной и част-

ной ж и з н и, стремление совершенствовать социальную


действительность


посредством


правовых


механизмов


есть я р к о е проявление к у л ь т у р ы, общества, его членов.

Ученые изучают такое важное явление, к а к правовая

культура, без которой государство правовым не может

быть по определению.

 

^ В о п р о с ы для самоконтроля

 

1. Как связаны право и мораль? В чем их сходство и различия?

2. Как соотносятся право и религия?3. Каково соотношение права

и политики?4. Как право влияет на экономику?5. Какова связь права

и культуры?

 

/ . Э т о интересно

 

В обширную регулирующую систему общества входят такие нор-

мативные регуляторы, как право, мораль, обычаи, нормы обществен-

ных организаций. Рассматривая их соотношение, необходимо прежде

всего обратить внимание вот на какой момент.

Всякое общество требует строго определенного уровня норматив-

ного регулирования («не меньше» и «не больше»), иначе могут возник-

нуть отрицательные последствия — неорганизованность либо, напро-

тив, ненужная «заорганизованность» общественной жизни. Но и в пре-

делах нормальной системы в каждом классовом обществе есть

какой-то «минимум» и «максимум» в уровне, в частности, права.

Причем, как и в любой системе, «недостаток», «нехватка» права

может в определенной степени компенсироваться более интенсивным

развитием других компонентов регулирования, в частности нравст-

венного.


 

 

Но все же «нехватка» права т<жим путем полностью не устраняется;

и тогда возможно однобокое развитие всей системы нормативного ре-

гулирования. В последующем такая однобокая система внутренне со-

противляется введению в нее правовых форм. Пример тому — раз-

витие права в Китае. В силу особых исторических условий китайская

цивилизация, ее политическая структура сформировались так, что не-

ограниченная диктатура императоров поддерживалась в основном не

силой закона, а силой конкретизированных религиозно-этических

нормативов, обеспечивающих беспощадную расправу с угнетенными.

Попытки внедрения юридических норм в систему регулирования про-

ходили болезненно, наталкивались на сопротивление. В результате

юридическое регулирование так и не смогло утвердиться в качестве

доминирующего компонента системы социального регулирования.

К тому же и сами юридические институты, втянутые в общую систему

китайской цивилизации, приобрели откровенно кроваво-жестокий

характер. Очевидец китайской жизни П. Владимиров в книге «Осо-

бый район Китая» пишет, например: «...я вынес впечатление о прими-

тивности китайского судопроизЕ>одства и широком распространении

пыток, которым свойственно изуверство и изощренность» (С. Алек-

сеев).

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

Существует настороженное, а то и отчужденное отношение к ли-


цам, пользующимся своими правами в полной мере. К тем, например,

кто требует книгу жалоб и предложений при нарушении правил обслу-

живания в кафе, или затевает судебное дело по поводу испорченного в

мастерской заказа, или настаивает на возвращении в срок одолжен-

ных денег. Подобное отношение к тем, кого, скажем прямо, с ноткой

презрения именуют «сутягами», как раз на руку людям, которым уют-

нее жить в атмосфере неуважительного отношения к закону, людям,

хотевшим бы выполнение своих прямых обязанностей превратить в

«любезность» и «одолжение». Конечно, вовсе не трудно при желании

найти аргументы для безапелляционного утверждения того, что тре-

бовать книгу жалоб, обращаться в суд и т.д., то есть пользоваться

вполне законным правом, дескать, «безнравственно и беспринципно»

(С. Алексеев).

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Судебное оправдание и «суд совести»: всегда ли они совпа-

дают?

2. Должно ли право обслуживать интересы экономической элиты?

3. Нравственность и право в православии.


 

 



2016-09-16 1393 Обсуждений (0)
Право и другие сферы общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право и другие сферы общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)