Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совет Федерации. Государственная Дума



2016-09-16 390 Обсуждений (0)
Совет Федерации. Государственная Дума 0.00 из 5.00 0 оценок




Р о с с и й с к а я Федерация — государство с республикан-

ской формой п р а в л е н и я. В ы с ш и м представительным (за-

конодательным) органом государственной власти в Рос-

сии в полном соответствии с п р и н ц и п а м и конституцион-

ного права я в л я е т с я орган, в европейской политической

т р а д и ц и и и м е н у е м ы й п а р л а м е н т о м.

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от

parler — говорить) — общенациональное представитель-

ное учреждение, осуществляющее законодательные функ-

ц и и. Современные п а р л а м е н т ы — н а с л е д н и к и сословно-

представительных у ч р е ж д е н и й, в о з н и к ш и х в ряде евро-

п е й с к и х стран в XIII—XV вв. З е м с к и й собор, впервые

созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно т а к и м

у ч р е ж д е н и е м. Большое распространение парламенты

к а к представительные законодательные собрания полу-

ч и л и после б у р ж у а з н ы х революций к о н ц а XVIII—XIX в.

Вплоть до XX в. преобладали д в у х п а л а т н ы е парламен-

ты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной

п а л а т ы.

О б щ е п р и н я т ы й способ ф о р м и р о в а н и я представитель-

ных органов государственной власти — выборы. Верх-

ние п а л а т ы формируются и и н ы м и способами, например

путем н а з н а ч е н и я и л и наследования. Они обладают

м е н ь ш и м объемом прав по сравнению с н и ж н и м и пала-

т а м и, состав которых определяется в о л е и з ъ я в л е н и е м из-

бирателей.

Г л а в н а я ф у н к ц и я современного п а р л а м е н т а — разра-

ботка и п р и н я т и е законодательства. К о н с т и т у ц и я строго

регламентирует порядок п р и н я т и я и вступления в силу

законов Российской Федерации (§ 24).

В д л и т е л ь н о м процессе р а з в и т и я и совершенствова-

н и я представительной власти возникло такое политико-

правовое я в л е н и е, к а к п а р л а м е н т а р и з м.

Парламентаризм — система о р г а н и з а ц и и и функ-

ц и о н и р о в а н и я верховной государственной власти в де-

м о к р а т и ч е с к и х государствах, д л я которой х а р а к т е р н о

четкое разделение законодательной и исполнительной

власти при ведущем п о л о ж е н и и п а р л а м е н т а.


 

В у с л о в и я х п а р л а м е н т а р и з м а правительство образу-

ется и контролируется п а р л а м е н т а м и. П р и этом парла-

мент ф а к т и ч е с к и независим от правительства. Тенден-

ц и я состоит в постепенном отходе от п р и н ц и п о в класси-

ческого п а р л а м е н т а р и з м а. Правительства присваивают

себе некоторые ф у н к ц и и парламентов, н а п р и м е р в фор-

ме т а к называемого делегированного законодательства.

Случается, что в ответ на вынесение парламентом вотума

недоверия правительству глава государства распускает

п а р л а м е н т.

В России парламентом я в л я е т с я Федеральное Со-

брание. Согласностатье 94 Конституции Р Ф, «Феде-

ральное Собрание — парламент Российской Федерации —

я в л я е т с я представительным и законодательным органом

Российской Федерации». «Федеральное Собрание состо-

ит из двух палат — Совета Федерации и Государственной

Думы»(ст. 95).

В Совет Федерации входят по два представителя от

к а ж д о г о субъекта Р Ф. Они делегируются в Совет Феде-

р а ц и и субъектами Р Ф. Главы субъектов РФ в о ш л и в Го-

сударственный Совет Российской Федерации, возглав-

ляемый Президентом Р Ф. Государственная Дума

состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на

5 лет. Депутатом Государственной Д у м ы может быть из-

бран гражданин Российской Федерации, достигший

21 года и и м е ю щ и й право участвовать в выборах. Одно и

то же лицо не может одновременно я в л я т ь с я членом Со-

вета Федерации и депутатом Государственной Д у м ы. Де-

путат Государственной Д у м ы не может быть депутатом

и н ы х представительных органов государственной власти

и органов местного с а м о у п р а в л е н и я. Депутаты Государ-

ственной Д у м ы работают на профессиональной постоян-

ной основе. Они не могут находиться на государственной

службе, з а н и м а т ь с я другой оплачиваемой деятельно-

стью, кроме преподавательской, научной и иной творче-

ской деятельности.

Ч л е н ы Совета Федерации и депутаты Государствен-

ной Д у м ы обладают неприкосновенностью: не могут

быть з а д е р ж а н ы, арестованы, подвергнуты обыску, кро-

ме случаев з а д е р ж а н и я на месте п р е с т у п л е н и я.


 

Совет Федерации РФ и Государственная Д у м а РФ за-

седают раздельно. З а с е д а н и я Совета Федерации РФ и Го-

сударственной Д у м ы Р Ф я в л я ю т с я о т к р ы т ы м и. П а л а т ы

могут собираться вместе д л я з а с л у ш и в а н и я посланий

Президента Российской Федерации, посланий Конститу-

ционного Суда Р Ф, выступлений руководителей ино-

странных государств.

Совет Федерации и Государственная Д у м а образуют

к о м и т е т ы и комиссии, проводят по вопросам своего веде-

н и я п а р л а м е н т с к и е с л у ш а н и я. К а ж д а я и з палат прини-

мает свой регламент и решает вопросы внутреннего рас-

п о р я д к а своей деятельности. Д л я осуществления конт-


роля


за


исполнением


федерального


бюджета


Совет


Федерации и Государственная Дума образуют Счетную

п а л а т у.

Совет Федерации избирает из своего состава Предсе-

дателя Совета Федерации и его заместителей. Государст-

венная Д у м а избирает из своего состава Председателя

Государственной Думы и его заместителей.

К о н с т и т у ц и я четко разделяет функции обеих палат

Федерального Собрания. Т а к, кведению Совета Федера-

ции относятся утверждение и з м е н е н и я г р а н и ц между

субъектами Р Ф; утверждение указов Президента РФ о

введении военного и л и чрезвычайного п о л о ж е н и я; реше-

ние вопроса о возможности использования Вооружен-

н ы х Сил РФ за пределами территории Р Ф; назначение

выборов Президента Р Ф; отрешение Президента РФ от

должности; назначение на должность судей Конституци-

онного Суда Р Ф, Верховного Суда Р Ф, Высшего Арбит-

р а ж н о г о Суда Р Ф; н а з н а ч е н и е на должность и освобож-

дение от д о л ж н о с т и Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача

согласия Президенту РФ на назначение Председателя

Правительства РФ; решение вопроса о доверии Пра-

вительству Р Ф; назначение на должность и освобож-

дение от должности председателя Центрального бан-

ка Р Ф; н а з н а ч е н и е на должность и освобождение от

должности председателя Счетной п а л а т ы и половины

состава ее аудиторов; назначение на доляшость и ос-


 

 

вобождение от должности Уполномоченного по правам

человека; объявление амнистии; выдвижение обвине-

н и я против Президента РФ д л я отрешения его от долж-

ности.

Государственная Дума может быть распущена Пре-

зидентом РФ в случаях, предусмотренныхстатьей 111

(трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председа-

теля Правительства РФ) истатьей 117 (несогласие Пре-

зидента с в ы р а ж е н н ы м Думой недоверием Правительст-

ву РФ). В случае роспуска Государственной Д у м ы Прези-

дент Российской Федерации назначает дату выборов с

тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума со-

бралась не позднее чем через четыре месяца с момента

роспуска.

 

Вопросы для самоконтроля

/9>-

1. Какую роль играют органы представительной власти в демокра-

тических государствах?2. Что такое парламентаризм?3. Как опреде-

ляет Конституция статус Федерального Собрания РФ?4. Из каких па-

лат состоит Федеральное Собрание?5. Как формируется Совет

Федерации?6. Как избирается Государственная Дума?7. Каковы

предметы ведения Совета Федерации?8. Каковы предметы ведения

Государственной Думы РФ?

 

/ . Э т о интересно

 

Порядок формирования Совета Федерации всегда был предметом

острых дискуссий. Сначала был принят вполне демократический за-

кон, предусматривающий всенародное избрание сенаторов (по два от

каждого субъекта Федерации), как это происходило в 1993 г. Правда, в

текст соответствующей статьи Основного Закона рукой Президента

была внесена поправка: в Совет Федерации от каждого субъекта

должны входить по два представителя — «по одному от представи-

тельного и исполнительного органов государственной власти». Одна-

ко разработчики закона нашли решение, учитывающее президентскую

поправку, но сохраняющее демократический принцип: выдвигают кан-

дидатов указанные органы, а выбирает народ.

Когда же закон был отклонен, Дума... утвердила иной принцип, от-

давший порядок выборов на усмотрение самих субъектов Федерации

и сделавший Совет Федерации, по сути, «палатой начальников»...

(В. Шейнис).


 

 

Учимся защищать свои права.

/.Информация к размышлению и действию

 

^ Н е п р и к о с н о в е н н о с т ь парламентариев призвана гарантировать им

возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она

должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судеб-

ной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути

на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному

вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голо-

совании и тем самым порой предопределить исход голосования и ха-

рактер принимаемого палатой решения...

В статье 98 очерчен объем неприкосновенности парламентариев.

Он охватывает: а) недопустимость задержания, б) недопустимость арес-

та, в) недопустимость обыска, г) недопустимость личного досмотра...

В то же время Конституция допускает два исключения из установ-

ленной для парламентариев неприкосновенности.

Во-первых, член Совета Федерации или депутат Государственной

Думы может быть задержан на месте преступления...

Во-вторых, они могут быть подвергнуты личному досмотру в случа-

ях, когда федеральный закон предусматривает необходимость такого

досмотра для обеспечения безопасности других лиц (Б. Страшун, пра-

вовед).

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответст-

вии с Конституцией 1993 г., называют V Государственной Думой. По-

чему?

2. Можно ли критиковать представительную власть в России?

 

 



2016-09-16 390 Обсуждений (0)
Совет Федерации. Государственная Дума 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совет Федерации. Государственная Дума

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)