ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕРЕГОВОРЫ»
Эта игра предполагает отработку навыков делового общения в переговорах как разновидности делового общения. Переговоры представляют собою такую форму делового общения, целью которой является урегулирование конфликта, достижение соглашения. Для отработки игры данного типа требуется прояснение некоторых особенностей переговорческой деятельности. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ «ПЕРЕГОВОРЫ» В переговорческом процессе выделяются явные и неявные его участники. К явным субъектам переговоров следует' отнести тех, кто выступает в виде лиц. реализующих этот процесс. Это обычно лица, облеченные полномочиями и доверием той стороны, которую они представляют. За явным субъектом переговоров стоит авторитет. Таким авторитетом может быть общество, государство, совет и т.п. Формируя группу участников игры, необходимо предусмотреть то. что явные субъекты переговоров (переговорщики) должны обладать рядом достаточных характеристик. К ним относятся такие черты, как способность принимать решения в зависимости от изменившихся обстоятельств, тех или иных экспертных оценок и общего аналитического сценария переговоров. Группа экспертов - группа неявных участников переговорческого процесса. Их задача дать оценочную экспозицию конфликта. На основе экспертных оценок явные субъекты переговоров принимают соответствующие решения Экспертные решения должны носить практический предметный характер: такое-тодействие ведет к следующему убытку, а такое-то действие - даст убыток на порядок выше и т.п. Группа аналитиков - тоже неявные участники переговорческого процесса Еслиэксперты дают описание конфликта в горизонтальной плоскости (в сиюминутной конъюнктуре), то аналитики в вертикальной: они выводят его историческую переменную, квалифицируют состояние и прогнозируют его развитие. На основе работы аналитиков и экспертов составляется сценарий переговоров. В него включается формула переговоров (достижение того или иного результата, мера компромиссности, мера твердости позиции), фабула переговоров (определение сюжетной линии от завязки до разрешения конфликта), постановка переговоров (система проекций тех или иных этапов фабулы переговоров в конкретных переговорческих актах, их тактике и методике) и. наконец, сошюдрама переговоров, выражающаяся в рекомендациях поведенческого характера, управления и оптимизации поведенческих актов в рамках реализации цели. Соответственно этому роли распределяются следующим образом: 1. Переговорщики - не менее 3 человек. 2. Экспертная группа - не менее 3 человек. 3. Группа аналитиков - не менее 3 человек. 4. Постановочно-сценарная группа - не менее 5 человек. Это состав одной команды. Вторая команда имеет примерно такой же состав. Подготовительный этап игры предполагает уяснение конфликта (спорногс положения) и формирование исходных позиций. НАЧАЛО На этом этапе по заданию педагога одна из групп является активной. ; другая пассивной. Активная группа стремится побудить пассивную группу ши начала обсуждения спорного вопроса. Проще говоря, одна группа стремится усадить другую за стол переговоров. Для этой цели активная группа вырабаты вает тактику «начала». В нее входят попытки заинтересовать своих оппонентов Здесь могут практиковаться как нелояльные методы (угрозы, давление, шан таж), так и лояльные методы. Активная группа ищет и демонстрирует обшук цель, общую заинтересованно'сть, аргументирует те возможные выгоды, кото рые будут после достижения взаимоприемлемой договоренности. С другой сто роны. активная группа демонстрирует те нежелательные последствия, которьп обязательно наступят, если переговоры не начнутся. Среди тактических прие кптопые использует активная группа, апелляции к разуму, к чувствам, i соответствующим конвенциям, историческим прецедентам и т.п. Используются приемы расслоения неуступчивой команды пассивных, попытки заинтересовать ее отдельных членов и т.п. Тактика поведения пассивной команды - тактика сдерживания и выжидания. Она знает, что переговоры в конце концов начнутся (для этого и сформированы команды), но медлит с их началом. В этом промедлении она стремится выяснить меру заинтересованности другой команды, ее меру твердости и уступчивости, а также явные и неявные цели, которые она преследует. К тому же в своем упорстве она ожидает некоторых уступок со стороны активного партнера. Это тактика торгов и обе команды хорошо это понимают. Когда тактика маневров уступками приносит свои плоды в виде начала переговоров, команды приступают к составлению пакетов предложений. На этой стадии участники игры создают совместный документ, называемый пакетом предложений. В него входят несколько статей. Одна из них - описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее в пакетах предложений прописываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным (иначе переговоры сорвутся, так и не начавшись). Умелое составление исходного пакета предложений может дать понять оппоненту, чем его партнер дорожит и чем он может поступиться в торгах. Более точно пакет предложений включает в себя следующие части: 1. Преамбула - в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному 2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем 3. Претензии к противной стороне. В этом перечне обязательно выделяются «следует добавить, что» и т.д. 4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения. На данном этапе участники игры вырабатывают регламент. Это представляет собою уже начавшийся переговорческий процесс. Регламент должен определить место, время, характер и упорядоченность переговоров. Выработка регламента означает достижение договоренности по ряду рабочих документов переговоров. Регламент в игре может включать в себя следующие части: 1. Преамбула регламента - констатация общей цели переговоров, их ха 2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на 3. Соглашение относительно участников переговорческого процесса, их 4. Формулирование санкций, которые определяются как меры, следующие 5. Диспозиция - согласование места и времени ведения переговоров. 6. Процедурные правила, упорядочивающие порядок обсуждения: порядок Участники игры на данном этапе переговоров стремятся выработать ту или иную формулу регламента. Для этой цели команды проводят закрытые совещания, на которых эксперты и аналитики аргументируют свои предложения переговорщикам. Кроме этого, проводятся предварительные раунды консультаций команд, завершением данного этапа является принятие согласованного регламента. РАЗНОГЛАСИЯ Это фаза переговоров, на которой участники игры обсуждают разногласия сторон. Обсуждение на этой фазе начинается с обсуждения исходных пакетов предложений Методом обсуждения является метод предварительных раундов консультаций. Для этой цели проводятся встречи участников переговоров в виде свободного обсуждения, не связанного протоколом и регламентом. Обсуждение проводится в виде деловых бесед. Проводится столько предварительных раундов, сколько требуется для составления общего пакета предложений. В нем уже отсутствуют те претензии, которые не принимаются той или иной стороной. Тактика обсуждения требует испытать твердость позиции оппонента и твердость собственной позиции. Дойдя до пределов твердости позиций, т.е. до тех предложений, которые не принимаются противной стороной ни под каким «соусом», стороны начинают маневрирование уступками. Пока средства понуждения противника принять то или иное предложение не исчерпаны, твердость позиции считается не предельной. РЕШЕНИЯ На данном этапе началом служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдушж этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается е намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений. СОГЛАШЕНИЯ Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игрь совершают несколько последовательных шагов. 1 Формулирование достигнутых договоренностей в виде соглашений. 2. Формулирование заключительного протокола. Выработка протокола и соглашения тоже предполагает свою тактику, ма невры. уступки и твердость позиции. Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответст вуюших соглашений: 1. Договор - правовой акт. который устанавливает права и обязанности 2. Пакт - договор, имеющий в своем названии указание на содержание до 3. Конвенция - договор по отдельному вопросу. 4. Соглашение - договор по вопросу сравнительно небольшого значения 5. Протокол - фиксация в кратко изложенном соглашении, договоренности 6. Протокол о намерениях - соглашение сторон, не носящее юридического 7. Декларация и меморандум - торжественные заявления о том, что они 8. Джентльменское соглашение - договор, заключаемый в устной форме Каждый вид договора предполагает свою специфическую фабулу его достижения. ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. Этические нормы и культура в управленческой деятельности. Роль личности а переговорном, процессе. Умение вести беседу при приеме на работу. Психологические правила культуры общения. Творческий поиск и Сила Личности. Академик С.С.Шаталин сказал, что нам мешают «...три барьера. Первый -бескультурье. Во всех сферах - политической, социальной, в обшении, работе и т.д. Второй - некомпетентность, непрофессионализм. И это касается нас всех без исключения... Третий -догматизм мышления» (газ. «Труд», 1989, 15 февраля). Замечено, что самая высокая производительность труда там. где многовековая и непорушенная культура. Экономическое чудо Японии основано на высокой открытости национальной культуры влияниям иных культур при бережном отношении к культурным традициям, полуторавековой практике всеобщего обязательного образования, трепетном отношении к интеллектуальной деятельности. Специалисты считают, что продукция фирм «Сони» или «Хитачи» по конструкции и добротности продукцию фирм «Филлипс» или «Грюндиг» в принципе не превосходит. Превосходит по дизайну, экономии материалов. Корни этого- в национальной японской культуре с ее стремлением к минимизации пространства (мини-букеты, мини-сады, мини-стихи). Этические нормы рынка четко сформулировал Д.Гедевер: «- наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счел разрушения окружающей среды; - конкуренция должна осуществляться по честным правилам; - созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не способст - техника должна служить человеку, а не человек технике; - разумные формы участия служащих в делах предприятия не только уве - экономика в отличие от религии ориентирована не на моральные нормы, А что человек может? Лев Толстой, например, пахал, сеял, воевал, путешествовал, учил детей, много общался с другими людьми и оставил после себя 90 томов художественных произведений, философских и публицистических работ, дневников и писем. Многие из своих трудов Л.Н.Толстой переделывал и переписывал многократно. Вольтер написал своим друзьям 210 тысяч писем, и каждое из них можно считать литературным произведением. Английский драматург Б.Шоу написал 250 тысяч писем. Наш современник Ж.Сименон - автор 415 романов. Великий художник XX века П.Пикассо за прожитые 92 года создал 1885 картин. 7089 рисунков. 1128 скульптур, 3222 изделия из керамики, около 18 тысяч гравюр и 7 тысяч литографий. 11 гобеленов иковров (по его рисункам). Всего более 33 тысяч произведений. Человек живет по статистике в среднем около 70 лет, он тратит эти годы так: спит 20-25 лет. умывается, причесывается, прихорашивается, одевается, раздевается - 2-3 года, болтает - 2-3 года, более трех лет проводит за обеденным столом. Легко высчитать, сколько времени приходится на служебные отношения и выполнение своих должностных обязанностей. Какими эти отношения будут, зависит во многом от уровня культуры руководителя, его стиля. Стиль- это обобщение сущностных черт человека. Финские авторы Й.Ниссинен и Э.Воутилайнен считают, что руководителю достаточно иметь семнадцать качеств: 1. Положительное отношение к новшествам. 2. Использование новейших достижений в своей области. 3. Поощрение откровенности и проведение эффективных групповых дис 4. Четкость заданий: что делать, когда и как. 5. Поощрение хорошей работы и критика только тогда, когда это особенно 6. Оказание помощи нуждающимся. 7. Целенаправленная линия в кризисных ситуациях: не шарахаться. 8. Соблюдение правил, принятых в организации. 9. Умение принимать решения и действовать. 10. Требовательность к себе и другим, конструктивная критика. 11. Поощрение персонала и высказывание своего мнения и стремление к 12. Небоязнь риска. 13. Умение хорошо и активно слушать. 14. Определение проблем, связанных с использованием времени, в порядке 15. Решение дел вовремя, устанавливая для себя жесткие нормы времени. 16. Отсутствие стремления к совершенству во всем. 17. Человечность. Эмерсон считал, что руководителя создают четыре качества: 1. Вера в людей, оборудование, в методы и стандарты. 2. Энтузиазм, который вдохновляет и создает доверие. 3. Высокие конечные идеалы. 4. Умение чрезвычайно быстро работать.
1) компетентность, которая ничем не заменима; 2) честность в управлении; Руководитель, менеджер должен быть мудрым психологом в сфере деловых и человеческих отношений. Он неизменно корректен, вежлив, остроумен, интересный собеседник на любую тему. Американский менеджмент предлагает 12 заповедей руконодителя: 1. Руководитель не должен быть погонщиком. Погонщик погоняет, руко 2. Руководитель должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремлен 3. Руководитель должен знать науку об организации и управлении. 4. Он должен научиться ценить время подчиненных. 5. Руководитель должен быть строгим и требовательным. Но строгость и 6. Уметь критиковать и воспринимать критику. 7 Уметь наказывать и прощать. При этом первый выговор подчиненному нужно делать наедине. 8. Руководитель должен быть приветливым и тактичным. 9. Обладать чувством юмора. Юмор обычно связан с хорошим настроени 10. Уметь говорить и слушать. 11 Уметь молчать. На просьбу написать формулу своего жизненного успеха Эйнштейн начертал х+у= успех, где х - умение работать, у - умение молчать. 12. Руководитель должен знать своих подчиненных. Это очень важный психологический момент, особенно в больших коллективах, где всегда есть опасность, что человек может «потеряться». Говоря о психологических правилах делового общения, хочу еще раз вернуться к теме переговорного процесса и, в частности, к роли личности в нем. На деловых переговорах их участники являются прежде всего представителями тех или иных организаций, фирм, стран. Поэтому личностные особенности членов делегации немаловажны. Как и в любом другом деле, на переговорах есть свои мастера, есть и лица, привыкшие к безликому «конвейерному производству». Соответственно и переговоры, ведущиеся ими, могут быть яркими, запоминающимися либо довольно серыми. Основываясь на экспериментальных работах, американский исследователь Д.Дракман приходит к следующим выводам относительно роли личностных факторов на переговорах: чем сложнее и яснее определение ролей в ситуации переговоров, тем менее вероятно, что личностные факторы будут значительно влиять на ход переговоров; чем более неоднозначна переговорная ситуация и чем более неопределенны намерения партнера, тем большее влияние оказывают личностные факторы на процесс переговоров; в сложной, неоднозначной ситуации наибольшее значение имеют те ее параметры, которые воздействуют на процессы восприятия участников переговоров или легко поддаются интерпретации. Чем выше уровень переговоров и чем самостоятельнее участники при принятии решения, тем большее значение имеет личностный фактор. Американские ученые Чарльз и Маргарет Германн проанализировали личностные особенности глав государств, вовлеченных в первую мировую войну, а затем провели следующий эксперимент. Для этого были сформированы две группы студентов. Первая формировалась случайным образом, во вторую вошли студенты, отобранные на основе тестов так, чтобы по личностным свойствам они были близки к лидерам государств, участвовавших в первой мировой войне. Затем обеим группам (независимо друг от друга) было предложено на основе заранее написанного сценария, в котором описывалась ситуация, сложившаяся к началу войны, разыграть дальнейший ход событий. При этом реальные страны и события в сценарии зашифровывались таким образом, чтобы участники не могли их соотнести с исторической ситуацией. Оказалось, что в группе, где игроки были подобраны по личностным свойствам, близким к бывшим политическим деятелям, развитие ситуации в значительной степени напоминало исторических ход событий. Кому-то может показаться, что личностный аспект при принятии решений имеет значение лишь для политической жизни общества. Но это не так. Просто политические примеры более ярки, чем какие-либо иные. А личностный аспект при принятии любого решения может оказаться весьма существенным. Переговоры, где буквально каждую минуту надо оценивать ситуацию и принимать решение, не являются исключением. Какими же чертами должен обладать участник переговоров9 Английский дипломат Г.Никольсон пишет, что «основа успешных переговоров - моральное воздействие, и это воздействие покоится на семи особых... добродетелях, а именно: 1) правдивости; 2) точности; 3) спокойствии: 4) ровном характере: 5) терпении; 6) скромности; 7) лояльности». И все же вряд ли возможно перечислить все те качества, которыми должен обладать участник переговоров. Наверное, любые качества человека так или иначе проявляются при ведении переговоров. Степень его общительности, эмоциональности, умение поддержать беседу и слушать партнера, терпимость к другим точкам зрения - эти и многие другие черты и особенности оказывают влияние на переговорный процесс. Прав В.Л.Исраэлян - дипломат, участник многих международных переговоров, который пишет: «Трудно нарисовать портрет идеального переговорщика, а тем более назвать конкретное лицо». История знает много талантливых и так непохожих друг на друга глав делегаций и просто участников переговоров, которые вели переговоры в разные времена. Благодаря уникальному сочетанию различных личностных качеств и черт каждый, кто садится за стол переговоров, приобретает свою неповторимость, позволяющую ему наиболее полно реализовать себя. Назовем наиболее важные параметры, на основе которых оценивается участ ник переговоров и своими коллегами, и партнерами. - Профессионализм. Прежде всего надо знать проблему, которая обсужда - Широкий общий кругозор. Широкая сфера интересов помогает участни - Корпоративное чувство. Это проблема, которой нужно избегать. При - Мотивация. Установки. Имеют особое значение в критической ситуации. - Соотношение эмоциональной и мыслительной сфер. На какую из сфер - - Владение приемами риторики. - Жестикуляция и мимика. Действия порой красноречивее слов. Деловые - Характерные тактические приемы. То есть индивидуальные особенности. Несомненно, что знание индивидуальных особенностей позволит облегчить процесс общения с конкретным человеком. Из повседневного опыта известно, что строить деловые взаимоотношения с человеком, которого знаешь, значительно проще. Когда у крупнейших менеджеров ведущих корпораций США спросили, что самое сложное в их работе, 9 из 10 ответили: первая беседа с людьми при приеме на работу. Неспроста на Западе подготовке и планированию беседы с поступающими на работу*сотрудники кадровой службы и руководители разных уровней уделяют самое серьезно внимание. Ведь от ее правильного ведения во многом зависит успех кадрового подбора. Беседа, выражаясь научной терминологией, представляет собой метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Пра- вильное ее проведение в сочетании с другими методами обеспечивает эффективность прогнозирования использования работника на тех или иных должностях. Обязательность сочетания беседы с другими психологическими методами подбора кадров обусловливается тем, что при е проведении возможны следующие ошибки, которые условно называются: 1) «проекция», в процессе которой оцениваемому приписываются чувства и 2) «эхо» - перенесение успехов оцениваемого в какой-либо области на дру 3) «аттрибуция» - подсознательное приписывание собеседнику способно 4) «вера в первый взгляд», в то. что первое впечатление самое верное. Вме Чтобы избежать указанных ошибок или свести их к минимуму, необходимо при проведении беседы придерживаться некоторых социально-психологических требований: - во-первых, желательно иметь заранее подготовленный план беседы, например, в форме типового вопросника для поступающих на работу, составленный на основе данных практической кадровой деятельности, а также достаточных знаний о профессиональных требованиях к конкретному рабочему месту (использование профессиограммы) и имеющихся данных о кандидате (личный листок по учету кадров, автобиография, характеристика, трудовая книжка, результаты исследований и т.п.); во-вторых, необходимо попытаться в начале беседы снять первое напряжение с поступающего на работу, расположить его к откровенной, доверительной беседе; в-третьих, стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать собеседнику возможность высказаться: в-четвертых, необходимо говорить с собеседником языком, понятным для него, избегать прямых вопросов, а больше пользоваться наводящими: в-пятых, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления и. в-шестых. оценивать свои впечатления о нем только после окончания беседы, учитывая при этом возможные предубеждения. Опыт практической кадровой работы свидетельствует, что беседа с поступающим на работу как метод изучения склонностей, интересов и других индивидуально-психологических особенностей работника дает достаточно эффективный результат при правильном и умелом использовании выработанных социально-психологических приемов и рекомендаций. При подготовке к собеседованию необходимо четко сформулировать основные вопросы. Их перечень не должен быть длинным, потому что некоторые ответы кандидата могут повлечь еще ряд непредвиденных вопросов. Важно также помнить, что некоторые люди нервничают при собеседовании, чувствуют себя скованно. При таком поведении работнику кадровой службы или руководителю трудно объективно оценить возможности и достоинства претендента на ту или иную должность (рабочее место). Поэтому, готовясь к встрече, важно подумать о том, как установить взаимное доверие при собеседовании. Особый такт нужно проявлять в тех случаях, когда на одну вакантнуюдолжность имеется несколько кандидатов, так как при этом обостряется чувство неуверенности в себе. Следует также учесть возможность ошибочного первого впечатления. Только на основании внешнего вида нельзя в полной мере судить одостоинствах и недостатках людей. При оценке деловых и личностных качеств претендента на вакантную должность необходимо принимать во внимание культуру его речи и жестов, выражение лица, скорость реакции и др. При этом следует учитывать окружающую обстановку и эмоциональное состояние собеседника. Менеджер по человеческим ресурсам Дж. Унклиф предлагает свой макет беседы с поступающим на работу: 1. При подготовке к беседе валено быть уверенным, что любой человек, 2. Все собеседования должны быть естественно откровенными и друже 3. В предварительной информации опишите кандидату в позитивной, но 4 Чем более ясно иточно вы сможете представить работу, тем более вероятно что ваш новый служащий будет удовлетворен ею. Если кандидат обнаруживает, что работа, на которую он согласился, не соответствует той работе, которую ему описали, ему будет трудно найти побудительные мотивы для ее исполнения. Помните, что вы, по существу, начинаете управлять будущим служащим с момента начала первой беседы. 5. Не следует задавать «запрещенных» вопросов, все критерии отбора 6. Непременно тщательно опросите кандидата о его персональных дости Прежде чем закончить беседу, дайте кандидату возможность сформулировать спорные вопросы по его делу. Когда вы завершите с этим, вежливо закончите собеседование, сказав кандидату, что ему ожидать дальше, но ни при каких обстоятельствах не делайте заявлений, которые могут быть точно выполнены. Психологические правила культуры общения могут быть сформулированыв следующей последовательности: 1. Улыбайтесь людям! Известно, что от настроения тоже зависят уровень Научитесь управлять своим поведением в любых условиях, будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих. 2. Будем здороваться! Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте 3. Между«ты» и «вы». Обращение к подчиненным на «вы» - необходимый 4. На паритетных началах. Проявляйте максимум доброжелательности к 5. Приказ и просьба. В любых ситуациях сохраняйте самообладание: будьте 6. Благодарите,но и взыщите. Будьте внимательны к своим подчиненным, 7. Понять и помочь. Во время приемов граждан по личным вопросам не 8. Критика и этика. Критика - могучее средство воздействия на людей, ко 9. Подлежит безоговорочному осуждению. Цените самостоятельных людей. «Культура - храм красоты изнаний. Культура способна победить самые отвратительныеи мерзкие явления жизни. Правильное питание, хороший сон и умеренные физические нагрузки укрепляют наше тело и повышают жизненную энергию, но только культура ( забота о развитии творческого начала ижизнеутвер-ждения принципа бытия) дает обильную пищу нашим мыслям ичувствам - уму и сердцу. Общество, в котором понятие «прогресс» не связано с ростом и развитием культуры, неминуемо окажется на грани упадка», - так пишет Поль Вайнцвайг в своей книге «Десять заповедей творческой личности». Эти заповеди гласят: 1.Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигни успеха в том, что ты любишь. 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивай свои творческие способности. 6. Культивируй в себе смелость. 7. Заботься о своем здоровье. 8. Не теряй веру в себя. 9. Старайся мыслить позитивно. 10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением. необходимость этических и психологических знаний обусловлена самим фактом существования человеческого общества. Этика, психология, культура общения -условия жизни человека в обществе, благоприятно влияющие и на решение экономических задач, так как прогресс цивилизации предполагает гармоничное сочетание интересов личности и общества, создание условий для полного проявления положительных качеств людей в интересах человечества. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК Вопросы для самопроверки и проблемные задания: 1. Как вы понимаете понятие «психологическая культура»? 2. Назовите основные этапы формирования психологической культуры. 3. Какую роль играет личностный фактор в переговорном процессе':1 4. Как строится беседа с кандидатом на вакантную должность? 5. Что ну
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |