ТЕСТ «КАКОВ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?»
Выберите один из предложенных вариантов ответов: 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях а) да. в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли значительный а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь и некоторой степени. 4.Считаете ли вы, что в будущем будете иг а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что а) да; б) часто думаете, что не сумеете; в) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знае а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы же я) да: б) удовлетворитесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если вам это нравится. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы? 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя: б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит? 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по ко а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все. что го а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повто а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании? 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, толь а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным: б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать? 16. Когда вы один: а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, бестактных вещах: б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей рабо 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно? 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппо б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным'7 Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали: за ответ «а» - 3 балла; за ответ «б» - 1 балл; за ответ «в» - 2 балла. Вопросы 1, 6, 7, 8 определят границы вашей любознательности; вопросы 2,3, 4, 5 - веру в себя; вопросы ( и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность, вопросы 12 и 13 - слуховую память; вопрос 11 - зрительную память: вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться: вопрос 18 - степень сосредоточенности. Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала. 49 и более. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого желаете. 23 и меньше. Ваш творческий потенциал, увы. невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы во,обще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему. КОДЕКС ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ 1. БУДЬТЕ ЖИВЫМ И ЗРЯЧИМ. - Проснитесь! Вы все время спите, вы мертвый, механический человек-автомат. Проснитесь! Будите себя, вспоминайте себя, приучайте к замечанию-осознанию. Взгляните на мир и себя осознанно: «Я здесь и сейчас...» Не просто «будьте», а живитев мире. 2. СМОТРИТЕ НА ЖИВОЙ МИР. Мир - живой; а ваши понятия о нем - мертвы. Вы видите мир или свои понятия9 Вы знаете, что небо голубое, а трава - зеленая? - Это значит, что вы давно ничего не видели: взгляните, все другое! Давно ли вы смотрели живыми глазами на лица людей? Запела птица... Не говорите себе «запела птица», а послушайте это. Сотрите пелену ума и слов и взгляните на живой мир! 3. НАУЧИТЕСЬ ОТДЕЛЯТЬ СВОЕ «Я» ОТ ПЕРЕЖИВАЕМОГО СО «Я» и есть мое раздражение... Никогда не забывайте про свое «Я», отделяйте и освобождайте его от душевного, психологического фона. Если вы всегда будете «Я», то всегда останетесь хозяином своей души. 4. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ПРОСТО СМОТРИТЕ. Пока вы не заметили изменения своего состояния (пришла усталость, возникло раздражение или обида), вы беззащитны перед этим. А все. что нужно -это видеть. Не старайтесь даже ничего исправить - просто смотрите на то, что происходит с вами и в вас, замечайте - осознавайте это. нужен только свет, и все - все, что надо, сделается само, без борьбы. 5. ПЕРЕЖИВАНИЯ - ПЛАНИРУЙТЕ. Разные ситуации требуют разных 6. РАБОТАЙТЕ «НА ПЕРЕХВАТЕ». Когда эмоции вас уже захлестнули, «враг» окрепнет, - реагируйте своевременно. 7. К КРИЗИСАМ ОТНОСИТЕСЬ ДЕЛОВИТО. Кризисы - естественны, 8. ПОБЕЖДАЕТ ПРИГОТОВЛЕННЫЙ. Когда уже холодно, дом строить КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЭТИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Авторитет- общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, система взглядов или организация в силу определенных качеств, заслуг. В зависимости от сферы и способа влияния различают авторитет политический, моральный, научный и т.д. Агона- острая форма борьбы, соперничество, конфронтация. Агрессивная реакция- реакция, направленная не на причину, а на повод внезапно возникшего препятствия. Адаптация- приспособление органа или организма ( физиологическая адаптация), или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межличностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации. Активность личности- способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатства материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Акцентуации характера- понятие, введенное К.Леонгардом. означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайний вариант норм, граничащих с патологией, Альтруизм -формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Антиномия- противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо. Антитеза - фигура мысли, в которой противопоставляются разные понятия. Аргумент- основание доказательства, довод, положение, с помощью которого доказывается истинность тезиса. Аскетизм - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлении плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Аудитория- группа, воспринимающая речь. Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. У детей аутизм выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх, в уменьшении речевого контакта, школьники утрачивают интерес к учению, испытывают трудности в школьных занятиях, теряют контакт со сверстниками и взрослыми. Аутогенная тренировка- вид психотерапии, основанной на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением. ^ Аффект- сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными длительными проявлениями, развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникающих ситуаций. Беседа- метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в устной форме. Биографические методы - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Благо - наиболее общее понятие в философии для обозначения положительной ценности (противоположность блага - отрицательная ценность, зло): предмет или явление, удовлетворяющее определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные блага и общественные блага. Вдохновение - состояние человека, особо благоприятное для различных видов творческой деятельности. Вербальный- словесный, относящийся к речи. Внимание- произвольная или непроизвольная психическая деятельность. Выделяются следующие виды нарушения внимания: сужение объема внимания, когда человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивость внимания, когда науршена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные объекты. Внушение(суггестия) - подчинение воздействию, характеризующееся неосознанным восприятием того, что внушается. Воля- сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Воображение (фантазия)- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Гиперактивность- сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гримаса- выражение лица собеседника в коммуникативном контакте. Дебаты - публичный спор, в котором слушатели в публичной форме выражают свое отношение к тезисам, прозвучавшим в речи, докладе; синоним прений. Депрессивное состояние - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивности поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Дефиниция- определение, в сжатой форме отражающее сущность понятия. Диагноз психологический- конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического исследования. Дискуссия- разновидность обсуждения (аргументации), организованного нормами регламента, в котором участники стремятся прояснить меру истинности и меру ложности каждого (в том числе и собственного) тезиса. Диспут- публичный спор по общественно значимой проблеме, в котором участники выражают свое отношение к спорному положению. Дисфория- расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами. Добро изло - морально-этические категории, вкоторых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенных позиций. Под добром понимают то, что общество считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Догматизм - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. Защитные механизмы- психологическое «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. У детей аналогично, как и у взрослых, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдаются различные защитные механизмы. В дошкольном и раннешкольном возрасте - это чаще всего фантазирование. Игра- разновидность взаимодействия, имеющая состоятельный и развлекательный характер. Игровая терапия- метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Идеал нравственности- представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Идентификация- 1) опознание кого-либо; чего-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо; чем-либо. Измерение (в психологии)- выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений. Имманентный- философское понятие, обозначающее то, что внутренне присуще какому-либо явлению или миру в целом. Императивность - понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований. Инверсия- умышленное нарушение порядка слов в предложении для придания ему большей выразительности. Инновация- нововведение, новообразование; новая идея, которая отрицает прежние представления либо существенным образом их изменяет. Интеллект - (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интервью(в психологии) - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Интерес - причины действий индивидов, социальных общностей (класса. нации, профессиональной группы), определяющая их социальное поведение. Интуиция - способность непосредственного постижения истины. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой. Инфантилизм - задержка в развитии организма. Характерный признак -сочетание физического и психологического недоразвития. Иррационализм (в этике) - методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения. Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для истерии характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т.п. Карма (в переводе - «деяние») - понятие древнеиндийской этики, выражающее представление о зависимости человеческой жизни от совершенных ранее поступков. Карма связана с сансарой, т.е. каждое новое рождение предопределено предыдущим. Этический аспект понятия ярко выражен во всех вариантах его интерпретации: зло в конечном счете непременно приведет к несчастью, творение добра предопределяет счастье. Катарсис - эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием на него произведений искусства и способное привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения. Климат социально-психологический - качественная сторона межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Коммуникация - акт общение, связь между двумя и более индивидами; сообщение информации одним лицом другому. В более узком смысле - процесс передачи информации от отправителя к получателю. Конфликт - взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого). Конформизм - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конъюнктура - характеристика разрешения конфликта, сявзанная с установлением временного баланса, паритета сил, равновесия. Круглый стол - разновидность обсуждения, в котором все участники равны в правах: разновидность обсуждения, имеющая своей целью прояснение мнений по спорному вопросу. Кризис - острая форма конфликта, характеризующаяся противоречием цели и средств, тактики и стратегии, переоценкой ценностей. • Лабораторный эксперимент - разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Личность - человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества. Маниакальное состояние- характеризуется немотивированным повышенным веселым настроением, ускорением ассоциативных процессов, изменчивостью, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением. Межличностные отношения- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Модальность(от лат. modus - способ) - одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет - в зрении, тон и тембр - в слухе, характер запаха - в обонянии и т.п.) Мораль- одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех, без исключения, областях общественной жизни. Моральные(нравственные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу исвоим общественным обязанностям. Мотив- 1)побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация- побуждение, совокупность мотивов (причин), вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Наблюдение - систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений сцелью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений. Навязчивые состояния- мысли, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. Отдельные, нестойкие навязчивые состояния могут появляться у совершенно здоровых людей. Постоянные и непреодолимые навязчивые состояния являются признаком ряда психических заболеваний. Неврастения- заболевание из группы неврозов, при котором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительном умственному и физическому напряжению. Неврозы- группа заболеваний нервной системы, характеризующихся нередко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. Нирвана(в переводе - «угасание») - одно из главных понятий в философ-ско-этическом мировоззрении Древней Индии. Не определяемое однозначно, оно описывается в широком диапазоне значений: небытия, отрешенности от мира, высшего блаженства, экстаза. В буддийских текстах нирвана рассматривается как особое психологическое состояние, связанное с отсутствием желаний и достижением внутренней гармонии, устраняющей необходимость любого внешнего проявления. В джайнизме понимается как совершенное состояние ду- ши, позволяющее отрешиться от мира и испытать высшую степень удовлетворенности бытием. Достижение нирваны является результатом слияния человека с духовным абсолютом и обосновывается большинством философских школ в качестве смысложизненной цели. Нормативная этика- этика, предметом исследования которой являются проблемы смысла жизни, назначение человека, содержание добра и зла, морального долга. Она теоретически обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы. Обучаемость- индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Общение- категория социальной психологии, т.к. общение может быть только в группах людей как их взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Успешность общения между людьми определяется степенью выраженности у каждого из общающихся коммуникативных способностей. Олигофрения- грубое недоразвитие абстрактно-логического мышления вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. По степени интеллектуальной недостаточности различают три группы олигофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков. Онтогенез - развитие организма от стадии яйца до окончания индивидуальной жизни. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения. Дизонтогенез - искажение развития. Опросники- группы психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Оценка моральная- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. Память - психический процесс запечатления. сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта: того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Пантомима- один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Наиболее важным компонентом пантомимы является жест - выразительное движение рук. служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Панэтизм- идея о первостепенной значимости этики, призванной охватить все философское знание (или даже все мировоззрение)! основанная на пред.-. ставлении о всеобъемлющем характере морали. Патристика- сочинения так называемых «отцов церкви», т.е. наиболее значительных деятелей христианской церкви II-VII вв. (Августин, Григорий Be- ликий - в католицизме. Василий Великий, Григорий Богослов. Иоанн Златоуст - в православии и др.). Перцепция- чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств. Потребность- состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности. Психастения- болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям. Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодрама- метод групповой психотерапии, заключающийся в разыгрывании больными сцен из жизни, в которых воспроизводятся конфликтные ситуации и создается возможность свободно отреагировать на них. Психопатия- патология характера, при которой у субъекта наблюдается стойкое сочетание свойств характера, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Психопатология- отрасль медицины, изучающая общие закономерности болезней психики, их причины, течение, предупреждение и лечение. Психосоматические расстройства- расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами. Психотерапия- лечебное воздействие на психику больного или группы больных. Психотерапевтические воздействия являются воздействиями психическими, в первую очередь это слово (а также мимика, жест, поведение и действие) и влияние окружающей обстановки (лечение средой). Релаксация- физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т.д.. атакже полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других кор-рекционных приемов. Релятивизм(этический) - способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и, соответственно, этических понятий. Респондент- участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. Рефлексия- способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека. Самовнушение (аутосуггестия)- процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Самонаблюдение- наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Совесть - этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону его самосознания. Социометрия- отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Спонтанный- самопроизвольный, возникший без внешнего воздействия. Стресс- состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. Стресс может оказывать как положительное, мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до ееполной дезорганизации. Схоластика- тип религиозной философии, господствовавший в Западной Европе в средние века, отличительной характеристикой которого было подчинение мышления авторитету религиозного догмата. Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности. В основе темперамента лежат типы высшей нервной деятельности. Тест- (англ. test - проба, испытание, проверка) (в психодиагностике) -стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Установка - готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ееудовлетворения; готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к заданному объекту. Физиогномика- изучение выражения лица и общего физического облика, в медицине используется для диагностики болезней. Фобии- навязчивые состояния страха. Разновидности фобий: навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д. Характер- индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Цель- предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Ценностные ориентации (в социальной психологии)- 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидов по их значимости. Черты личности- устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Эгоизм - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп; одна из форм проявления индивидуализма. Эксперимент (в психологии)- активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспрессивный- выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. Эмпатия- способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Трансцендентный- философское понятие, обозначающее все то. что находится за пределами какого-то явления либо чувственного, эмпирического мира в целом. Этикет - установленный порядок поведения где-либо (придворный этикет, дипломатический этикет, служебный этикет и т.д.). Ячество- отрицательное свойство личности, проявляющееся в выделении на словах либо на деле своего Я. В первом случае оно может принять форму хвастовства, но втором -эгоизма или эгоцентризма. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... ГЛАВА I.ЭТИКА - НАУКА О МОРАЛИ ...................................................... ГЛАВА II. НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ....................................... ГЛАВА III.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ........................ ГЛАВА IV.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ........................................................................................................... ГЛАВА V. ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕНИЯ .............. ГЛАВА VI.ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ .... ГЛАВА VII.ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ............................................................................................................. ГЛАВА VIII. ДЕЛОВОЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ........................................... ГЛАВА IX. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕ КРАТКИЙСЛОВАРЬ ЭТИЧЕСКИХИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХТЕРМИНОВ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |