Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Тенденции мирового развития. Государственные реформы



2016-09-16 337 Обсуждений (0)
Тема 7. Тенденции мирового развития. Государственные реформы 0.00 из 5.00 0 оценок




И контрреформы второй половины XIX в.

План

1. Освобождение крестьян от крепостной зависимости.

2. Реформы земская, городская и обороны.

3. Реформы суда и образования во второй половине XIX века.

4. Социально-экономический курс Александра III.

 

При подготовке первого вопроса следует отметить, что главными проблемами для России XIX в. были неограниченное самодержавие и крепостное право. Дайте краткую характеристику личности Александра II, условиям его воцарения. Проанализируйте подписанные им 19 февраля 1861 г. законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права, предоставлявшие частновладельческим крестьянам личную свободу, гражданские права и землю за выкуп. Охарактеризуйте тяжелые для освобожденных крестьян условия выкупа за полученную землю.

Во втором и третьем вопросах подчеркните, что естественным продолжением отмены крепостного права в России стали земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило личную свободу.

Обратите внимание на прогрессивный характер реформ 60-70-х гг. XIX в. Подчеркните, что они начали закладывать основу для эволюционного пути развития; был сделан первый шаг к усилению роли общественности в жизни страны и превращению России в буржуазную монархию. В то же время следует отметить, что не все реформы в полной мере были осуществлены впоследствии из-за террора народников, который в конечном итоге привел к гибели царя. В результате убийства императора так и не был подписан проект «первой русской конституции», подготовленный графом Лорис-Меликовым.

В заключение сделайте вывод о том, что первый шаг к правовому государству, Великие реформы, как первая попытка превращения феодальной монархии в буржуазную, имели обычный для России половинчатый характер реформ «сверху», чем была предопределена их незавершенность и последующее движение России вспять.

Четвертый вопрос освещает проблему охранительных тенденций самодержавной России.Начните ответ с того, что после убийства Александра II на престол вступил Александр III. Поясните, почему 29 апреля 1881 г. он подписал Манифест «Об укреплении самодержавия», провозглашавший принцип «незыблемости» монаршего правления, который ознаменовал начало контрреформ. Приведите конкретные данные об усилении реакции. В 1883 г. царизм фактически обезглавил «Народную волю» и террористическое движение пошло на спад. Вместе с тем поясните, что, преследуя террористов, правительство не замечало роста рабочего движения и распространения марксистских и социал-демократических идей.

Правительство принялось за ограничение реформ Александра II, в которых видело корень зла. Ошибкой была названа судебная реформа 1864 г. Была проведена «контрреформа» мирового суда, в 1889-1890 гг. – земская контрреформа, а в 1892 г. – городская. Они значительно урезали права земского, крестьянского и городского самоуправления. Охарактеризуйте новый университетский устав 1884 г., полностью уничтоживший университетскую автономию и циркуляр о «кухаркиных детях», предписывавший не принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников» и т.д.

Одновременно приведите сведения о наметившихся тенденциях к ускорению социально-экономического развития страны, когда был сделан ряд уступок рыночной экономике: ликвидация временно-обязанного состояния крестьян, снижение выкупных платежей, отмена подушной подати, учреждение крестьянского банка.

Обоснуйте точку зрения о значительном вкладе в развитие страны С. Витте (1849-1915). Его 10 лет на посту министра финансов названы «золотыми годами». Он последовательно проводил политику ускоренного развития отечественной промышленности, сочетая ее с решительными мерами в финансовой области. Например, винная монополия (1895 г.).

Укажите, что быстрыми темпами развивались новые отрасли промышленности (нефтедобывающая, химическая, машиностроительная), промышленные районы (Промышленный Юг, Донбасс, Криворожье, Баку). Правительство уделяло большое внимание развитию технических знаний, внедрению в жизнь изобретений, в 1891 г. установило протекционистский таможенный тариф. Обратите внимание на то, что аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике. Отметьте, что одним из важных итогов деятельности С. Витте стала денежная реформа 1897 г. Проанализируйте основные изменения в классовой структуреобщества.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Подготовка к отмене крепостного права.

2. Особенности проведения земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ на территории Рязанской (или иной) губернии.

3. Военная реформа Александра II. Создание регулярной армии.

4. Борьба либерального (М. Лорис-Меликов) и реакционного (К. Победоносцев) курсов развития России.

5. Контрреформы городского управления, суда, образования и печати.

6. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.

7. «Золотое десятилетие» русской промышленности в конце XIX в..

 

Используемая литература: [1, 5, 8, 10, 15, 19, 36, 39].

 



2016-09-16 337 Обсуждений (0)
Тема 7. Тенденции мирового развития. Государственные реформы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Тенденции мирового развития. Государственные реформы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)