Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»



2016-09-16 3294 Обсуждений (0)
Тема 10. ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» 4.83 из 5.00 6 оценок




№ 112.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина. Какие направления развития были осуще­ствлены? Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества. Какие причины определили осуществление этих направле­ний? Укажите не менее двух причин.

№113.

Ниже приведены две точки зрения по вопросу о значении «оттепе­ли» Н. С. Хрущёва:

1. «Оттепель» была первой попыткой реформирования обществен­ной системы, сложившейся в СССР в 1930-е гг., освобождения ее от наиболее одиозных элементов, она не была последовательной, целостной, но она внесла существенные изменения в духовную атмосферу.

2. Политика «оттепели» потерпела крах и не оказала существенно­го влияния на развитие страны.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими каждую точку зрения.

 

№ 114. Из статьи Александра Бовина «Страна жаждала перемен».

«[Он] метался. Со свойственной ему импульсивностью то громил художников-«абстракционистов», ругал Евтушенко и Вознесенского, да­вал команду ударить по «ревизионистам», остановить нарастающий поток критики сталинизма, то — как это было на XXII съезде — снова начинал яростные атаки на Сталина...

Столь же импульсивный, взрывной, часто непродуманный характер име­ла [его] реформаторская деятельность... Он многое начал делать для того, чтобы вывести сельское хозяйство из прорыва, модернизировать промыш­ленность, улучшить жизнь людей. Стала меняться атмосфера в стране. Но его постоянно заносило. Кукуруза — прекрасная вещь. Но выращивать её в Архангельской области значило дискредитировать идею. Сделать бо­лее конкретным, эффективным партийное руководство промышленностью и сельским хозяйством — полезное дело. Но разъединять партию и её ап­парат означало рубить сук, на котором сидишь. Подвела его и традици­онная, воспитанная в сталинские годы вождистская психология, неготов­ность принять коллективное руководство... Борец с культом личности сам стал его жертвой...

Величие [его] в том, что он решился сказать правду о сталинских пре­ступлениях и взял курс на обновление, очеловечивание социализма».

С1. Назовите фамилию советского руководителя, которому посвяще­на статья А. Бовина, и годы, когда он находился во главе партии и государства.

С2. Укажите причину, которая, по мнению автора статьи, помеша­ла руководителю страны довести преобразования до логического завершения. Приведите не менее двух затеянных и не доведен­ных им до конца начинаний.

С3. Назовите не менее трёх бесспорных достижений, приводимых ав­тором или известных вам из курса истории, относящихся к эпохе этого руководителя.

№ 115. Из интервью А.А. Вознесенского.

«Думаю, одна из ошибок Хрущёва в том, что он не доверял интелли­генции. Все свои обиды за хозяйственные неудачи он вымещал не на своих соратниках, а на художниках и поэтах. Помню в зале обескураженное лицо Олега Ефремова, Ю. Завадского, когда он на меня кричал.

Мне рассказывали, как Хрущёв топал ногами на тоненькую Алигер. .Как крохотная старушка Шагинян ушла пешком с его дачи, выдернув из ушей слуховой аппарат, чтобы не слышать того, что премьер кричал ей вслед... Мало читая сам, он оценивал с чужих слов, доверился наушникам и интриганам. Трагедия с романом «Доктор Живаго» написана ими же. Хру­щёв не доверял демократизации, не позволял народу самому судить о сталинских преступлениях, он разрешал это лишь себе в кругу высшей элиты. Хрущёв — в истории фигура трагичная...

Я год скитался по стране. Где только не скрывался; до меня доносились гулы собраний, на которых меня прорабатывали, требовали покаяться раз­носные статьи...

...Через год, будучи на пенсии, Хрущёв передал мне, что сожалеет о случившемся и о травле, что потом последовала. Я ответил, что не держу на него зла. Ведь главное, что после пятьдесят шестого года были осво­бождены люди».

С1. Как называется период в истории советской культуры, предше­ствовавший «травле» писателей, поэтов, художников, о которой пишет А.А. Вознесенский? Укажите не менее двух деятелей со­ветской литературы и других сфер искусства, чьи фамилии не названы А.А. Вознесенским в интервью, но которые тоже под­верглись критике, преследованиям в хрущёвские времена.

С2. Используя знание курса, приведите не менее трёх положе­ний, которые раскрывают противоречивый характер социально-экономической политики Н.С. Хрущёва.

С3. В чём поэт А.А. Вознесенский видит причины «трагичности фи­гуры Хрущёва»? Назовите не менее трёх причин.

№ 116. Из письма писателя В.С. Гроссмана Первому секретарю ЦК КПСС.

«Я отдал рукопись моего романа «Жизнь и судьба» в редакцию жур­нала «Знамя»... Я писал в своей книге то, что считал и продолжаю считать правдой, писал лишь то, что продумал, прочувствовал, перестрадал.

Моя книга не есть политическая книга. Я, в меру своих ограниченных сил, говорил в ней о людях, об их горе, радости, заблуждениях, смерти, я писал о любви к людям и о сострадании к людям.

В книге моей есть горькие, тяжелые страницы, обращенные к нашему недавнему прошлому, к событиям войны. Может быть читать эти страницы нелегко. Но, поверьте мне, — писать их было тоже нелегко. Но я не мог не

написать их.

Я начал писать книгу до XX съезда партии, ещё при жизни Сталина. В эту пору, казалось, не было ни тени надежды на публикацию книги. И всё же я писал ее.

Ваш доклад на XX съезде придал мне уверенности. Ведь мысли писа­теля, его чувства, его боль есть частица общих мыслей, общей боли, общей правды... Редактор журнала «Знамя»..., а также руководители Союза пи­сателей..., прочитавшие рукопись, сказали мне, что печатать книгу нельзя, вредно. Но при этом они не обвиняли книгу в неправдивости».

С1. Укажите хронологические рамки периода описанных событий и фамилию руководителя, которому было адресовано письмо ав­тора.

С2. На основе текста письма и знаний по курсу истории, назовите какие события «недавнего прошлого, войны» могли быть отра­жены писателем на «горьких, тяжёлых страницах» книги, ко­торые не позволяли надеяться на её публикацию при Сталине. Приведите не менее трёх положений, отражающих эти события.



2016-09-16 3294 Обсуждений (0)
Тема 10. ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)