Тема 10. ХРУЩЁВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»
№ 112. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина. Какие направления развития были осуществлены? Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества. Какие причины определили осуществление этих направлений? Укажите не менее двух причин. №113. Ниже приведены две точки зрения по вопросу о значении «оттепели» Н. С. Хрущёва: 1. «Оттепель» была первой попыткой реформирования общественной системы, сложившейся в СССР в 1930-е гг., освобождения ее от наиболее одиозных элементов, она не была последовательной, целостной, но она внесла существенные изменения в духовную атмосферу. 2. Политика «оттепели» потерпела крах и не оказала существенного влияния на развитие страны. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.
№ 114. Из статьи Александра Бовина «Страна жаждала перемен». «[Он] метался. Со свойственной ему импульсивностью то громил художников-«абстракционистов», ругал Евтушенко и Вознесенского, давал команду ударить по «ревизионистам», остановить нарастающий поток критики сталинизма, то — как это было на XXII съезде — снова начинал яростные атаки на Сталина... Столь же импульсивный, взрывной, часто непродуманный характер имела [его] реформаторская деятельность... Он многое начал делать для того, чтобы вывести сельское хозяйство из прорыва, модернизировать промышленность, улучшить жизнь людей. Стала меняться атмосфера в стране. Но его постоянно заносило. Кукуруза — прекрасная вещь. Но выращивать её в Архангельской области значило дискредитировать идею. Сделать более конкретным, эффективным партийное руководство промышленностью и сельским хозяйством — полезное дело. Но разъединять партию и её аппарат означало рубить сук, на котором сидишь. Подвела его и традиционная, воспитанная в сталинские годы вождистская психология, неготовность принять коллективное руководство... Борец с культом личности сам стал его жертвой... Величие [его] в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечивание социализма». С1. Назовите фамилию советского руководителя, которому посвящена статья А. Бовина, и годы, когда он находился во главе партии и государства. С2. Укажите причину, которая, по мнению автора статьи, помешала руководителю страны довести преобразования до логического завершения. Приведите не менее двух затеянных и не доведенных им до конца начинаний. С3. Назовите не менее трёх бесспорных достижений, приводимых автором или известных вам из курса истории, относящихся к эпохе этого руководителя. № 115. Из интервью А.А. Вознесенского. «Думаю, одна из ошибок Хрущёва в том, что он не доверял интеллигенции. Все свои обиды за хозяйственные неудачи он вымещал не на своих соратниках, а на художниках и поэтах. Помню в зале обескураженное лицо Олега Ефремова, Ю. Завадского, когда он на меня кричал. Мне рассказывали, как Хрущёв топал ногами на тоненькую Алигер. .Как крохотная старушка Шагинян ушла пешком с его дачи, выдернув из ушей слуховой аппарат, чтобы не слышать того, что премьер кричал ей вслед... Мало читая сам, он оценивал с чужих слов, доверился наушникам и интриганам. Трагедия с романом «Доктор Живаго» написана ими же. Хрущёв не доверял демократизации, не позволял народу самому судить о сталинских преступлениях, он разрешал это лишь себе в кругу высшей элиты. Хрущёв — в истории фигура трагичная... Я год скитался по стране. Где только не скрывался; до меня доносились гулы собраний, на которых меня прорабатывали, требовали покаяться разносные статьи... ...Через год, будучи на пенсии, Хрущёв передал мне, что сожалеет о случившемся и о травле, что потом последовала. Я ответил, что не держу на него зла. Ведь главное, что после пятьдесят шестого года были освобождены люди». С1. Как называется период в истории советской культуры, предшествовавший «травле» писателей, поэтов, художников, о которой пишет А.А. Вознесенский? Укажите не менее двух деятелей советской литературы и других сфер искусства, чьи фамилии не названы А.А. Вознесенским в интервью, но которые тоже подверглись критике, преследованиям в хрущёвские времена. С2. Используя знание курса, приведите не менее трёх положений, которые раскрывают противоречивый характер социально-экономической политики Н.С. Хрущёва. С3. В чём поэт А.А. Вознесенский видит причины «трагичности фигуры Хрущёва»? Назовите не менее трёх причин. № 116. Из письма писателя В.С. Гроссмана Первому секретарю ЦК КПСС. «Я отдал рукопись моего романа «Жизнь и судьба» в редакцию журнала «Знамя»... Я писал в своей книге то, что считал и продолжаю считать правдой, писал лишь то, что продумал, прочувствовал, перестрадал. Моя книга не есть политическая книга. Я, в меру своих ограниченных сил, говорил в ней о людях, об их горе, радости, заблуждениях, смерти, я писал о любви к людям и о сострадании к людям. В книге моей есть горькие, тяжелые страницы, обращенные к нашему недавнему прошлому, к событиям войны. Может быть читать эти страницы нелегко. Но, поверьте мне, — писать их было тоже нелегко. Но я не мог не написать их. Я начал писать книгу до XX съезда партии, ещё при жизни Сталина. В эту пору, казалось, не было ни тени надежды на публикацию книги. И всё же я писал ее. Ваш доклад на XX съезде придал мне уверенности. Ведь мысли писателя, его чувства, его боль есть частица общих мыслей, общей боли, общей правды... Редактор журнала «Знамя»..., а также руководители Союза писателей..., прочитавшие рукопись, сказали мне, что печатать книгу нельзя, вредно. Но при этом они не обвиняли книгу в неправдивости». С1. Укажите хронологические рамки периода описанных событий и фамилию руководителя, которому было адресовано письмо автора. С2. На основе текста письма и знаний по курсу истории, назовите какие события «недавнего прошлого, войны» могли быть отражены писателем на «горьких, тяжёлых страницах» книги, которые не позволяли надеяться на её публикацию при Сталине. Приведите не менее трёх положений, отражающих эти события.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |