Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические технологии



2016-09-16 509 Обсуждений (0)
Педагогические технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическая технология – это конкретное, обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполняемой цели обучения, воспитания и развития. «Технология» от греч. techne –искусство, ремесло, наука; logos понятие, учение. Иными словами, технологии обучения, основаны на научном подходе, диагностичной конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности учащихся.

Особенности традиционных технологий обучения:

· передача готовых известных знаний;

· усредненный общий темп изучения материала;

· единый усредненный объем знаний, получаемых в готовом виде через педагога без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате чего студенты «разучиваются думать»;

· преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

· затрудненность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

· преобладание нагрузки на память, а в будущей профессиональной деятельности необходимо творческое мышление.

Программированное обучение.

Учитывает три закона научения, открытые Б.Скиннером и его последователями по формуле S-R-P.

1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между S и R сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций.

2. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между S и R, тем она прочнее.

3. Закон готовности: на каждой связи S-Rлежит отпечаток нервной системы и ее индивидуального, специфического состояния.

В основу ПО Скиннер положил два требования: - уйти от контроля к самоконтролю; -перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Программы обучения:

· линейные – обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности. (Скиннер)

· разветвленные – если допускается ошибка, то учащемуся дается возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала. Получается, что учащийся идет к цели обучения различными путями в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Учащиеся могут идти по основной ветви программы, либо уходить на «боковые» для лучшего усвоения материала и снова возвращаться на основной «ствол» (Краудер).

· адаптивные – возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) программы путем учета предыдущих ответов и ошибок учащихся. В основу адаптивной программы заложена возможность изменения способа подачи материала, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характера вопросов.

Разработанная обучающая программа может быть реализована с помощью ЭВМ или программированных учебников.

Достоинства ПО: дозированность учебного материала, активная самостоятельная работа учащихся, постоянный контроль усвоения, индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, возможность использования технических средств обучения. ПО полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий.

Проблемное обучение.

Способствует развитию творческих способностей. Поэтому проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Педагог не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Новые знания даются не для сведения, а для решения проблемы или ряда проблем. Решение проблемы требует творческого мышления. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистервег). Проблемное обучение учит думать самостоятельно через выдвижение гипотез, их обоснования и проверку: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение.

Проблемное обучение формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

Условия успешности проблемного обучения:

1. обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

2. обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотнесение известного и неизвестного).

3. значимость информации для учащихся;

4. необходимость доброжелательного диалогического общения учащихся с педагогом, когда с вниманием и пониманием, а также с поощрением относятся ко всем мыслям и гипотезам.

Психолого-педагогические цели проблемного обучения:

1. развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

2. усвоение учащимися знаний, умений. добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

3. воспитание активной творческой личности учащегося. умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

4. развитие профессионального проблемного мышления.

Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления.

Формы проблемного мышления

1. Проблемное изложение (монологическое или диалогическое – педагог самостоятельно ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся мысленно включаются в поиск);

2. Частично поисковая деятельность (выполнение эксперимента, лабораторная работа, проблемный семинар, эвристическая беседа). Педагог продумывает систему проблемных вопросов, которые вызовут интеллектуальные затруднения и потребуют целенаправленного мыслительного поиска, т.к. имеющейся базы знаний будет недостаточно. педагог продумывает и подсказки и наводящие вопросы, и сам подытоживает главное, опираясь на ответы учащихся. Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры, когда небольшие рабочие группы доказывают друг другу преимущество своей концепции или метода.

3. самостоятельная исследовательская деятельность – самостоятельное формулирование проблемы и ее решение (курсовая и дипломная работы).

Принцип проблемного содержания обучения м.б. реализован в форме учебных деловых игр.

Педагогическая суть деловых игр активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущих специалистов, внести дух творчества в обучение, приблизить к профориентационному.

Начинаются игры с имитационных упражнений, цель которых, в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, т.е. в имитационном упражнении уже есть элемент проблемности.

После имитационных упражнений можно переходить к ролевым или деловым играм.

В учебном процессе это ролевые игры. Т.к. деловые – это проигрывание ситуации специалистами. Цель ролевых игр – сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе. Социальная значимость игр – развитие коллективных форм общения.

Используются игровые элементы двух типов:

· общие ситуационные задачи по психологии и этике управления, связанные с решением проблем и конфликтов;

· узкоспециальные задачи, связанные с содержанием того или иного профилирующего предмета.

Задачи преподавателя:

· отобрать необходимые ситуации-иллюстрации на конкретном материале и ситуации-проблемы;

· подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого, можно с подсказкой о характере его деятельности;

· подобрать подгруппы учащихся (3-4 человека);

· поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказать свою точку зрения в ролях;

· продумать предполагаемые ответы и реплики;

· проявлять к учащимся интерес, постоянное внимание.

В деловой игре могут использоваться все дидактические методы.

Положительные стороны ролевых игр:

· высокая мотивация учащихся, эмоциональная насыщенность процесса;

· подготовка к профессиональной деятельности, формирование знаний-умений;

· послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

· оперативная связь (внешняя и внутренняя);

Отрицательные стороны:

· высокая трудоемкостьподготовки;

· педагог должен быть внимательным и доброжелательным;

· педагог должен быть актером и выдерживать большую напряженность;

· неготовность учащихся к работе в деловой игре;

· невладение педагогом способом проведения деловой игры;

Принципы организации деловой игры:

· разделение на группы по 3-8 человек;

· неограниченное количество групп-участниц;

· четкое представление каждого члена групп о своих обязанностях;

· деловая игра должна быть ограничена по времени;

· обязательный анализ игры после ее завершения.

Эффективность:

· познавательная:ознакомление с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;

· воспитательная:коллективная работа; определение степени участия каждого в работе, взаимосвязь участников, формирование критичности, сдержанности, уважения к мнению других, внимательность к другим;

· развивающая:развивается логическое мышление, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии;

Модульное обучение и рейтинг-контроль.Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основа для формирования модулей – рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой или блоком взаимосвязанных тем. Характеристики модуля:

· В модуле все измеряется, оценивается (задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый контроль знаний).

· Четко определяются цели обучения, задачи и уровни изучения, называются навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся.

· Все заранее запрограммировано: последовательность изучения материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми надо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения.

· Число модулей зависит от предмета и желаемой частоты контроля.

· Модуль связан с рейтинговой системой контроля: чем он важнее и крупнее, тем больше число баллов.

· На основе понятийной базы составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль (в тестовой форме).

· По результатам теста даются рекомендации учащимся.

· По количеству баллов учащийся судит о собственной успешности в овладении учебным материалом.

· Модуль содержит познавательную (теоретические знания) и учебно-профессиональные части (умения и навыки на основе знаний). Соотношение этих частей должно быть оптимальным.

· Контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным или содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач).

Рейтинговый контроль:

· предварительный, текущий, итоговый;

· текущий является средством обучения и обратной связи;

· развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

· любой контроль развивает навыки самооценки работы и самоконтроля;

· с самого начала работы учащийся получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу, перечень заданий и шкалу баллов по трем уровням, критерии получения той или иной оценки или зачета.

· учитываются поощрительные и штрафные баллы (за нарушение сроков выполнения).

Контроль знаний является механизмом выявления и оценки результатов усвоения знаний. Его основное назначение – обеспечение обратной связи, осведомление об уровне усвоения знаний и их соответствии цели педагога. контроль связан с целями обучения. эффективность контроля и оценки зависит от того, насколько корректно заданы нормы. Педагогическая оценка выполняет две главные функции: ориентирующую и стимулирующую (Б.Г.Ананьев). Она - показатель уровня достигнутых знаний и побудительное воздействие на аффективно-волевую сферу.

Контроль знаний: внешний (контроль преподавателя за деятельностью учащегося) может быть текущим, промежуточным и итоговым, взаимоконтроль учащихся и самоконтроль.

Формы контроля:

  1. Устный и письменный. Их преимущества как традиционных: позволяют получить логически обоснованный ответ, выявить достигнутый уровень усвоения материала.
  2. Стандартизированный контроль (тестовая методика): 3 способа ответа:
  • выборочный (вопрос и несколько вариантов ответа);
  • результативный (результат решения задачи, ход решения)
  • конструктивный ((конструирование ответа обучающимся)
  1. Деловая игра может быть элементом контроля знаний. В промежуточном контроле знаний можно использовать игровые моменты, т.е. ситуационную игру.
  2. Экспресс-опрос (необходим хронометраж времени) может иметь следующие варианты: единое задание для всех, задания по вариантам, индивидуальные карточки. Вопросы могут быть закрытыми (уточняющими) и в виде теста (поиск ответа между вариантами). В сложных темах лучше применять вопросы открытого типа, которые позволяют проверить степень готовности или усвоения материала.
  3. Коллоквиум – можно использовать как промежуточный контроль, где вопросы должны быть заранее известны, и выдаваться на практических занятиях.
  4. как итоговый контроль в практике используются зачетно-экзаменационная форма, научно-исследовательская работа, творческие проекты т.д.

Коллоквиумы (от лат. colloquium - разговор, беседа) проводятся как собеседования по некоторым вопросам учебного курса. Круг вопросов для собеседования определяется преподавателем заранее, учащимся сообщается основная и дополнительная литература. Коллоквиум призван выявить, как работают учащиеся по изучению вопросов, что прочитали, как поняли, какие трудности встретили в изучении поставленных вопросов. Преподаватель в ходе коллоквиума дает общую оценку проделанной работы, она не выражается в отметке. а носит прежде всего содержательный характер, это оценка хода и сущности проделанной работы.

Зачеты рассматриваются как вид проверки и учета знаний по разделам учебных курсов, особенно по их практической части. Могут проводиться в самых различных формах: собеседования преподавателя с учащимися по теоретическому материалу, по итогам практических работ, наблюдений и т.д. Зачет может быть принят преподавателем на основе выполненных практических работ, а также его текущих наблюдений за работой учащихся.

Экзамены отличаются от всех других форм проверки двумя особенностями: преобладанием в них контрольной функции и направленностью на проверку теоретических знаний учащихся и студентов.

Широко используется методы текущей проверки учебно–позновательной деятельности: устный вопрос, письменные вопросы, разнообразные практические задания, упражнения.

В учебный процесс постепенно входят и оправдавшие себя формы письменной проверки: отчет, контрольный срез, письменная контрольная работа, сочинение и т.д. Это простые формы проверки. К более сложным относятся: реферат, курсовая работа, дипломная работа. Следует отметить, что если простым формам письменной проверки присущи главным образом контролирующие функции, то рефераты, курсовые и дипломные работы не могут полностью отнесены только к формам проверки знаний, они – важные формы обучения, приобщения студентов к научно-исследовательскому поиску.



2016-09-16 509 Обсуждений (0)
Педагогические технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (509)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)