Педагогические технологии
Педагогическая технология – это конкретное, обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполняемой цели обучения, воспитания и развития. «Технология» от греч. techne –искусство, ремесло, наука; logos понятие, учение. Иными словами, технологии обучения, основаны на научном подходе, диагностичной конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности учащихся. Особенности традиционных технологий обучения: · передача готовых известных знаний; · усредненный общий темп изучения материала; · единый усредненный объем знаний, получаемых в готовом виде через педагога без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате чего студенты «разучиваются думать»; · преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания; · затрудненность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала; · преобладание нагрузки на память, а в будущей профессиональной деятельности необходимо творческое мышление. Программированное обучение. Учитывает три закона научения, открытые Б.Скиннером и его последователями по формуле S-R-P. 1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между S и R сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций. 2. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между S и R, тем она прочнее. 3. Закон готовности: на каждой связи S-Rлежит отпечаток нервной системы и ее индивидуального, специфического состояния. В основу ПО Скиннер положил два требования: - уйти от контроля к самоконтролю; -перевести педагогическую систему на самообучение учащихся. Программы обучения: · линейные – обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности. (Скиннер) · разветвленные – если допускается ошибка, то учащемуся дается возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала. Получается, что учащийся идет к цели обучения различными путями в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Учащиеся могут идти по основной ветви программы, либо уходить на «боковые» для лучшего усвоения материала и снова возвращаться на основной «ствол» (Краудер). · адаптивные – возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) программы путем учета предыдущих ответов и ошибок учащихся. В основу адаптивной программы заложена возможность изменения способа подачи материала, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характера вопросов. Разработанная обучающая программа может быть реализована с помощью ЭВМ или программированных учебников. Достоинства ПО: дозированность учебного материала, активная самостоятельная работа учащихся, постоянный контроль усвоения, индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, возможность использования технических средств обучения. ПО полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Проблемное обучение. Способствует развитию творческих способностей. Поэтому проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Педагог не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Новые знания даются не для сведения, а для решения проблемы или ряда проблем. Решение проблемы требует творческого мышления. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистервег). Проблемное обучение учит думать самостоятельно через выдвижение гипотез, их обоснования и проверку: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение. Проблемное обучение формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач. Условия успешности проблемного обучения: 1. обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; 2. обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотнесение известного и неизвестного). 3. значимость информации для учащихся; 4. необходимость доброжелательного диалогического общения учащихся с педагогом, когда с вниманием и пониманием, а также с поощрением относятся ко всем мыслям и гипотезам. Психолого-педагогические цели проблемного обучения: 1. развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; 2. усвоение учащимися знаний, умений. добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 3. воспитание активной творческой личности учащегося. умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; 4. развитие профессионального проблемного мышления. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Формы проблемного мышления 1. Проблемное изложение (монологическое или диалогическое – педагог самостоятельно ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся мысленно включаются в поиск); 2. Частично поисковая деятельность (выполнение эксперимента, лабораторная работа, проблемный семинар, эвристическая беседа). Педагог продумывает систему проблемных вопросов, которые вызовут интеллектуальные затруднения и потребуют целенаправленного мыслительного поиска, т.к. имеющейся базы знаний будет недостаточно. педагог продумывает и подсказки и наводящие вопросы, и сам подытоживает главное, опираясь на ответы учащихся. Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры, когда небольшие рабочие группы доказывают друг другу преимущество своей концепции или метода. 3. самостоятельная исследовательская деятельность – самостоятельное формулирование проблемы и ее решение (курсовая и дипломная работы). Принцип проблемного содержания обучения м.б. реализован в форме учебных деловых игр. Педагогическая суть деловых игр – активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущих специалистов, внести дух творчества в обучение, приблизить к профориентационному. Начинаются игры с имитационных упражнений, цель которых, в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, т.е. в имитационном упражнении уже есть элемент проблемности. После имитационных упражнений можно переходить к ролевым или деловым играм. В учебном процессе это ролевые игры. Т.к. деловые – это проигрывание ситуации специалистами. Цель ролевых игр – сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе. Социальная значимость игр – развитие коллективных форм общения. Используются игровые элементы двух типов: · общие ситуационные задачи по психологии и этике управления, связанные с решением проблем и конфликтов; · узкоспециальные задачи, связанные с содержанием того или иного профилирующего предмета. Задачи преподавателя: · отобрать необходимые ситуации-иллюстрации на конкретном материале и ситуации-проблемы; · подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого, можно с подсказкой о характере его деятельности; · подобрать подгруппы учащихся (3-4 человека); · поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказать свою точку зрения в ролях; · продумать предполагаемые ответы и реплики; · проявлять к учащимся интерес, постоянное внимание. В деловой игре могут использоваться все дидактические методы. Положительные стороны ролевых игр: · высокая мотивация учащихся, эмоциональная насыщенность процесса; · подготовка к профессиональной деятельности, формирование знаний-умений; · послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний; · оперативная связь (внешняя и внутренняя); Отрицательные стороны: · высокая трудоемкостьподготовки; · педагог должен быть внимательным и доброжелательным; · педагог должен быть актером и выдерживать большую напряженность; · неготовность учащихся к работе в деловой игре; · невладение педагогом способом проведения деловой игры; Принципы организации деловой игры: · разделение на группы по 3-8 человек; · неограниченное количество групп-участниц; · четкое представление каждого члена групп о своих обязанностях; · деловая игра должна быть ограничена по времени; · обязательный анализ игры после ее завершения. Эффективность: · познавательная:ознакомление с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере; · воспитательная:коллективная работа; определение степени участия каждого в работе, взаимосвязь участников, формирование критичности, сдержанности, уважения к мнению других, внимательность к другим; · развивающая:развивается логическое мышление, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии; Модульное обучение и рейтинг-контроль.Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основа для формирования модулей – рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой или блоком взаимосвязанных тем. Характеристики модуля: · В модуле все измеряется, оценивается (задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый контроль знаний). · Четко определяются цели обучения, задачи и уровни изучения, называются навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся. · Все заранее запрограммировано: последовательность изучения материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми надо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. · Число модулей зависит от предмета и желаемой частоты контроля. · Модуль связан с рейтинговой системой контроля: чем он важнее и крупнее, тем больше число баллов. · На основе понятийной базы составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль (в тестовой форме). · По результатам теста даются рекомендации учащимся. · По количеству баллов учащийся судит о собственной успешности в овладении учебным материалом. · Модуль содержит познавательную (теоретические знания) и учебно-профессиональные части (умения и навыки на основе знаний). Соотношение этих частей должно быть оптимальным. · Контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным или содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач). Рейтинговый контроль: · предварительный, текущий, итоговый; · текущий является средством обучения и обратной связи; · развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции; · любой контроль развивает навыки самооценки работы и самоконтроля; · с самого начала работы учащийся получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу, перечень заданий и шкалу баллов по трем уровням, критерии получения той или иной оценки или зачета. · учитываются поощрительные и штрафные баллы (за нарушение сроков выполнения). Контроль знаний является механизмом выявления и оценки результатов усвоения знаний. Его основное назначение – обеспечение обратной связи, осведомление об уровне усвоения знаний и их соответствии цели педагога. контроль связан с целями обучения. эффективность контроля и оценки зависит от того, насколько корректно заданы нормы. Педагогическая оценка выполняет две главные функции: ориентирующую и стимулирующую (Б.Г.Ананьев). Она - показатель уровня достигнутых знаний и побудительное воздействие на аффективно-волевую сферу. Контроль знаний: внешний (контроль преподавателя за деятельностью учащегося) может быть текущим, промежуточным и итоговым, взаимоконтроль учащихся и самоконтроль. Формы контроля:
Коллоквиумы (от лат. colloquium - разговор, беседа) проводятся как собеседования по некоторым вопросам учебного курса. Круг вопросов для собеседования определяется преподавателем заранее, учащимся сообщается основная и дополнительная литература. Коллоквиум призван выявить, как работают учащиеся по изучению вопросов, что прочитали, как поняли, какие трудности встретили в изучении поставленных вопросов. Преподаватель в ходе коллоквиума дает общую оценку проделанной работы, она не выражается в отметке. а носит прежде всего содержательный характер, это оценка хода и сущности проделанной работы. Зачеты рассматриваются как вид проверки и учета знаний по разделам учебных курсов, особенно по их практической части. Могут проводиться в самых различных формах: собеседования преподавателя с учащимися по теоретическому материалу, по итогам практических работ, наблюдений и т.д. Зачет может быть принят преподавателем на основе выполненных практических работ, а также его текущих наблюдений за работой учащихся. Экзамены отличаются от всех других форм проверки двумя особенностями: преобладанием в них контрольной функции и направленностью на проверку теоретических знаний учащихся и студентов. Широко используется методы текущей проверки учебно–позновательной деятельности: устный вопрос, письменные вопросы, разнообразные практические задания, упражнения. В учебный процесс постепенно входят и оправдавшие себя формы письменной проверки: отчет, контрольный срез, письменная контрольная работа, сочинение и т.д. Это простые формы проверки. К более сложным относятся: реферат, курсовая работа, дипломная работа. Следует отметить, что если простым формам письменной проверки присущи главным образом контролирующие функции, то рефераты, курсовые и дипломные работы не могут полностью отнесены только к формам проверки знаний, они – важные формы обучения, приобщения студентов к научно-исследовательскому поиску.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (509)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |