Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы педагогических технологий



2016-09-16 1221 Обсуждений (0)
Основные принципы педагогических технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогичес­кие технологии используют общеизвестные дидак­тические принципы. Однако они имеют и свои, присущие именно им принципы. Таковыми яв­ляются:

1. Целостность, т. е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и систем­ность, с другой. При этом системность понимается как в плане преподнесения самой дисциплины, так и в широком смысле, в плане целостной систе­мы образования со всеми ее частями

2. Фундаментальность, т. е. сущностный подход, основанный на обучении крупными блоками базовому, основному содержанию дисциплины. Фундаментализацию обучения обычно понимают как обучение студентов естественно-математическим дисциплинам. Но это понятие за­ключает в себе значительно более широкий смысл, а именно: каждая дисциплина содержит в себе базовую сущностную информацию, на основе кото­рой можно расширять знания в данной области, пополнять их самостоятельно, может быть, в тече­ние всей жизни, т. е. в каждой дисциплине есть те знания, которые образуют ее фундамент, без этого фундамента невозможно построить все здание.

Кроме того, сущностный подход в обучении сле­дует рассматривать не только в плане одной дис­циплины, но и обязательно в плане межпредмет­ных связей с нацеленностью на задачи подготовки специалиста по конкретному профессиональному профилю. Сущностный подход неразрывно связан с обучением крупными блоками, которые снижают нагрузку на память и расширяют границы мышле­ния. Этот принцип, предложенный в 60-х годах болгарским врачом-психиатром Г. Лозановым , успешно используется преподавателем-новатором В. Ф. Шаталовым и его многочисленными последователями как в средней, так и в высшей школе.

В 80-е годы формула образования была: знать все о немногом, и немного обо всем. Она, как известно, себя не оправдала. 90-е годы породили новую формулу: знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность.

Таким образом, сущностный подход является основой фундаментализации. Он предполагает синергетический подход на основе синтеза естествен­ных, гуманитарных и технических наук.

3. Культуросообразность. Этот принцип, выд­винутый в XIX в. немецким педагогом Дистервегом, не утратил своей роли и до наших дней. Он означает, что обучать следует соответственно современному Уровню развития культуры. В средние века обу­чение велось с помощью лектора, стоящего за кафедрой. В наши дни этого для обучения далеко не достаточно. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры, в том числе и экономической. От нас требуется подготовка специалистов, которым придется работать в условиях рыночной экономики с ее экономической формулой: знать, уметь, хотеть, успевать.

4. Гуманитаризация и гуманизация обучения.

Эти термины имеют в своей основе общий корень (от -лат. Нитапиs — человечный, Нитапitas - человечество, человечность), но каждый из них несет в себе несколько специфическую смысловую нагрузку. Гуманитаризация связана с введением в число изучаемых в вузе дисциплин также и гуманитарных дисциплин, т. е. общественных наук (история, культурология, социология, психология, филология и др.), а гуманизация означает гуманный, т. е. человеческий, человеколюбивый подход. Иначе говоря, гуманитаризация - - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: все для человека, ради человека, во имя человека.

При проектировании педагогической технологии каждый преподаватель может и должен осуществлять этот принцип, ибо, рассматривая ту или иную проблему в области своей науки с точки зрения полезности ее для общества, раскрывая ее историческое значение и т.п., он вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения. Рассматривая проблемы экологичности и одновременно учитывая возможности и способности студентов, используя не авторитарную педагогику, а педагогику сотрудничества, он делает свою педагогическую технологию более гуманной, человечной, т. е. осуществляет принцип гуманизации обучения, что в свою очередь способствует формированию высоконравственного человека.

5. Обучать - исследуя, исследовать - обучая.Этотпринцип имеет две стороны.

С одной стороны, от каждого преподавателя вуза; требуется проводить исследования в области своей науки, привлекая к ним студентов. С другой стороны, преподаватель разрабатывает технологию обучения, опробует ее в учебном процессе, наблюдает, вносит коррективы, если это необходимо, т. е. и следует ее в течение учебного процесса. Эти две стороны преподавательской деятельности чрезвычайно важны как для повышения своего профессионального и педагогического мастерства, так и дл подготовки студентов к инженерной деятельности.

6 Непрерывность образования, т. е. подготовка студентов к необходимости совершенствовать свои профессиональные качества в течение все жизни. Научить на всю жизнь нельзя, ибо информация меняется и дополняется каждые 5—10 лет: Следовательно, этот принцип предусматривает, что преподаватель в своей технологии уделит достаточно внимания самостоятельной работе студентов, выполняя наказ К. Д. Ушинского «учить учиться», строя свою технологию с учетом дидактического принципа перехода от обучения к самообучению.

7. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность студентов, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются.

Таковы основные принципы педагогических технологий, т. е. исходные положения, реализация которых ведет преподавателя к овладению педагоги веским мастерством, а студентов — своей профессиональной деятельностью.



2016-09-16 1221 Обсуждений (0)
Основные принципы педагогических технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы педагогических технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)