Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические функции государства. Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно



2016-09-16 487 Обсуждений (0)
Экономические функции государства. Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества. В чем же состоят основные функции или основные направления воздействия государства на экономику в современных условиях?

1. Формирование правовой основы экономической деятельности. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает, "как можно и как нельзя" поступать субъектам хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, права производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций и многое другое. Юридические нормы имеют смысл только тогда, когда они действенны. Поэтому государство должно организовать контроль за соблюдением "правил игры" участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушения хозяйственного законодательства могут быть связаны с несоблюдением условий поставки товаров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распространением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами.


240 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Деятельность государства в сфере хозяйственного законодательства создает одну из важных предпосылок для нормальной работы отдельных экономических субъектов и национальной экономики в целом. Это условие спокойного и уверенного ведения домашними хозяйствами, предприятиями своих дел. Конечно, отдельным субъектам эта система может приносить и неудобства, и экономические потери, но в целом она бесспорно выгодна обществу. Она — преграда стихийности, признак цивилизованности в сотрудничестве людей.

2. Защита и развитие конкуренции.Наличие конкуренции составляет одно из основных условий эффективного функционирования рынка. Потенциал свободного предпринимательства наилучшим образом реализуется в интересах потребителей только при наличии конкурентной борьбы. Фактор конкуренции производителей создает возможность свободного выбора для потребителей, чем обеспечивается их влияние на продавцов товаров. Вместе с тем, среди участников рыночных отношений проявляются желания и действия, направленные на ограничение или даже устранение экономического соперничества. Завоевание каким-либо продавцом монопольного положения на рынке меняет расклад сил в отношениях "продавец—покупатель": продавец получает возможность диктовать свои условия, у него снижается интерес к сокращению издержек, научно-техническому обновлению производства, маркетинговой деятельности. Таким образом, в экономике снижается степень эффективности использования экономических ресурсов. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается во внешней помощи. Такую помощь ему оказывает государство, проводя мероприятия по защите и развитию конкуренции, которые нередко еще называют антимонопольной политикой.

3. Организация производства товаров и услуг общественного пользования. В системе смешанной экономики частные производители не могут или не хотят заниматься созданием определенных товаров и услуг. Они либо не берутся за их производство вообще, либо не обеспечивают достаточного их предложения. К ранее приводившимся примерам можно добавить строительство и обслуживание трубопроводов, национальную оборону и внутреннюю безопасность граждан, услуги образования, медицины, культуры, крупные научные исследования и другие. Такие блага принято называть товарами и услугами общественного пользования: их созданием занимается государство, так как они не производятся или производятся в недостаточных количествах в рамках рыночной системы. Государство целенаправленно "забирает" у рынка производство ряда товаров и услуг (образование, медицинское обслуживание и т. д.), полагая, что заниматься ими в рамках государственного сектора выгоднее для


Глава 15. Национальная политика. Экономическая роль государства 241

 

общества. Причины, по которым рынок отказывает во внимании некоторым товарам и услугам, связаны со следующим:

а) невозможностью взять плату за товар или услугу от всех, кто ими пользуется. В темное время суток находиться на улицах предпочтительней при наличии их освещения. Как известно, заботу эту берет на себя государство, точнее — местные органы власти. Скажите, если бы это делала частная компания, смогла бы она получать плату от всех, кто извлекает пользу от уличного освещения? Очевидно, что нет;

б) длительным сроком окупаемости издержек. Практически в любой стране сегодня выделяются средства на борьбу с таким чрезвычайно опасным заболеванием, как СПИД. Врачи, ученые ищут, в частности, способы его излечения. Никто не может сегодня даже приблизительно сказать, когда они будут найдены. А кто возьмется за расчеты возможной окупаемости вложенных средств? В реализации программ участвуют, наряду с государственными, и частные вложения, но как благотворительные, гуманитарные взносы. Частный капитал весьма скромно идет в хозяйственные проекты с отдаленным сроком окупаемости.

4. Перераспределение доходов. Перераспределение состоит в том, что государство с помощью налоговой системы "отбирает" часть доходов у населения и предприятий и передает их определенным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них —трансферные платежи, которые прямо формируют денежные доходы пенсионеров, инвалидов, безработных, студентов, временно неработающих из-за болезни и т. д. Другой — удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных доплат (дотаций) их производителям. Это означает, что потребители, получая некоторые товары и услуги, не оплачивают полностью их стоимость. Какую-то часть за них доплачивает государство. В качестве примеров в Украине можно назвать предоставление коммунальных услуг населению, проезд в городском транспорте, реализацию некоторых видов лекарств, продовольствия, детского питания на молочных кухнях и т. д. Государство может и полностью освободить от оплаты некоторых товаров и услуг отдельные категории населения (например, пенсионеров, инвалидов). Получая товары и услуги с частичной личной оплатой или без нее, эти люди увеличивают свои реальные доходы, т. е. то количество товаров и услуг, которыми они могут воспользоваться.

5. Учет побочных (внешних) эффектов. Производитель и потребитель являются двумя сторонами в любой экономической сделке. На них приходятся и издержки, и выгоды, связанные с созданием и потреблением объекта их взаимоотношений — товара или услуги. Однако нередко эти издержки и выгоды распределяются не только между непосредственными участниками, но и "достаются" третьей


242 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

стороне — в результате возникает побочный (внешний) эффект. Побочный (внешний) эффект (externalities) — это перемещение некоторых издержек или выгод, связанных с производством или потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями.

Итак, побочный эффект может быть как отрицательным, так и положительным для третьей стороны. Перемещение отрицательных издержек наиболее наглядно можно представить на примерах, связанных с загрязнением окружающей среды. Допустим, металлургическое предприятие г.Днепропетровска (рис. 15.3) продает металл машиностроительному предприятию г.Кировограда, получая за это определенный доход.

 

 

Рис. 15.3. Побочный (внешний) эффект

 

При этом металлургический завод не обеспечивает полную утилизацию выбросов в атмосферу: в результате жители этого города несут издержки, связанные с тем, что они дышат загрязненным воздухом, и это отрицательно сказывается на их здоровье. И никто им эти вынужденные издержки не компенсирует, если не произойдет эффективного


Глава 15. Национальная экономика. Экономическая роль государства 243

 

вмешательства государства, которое с помощью правовых и экономических инструментов может заставить металлургическое предприятие нести расходы на применение более эффективных систем защиты окружающей среды, совершенствование технологии и, тем самым, взять на себя действительно все издержки, связанные с производством данного товара. Его же реализация должна покрывать все понесенные издержки, если правильно рассчитывается рыночная ситуация.

Внешний эффект может иметь и положительный характер. Например, построив культурный центр, разбив вокруг него сквер с фонтаном, скамейками, детскими качелями, металлургическое предприятие предоставит прекрасные возможности для отдыха не только работникам своего предприятия, сюда будут приходить и работники других предприятий, которые будут получать благоприятный внешний эффект. Предоставление таких эффектов должно поощряться государством.

6. Осуществление макроэкономической стабильности. Ни одна национальная экономика не обладает абсолютной стабильностью. Для экономик характерны колебания в объемах национального производства, ценах, занятости. Государственная экономическая политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать: а) экономическому росту; б) стабильности цен; в) достижению полной занятости. Эти проблемы представляются весьма важными в макроэкономическом анализе, и поэтому в последующих главах (17, 18, 19) мы на них подробно остановимся.

 

Методы и формы государственного регулирования
экономики

Каким образом государство может воздействовать на поведение домашних хозяйств и предприятий? Используя довольно известные в практике управления на любом уровне, и в том числе — семьи, приемы: принуждение (прямое регулирование) и побуждение (косвенное регулирование).

Прямое регулирование экономических отношений государством (принуждение) предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов. К формам такого регулирования можно отнести определение минимальной заработной платы, порядка включения тех или иных затрат в себестоимость продукции, страховых отчислений, минимальных размеров уставных фондов различных предприятий, прямое определение цен и т.д. Принуждение ограничивает свободу действий экономических субъектов, оно непопулярно, вызывает нередко болезненную реакцию у людей. Но объективный, реалистический взгляд на вещи


244 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

требует признания неизбежности использования принуждения. Без него невозможно нормально организовать сотрудничество людей. Проблема заключается не в самом принуждении, а в масштабах его использования. Важно найти разумную меру, использовать принуждение в разумных дозах. Врачи знают, что именно дозой определяется разница между лекарством и ядом.

Косвенное регулирование экономических отношений государством (побуждение) предполагает воздействие на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется. Это непрямое воздействие, оно не строится на факторе "кнута", наказания, страха. Здесь используется мотив выгодности, рациональности того или иного поступка. Тигр в цирке прыгает сквозь горящее кольцо не потому, что он боится дрессировщика, а потому, что ожидает получить вознаграждение за именно такое действие. Государство не ограничивает свободу выбора экономического субъекта, но стремится склонить, заинтересовать его к принятию определенных решений. Для этого оно использует такие инструменты, как налоги, бюджетные расходы, кредитно-денежное регулирование, внешнеэкономическую политику и др.

 

Экономическая политика государства.
Общественный выбор

 

Экономическая политика государства — это принимаемые государством меры, направленные на решение экономических проблем общества. Как определяются эти меры? Чьи интересы они отражают? Какое влияние граждан страны на экономическую политику государства? Как они могут заявить о своих предпочтениях? Эти и другие подобные вопросы привлекают к себе в последнее время заметное внимание со стороны экономистов, политологов. В экономической науке появился новый раздел — теория "общественного выбора". Лидером этой экономической школы принято считать американского экономиста Джеймса Бьюкенена.

Теория "общественного выбора" (public choice) — это отрасль экономической науки, изучающая процесс принятия решений государством. Экономическая политика государства должна отражать общественный выбор, т. е. предпочтения граждан страны. Поскольку все люди не могут иметь одинаковые взгляды на то, как должна быть устроена экономическая жизнь общества, какие должны быть приняты государственные решения, — экономическая политика государства должна отражать интересы большинства.

Путь формирования и выражения общественного выбора очень сложен. Проблема сводится к двум основным моментам: 1) создание


Глава 15. Национальная экономика. Экономическая роль государства 245

 

возможностей для выявления общественных предпочтений; 2) организация практического учета общественных предпочтений.

Начнем с первого. Как каждый из нас может заявить о своих предпочтениях? В демократической стране можно определить следующие пути: во-первых, при избрании людей на государственные посты. Обычно претенденты выдвигают свои политические программы, В которых экономика занимает важнейшее место, избиратели знакомятся с ними и поддерживают или не поддерживают их, голосуя "за" или "против"; во-вторых, через деятельность политических партий. Каждая партия разрабатывает программные принципы деятельности, имеет экономические цели и проекты. Участвуя в деятельности той или иной партии, голосуя за какую-либо партию, человек тем самым высказывает свое отношение к определенным экономическим проблемам; в-третьих, через деятельность профсоюзов. Охват экономических проблем, которыми занимаются профсоюзы, довольно широкий. Экономические позиции профсоюзов обычно отражают экономические настроения очень больших групп людей; в-четвертых, через работу средств массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать); в-пятых, путем проведения референдумов по важнейшим вопросам.

Выявление общественных предпочтений нужно для того, чтобы каким-то образом на них реагировать, учитывать в экономической политике государства. Степень учета зависит от многих обстоятельств: например, от организации государственной власти в стране, от того, скажем, на сколько прочность нахождения в политическом кресле зависит от степени соответствия деятельности политика интересам и предпочтениям избирателей. Зависит она также от политической культуры, политических традиций. Политическая практика дает примеры того, когда, например, на стадии предвыборной борьбы даются одни обещания, а после победы конкретные действия имеют, мягко говоря, отличающийся характер. В целом же, в демократическом обществе создается гораздо больше шансов реализации в политических поступках общественных предпочтений. Однако не следует идеализировать политиков и полагать, что они всегда руководствуются общественными интересами, и только. Теория "общественного выбора" советует анализировать их действия так же, как и принятие экономических решений домашними хозяйствами и предприятиями. А последние, как известно, руководствуются прежде всего удовлетворением своих собственных интересов.


246 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Краткие выводы

 

1. Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики, среди признаков которой можно выделить: а) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда; б) общая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие объекты; в) общая система экономической защиты.

2. Национальная экономика должна стремиться к динамическому равновесию. Основными видами равновесия, поддержание которых является одной из важнейших проблем макроэкономической политики, являются: а) равновесие совокупного спроса и совокупного предложения; б) равновесие спроса и предложения денег; в) равновесие на рынке труда; г) равновесие доходов и расходов государства.

3. В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государственное управление. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана: а) потребностью поддержания условий саморегуляции экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками саморегулирования и необходимостью их преодоления; в) потребностью определенного перераспределения доходов, повышения доступности к некоторым товарам и услугам.

4. В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: а) формирование правовой основы экономической деятельности ("правил игры"); б) защита и развитие конкуренции; в) организация производства товаров и услуг общественного пользования; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэкономической стабилизации.

5. Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов, второе — воздействие на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется.

6. Экономическая политика государства — это принимаемые государством меры, направленные на решение экономических проблем общества. Теория "общественного выбора" — это


Глава 15. Национальная экономика. Экономическая роль государства 247

 

отрасль экономической науки, изучающая процесс принятия решений государством. Проблема общественного выбора включает два наиболее важных момента: а) создание возможности для выявления общественных предпочтений; б) организация практического учета общественных предпочтений.

 



2016-09-16 487 Обсуждений (0)
Экономические функции государства. Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические функции государства. Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)