Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эластичность спроса и предложения



2016-09-16 1177 Обсуждений (0)
Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Эластичность. Спрос эластичный и неэластичный. Прямая эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса по цене. Комбинация взаимодополняющих и взаимозаменяемых товаров. Закон Гиффена. Перекрестная эластичность спроса по доходу (первый закон Э. Энгеля). Эластичность предложения.

Вспомним, что и в спросе, и в предложении существуют две переменные: цена<=>спрос, предложение<=>цена.

Эластичность - способность одной переменной изменяться под влиянием изменения другой переменной.

Спрос и цена

Эластичность спроса относительно цены показывает, как изменяется спрос на определенный товар при изменении его цены на 1 %. Ценовая эластичность характеризует реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, показывает, как поведут себя покупатели при изменении цены в ту или иную сторону.

Данное определение выражает формула

Ед = Процентное изменение спроса / Процентное изменение цены = %ΔQ/%ΔP.

То же выражение можно записать иначе:

Ед = (ΔQ/Q) / (ΔР/Р) = (Q1 –Q0) / Q0 / (P1 – P0) / P0,

 

где Eд - коэффициент эластичности;

Q0 - спрос на товар до изменения цены;

Q1 - спрос на товар после изменения цены.

 

Коэффициент эластичности спроса относительно цены всегда отрицательный, поскольку спрос и цена меняются в противоположном направлении.

Ценовая эластичность позволяет потребителям прогнозировать свои расходы, отчего зависит ценовая тактика производителей.

Эластичность спроса на разные товары неодинакова. Если небольшое изменение в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным (Е> 1).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называют неэластичным (Е<1).

Согласно формуле Е= %ΔQ/%ΔP, спрос будет эластичным, если данное процентное изменение цены приведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Пример.Снижение цены на 3% вызывает увеличение спроса на 6% (спрос эластичный), или снижение цены на 6 % приводит к росту спроса на 2% (спрос неэластичный). Коэффициент эластичности в данном случае равен 1/3 (2/6).

Ситуация, когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, называется спросом с единичной эластичностью.

Пример.Снижение цены на 6% приводит к росту спроса на 6%.Коэффициент эластичности E равен 1.

В экономике крайне редки случаи, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Такой спрос называется совершенно неэластичным.

Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос можно изобразить графически (рис. 13).

Рис. 13.Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос

 

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной линии.

Как правило, неэластичен спрос на жизненно необходимые товары и услуги, или не имеющие заменителей, или если доля расхода потребителей на них крайне незначительна.

На товары, имеющие заменители или выступающие предметом роскоши, спрос эластичный.

Ценовая эластичность зависит от следующих факторов.

1. Жизненная необходимость. Если повысились цены на основные предметы питания (хлеб, молоко, сахар, масло, лекарства), то мы будем вынуждены согласиться с такими ценами: речь идет о товарах неэластичного спроса. Если подорожали предметы роскоши, без которых можно прожить (золото, шубы, картины и т. д.), спрос на такие товары неэластичен и произойдет его сокращение. Изменение спроса при изменении цены на более дешевые товары относительно эластично, поскольку у них, как правило, есть заменители. Спрос на дорогие товары более эластичен, чем на дешевые.

2. Наличие товаров-заменителей (субститутов). Чем больше близких субститутов (хлеб белый, черный), тем выше ценовая эластичность. При данных субститутах (книга, театр) реакция спроса на удорожание товара будет незначительной (при условии неизменности Цен на товары-заменители).

3. Информированность потребителей. Чем больше информации о ценах на товары и наличии заменителей, тем эластичнее спрос.

4. Удельный вес затрат в расходах потребителей. Доходы граждан ограниченны. Цены ряда товаров незначительны по отношению к доходам потребителей. Если поднять с 50 до 60 копеек (на 20 %) цену коробка спичек, их потребление не уменьшится. Спички - товар неэластичного спроса. Но есть крайне важные и не имеющие заменителей товары: так, при увеличении цены на соль спрос на нее остается неизменным. Соль - товар совершенно неэластичный.

Однако повышение цен на мясные и молочные продукты приведет к снижению их потребления, поскольку такие товары по отношению к доходу многих наших сограждан стоят дорого и дальнейшее подорожание сделает мясо и молоко еще более эластичным по цене.

5. Насыщение рынка. Сегодня купить телевизор, музыкальный центр труда не представляет - были бы деньги. Рынок насытился подобными товарами, что привело к сокращению спроса на них. Снижение цен в данном случае окажет незначительное влияние на увеличение спроса. Телевизоры, музыкальные центры и некоторые другие товары, спрос на которые насыщен, становятся менее эластичными.

В экономике часто проявляется эффект Гиффена: ситуация, когда повышение цены на какой-то товар вызывает увеличение спроса на него. Такой товар называется «низшим» (низшей категории), спрос на него находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя. Как правило, на этот товар приходится значительная часть бюджета семьи. Например, в бедной семье, где все доходы идут на питание, мясо - воскресное угощение. В остальные дни недели эта семья довольствуется более дешевой пищей (картошкой и макаронами). Рост цены на макароны заставит семью отказаться от мяса. Парадокс Гиффена заключается в том, что рост цены на макароны заставляет семью не сокращать, а увеличить их потребление.

Перекрестная эластичность (ПЭС) показывает изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие товары. Для анализа ПЭС все товары делятся на три группы: товары-заменители, комплементарные (дополняющие) товары и независимые товары. Перекрестную эластичность измеряют по формуле

 

Ec=ΔQx / Qx / ΔPy / Py

 

где QХ - спрос на один товар;

Ру - цена другого товара.

 

Величина ПЭС может быть положительной, отрицательной и нулевой.

Если два товара взаимозаменяемы и служат одинаковым целям, их ПЭС будет положительной. Как бы ни менялась цена одного товара, при прочих равных условиях спрос на другой движется в том же направлении. Растущая цена на один товар, скажем, подталкивает увеличение покупок другого. Если резко увеличилась цена на пепси-колу, резко возрастет спрос на кока-колу.

Комплементарные товары - кофе и кофеварка, взаимно обеспечивающие удовлетворение от их потребления. Они имеют отрицательную ПЭС. Увеличение цены на кофе снизит спрос на кофеварки.

Если два товара независимы друг от друга, их ПЭС равна 0. Увеличение цен на капусту не затронет спрос на автомобили.

Эластичность спроса по доходу (ЭСД) показывает изменения в объеме покупок в ответ на каждый процент изменения в доходе. ЭСД исчисляется по формуле

 

Ei = ΔQ / Q / ΔI / I

где Еi - эластичность спроса по доходу (ЭСД);

I - доходы потребителя;

Q - количество купленного товара.

 

Значение Еi может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Положительная ЭСД подразумевает, что увеличение в доходе (при прочих равных условиях) сопровождается увеличением объема покупок. Нормальные товары всегда имеют положительную ЭСД. Товары, где ЭСД больше единицы и увеличивается при росте дохода, называют предметом роскоши.

Рис. 14.Кривые Энгеля: Q - количество потребляемого товара; I - доходы потребителя; 1 - продовольственные товары; 2 - промышленные товары; 3 - высококачественные товары и услуги

 

Увеличение в доходе влечет увеличение в потреблении товаров.

На рис. 14 показаны кривые Энгеля, иллюстрирующие влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов.

Первый закон Энгеля утверждает: чем выше уровень жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего качества.



2016-09-16 1177 Обсуждений (0)
Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эластичность спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)