Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос и предложение. Характеристика рынков



2016-09-16 1711 Обсуждений (0)
Спрос и предложение. Характеристика рынков 0.00 из 5.00 0 оценок




Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие и рыночная цена. Излишек и дефицит. Принцип «невидимой руки» А. Смита.

Спрос. Кривая спроса

Поведение продавца и покупателя объединяют спрос и предложение.

Спрос - желание покупать товары, подкрепленное платежеспособностью.

Многие желают иметь красивый автомобиль, носить модную одежду, использовать самую дорогую музыкальную систему и т. д. Для экономиста подобные желания становятся интересны только тогда, когда они подкреплены возможностью купить желаемые товары, т. е. превращаются в платежеспособную потребность.

Закон спроса - обратная зависимость между ценой товара и покупательским спросом на него (при прочих равных условиях).

Предположим, что в магазине «Школьник» продаются ручки. Если ручка будет стоить 5 руб., ее купит один студент; если цена снизится до 4 руб., ее купят 10 человек, по 3 руб. - 20 чел., по 2 руб. - 30 чел., по 1 руб. - 40 чел. Количество желающих купить ручки увеличивается по мере снижения цены. Представим соотношение между Ценой и величиной спроса в виде таблицы (табл. 2).

Табличные данные можно представить в виде графика - кривой спроса. Она наглядно показывает, какое количество товаров и услуг Может быть куплено по разным ценам. По оси ординат откладываем цену единицы товара, по оси абсцисс - число единиц товара (рис. 4). Используя данные табл. 2, строим график.

Таблица 2. Зависимость между ценой и спросом

Цена ручки Р, руб. Число ручек Q, которые готовы купить потребители, шт.

Рис. 4. Кривая спроса

 

График показывает: при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями. Спрос растет при уменьшении цены и сокращается при ее повышении.

Это происходит по двум причинам.

1. Если цена на один из товаров падает, а цены других товаров остаются без изменения, покупатель увеличивает потребление более дешевого товара, замещая им товары, на которые цены не снизились.

2. Если доход потребителя остался прежним, а цена на один из потребляемых им товаров снизилась, то потребитель начинает считать себя богаче, чем прежде. Покупательная способность потребителя возросла, он приобретает больше различных товаров и чаще всего увеличивает потребление товара, который подешевел.

Понятия спрос и величина спроса очень часто обозначают одним термином: «спрос», - но они различаются.

Спрос - желание купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в конкретное время, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку.

Величина (объем) спроса - максимальное количество конкретного товара, которое согласен приобрести покупатель в конкретное время (день, месяц, год) в конкретных условиях (цена данного товара, цены на другие товары, размер денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей и т. д.).

Рассмотрим оба понятия на графике (рис. 5 и 6).

Рис. 5. Влияние цены на спрос

 

Рис. 6. Влияние дохода на спрос

 

Если мы изучаем величину спроса, то меняется только цена, все Другие факторы неизменны, и изменение объема спроса отражается в Движении по кривой спроса.

При движении от точки А к В и далее (см. рис. 5) происходит снижение цены и соответственно с падением цены меняется объем спроса: от 10→15 до 15→25 в точке С.

Если изменяется спрос, это означает, что произошли какие-то неценовые изменения. Предположим, изменился доход. Кривая Д начинает перемещаться. При увеличении дохода и соответственно спроса на данный товар кривая Д уходит в положение Д2; при уменьшении дохода спрос сокращается и кривая Д переходит в положение Д, (см. рис. 6). Иначе говоря, термин «объем спроса» относится к какой-либо точке на линии спроса, тогда как термин «спрос» - к положению всей кривой спроса.

На движение кривой влево или вправо может повлиять изменение цен на другие товары, вкусы и предпочтения покупателей. Изменение цены на чай может привести к изменению спроса на кофе, мясо можно заменить рыбой, молоком и т. д. В подобном случае мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами. Взаимозаменяемые товары (субституты) - такие пары товаров, для которых рост цены на один товар приводит к росту спроса на другой.

Потребители обычно реагируют и на изменение цен тех товаров, которые можно использовать только вместе. Ручные часы совершенно бесполезны, если к ним не будет ремешка или браслета; если нет в продаже часов, не нужны ремешки; если падает спрос на часы, соответственно сокращается спрос на ремешки и браслеты.

Интересна связь между автомобильными покрышками и бензином. Если дорожает бензин, люди меньше используют свои автомобили, следовательно, меньше изнашиваются покрышки, спрос на них падает. Такие товары называют взаимодополняющими.

Взаимодополняющие (комплементарные) товары - такие пары, для которых рост цены на один приводит к падению спроса на другой. Если выросли цены на кофе, спрос на кофемолки и кофеварки явно снизится.

Когда мы говорим о ценах на товары, нас мало волнует обозначение номинальной цены[1], а больше интересует цена в определенном сравнении, отношении к другим ценам и к нашему доходу. Разница в доходах дифференцирует людей по потреблению. Одни покупают суповой мясной набор, другие могут позволить себе мясо с костями, кто-то покупает мясо без костей, а кто-то - мясную вырезку. Каждый покупатель методом сравнения «доход-цена» определяет для себя товары наиболее рациональные. Сопоставляя цены товаров, потребитель определяет объемы потребляемых товаров. В период инфляции[2], когда общий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменение в относительных[3] и номинальных ценах.

При инфляции какой-то товар может стать относительно дешевым, если цены на другие товары растут быстрее.

В 1991 - 1993 гг., при очень высоких темпах инфляции в России наиболее доступными товарами оказались хлеб и молоко, а на мясо, колбасы, сыры и конфеты спрос упал. Во время кризиса 2008 г. спрос на высококачественные и соответственно дорогие товары упал, тогда как спрос на товары сравнительно низкого качества и соответственно сравнительно дешевые - возрос. Так, в магазинах сети «Перекресток» из обращения ушли около 4000 наименований товаров, не удовлетворявших по цене большинство потребителей.

Потребительские ожидания - фактор, который может стать причиной сдвига кривой спроса.

Если ожидается рост цен, потребители стремятся купить как можно больше товаров про запас по действующим ценам. Последнее особенно ярко проявляется в период инфляции, когда растут цены на все товары, но покупатели увеличивают спрос на них, порой в ущерб сбережениям.

Иногда подобный процесс идет в обратном направлении. Скажем, на фоне стремительного развития компьютеров цены на многие модели снижаются и потенциальные покупатели ждут падения цены

Рис. 7. Изменение спроса при неизменных иенах до той, которая их устроит.

 

Правда, они рискуют, что, когда их устроит цена, данная модификация компьютера устареет, т.е., выиграв в деньгах, они проиграют в современности и многофункциональности товара.

Изменения вкусов - еще один источник изменения спроса. Сегодня вкусы меняются очень быстро (одежда, электроника, еда) и кривая спроса постоянно перемещается.

Есть и другие факторы, влияющие на движение кривой спроса. Так, сейчас во многих странах мира население стало активно бороться за продление жизни: сокращают потребление табака и алкоголя (кривая спроса уходит влево), но потребляют больше курятины, рыбы, занимаются спортом - покупают тренажеры, спортивную одежду и т. д. (кривая спроса уходит вправо).

Факторы изменения спроса при неизменных ценах сведены на рис. 7.

Предложение

Количество товаров, предлагаемое производителями на рынке по конкретной цене в течение определенного промежутка времени, называется предложением. Как и спрос, его исследуют при помощи соответствующей кривой.

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и его количеством, которое производители предлагают по данной цене (рис. 8).

Рис. 8. Кривая предложения

 

Когда цена на товар растет, производитель пытается произвести и предложить на рынке больше товара, поскольку у него появляется соответствующий стимул. Рост цены на какой-то товар способствует

вливанию капитала в данную отрасль, что сказывается как ее расширение, модернизация, снижение издержек производства, а затем и как снижение цены.

Построим кривую предложения (рис. 9) по следующим данным.

Цена 1 кг яблок, руб. Величина предложения, тыс. т

 

Рис. 9. Изменение цены предложения под воздействием спроса

 

Как и кривая спроса, кривая предложения условна: она говорит, что при цене 1 кг яблок X величина предложения составит Y.

Кривая предложения, как и кривая спроса, зависит от цены и условий предложения, она поднимается снизу вверх и слева направо. Условие предложения определяет размещение кривой на координатной плоскости: рост предложения приводит к сдвигу кривой вправо, а снижение - влево.



2016-09-16 1711 Обсуждений (0)
Спрос и предложение. Характеристика рынков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос и предложение. Характеристика рынков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)